Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория Государство и Право на тему Система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теория Государство и Право»
на тему: «Система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
»
Выполнил:
Студент1 курса очного отделения юридического факультета
Вьюнов С.С
Научный руководитель: к.ю.н., А.А.Федорченко
Москва, 2018

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПОНЯТИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
5 2. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
13 3. ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
31

3
ВВЕДЕНИЕ
Одним из признаков цивилизованного государства следует считать признание прав и свобод человека и гражданина, и провозглашение их высшей ценностью.
Внимание к правам человека проявлялось еще во времена античности, когда человек стал задумываться о морально-нравственных и социальных принципах общественного устройства, необходимости защиты этих принципов в равноправии. Однако окончательно институт защиты прав и свобод человека и гражданина сформировался гораздо позже, пройдя сквозь суровые религиозные догматы средних веков, первоначальные правовые концепции эпохи возрождения, попытки правового регулирования прав в новом времени.
В демократическом государстве, к которым относится и Россия, права и свободы человека и гражданина являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.
Признание прав человека высшей ценностью означает их приоритет для государства, ориентацию публичных субъектов на их уважение, обеспечение и защиту. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны ограничивать сферу влияния власти, препятствовать произволу и несанкционированному вторжению государства в частную жизнь.
Однако права и свободы невозможны без обязанностей. Как член государства и общества каждый человек наделяется мерой не только возможного, но и должного поведения.
Актуальность настоящей темы курсовой работы связана с тем, что вопрос прав человека и гражданина, проблема их соблюдения и реализации всегда являлся одним из сложнейших в теории и на практике. Особенную


4 сложность представляет настоящий вопрос в связи с переходным периодом развития государственности.
Целью настоящей работы является комплексный анализ института прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Для достижения указанной цели считаю необходимым решить следующие
задачи: изучить исторический аспект прав и свобод человека, дать определение понятию прав и свобод человека и гражданина; изучить их классификацию и систему; охарактеризовать обязанности человека и гражданина, и проблемы, связанные с их определением.
Предметом исследования в настоящей курсовой работе являются теоретические положения и разработки, связанные с изучением вопроса прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются следующие способы и методы: изучение и анализ научных источников и учебной литературы по выбранной теме; анализ положений нормативных правовых актов, регулирующих изучаемые правоотношения.

5
1. ПОНЯТИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Возникновение понятия «права человека», изучение этой проблемы среди ученыхи мыслителей тесно связано с пропагандой идей естественного права.
Еще в V—IV вв. до н.э. древнегреческие философы утверждали, что все люди равны от рождения и имеют равные права, обусловленные их природой. В древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политико-правовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время создавались первые города, шел процесс становления политического сознания, что дало обществу толчок к пониманию ценности прав и свобод.
В период феодальной раздробленности многие естественно-правовые идеи рассматривались сквозь призму религиозных взглядов. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Джона Локка, Шарля-Луи
Монтескье, И. Канта, и других известных философов и политологов.
Постепенно, с развитием государственности, усложнением структуры социальных связей, права человека из идеальной категории трансформировались в реальную действительность, закреплялись в официальных государственных документах, стали играть роль критерия демократичности системы правового и государственного устройства.
Первым европейским документом о правах человека считаются
«Двенадцать статей» 1525 года, манифест Реформации и Крестьянской войны в
Германии, составлявший часть требований крестьян в борьбе за свои права.
Авторы указанного документа впервые заговорили о праве человека на свободу совести, что вызвало активные дискуссии, учитывая, что само понимание прав человека ещё не закрепилось основательно.
Одним из первых официальных источников, отражающих права человека в систематизированном виде, была Виргинская декларация (1776 г.), положенная


6 в основу Билля о Правах Конституции США (1791 г.). Огромное историческое и политическое значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.).
С точки зрения интернациональных гарантий признания и соблюдения прав и свобод человека большую роль играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
Таким образом, права человека и гражданина стали полноценным правовым институтом, регламентируемым на международном и национальном уровнях. Эволюция развития данного института начинается со времен античности, в которых были сформированы основные принципы соблюдения прав личности, не получившие юридической регламентации, и эпохи возрождения, когда права человека стали аккумулироваться в трактаты и кодексы, освобождаясь от жестких принципов религиозного догматизма. Но только в XV веке институт прав человека и гражданина стал характеризоваться правовыми признаками, а его окончательное формирование пришлось на XVII-
XX века.
Современные реалии таковы, что права человека получили признание и отражение в законах большого количества государств.
Стремление Российской Федерации законодательно закрепить и соблюдать на практике права человека следует из факта принятия Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации
(1993 г.).
«Права человека – универсальная категория, представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе».
1 1
Конституционное право России в вопросах и ответах.2-е изд., перераб. и доп. /
Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2003. С. 73

7
Из указанного подхода следует, что права и свободы человека не предоставляются государством, и не должны отниматься им. Это естественные притязания, связанные с самим фактом человеческого существования. Поэтому их изучение представляет интерес для различных форм познания: от философской до политико-правовой. Этим обуславливается многообразие трактовок прав человека.
С точки зрения юридического подхода права и свободы человека рассматриваются как возможности, закрепленные законодательством и гарантированные государством, причем не только гражданину этого государства, но и каждому человеку, находящемуся на его территории.
Законодательное закрепление и фактическое признание прав человека – один из неотъемлемых признаков правового государства.
Понятие свободы личности включает в себя две основные категории – объективную и субъективную свободу. Свобода в объективном смысле – это возможность человека осознавать объективную необходимость определённого варианта поведения и действовать в соответствии с ней. Субъективной свободой личности необходимо не только понимание человеком необходимости того или иного варианта поведения, а осознание того, что эти действия отвечают его собственным побуждениям, желаниям и интересам.
Внутренне свободная личность не просто действует в соответствии с познанной необходимостью. Такая личность предвидит последствия своего поведения, осознаёт созвучность требований объективной социальной необходимости собственным интересам, а потому активно стремится к достижению таких результатов
1
В указанных определениях основное значение уделяется пониманию свободы как категории философской, какой, впрочем, она и является. Однако в
1
Чухвичев, Д. В. Свобода личности и юридическая ответственность / Д. В. Чухвичев
// Государство и право. 2005. № 3. С. 103.


8 контексте изучаемой темы курсовой работы интерес представляет правовое понимание свободы.
Безусловно, в понятиях «права» и «свободы» имеются сходства и различия. Сходства проявляются в том, что и то, и другое, представляет собой возможность. В рамках правовой науки – предоставленную или гарантированную правом возможность.
При этом право представляет собой возможность получить какие-либо блага, а свобода – возможность избежать определенных ограничений.
«Разграничение понятий «права» и «свободы» имеет практический смысл.
Если государство в своем Основном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае предоставления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству».
1
В юридической литературе права и свободы человека трактуются различными авторами исходя из типа право понимания. Всех их объединяет стремление определить как юридическую природу права, так и природу прав человека.
Первый тип право понимания – это юридический позитивизм или нормативизм. Данному типу присуще представление о праве как о совокупности норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается силой государственного принуждения. Второй тип правопонимания – социологический позитивизм, определяющий право как систему общественных отношений, возникающих в различных социальных группах, либо создаваемых решением судебных и административных органов, имеющих юридические последствия.
Советская юриспруденцияпридерживалась в основном позитивистской концепции. Юридический позитивизм рассматривает право производное
1
Пахомова В.В. Институт прав и свобод человека и гражданина в конституционном праве России // Право и образование. 2010. № 3. С. 19

9 государственной власти. Согласно этому подходу, права человека «даруются» государством, публичная власть, согласно данной доктрине, может как даровать те или иные права, так и произвольно их отнять. Она же определяет объем и содержание прав человека. Данная теория предполагает полное подчинение личностигосударству как верховной силе.
Другая отличительная чертауказанного типа правопонимания – права человека обусловлены его же обязанностями. Советские ученые отмечали, что граждане получают свои права не по праву рождения и в личных целях, а исключительно в общественных интересах, и пользуются ими постольку, поскольку являются членами советского общества. «Представления от октроированности прав и свобод и об их обусловленности обязанностями
(ответственностью перед обществом, потребностью укрепления социалистического строя, социальными функциями др.) являются базовыми постулатами позитивистской теории права»
1
Надо ли говорить, что в настоящее время, на волне пропаганды гуманизма такие воззрения выглядят скорее как нарушение прав человека, нежели как их признание. Однако такое понимание было актуально лишь для эпохи Советов, то есть соответствовало духу того времени.
Социологический позитивизм рассматривает права человека с точки зрения их обеспечения социальными механизмами (исполнением судебного акта, или силой общественного принуждения).
Оба позитивистских подхода имеют общую черту, они рассматривают практически применимое понимание природы прав человека, и отходят от идеальных воззрений.
1
Варламова Н.Ю. Позитивистские трактовки прав человека // Права человека и современное государственно-правовое развитие / Отв. ред. А.Г. Светланов. М.,
2007. С. 249-271.


10
Противоположностью позитивизма (юридического и социологического) выступают естественно-правовой и философский (либертарно-юридический) подходы к определению прав человека и их сущности.
Естественно-правовая доктрина устанавливает приоритет личности. Эта теория аргументирует понимание прав человека как неотъемлемых
(неотчуждаемых) и священных императивов. Согласно ей, права человека являются естественными и прирожденными, они независимы от усмотрения и произвола государственной власти; власть нужна лишь для обеспечения таких прав.
Теория естественного праваимеет своей целью ограничениевозможности государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека, не считаясь при этом с необходимым для нормальной жизнедеятельности индивида набором прав.
Нормы, установленные государством, получили в данной доктрине название позитивного права. Естественное право, в соответствии с этой теорией, значимо само по себе. Оно предшествует позитивному праву и, в случае расхождения с последним, имеет безусловное превосходство.
Либертарный подход исходит из приоритета свободы. Право определяется им как нормативно выраженная свобода, равная для всех членов общества.
Совокупность прав человека – объем правовой свободы, который признается необходимым для каждого субъекта права.
Основные права и свободы возникают не в силу их официального провозглашения и установления государством, как это принято считать в позитивистской доктрине, а в силу их взаимного признания другими членами общества. Задача государства – оформить данный процесс.
Как и естественно-правовая теория, в либертарной теорииправа человека естественны и неотчуждаемы.
При этом либертарная теория не отрицает закон и признает его силу. Права человека являются гранью, переступая которую закон перестает быть

11 правовым.Правовые законы и другие нормативные акты призваны зафиксировать факт существования прав человека и обеспечить их соблюдение.
Права человека являются принципом, основным началом законодательства, а степень их обеспеченности является характеристикой государства. Они должны определять функции государства и обеспечиваться правосудием.
Итак, существует четыре основных подхода к пониманию прав человека.
На мой взгляд, в каждом из них есть свое рациональное зерно, однако каждый страдает категоричностью. Позитивизм излишне односторонен в формально- юридическом толковании прав человека, а естественные теории недооценивают значение роли государства и формально закрепленных гарантий прав.
В настоящее время указанные подходы все ещё актуальны, и в научной среде находятся их сторонники, что порождает неминуемые споры о том, какое определение в итоге дать правам человека.
Я разделяю точку зрения, согласно которой необходимо объединить положительные черты каждого из подходов и дать определение понятию, избегая категоричности.
Правильнее было бы определить права человека исходя из положительных принципов всех подходов к трактовке этого понятия.
Например, удачным видится следующее определение: «права и свободы человека— это естественно возникающие, содержащиеся в Конституции государства, а также в общепризнанных принципах, нормах международного права и международных договорах, непосредственно действующие, неотъемлемые, неотчуждаемые, гарантированные и обеспеченные государством и международным сообществом, определенные равные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний на обладание жизненно важными материальными и духовными благами, обеспечивающие