Файл: Протокол 1 от 28. 08. 2019г. Утверждаю директор мбоу Чарышская сош Митин А. Н утверждаю.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для учеников 3 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР вариант 7.1)
№ занятия | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | ДДата проведения | |
Раздел 1. Вводное занятие | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; проведение психогимнастические упражнений. | | |
Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей | |||||
2 | Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения, сплочение детского коллектива | 4 | Формирование сплоченного детского коллектива, обучение детей эффективным способам общения. «Мы – дружная команда». | | |
3 | Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. Упражнение «Комплименты» | | |||
4 - 5 | Формирование у детей мотивации на совместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества. Формирование положительной учебной мотивации. | | |||
Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения | |||||
6-8 | Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением | 11 | Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. | | |
9-11 | Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. | | |||
12-14 | Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции. | | |||
15-16 | Тренировка распределения внимания. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. | | |||
Раздел 4. Развитие мнестических способностей | |||||
17-19 | Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания | 12 |
| | |
20-22 | Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). | | |||
23-25 | Развитие ассоциативной памяти. | | |||
26-28 | Обучение способам эффективного запоминания. Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. | | |||
Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации | |||||
29-34 | Развитие основных мыслительных операций(анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления | 22 | Развитие логического мышления и сообразительности. Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. | | |
35-39 | Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения. | | |||
40-44 | Развитие умения обобщать и находить противоположности. Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. | | |||
45-50 | Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать | | |||
Раздел 6. Развитие двигательной сферы | |||||
51-53 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта | 8 | Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. | | |
54-55 | Развитие умения организации и контроля двигательных программ. Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики, Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями. | | |||
56-58 | Развитие произвольности движений (сигнал-реакция). Тренинг-уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот» | | |||
Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений | |||||
59-60 | Формирование собственно пространственных и квазипротранственных представлений | 6 | Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото» | | |
61-64 | Формирование квазипространственных представлений | Формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи» | | ||
Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы | |||||
65-67 | Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом. | 12 | Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть, гордость, страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд | | |
68-70 | Работа с чувством страха и тревожности. | | |||
71-73 | Формирование умения различать и принимать эмоции других людей | | |||
74-76 | Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций | | |||
Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения | |||||
78-81 | Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей. | 10 | Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и фантазия. | | |
82-84 | Изучение особенностей творческого мышления школьников. Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п. | | |||
85-87 | Развитие воображения учащихся. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа. | | |||
Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств | |||||
88-90 | Развития эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей. | 10 | Развитие мотивации на осмысление причин ссор, обучение навыкам взаимодействия и сотрудничества. Тренинг « Как и почему начинаются ссоры?» Тренинг на развитие толерантности «Свои и чужие» | | |
91-93 | Формирование умения эффективного общения, закрепление правил дружеского общения. «Как мы все похожи!» «Какие мы все разные!» | | |||
94-97 | Сказкотерапия «Качества, важные для общения» Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда» Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)». | | |||
Раздел 11. Обобщающие занятия. Итоговая диагностика. | |||||
98-100 | Обобщающие занятия | 3 | Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы | | |
101-102 | Итоговая диагностика | 2 | Проведение итоговой диагностики с целью определения динамики | |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР вариант 7.1)
№ занятия | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятий | Дата проведения |
Раздел 1. Вводное занятие (1 час) | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | Групповые игры, принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. | |
Раздел 2. Диагностический блок (2 часа) | ||||
2-3 | Входная диагностика | 2 | Тесты интеллекта, определение интеллектуального и личностного развития. | |
Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления (10 часов) | ||||
4-13 | Развитие различных видов и форм восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера и зрительной моторной координации; развитие ориентировки во времени и в пространстве | 10 | Формированиепроизвольностизрительноговосприятия,дорисовываниенезаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (оставление простейших схем- планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман). Определение времени по часам. | |
Раздел 4. Развитие памяти (12 часов) | ||||
14-25 | Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной и проч. Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти. | 12 | Тренировка различных видов памяти, упражнения «Опиши картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение». Развитие словесно-логической памяти, упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение мнемотехникам | |
Раздел 5. Развитие воображения (8 часов) | ||||
26 -33 | Развитие видов воображения: активация свойств воображения. | 8 | Развитие активного воображения с использованием арт-техник: «Чернильные пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое рисование», «Орнаменты», «Каракули». | |
Раздел 6. Развитие внимания (8 часов) | ||||
34 - 43 | Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания. | 10 | Игры и упражнения на развитие произвольного внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что видишь», «Корректировщик», «Шифровка», «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди отличия». | |
Раздел 7. Развитие мыслительных функций (22 часа) | ||||
44-63 | Развитие наглядно-образного мышления; формирование вербально-понятийного аппарата; | 22 | Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический диктант»; Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. | |
Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции (14 часов) | ||||
64-77 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции; Активация способностей к преодолению гиперактивности, расторможенности, неуправляемости; развитие рефлексивной деятельности. | 14 | Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искать выход из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в согласии с другими», «Как победить злость», «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо», «Саморегуляция». | |
Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы (17 часов) | ||||
78-94 | Развитие эмоциональной сферы. Формирование рефлексии личностных качеств. Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств. | 17 | Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. Игровая коррекция агрессивности, формирование и развитие внимания, доброжелательности, взаимоотношений детей в группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения работать в команде. | |
Раздел 10. Развитие личностно-мотивационной сферы | ||||
95-100 | Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.) | 6 | Формирование у детей навыков самоконтроля. Формирование нравственных представлений. Арт-терапия «Остров счастья» | |
Раздел 11. Итоговая диагностика (2 часа) | ||||
101-102 | Итоговая диагностика | 2 | Подведение итогов, определение динамики развития детей | |