Файл: В юридической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие информационных технологий. Терминология и объект информатики.

2. Количественная мера информации.

3. Понятие энтропии.

4. Современные информационные технологии в деятельности МВД России.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Информационные процессы и их особенности.

2. Кодирование информации.

Преимущества цифровой передачи видеоданныхКроме очевидных преимуществ формата, сам способ формирования цифрового изображения также несет в себе существенные преимущества. Цифровой сигнал не ослабляется при передаче на расстояние, как аналоговый сигнал. Поэтому если он принимается вообще, то принимается без искажений. Цифровой сигнал не подвержен помехам, характерным для работы нецифрового оборудования, таким как тени, «туман» или «снег». Передается же цифровой сигнал в компрессированном виде, что намного сужает требуемую полосу пропускания канала. В цифровом телевидении применяется схема компрессии MPEG-2 – та же, что и на DVD.Любая компрессия – это компромисс. Самое высокое качество у некомпрессированного цифрового видео, но для этого необходимо передавать невероятное количество данных. Такую пропускную способность можно обеспечить только в локальной сети. Чтобы передавать цифровой сигнал по существующим каналам, изображение с разрешением примерно вчетверо выше по сравнению с обычным нецифровым компрессируется в соотношении 77:1. «Чудо компрессии» позволяет не только передавать в эфир превосходное изображение. Благодаря запасу полосы пропускания, появляется возможность передавать цифровое аудио 7.1, то есть настоящий окутывающий звук (surround sound).Важнейшим компонентом HDTV служит совсем крошечная деталь – скромный пиксель. В аналоговом телевидении элементы изображения, из которых состоит красная, зеленая и синяя компоненты, представляют собой вертикальные прямоугольники. В HDTV они квадратные, как на компьютерных мониторах, и более, чем в четверо меньше пикселов аналогового ТВ, так что мелкие детали получаются намного четче, что позволяет разглядеть каждую пору на коже кинозвезды. 2. Информационные кросс - технологииК данному классу отнесены технологии пользователя, ориентированные на следующие (или аналогичные) виды преобразования информации:• распознавания символов;• звук-текст;• текст-звук;• автоматический перевод. Оптическое распознавание символов (OCR)Когда страница текста отсканирована в ПК, она представлена в виде состоящего из пикселей растрового изображения. Такой формат не воспринимается компьютером как текст, а как изображение текста и текстовые редакторы не способны к обработке подобных изображений. Чтобы превра­тить группы пикселей в доступные для редактирования символы и слова, изображение должно пройти сложный процесс, известный как оптическое распознавание символов (optical character recognition – OCR).В то время как переход от символьной информации к графической (растровой) достаточно элементарен и без труда осуществляется, например при выводе текста на экран или печать, обратный переход (от печатного текста к текстовому файлу в машинном коде) весьма затруднителен. Именно в связи с этим для ввода информации в ЭВМ исстари использовались перфоленты, перфокарты и др. промежуточные носители, а не исходные «бумажные» документы, что было бы гораздо удобнее. «В защиту» перфокарт скажем здесь, что наиболее «продвинутые» устройства перфорации делали надпечатку на карте для проверки ее содержания.Первые шаги в области оптического распознавания символов были предприняты в конце 50-х гг. XX в. Принципы распознавания, заложенные в то время, используются в большинстве систем OCR: сравнить изображение с имеющимися эталонами и выбрать наиболее подходящий.В середине 70-х гг. была предложена технология для ввода информации в ЭВМ, заключающаяся в следующем: исходный документ печатается на бланке с помощью пишущей машинки, оборудованной стилизованнымшрифтом (каждый символ комбинируется из ограниченного числа вертикальных, горизонтальных, наклонных черточек, подобно тому, как это делаем мы и сейчас, нанося на почтовый конверт цифры индекса); полученный «машинный документ» считывается оптоэлектрическим устройством (собственно OCR), которое кодирует каждый символ и определяет его позицию на листе; информация переносится в память ЭВМ, образуя электронный образ документа или документ во внутреннем представлении. Очевидно, что по сравнению с перфолентами (перфокартами) OCR-документ лучше хотя бы тем, что он без особого труда может быть прочитан и проверен человеком и, вообще, представляет собой «твердую копию» соответствующего введенного документа. Было разработано несколько модификаций подобных шрифтов, разной степени «удобочитаемости» (OCR A (рис 1), OCR В (рис 2) и пр.). Рис. 1. OCR – A Рис. 2. OCR – BОчевидно также, что считывающее устройство представляет собой сканер, хотя и специализированный(считывание стилизованных символов), но интеллектуальный(распознавание их).OCR – технология в данном виде просуществовала недолго и в настоящее время приобрела следующий вид: считывание исходного документа осуществляется универсальным сканером, осуществляющим создание растрового образа и запись его в оперативную память и/или в файл; функции распознавания полностью возлагаются на программные продукты, которые, естественно, получили название OCR-software. Исследования в этом направлении начались в конце 1950–х гг., и с тех пор технологии непрерывно совершенствовались. В 1970-х гг. и в начале 1980-х гг. программное обеспечение оптического распознавания символов все еще обладало очень ограниченными возможностями и могло работать только с некоторыми типами и размерами шрифтов. В настоящее время программное обеспечение оптического распознавания символов намного более интеллектуально и может распознать фактически все шрифты, даже при невысоком качестве изображения документа.Основные методы оптического распознаванияОдин из самых ранних методов оптического распознавания символов базировался на сопоставлении матриц или сравнении с образцом букв. Большинство шрифтов имеют формат Times, Courier или Helvetica и размер от 10 до 14 пунктов (точек). Программы оптического распознавания символов, которые используют метод сопоставления с образцом, имеют точечные рисунки для каждого символа каждого размера и шрифта.Сравнивая базу данных точечных рисунков с рисунками отсканированных символов, программа пытается их распознавать. Эта ранняя система успешно работала только с непропорциональными шрифтами (подобно Courier), где символы в тексте хорошо отделены друг от друга. Сложные документы с различными шрифтами оказываются уже вне возможностей таких программ. Рис. 3. Разные подходы к распознаваниюВыделение признаков было следующим шагом в развитии оптического распознавания символов. При этом распознавание символов основывается на идентификации их универсальных особенностей, чтобы сделать распознавание символов независимым от шрифтов. Если бы все символы могли быть идентифицированы, используя правила, по которым элементы букв (например, окружности и линии) присоединяются друг к другу, то индивидуальные символы могли быть описаны незави­симо от их шрифта. Например: символ «а» может быть представлен как состоящий из окружности в центре снизу, прямой линии справа и дуги окружности сверху в центре (рис. 3).Если отсканированный символ имеет эти особенности, он может быть правильно идентифицирован как символ «а» программой оптического распознавания.Выделение признаков было шагом вперед сравнительно с соответствием матриц, но практические результаты оказались весьма чувствительными к качеству печати. Дополнительные пометки на странице или пятна на бумаге существенно снижали точность обработки. Устранение такого «шума» само по себе стало целой областью исследований, пытающейся определить, какие биты печати не являются частью индивидуальных символов. Если шум идентифицирован, достоверные символьные фрагменты могут тогда быть объединены в наиболее вероятные формы символа.Некоторые программы сначала используют сопоставление с образцом и/или метод выделения признаков для того, чтобы распознать столько символов, сколько возможно, а затем уточняют результат, используя грамматическую проверку правильности написания для восстановления нераспознанных символов. Например, если программа оптического распознавания символов неспособна распознать символ «е» в слове «th


Министерство внутренних дел

Российской федерации

Краснодарский университет

И.Н. Старостенко, Ю.Н. Сопильняк, М.В. Шарпан


ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Курс лекций

Краснодар

КрУ МВД России

2012

ББК 32.81

И 74






Рецензенты:

В.О. Осипян, доктор физико-математических наук, доцент (Кубанский государственный университет).

С.А. Вызулин, доктор физико-математических наук, профессор (Краснодарский университет МВД России).



И 74

Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: курс лекций / сост. И.Н. Старостенко, Ю.Н. Сопильняк, М.В. Шарпан. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012. – 298 с.




В курсе лекций рассматриваются вопросы введения в профессиональные информационные технологии, базовые офисные технологии и основы электронного документооборота в профессиональной деятельности, а также телекоммуникационные технологии, как основа инфраструктуры единого информационного пространства профессиональной деятельности.

Курс лекций предназначен для курсантов и слушателей Краснодарского университета МВД России.


ББК 32.81

© Краснодарский университет МВД России, 2012

Содержание


Тема 1. Основы профессиональных информационных технологий

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие информационных технологий. Терминология и объект информатики.

2. Количественная мера информации.

3. Понятие энтропии.

4. Современные информационные технологии в деятельности МВД России.


1. Понятие информационных технологий. Терминология и объект информатики


Информационные технологии являются важнейшей составляющей информационных отношений и представляют собой процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

В соответствии с определением ЮНЕСКО, под информационными технологиями понимается комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации.

Целью информационных технологий является производство информации для ее анализа человеком и принятия на ее основе какого-либо решения. Результат применения информационных технологий выражается в использовании информационных продуктов. Примерами информационных продуктов являются программные продукты, банки и базы данных.

Под профессиональными информационными технологиями будем понимать совокупность методов и средств получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах сотрудников органов внутренних дел.

Информационные технологии реализуются в автоматизированном и традиционном (ручном) видах. Автоматизированные информационные технологии – это технологии, в которых для сбора, передачи, хранения и обработки данных используются методы и средства вычислительной техники и систем связи.

Рассмотрим классификацию информационных технологий. Классификацию систематизируем по следующим признакам (рис. 1):

Р ис. 1. Классификация информационных технологий

По степени централизации технологического процесса информационные технологии делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии. Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации производится на основном сервере организации, либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре. Децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети. Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах, с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации в автоматизированном банке данных.



Тип предметной области выделяет функциональные классы задач соответствующих организаций, решение которых производится с использованием современных автоматизированных систем.

По степени охвата автоматизированных информационных технологий выделим автоматизированную обработку данных; автоматизацию функций управления; поддержку принятия решений, предусматривающая применение математических методов и моделей для аналитической работы и формирования прогнозов; электронный офис, как программно-аппаратный комплекс для автоматизации и решения офисных задач; экспертную поддержку, основанную на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.

По классам реализуемых технологических операций информационные технологии рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера:

  • работа с текстовыми редакторами;

  • работа с табличными процессорами;

  • работа с системами управления базами данных;

  • работа с графическими объектами;

  • мультимедийные системы;

  • гипертекстовые системы.

По типу пользовательского интерфейса:

  • пакетные: пользователь не влияет на обработку данных;

  • диалоговые: пользователь взаимодействует с вычислительной системой в интерактивном режиме;

  • сетевые: предоставляют пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.

Способ построения сети:

  • локальные;

  • многоуровневые (иерархические);

  • распределенные.

Информационные технологии можно представить совокупностью трех основных способов преобразования информации: хранения, обработки и передачи. История становления информационных технологий неразрывно связана со становлением и развитием этих трех способов. Эволюция информационных технологий продолжает естественную эволюцию человечества. Освоение каменных орудий помогло сформироваться человеческому интеллекту. Металлические орудия повысили производительность физического труда. Машины механизировали физический труд. На этом пути развития информационные технологии освобождают человека от рутинного умственного труда, усиливают его творческие возможности. Рассмотрим этапы эволюции информационных технологий.


На раннем этапе развития общества профессиональные навыки передавались в основном посредством ритуальных танцев, обрядовых песен, устных преданий и т.д.

Первый этап развития информационных технологий связан с открытием способов длительного хранения информации на материальном носителе. Примерами таких носителей является пещерная живопись, гравировка по кости, числовые нарезки для измерения. Способы хранения информации подвергались совершенствованию, а период до появления инструментов для обработки материальных объектов и регистрации информационных образов на материальном носителе составил около 1 миллиона лет.

Второй этап развития информационных технологий связан с появлением письменности (примерно 6 тысяч лет назад). Эра письменности характеризуется появлением новых способов регистрации на материальном носителе символьной информации. Применение этих технологий позволило осуществлять накопление и длительное хранений знаний. Примерами носителей информации на втором этапе развития информационных технологий являются: камень, дерево, глина, папирус, щелк, бумага. На данном этапе накопление знаний происходит достаточно медленно и связано с трудностями получения доступа к информации.

Начало третьего этапа развития информационных технологий – первая информационная революция – датируется 1445 годом, когда Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок и, тем самым, подвел итог становлению способов регистрации информации. Появление книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и интенсифицировало процесс накопления систематизированных по отраслям знаний.

В 1946 году начинается четвертый этап развития информационных технологий, который обусловлен появлением электронной вычислительной машины (ЭВМ) для обработки информации. Именно по этой причине четвертый этап называют второй информационной революцией.

Характерным признаком второй информационной революции является появление впервые за всю историю развития человечества усилителя интеллекта – ЭВМ.

Пятый этап развития информационных технологий связан с развитием способов передачи информации – появление компьютерных сетей. В 1983 году Международная организация по стандартизации разработала систему стандартных протоколов, получившую название модели взаимодействия открытых систем (OSI). Модель OSI представляет собой абстрактную сетевую модель для коммуникаций и разработки сетевых протоколов. Предлагает взгляд на компьютерную сеть с точки зрения измерений. Каждое измерение обслуживает свою часть процесса взаимодействия. Благодаря такой структуре совместная работа сетевого оборудования и программного обеспечения становится гораздо проще и прозрачнее.


Характерным признаком третьей информационной революции является то, что некоторые авторы, анализируя информационные технологии, которые используются в сети Интернет, сравнивают его с нейронной сетью и обсуждают вопрос о возникновении и развитии нейронной сети планеты и становлении планетарного разума.

В Российском законодательстве отношения, возникающие при формировании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения информации, при создании и использовании информационных технологий, систем и средств их обеспечения, защите информации регулирует Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. В данном законе раскрываются различные формы использования современных информационных технологий, таких как информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети. В этой связи использование понятия «информационные технологии» в названии нормативного документа будем считать целесообразным и приоритетным по сравнению с применением такого неопределенного понятия, как «информатизация».

Центральное место Федерального закона в системе информационного законодательства Российской Федерации определяет его приоритетную роль в вопросах регулирования информационных отношений и позволяет обеспечить единообразное, системное и обоснованное регулирование информационной сферы, а также создавать правовую основу для реализации государственных задач, связанных с построением в России информационного общества и обеспечением вхождения страны в мировое информационное пространство.

Мы рассмотрели информационные технологии с точки зрения понятия «технология». Теперь обсудим информационные технологии с точки зрения понятия «информации». Начнем с определения информатики.

Информатика (от французского information – информация и automatioque – автоматика) – это отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности.

В широком смысле, информатика (в англоязычном варианте computer science – наука о средствах вычислительной техники) – наука о вычислениях, хранении и обработке информации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к вычислительным машинам: как абстрактные, например, анализ алгоритмов, так и довольно конкретные – разработка языков программирования.