Файл: Беспре дельная Власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1021

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рой они разговаривают сами с собой, очень влияет на их мотивацию. Обнаружив однажды различные способы представления явлений и вещей и их влияние на нас, мы можем взять управление своим собственным мозгом на себя и представлять эти вещи и явления таким образом, который вдохновлял бы нас, а не ограничивал наши воз- можности.
Если кто-то получает результаты, которые нам бы хотелось смоделировать, нам нужно больше знать о том, каким образом этот человек представлял что-то в своем воображении и что он говорил себе. Нам нужны более точные инструменты для проникновения в его сознание.
Вот где приобретают значение оттенки чувств. Они как точные количества добавочных ингредиентов, необходимых для сотворения результата. Они как самые маленькие и наиболее точные довески — кирпичики, которые завершают формирование всей структуры человеческого опыта. Чтобы понимать и таким образом научиться контролировать визуальный опыт, нам надо как можно больше знать о нем: яркий он или темный, черный или белый, движущийся или неподвижный. Точно так же в случае слуховых представлений мы должны знать, громкие они или тихие, близкие или далекие, звонкие или глухие. Нам необходимо знать, является ли кинестетический опыт мягким или твердым, острым или тупым, гибким или жестким. Ниже я привожу список таких оттенков чувств.
Образы, которыми мы оперируем, имеют еще одну особенность: они могут быть ассоциативными или диссоциативными. Ассоциативный образ — это такой, который ощущается вами, как если бы вы действительно там были. Вы будто видите его своими собственными глазами, видите и слышите именно то, что вы бы дейст- вительно видели и слышали, если бы ваше тело было в том месте в то время.

Примерный перечень
чувственных элементов
Визуальные
1. Движущиеся или неподвижные
2. Панорамные или в рамке (если в рамке, то какая она)
3. Цветные или черно-белые
4. Яркость
5. Размер изображения (натуральный, уменьшенный или увеличенный)
6. Размер центрального (ключевого) объекта
(или объектов)
7. Сами вы «в кадре» или «за кадром»
8. Расстояние от вас до изображения
9. Расстояние от вас до центрального объекта
10. Качество трехмерного (объемного) изображения
11. Насыщенность цвета (или черных тонов и белого цвета)
12. Контрастность
13. Движение (если есть, то в каком темпе: быстро или медленно)
14. Фокусировка (какие детали в фокусе, а какие нет)
15. Фокусировка меняется или нет
16. Угол зрения, под которым вы видите картину
17. Количество изображений (кадров)
18. Местоположение изображения
19. Прочие элементы, если они есть
Слуховые
1. Громкость
2. Модуляция (прерывания, группировки)
3. Ритм (регулярный, нерегулярный)
4. Интонация (отдельные слова выделены, каким образом)


5. Темп
6. Паузы
7. Тональность
8. Тембр (качество, резонанс)
9. Особые качества звучания (торжественно, плавно и т. д.)
10. Звук перемещается в пространстве
11. Местоположение
12. Прочие элементы, если они есть
Кинестетические
1. Температура
2. Текстура (ощущение на ощупь)
3. Вибрация
4. Давление
5. Движение
6. Длительность
7. Постоянные — прерывистые
8. Интенсивность
9. Вес (масса)
10. Плотность
11. Местоположение
12. Прочие элементы, если они есть
Болевые
1. Зуд, раздражение
2. Ожог — переохлаждение
3. Напряжение мышц
41 Острота — приглушенность
5. Давление
6. Продолжительность
7. Прерывистость (например, сердцебиение)
8. Местоположение
9. Прочие элементы, если они есть

Диссоциативный образ — это такой образ, который воспринимается будто не вами, а кем-то другим. Если это ваш собственный диссоциативный образ, то наблю- дать его — все равно, что смотреть кинофильм, снятый о вас самих.
Остановитесь на минуту и постарайтесь вспомнить какой-нибудь недавний приятный опыт, и как можно отчетливее. Попробуйте действительно вернуться и углубиться в этот опыт. Вспомните, что вы видели своими собственными глазами: события, образы, цвета, яркость и т. д. Вспомните, что вы слышали, и попробуйте это услышать заново: голоса, звуки и т. д. Почувствуйте, что вы тогда чувствовали: эмоции, температуру и т. д.
Испытайте то, что испытывали тогда. А теперь как бы выйдите из собственного тела и ощутите свой выход из ситуации, но отступите в такое место, откуда вы все еще можете наблюдать себя в этом своем опыте. Представьте этот опыт таким образом, будто смотрите фильм с самим собой в главной роли. Какова разница в ваших ощущениях? В каком случае ваши чувства более интенсивны — в первом или во втором? Вот это и есть разница между ассоциативным и диссоциативным образами.
Используя при характеристике оттенков чувств про- тивоположность (ассоциативность — диссоциативность), вы можете радикально изменить свое восприятие жизни.
Помните, мы уже уяснили с вами, что любое поведение человека является результатом того состояния, в котором он находится, а его состояния создаются его же внутренними представлениями — теми явлениями и событиями, которые он воображает, словами, которые он себе говорит, и т. д. Точно так же как режиссер может изменить воздействие своего фильма на публику, вы можете управлять тем воздействием, которое ваш жизненный опыт на вас оказывает. Режиссер может

изменить угол расположения камеры, громкость и ха- рактер музыки, скорость и количество движений, цвет и качество изображения, создавая таким образом то со- стояние, которое он стремится пробудить у публики.
Вы точно так же можете направлять свое сознание, ге- нерировать любое состояние или поведение, которое со- ответствует достижению самых высоких ваших целей или потребностей.
Позвольте мне показать вам, как это делается. Очень важно, чтобы вы проделали все упражнения, сначала про- читав их, а потом выполнив, прежде чем читать дальше.
Может оказаться забавным проделывать эти упражнения в паре. Задавайте вопросы друг другу по очереди и отвечайте на них.
Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили какое-нибудь приятное событие в своей жизни. Оно может быть недавним или давно прошедшим. Для этого просто закройте глаза, расслабьтесь и думайте про то, что про- изошло тогда. А теперь попытайтесь усилить это изображение, делая его все ярче и ярче. По мере того как изображение становится ярче, следите за изменением вашего состояния. А теперь попробуйте приблизить изображение к себе, увеличивая его. Что происходит, когда вы манипулируете изображением? Меняется интенсивность вашего опыта, не так ли? Для большинства людей увеличение яркости и величины образа, а также приближение его ведет к созданию еще более мощного и
более приятного образа. Усиливается воздействие на вас этого потенциально сильного и приятного внутреннего представления. Оно переводит вас в более радостное, оптимистичное и деятельное состояние.
Все люди имеют доступ к трем своим чувственным системам, ил и системам представления, — визуальной, слуховой и кинестетической. Но разные люди в различной степени полагаются на каждую из этих систем
представления. Большинство людей получают доступ к своему мозгу в основном через визуальную сферу представлений. Они реагируют на те образы, которые проносятся в их сознании. Другие воспринимают мир в основном через слух. У третьих более развиты кинестетические ощущения. Такие люди больше реагируют на то, что они слышат или ощущают.
Поэтому после того, как вы потренироваться со своими визуальными образами, попробуйте проделать такие же упражнения с другими системами представлений.
Снова вернитесь к тому приятному воспоминанию, с которым вы только что работали. Попробуйте усилить громкость голосов или звуков, которые вы тогда слышали. Придайте им более энергичный ритм, сделайте их более низкими, поменяйте тембр. Сделайте их сильнее и убедительнее. Теперь попробуйте проделать то же самое с кинестетическими оттенками чувств. Сделайте свое воспоминание теплее, мягче и более гладким на ощупь, чем оно было раньше. Что теперь делается с вашими чувствами при воспоминании о прошлом?
Люди отвечают на внешние раздражители не одина- ково. Кинестетические раздражители в особенности вы- зывают разные реакции у разных людей. Большинство из вас, очевидно, заметили, что если делать изображение ярче или крупнее, то оно от этого усиливается. Внутреннее представление становится более интенсивным, более приятным, и, что самое главное, оно переводит вас в более позитивное, более активное состояние. Когда я провожу это упражнение на семинарах со своими слушателями, то каждый раз убеждаюсь в этом, наблюдая за физиологическими проявлениями их состояния: дыхание становится глубже, плечи расправляются, лица расслабляются, при этом тела как бы наливаются новой энергией.
А теперь давайте попробуем проделать то же самое упражнение с отрицательным образом. Вспомните что-

нибудь такое, что разочаровало вас и вызвало боль. Те- перь возьмите это изображение и добавьте яркости. При- близьте его к себе, увеличьте. Что происходит в вашем сознании? Большинство людей обнаруживают, что их негативное состояние обостряется. Те отрицательные эмоции, которые они испытывали раньше, становятся еще сильнее. Теперь отодвиньте это изображение на его исходное место. Что происходит, когда вы его делаете все меньше и меньше и все менее и менее ярким? А теперь попробуйте отметить перемены в своих ощуще- ниях. Вы почувствуете, что отрицательные эмоции и чув- ства утратили свою силу над вами.
Попробуйте проделать это же упражнение с другими органами чувств. Прислушайтесь к своему собст- венному голосу или к другим голосам, раздающимся в представленном вами неприятном эпизоде. Переклю- чите этот голос на громкий или, как говорят музыканты, форте. Ощутите этот опыт как устойчивый и жесткий.
Можно гарантировать, что произойдет то же самое — негативные ощущения усилятся. Но только, пожалуйста, не относитесь к этому эксперименту формально. Я хочу, чтобы вы проделывали эти упражнения со всей серьезностью, сосредоточенно и тщательно следя за тем, какие чувства и оттенки чувств оказывают на вас наи- большее влияние. Возможно, вам понадобится не один раз пройти по этим этапам в своем сознании, наблюдая за тем, как манипулирование образами меняет ваше от- ношение к ним.
Давайте снова возьмем тот отрицательный образ, с которого мы начали, и попробуем его уменьшить. Сле- дите за тем, что происходит, когда вы уменьшаете изо- бражение. Теперь давайте выведем его из фокуса — сделаем размытым, тусклым и неразборчивым. Теперь уберите его совсем — уведите его настолько далеко, что-
бы оно было почти незаметным. А теперь возьмите этот образ и отправьте его на воображаемое солнце. Обра- тите внимание на то, что вы услышите, увидите и почув- ствуете, когда он исчезнет из вашего мира навсегда.
Проделайте то же самое с вашими слуховыми обра- зами. Уменьшите звук и громкость голосов, которые вы слышите, чтобы они звучали, будто сквозь сон. Уберите из них ритм и резкость. Попробуйте сделать то же самое с вашими кинестетическими образами. Сделайте их более мягкими, несущественными, поверхностными. Что происходит с отрицательным образом, когда вы со- вершаете весь этот процесс? Если вы похожи на боль- шинство людей, то заметите, как образ теряет свою си- л у— о н становится слабее, не таким болезненным или вообще незначительным. Вы можете взять что-то, что в прошлом причинило вам нестерпимую боль, и сделать его слабым, растворить и уничтожить.
Мне кажется, что вы поняли из этого краткого опыта, насколько мощной технологией вы сейчас владеете. Всего за несколько минут вы смогли сделать свое положи- тельное ощущение более мощным, более продуктивным.
Вы так же смогли уменьшить степень влияния на вас сильного отрицательного ощущения. В прошлом вы были в плену результатов своих внутренних представлений.
Теперь вы знаете, что вещи ведут себя так, как это нужно вам.
По существу, перед вами открывается два пути. Вы можете дать возможность своему сознанию вести вас по жизни так же, как оно это делало прежде. Вы можете позволить ему высвечивать любой образ, звук или чув- ство, на который будете реагировать автоматически, как по сигналу, подобно тому, как собаки Павлова реагиро- вали на звонок. Или же вы можете выбрать вариант сознательного управления своим собственным разумом.
Вы можете сами устанавливать в себе те кнопки, кото-

рые вам нужны. Вы можете расправляться со своим отрицательным опытом и негативными образами, лишая их силы и влияния на вас. Вы можете представлять их себе так, чтобы они не отнимали у вас силы, в таком свете, что они уменьшатся до карманных размеров, и это позволит вам сделать с ними что угодно.
Наверняка вам приходилось испытывать страх перед большой работой или серьезным заданием, которые поначалу казались вам такими сложными, что не хватало духу за них взяться. Однако если представить себе эту работу в виде маленькой картинки, вы сможете изменить свое отношение к ней, начнете сразу же предпринимать соответствующие действия, вместо того чтобы мучиться в сомнениях. Я знаю, что моя рекомендация может показаться до смешного простой, но стоит ее испробовать, и вы сразу же обнаружите, что перемена ваших представлений может привести к изменению вашего понимания этой задачи и таким образом изменить все ваши действия.
Теперь вы уже знаете, что можете брать из прошлого положительный и приятный опыт и усиливать его. Вы можете брать маленькие радости жизни и делать их огромными, делать их ярче в своем представлении, ста- новясь от этого более счастливым и жизнерадостным. В ваших руках средство, способное сделать вашу жизнь более яркой, более радостной, более продуктивной.
Само по себе ничто ни хорошо, ни плохо; мысль
делает это тем или другим.
Уильям Шекспир
Помните, в главе 1 мы размышляли с вами о том, что назвали достоянием королей. Король способен управлять своим королевством. Вашим королевством является ваш мозг. Точно так же как король может управлять своим королевством, вы можете управлять своим — если будете сами руководить своими пред- ставлениями о собственном жизненном опыте. Все те оттенки чувств, о которых мы говорили, дают указания мозгу, как чувствовать. Помните: мы никогда не знаем в действительности, какова жизнь на самом деле. Мы знаем ее такой, какой представляем ее себе. Поэтому, если у нас есть негативный образ, представленный в виде большой, яркой, мощной и громкой формы, мозг представит негативный опыт в виде чего-то огромного, яркого, шумного, движущегося. Но если мы возьмем этот негативный образ и сожмем его, затемним, превра- тим в неподвижный кадр, затем уберем из него энер- гию, мозг даст на это соответствующий ответ. Вместо того чтобы впадать в негативное состояние, мы можем просто выбросить этот негативный образ, не испытывая особого огорчения.
Наш язык дает нам много примеров силы нашего воображения и представления в оценке явлений реаль-