ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1022
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сто везунчик, который лег спать и наутро проснулся знаменитым. Проснулся знаменитым наутро? Как бы не так! Есть ли у Майкла Джексона талант? Безу- словно. Но он работал над ним с пяти лет. Он уже тогда начал выступать, учиться пению, заниматься тан- цами, писать свои песни. Конечно, у него был опреде- ленный природный талант. Но нельзя забывать и о том, что он воспитывался в среде, которая поддержи- вала его; он выработал в себе систему убеждений, которая укрепляла его; он разработал для себя множе- ство моделей успеха; у него была семья, которая направляла его. Самым же главным стало то, что он был согласен заплатить за успех любую цену. Я люблю использовать сокращение «ЧБЭНС» — чего бы это ни стоило. Удачливые люди готовы делать все необходимое для успеха*. Это, так же как и все остальное, выделяет их из общей массы.
Есть ли еще какие-нибудь убеждения, способствую- щие достижению совершенства? Конечно, есть. Если вы будете использовать и их, тем лучше. В этой книге вы будете встречаться с откровениями мудрых людей и дополнительными мотивами, которые можете исполь- зовать в жизни. Помните, успех дает ключи. Исполь- зуйте опыт тех, кто уже преуспел. Выясняйте у них, каких убеждений они придерживаются, что руководит их действиями на пути к успеху. Приведенные выше семь убеждений до вас уже совершили чудеса для мно- жества людей, и я уверен, что они помогут и вам, если вы проявите в отношении них свою твердую решимость и преданность делу.
Я почти явственно слышу некоторые ваши возраже- ния типа: «В этом деле очень много разных "если". А
* Стоит ли говорить о том, что вы делаете все необходимое для успеха без нанесения ущерба другим людям.
Есть ли еще какие-нибудь убеждения, способствую- щие достижению совершенства? Конечно, есть. Если вы будете использовать и их, тем лучше. В этой книге вы будете встречаться с откровениями мудрых людей и дополнительными мотивами, которые можете исполь- зовать в жизни. Помните, успех дает ключи. Исполь- зуйте опыт тех, кто уже преуспел. Выясняйте у них, каких убеждений они придерживаются, что руководит их действиями на пути к успеху. Приведенные выше семь убеждений до вас уже совершили чудеса для мно- жества людей, и я уверен, что они помогут и вам, если вы проявите в отношении них свою твердую решимость и преданность делу.
Я почти явственно слышу некоторые ваши возраже- ния типа: «В этом деле очень много разных "если". А
* Стоит ли говорить о том, что вы делаете все необходимое для успеха без нанесения ущерба другим людям.
что, если моя вера меня не поддерживает? Что, если мои убеждения отрицательные, а не положительные? Разве можно менять свою веру?» Пусть так, но вы уже сделали свой первый шаг: попытались осознать проблему. Вы уже знаете, чего хотите. Вторым шагом будет действие, умение контролировать свои внутренние представления и убеждения, знание того, как управлять своим мышлением.
Итак, мы начали понемногу складывать вместе все те камешки, из которых будет выложена дорога, ведущая к совершенству. Мы начали с мысли, что информация есть королевское достояние, что лучшим спе- циалистом по общению является тот, кто знает, чего хочет, и предпринимает эффективные действия, меняя свое поведение до тех пор, пока не добьется желаемого результата. Из главы 2 мы узнали, что дорога к совер- шенству лежит через моделирование. Если вы можете найти людей, которые добились значительных успехов, можете смоделировать те действия, которые они настойчиво предпринимали для получения нужных ре- зультатов, — их убеждения, ментальность и физиоло- гию, — то вы сможете добиться аналогичных резуль- татов за более короткое время. В главе 3 мы говорили об энергии состояний. Мы увидели, насколько мощ- ным, богатым на ресурсы и эффективным может быть то или иное нейрофизиологическое состояние человека.
В главе 4 мы изучили природу убеждений, то, как вдохновляющая вера раскрывает двери к совершенству.
В этой, главе мы проанализировали те семь убеждений, которые являются краеугольными камнями со- вершенства.
А сейчас я хочу поделиться с вами теми эффектив- ными приемами, которые помогут вам воспользоваться всем тем, что вы уже усвоили. Пора за учебу...
Итак, мы начали понемногу складывать вместе все те камешки, из которых будет выложена дорога, ведущая к совершенству. Мы начали с мысли, что информация есть королевское достояние, что лучшим спе- циалистом по общению является тот, кто знает, чего хочет, и предпринимает эффективные действия, меняя свое поведение до тех пор, пока не добьется желаемого результата. Из главы 2 мы узнали, что дорога к совер- шенству лежит через моделирование. Если вы можете найти людей, которые добились значительных успехов, можете смоделировать те действия, которые они настойчиво предпринимали для получения нужных ре- зультатов, — их убеждения, ментальность и физиоло- гию, — то вы сможете добиться аналогичных резуль- татов за более короткое время. В главе 3 мы говорили об энергии состояний. Мы увидели, насколько мощ- ным, богатым на ресурсы и эффективным может быть то или иное нейрофизиологическое состояние человека.
В главе 4 мы изучили природу убеждений, то, как вдохновляющая вера раскрывает двери к совершенству.
В этой, главе мы проанализировали те семь убеждений, которые являются краеугольными камнями со- вершенства.
А сейчас я хочу поделиться с вами теми эффектив- ными приемами, которые помогут вам воспользоваться всем тем, что вы уже усвоили. Пора за учебу...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 25
Совершенство-
вание ума —
как управлять
своим мозгом
Не ищите виноватых, ищите средства.
Генри Форд
Эта глава о поиске средств. До сих пор мы говорили о том, как следует менять себя, чтобы изменить свою жизнь, какие состояния воодушевляют вас, а какие остав- ляют равнодушными. В этой главе вы научитесь изме- нять свои состояния таким образом, чтобы добиваться желаемого именно тогда, когда это необходимо. Людям иногда не хватает ресурсов, чаще всего им недостает умения ими распорядиться. Сейчас вы будете учиться тому, как владеть ситуацией, получать больше удоволь- ствий от жизни, изменять свои состояния, образ действий и те процессы, которые протекают в вашем организме, причем делать все это за считанные секунды.
Та модель изменений, которую преподаю я, и кото- рая описана в науке НЛП, значительно отличается от той, что используется во многих школах психотера- пии. Терапевтический канон, компиляция нескольких
6
избранных школ, стал настолько общеизвестным, что превратился во что-то вроде культового тотема. Боль- шинство психотерапевтов считают, что для того, чтобы изменить свое состояние, человеку необходимо вернуться к глубоко укоренившемуся в нем негативному опыту и испытать его вновь. Суть методики состоит в следующем. Испытывая отрицательный опыт в жизни, люди накапливают его внутри себя как жидкость, до тех пор, пока не останется свободного места.
Единственный способ вмешаться в этот процесс, утверждают такие специалисты, пережить эти события заново, переболеть ими, чтобы потом избавиться от них раз и навсегда.
Абсолютно всё в моем собственном опыте убеждает меня в том, что это — один из наименее эффективных способов помочь людям в решении их проблем. Во- первых, когда вы просите человека вернуться в про- шлое и пережить ощущение какой-либо ужасной травмы, вы приводите его в самое болезненное и наименее продуктивное состояние, в котором он только может находиться. Если вы ввели кого-то в состояние безыс- ходности, то шансы у этого человека на творческий, ак- тивный подход к своим проблемам и возможным ре- зультатам значительно снижаются. По существу, такой подход может еще более усугубить неблагоприятную модель поведения. Постоянно вводя человека в невро- логические состояния ограниченности и боли, мы упро- щаем процесс возврата в эти состояния в будущем. Чем сильнее вы оживляете в сознании негативный опыт, тем больше вероятность его повторения. Может быть, именно поэтому многочисленные традиционные психотера- певтические методы лечения так нескоро дают положи- тельные результаты.
У меня много друзей среди психотерапевтов. Они искренне заботятся о своих больных. Они убеждены,
135
Единственный способ вмешаться в этот процесс, утверждают такие специалисты, пережить эти события заново, переболеть ими, чтобы потом избавиться от них раз и навсегда.
Абсолютно всё в моем собственном опыте убеждает меня в том, что это — один из наименее эффективных способов помочь людям в решении их проблем. Во- первых, когда вы просите человека вернуться в про- шлое и пережить ощущение какой-либо ужасной травмы, вы приводите его в самое болезненное и наименее продуктивное состояние, в котором он только может находиться. Если вы ввели кого-то в состояние безыс- ходности, то шансы у этого человека на творческий, ак- тивный подход к своим проблемам и возможным ре- зультатам значительно снижаются. По существу, такой подход может еще более усугубить неблагоприятную модель поведения. Постоянно вводя человека в невро- логические состояния ограниченности и боли, мы упро- щаем процесс возврата в эти состояния в будущем. Чем сильнее вы оживляете в сознании негативный опыт, тем больше вероятность его повторения. Может быть, именно поэтому многочисленные традиционные психотера- певтические методы лечения так нескоро дают положи- тельные результаты.
У меня много друзей среди психотерапевтов. Они искренне заботятся о своих больных. Они убеждены,
135
что все, что они делают, приносит страдающим людям пользу. И это действительно так. Традиционное лечение дает результаты. Однако с повестки дня не снимается вопрос: можно ли получить те же самые результаты с меньшей болью для пациента и за более короткий отрезок времени? Ответ будет «да», если мы сможем смоделировать поведение и действия наиболее известных врачей в мире, а это как раз то, что сделали Бэндлер и
Грайндер. Действительно, если разобраться в том, как работает мозг, можно стать своим собственным лекарем, своим собственным личным консультантом. Это уже более чем лечение, вы можете эффективно менять свои ощущения, эмоции или поведение, причем практически мгновенно.
Достижение более эффективных результатов начинается, по моему убеждению, с создания новой модели самого процесса изменений. Если вы уверены в том, что все ваши проблемы скапливаются внутри вас до тех пор, пока не начнут литься через край, то именно это вы станете ощущать в себе. Вместо того, чтобы думать, что боль накапливается в нас в виде какой-то смертоносной жидкости, я предпочитаю рассматривать нашу нервную деятельность скорее как автоматический проигрыватель пластинок. Все, что действительно случается с человеком, он накапливает в виде опыта, который хранится в нем, как записи или пластинки. Мы храним их в своей памяти, как пластинки хранятся в автоматическом проигрывателе. Каждую из этих
«записей» можно воспроизвести в любой момент, если дать мозгу определенный стимул извне, если в нужный момент нажать нужную кнопку.
Поэтому в любой момент мы можем вспомнить про- шлый опыт или нажать соответствующие кнопки, которые воспроизведут «песни» счастья и радости, но можем нажать и такие кнопки, которые вызовут боль. Если
Грайндер. Действительно, если разобраться в том, как работает мозг, можно стать своим собственным лекарем, своим собственным личным консультантом. Это уже более чем лечение, вы можете эффективно менять свои ощущения, эмоции или поведение, причем практически мгновенно.
Достижение более эффективных результатов начинается, по моему убеждению, с создания новой модели самого процесса изменений. Если вы уверены в том, что все ваши проблемы скапливаются внутри вас до тех пор, пока не начнут литься через край, то именно это вы станете ощущать в себе. Вместо того, чтобы думать, что боль накапливается в нас в виде какой-то смертоносной жидкости, я предпочитаю рассматривать нашу нервную деятельность скорее как автоматический проигрыватель пластинок. Все, что действительно случается с человеком, он накапливает в виде опыта, который хранится в нем, как записи или пластинки. Мы храним их в своей памяти, как пластинки хранятся в автоматическом проигрывателе. Каждую из этих
«записей» можно воспроизвести в любой момент, если дать мозгу определенный стимул извне, если в нужный момент нажать нужную кнопку.
Поэтому в любой момент мы можем вспомнить про- шлый опыт или нажать соответствующие кнопки, которые воспроизведут «песни» счастья и радости, но можем нажать и такие кнопки, которые вызовут боль. Если
ваш план лечения предусматривает нажатие кнопок, вы- зывающих боль снова и снова, вы будете усиливать то самое негативное состояние, которое хотите преодолеть и изменить.
Я думаю, нам надо совсем противоположное. Может быть, нам нужно просто перепрограммировать свой проигрыватель так, чтобы он стал играть совершенно другие мелодии. Представьте себе: вы нажимаете на ту же самую кнопку, но вместо грустных песен звучит радостная, бравурная мелодия. Или можно перезаписать или перепрограммировать пластинку — стереть старые воспоминания и записать новые.
Суть этой идеи состоит в том, что те записи, которые не воспроизводятся, не будут накапливаться и мучить вас.
Это было бы абсурдно. И так же легко, как перепрограммировать автоматический проигрыватель, изменить те способы, которыми мы создаем в себе отрицательные чувства и подавляющие нас эмоции.
Нам совершенно не обязательно испытывать и повторять свой негативный опыт и боль, чтобы изменить собственное состояние. Все, что нам нужно, это поменять внутреннее представление с негативного на позитивное, причем сделать так, чтобы оно появлялось в мозгу автоматически и давало более эффективные результаты. Нужно перенастроить свои логические схемы на радость и отключить всю ту часть, которая вызывает боль.
НЛП занимается организацией структуры человече- ского опыта, а не его содержания. Конечно, с личной точки зрения одни события могут быть для нас гораздо более приятны, чем другие, но нам, по сути, безразлично, что происходит кругом. Что нас действительно интере- сует — это то, как мы представляем в своем сознании все происходящие события. В чем разница между ме- ханизмами создания депрессии и экстаза? Основная
Я думаю, нам надо совсем противоположное. Может быть, нам нужно просто перепрограммировать свой проигрыватель так, чтобы он стал играть совершенно другие мелодии. Представьте себе: вы нажимаете на ту же самую кнопку, но вместо грустных песен звучит радостная, бравурная мелодия. Или можно перезаписать или перепрограммировать пластинку — стереть старые воспоминания и записать новые.
Суть этой идеи состоит в том, что те записи, которые не воспроизводятся, не будут накапливаться и мучить вас.
Это было бы абсурдно. И так же легко, как перепрограммировать автоматический проигрыватель, изменить те способы, которыми мы создаем в себе отрицательные чувства и подавляющие нас эмоции.
Нам совершенно не обязательно испытывать и повторять свой негативный опыт и боль, чтобы изменить собственное состояние. Все, что нам нужно, это поменять внутреннее представление с негативного на позитивное, причем сделать так, чтобы оно появлялось в мозгу автоматически и давало более эффективные результаты. Нужно перенастроить свои логические схемы на радость и отключить всю ту часть, которая вызывает боль.
НЛП занимается организацией структуры человече- ского опыта, а не его содержания. Конечно, с личной точки зрения одни события могут быть для нас гораздо более приятны, чем другие, но нам, по сути, безразлично, что происходит кругом. Что нас действительно интере- сует — это то, как мы представляем в своем сознании все происходящие события. В чем разница между ме- ханизмами создания депрессии и экстаза? Основная
разница в том, каким образом мы структурируем свои внутренние представления.
Ничто не имеет надо мной большой власти, кроме
того, чему я сам даю ее посредством моих
осознанных мыслей.
Энтони Роббинс
Мы структурируем свои внутренние представления посредством пяти органов чувств — зрения, слуха, ося- зания, вкуса и обоняния. Другими словами, мы воспри- нимаем окружающий мир в форме визуальных, звуко- вых, кинестетических, вкусовых и обонятельных ощущений. Поэтому весь тот опыт, который мы накап- ливаем в своем сознании, представлен там через эти органы чувств, в основном посредством трех главных — визуальных, звуковых и кинестетических ощущений.
Эти модальности являются более общими группи- ровками тех способов, посредством которых мы строим свои внутренние представления. Можно рассматривать эти пять органов чувств, или пять систем представления, как составные элементы, из которых мы строим любой свой опыт или любые результаты.
Помните, что если кто-то способен добиваться конкрет- ного результата, то этот результат создается конкрет- ными действиями, как умственными, так и физическими.
Если вы сможете в точности повторить эти же действия, вы сможете воспроизвести точно такие же результаты, которые получил этот человек. Для того чтобы получить результат, вам нужно знать, какие у него составляющие. А эти самые составляющие всего человеческого опыта берутся из наших пяти органов чувств. Однако простого знания этих компонентов не- достаточно. Для получения точных, нужных вам ре- зультатов вы должны точно знать, сколько надо каж-
Ничто не имеет надо мной большой власти, кроме
того, чему я сам даю ее посредством моих
осознанных мыслей.
Энтони Роббинс
Мы структурируем свои внутренние представления посредством пяти органов чувств — зрения, слуха, ося- зания, вкуса и обоняния. Другими словами, мы воспри- нимаем окружающий мир в форме визуальных, звуко- вых, кинестетических, вкусовых и обонятельных ощущений. Поэтому весь тот опыт, который мы накап- ливаем в своем сознании, представлен там через эти органы чувств, в основном посредством трех главных — визуальных, звуковых и кинестетических ощущений.
Эти модальности являются более общими группи- ровками тех способов, посредством которых мы строим свои внутренние представления. Можно рассматривать эти пять органов чувств, или пять систем представления, как составные элементы, из которых мы строим любой свой опыт или любые результаты.
Помните, что если кто-то способен добиваться конкрет- ного результата, то этот результат создается конкрет- ными действиями, как умственными, так и физическими.
Если вы сможете в точности повторить эти же действия, вы сможете воспроизвести точно такие же результаты, которые получил этот человек. Для того чтобы получить результат, вам нужно знать, какие у него составляющие. А эти самые составляющие всего человеческого опыта берутся из наших пяти органов чувств. Однако простого знания этих компонентов не- достаточно. Для получения точных, нужных вам ре- зультатов вы должны точно знать, сколько надо каж-
дого компонента. Если вы вложите в дело слишком, много или слишком мало любой конкретной составляющей, вы не сможете получить тот вид и качество» результата, которые вам нужны.
Когда люди хотят что-то изменить в себе, они обычно имеют в виду одно или оба из следующих явлений: то, как они ощущают, то есть свое состояние, и(или) то, как они себя ведут. Например, курильщик часто хочет изменить свои физические и эмоциональные ощущения
(состояния), а также свои поведенческие модели, за- ключающиеся у него в том, что он курит одну сигарету за другой. В главе, посвященной могуществу состояний, мы пояснили, что имеется два способа изменить состояние человека, а следовательно, и его поведение — либо поменять его физиологию, что приведет к перемене ощу- щений и вида поведения, который из этих ощущений возникает, либо поменять его внутреннее представле- ние. Эта глава повествует о том, как конкретно можно изменить наши представления о явлениях и предметах, так чтобы они стимулировали наши ощущения и вызы- вали такой тип поведения, который благоприятствует достижению поставленных целей.
Существует два момента, которые мы можем изме- нить в наших внутренних представлениях. Мы можем изменить то, что мы себе представляем, то есть, напри- мер, если мы представляем себе наихудший из возмож- ных сценариев, то можем заменить этот сценарий на любой другой, более благоприятный. Или же мы можем изменить то, как мы представляем что-нибудь. В нашем сознании имеются своего рода клавиши или кнопки, которые включают реакцию нашего мозга на опреде- ленные раздражители определенным образом. Напри- мер, когда некоторые люди представляют себе что-то как чрезвычайно большое, это их позитивно мотивирует.
Другие люди считают, что интонация голоса, с кото-
139
Когда люди хотят что-то изменить в себе, они обычно имеют в виду одно или оба из следующих явлений: то, как они ощущают, то есть свое состояние, и(или) то, как они себя ведут. Например, курильщик часто хочет изменить свои физические и эмоциональные ощущения
(состояния), а также свои поведенческие модели, за- ключающиеся у него в том, что он курит одну сигарету за другой. В главе, посвященной могуществу состояний, мы пояснили, что имеется два способа изменить состояние человека, а следовательно, и его поведение — либо поменять его физиологию, что приведет к перемене ощу- щений и вида поведения, который из этих ощущений возникает, либо поменять его внутреннее представле- ние. Эта глава повествует о том, как конкретно можно изменить наши представления о явлениях и предметах, так чтобы они стимулировали наши ощущения и вызы- вали такой тип поведения, который благоприятствует достижению поставленных целей.
Существует два момента, которые мы можем изме- нить в наших внутренних представлениях. Мы можем изменить то, что мы себе представляем, то есть, напри- мер, если мы представляем себе наихудший из возмож- ных сценариев, то можем заменить этот сценарий на любой другой, более благоприятный. Или же мы можем изменить то, как мы представляем что-нибудь. В нашем сознании имеются своего рода клавиши или кнопки, которые включают реакцию нашего мозга на опреде- ленные раздражители определенным образом. Напри- мер, когда некоторые люди представляют себе что-то как чрезвычайно большое, это их позитивно мотивирует.
Другие люди считают, что интонация голоса, с кото-
139