Файл: Протокол 1 от 28. 08. 2019г. Утверждаю директор мбоу Чарышская сош Митин А. Н утверждаю.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для учеников 3 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР вариант 7.1)


№ занятия

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

ДДата проведения

Раздел 1. Вводное занятие

1

Вводное занятие

1

Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; проведение психогимнастические упражнений.




Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей

2

Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения, сплочение детского коллектива


4

Формирование сплоченного детского коллектива, обучение детей эффективным способам общения. «Мы – дружная команда».




3

Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. Упражнение «Комплименты»




4 - 5

Формирование у детей мотивации на совместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества. Формирование положительной учебной мотивации.




Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения

6-8

Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением


11

Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля.




9-11

Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.




12-14

Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции.




15-16

Тренировка распределения внимания. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.




Раздел 4. Развитие мнестических способностей

17-19

Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания


12

  • Развитие объема кратковременной оперативной памяти. Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций.




20-22

Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Дидактические игры и упражнения (слуховые диктан­ты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зри­тельные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвенье­вых инструкций; заучивание букв).




23-25

Развитие ассоциативной памяти.




26-28

Обучение способам эффективного запоминания. Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.





Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации

29-34

Развитие основных мыслительных операций(анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления


22

Развитие логического мышления и сообразительности. Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования.




35-39

Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения.




40-44

Развитие умения обобщать и находить противоположности. Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления;  игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.




45-50

Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать




Раздел 6. Развитие двигательной сферы

51-53

Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта

8

Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором.




54-55

Развитие умения организации и контроля двигательных программ. Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики,

Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями.




56-58

Развитие произвольности движений (сигнал-реакция). Тренинг-уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот»




Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений

59-60

Формирование собственно пространственных и квазипротранственных представлений

6

Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото»




61-64

Формирование квазипространственных представлений


Формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи»




Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы

65-67

Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом.

12

Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть, гордость, страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд




68-70

Работа с чувством страха и тревожности.




71-73

Формирование умения различать и принимать эмоции других людей




74-76

Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций




Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения

78-81

Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей.



10

Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и фантазия.




82-84

Изучение особенностей творческого мышления школьников. Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п.




85-87

Развитие воображения учащихся. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения:

«Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности».

Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа.




Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств


88-90

Развития эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.


10

Развитие мотивации на осмысление причин ссор, обучение навыкам взаимодействия и сотрудничества.

Тренинг « Как и почему начинаются ссоры?»

Тренинг на развитие толерантности «Свои и чужие»




91-93

Формирование умения эффективного общения, закрепление правил дружеского общения.

«Как мы все похожи!»

«Какие мы все разные!»




94-97

Сказкотерапия «Качества, важные для общения»

Тренинг: Правила дружбы.

Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда»

Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)».




Раздел 11. Обобщающие занятия. Итоговая диагностика.

98-100

Обобщающие занятия

3

 Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы




101-102

Итоговая диагностика

2

Проведение итоговой диагностики с целью определения динамики





Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР вариант 7.1)

занятия

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятий

Дата проведения

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)

1

Вводное занятие


1

Групповые игры, принятие правил групповой работы, создание атмосферы

эмоционального комфорта.




Раздел 2. Диагностический блок (2 часа)

2-3

Входная диагностика

2

Тесты интеллекта, определение интеллектуального и личностного развития.




Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления (10 часов)

4-13

Развитие различных видов и форм восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера и зрительной моторной

координации; развитие ориентировки во времени и в пространстве

10

Формированиепроизвольностизрительноговосприятия,дорисовываниенезаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение.

движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (оставление простейших схем- планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман). Определение времени по часам.




Раздел 4. Развитие памяти (12 часов)

14-25

Развитие различных видов

памяти: слуховой, зрительной,

моторной, опосредованной и проч. Овладение приемами

осмысленного запоминания;

развитие смысловой вербальной

памяти.

12

Тренировка различных видов памяти, упражнения «Опиши картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение».

Развитие словесно-логической памяти, упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение мнемотехникам




Раздел 5. Развитие воображения (8 часов)

26 -33

Развитие видов воображения:

активация свойств воображения.


8

Развитие активного воображения с использованием арт-техник: «Чернильные пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое рисование», «Орнаменты», «Каракули».




Раздел 6. Развитие внимания (8 часов)

34 - 43

Развитие произвольного

внимания. Развитие

устойчивости и концентрации

внимания.


10

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что видишь», «Корректировщик», «Шифровка», «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди отличия».




Раздел 7. Развитие мыслительных функций (22 часа)

44-63

Развитие наглядно-образного мышления; формирование вербально-понятийного аппарата;


 

22


Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический диктант»;

Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. Развитие словесно – логического мышления. Построение

умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей.




Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции (14 часов)

64-77

Формирование навыков построения внутреннего плана

действий, овладение приемами

самоконтроля и саморегуляции;

Активация способностей к

преодолению гиперактивности, расторможенности,

неуправляемости; развитие рефлексивной деятельности.

14

Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искать выход из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в согласии с другими», «Как победить злость», «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо», «Саморегуляция».





Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы (17 часов)

78-94

Развитие эмоциональной сферы.

Формирование рефлексии

личностных качеств. Развитие самооценки, умений принять себя;

развитие умений дифференциации

чувств.



17

Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения.  Вера в себя.  Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. Игровая коррекция агрессивности, формирование и развитие внимания, доброжелательности, взаимоотношений детей в группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения

и умения работать в команде.





Раздел 10. Развитие личностно-мотивационной сферы

95-100

Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения,

мотивационные установки и т. д.)


6

Формирование у детей навыков самоконтроля.

Формирование нравственных представлений.

Арт-терапия «Остров счастья»





Раздел 11. Итоговая диагностика (2 часа)

101-102

Итоговая диагностика

2

Подведение итогов, определение динамики развития детей