Файл: 1. характеристика железнодорожного транспорта и его место в единой транспортной системе страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО МЕСТО В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ

1.1 Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и основные показатели его работы


В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог России определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны. В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог России определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.

Транспорт является связывающим звеном меж производителями и

потребителями товаров и услуг, без которого немыслим рынок и рыночные

дела.

Ведущим видом транспорта в Рф являются стальные дороги.

Они связывают в единое целое все области и районы страны,

обеспечивают потребности населения в перевозках и обычный оборот

товаров индустрии и сельского хозяйства.

Жд транспорт в большой мере содействует

освоению новых районов и их природных богатств, ублажению

вещественных и культурных потребностей населения и развитию связей

Рф с другими странами; он имеет главное значение и для

обороны нашей страны.

Все виды транспорта ведут взаимодействие меж собой, дополняют


друг дружку и составляют единую транспортную систему.

Для оценки перевозочной работы употребляется ряд характеристик. В

качестве основного установлен показатель р объем перевозок

(отправления) грузов, измеряемый в тоннах (т), обычно за год. Этот

показатель обеспечивает наилучшую сбалансированность (увязку) планов

производства с планами перевозок единым измерением тоннами по

сопоставлению с показателем грузооборота.

Грузооборот pl, в тонно-километрах (т-км), представляет собой

сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние

(дальность) перевозки. Для уменьшения расходов на перевозки и

ускорения доставки грузов задания по грузообороту должны выполняться

за счет роста количества перевезенного груза, а не за счет увеличения

дальности перевозки. Грузооборот является обобщающим показателем,

применяемым для определения потребности в подвижном составе и

ремонтной базе, издержек труда, горючего, электроэнергии и т.д.

К числу важных показателей относится и количество

перевезенных пассажиров, а, обычно за год.

Пассажирооборот аl, (пассажиро-км) представляет собой сумму

произведений числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки.

Приведенная продукция транспорта в приведенных тоннокилометрах:

pl

пр= pl+kаl

где k коэффициент перевода пассажиро-км в тоннокилометры.

Коэффициент перевода принимают равным 1 исходя из

существовавшего в прошедшем примерного равенства себестоимости 1 т-км

и 1 пассажиро-км. В настоящее время себестоимость 1 пассажиро-км

значительно выше себестоимости 1 т-км, но во избежание нарушения

сопоставимости отчетных цифр за прошлые годы значение коэффициента

не меняется.

При определении же производительности труда на жд транспорте значение к почти всегда принимают равным 2,

что дает возможность более точно учитывать издержки труда на выполнение

перевозочной работы.

К числу важных показателей работы стальных дорог относится

грузонапряженность, характеризуемая средним количеством выполненных

тонно-км либо приведенных тонно-километров, приходящихся на

1 км эксплуатационной длины.

Установлены также показатели использования вагонов и

локомотивов. Важнейшим качественным показателем на

железнодорожном транспорте, отражающим работу всех главных служб

дорог, подразделений и компаний, является оборот вагона. Оборотом

вагона именуют время от окончания погрузки вагона до окончания



последующей его погрузки.

К главным экономическим показателям работы транспорта

относятся производительность труда, себестоимость перевозок, также

доходность и прибыль.

Производительность труда определяется объемом выполненной

продукции в приведенных тонно-километрах, пассажиро-километрах или 10

тонно-километрах, приходящимся на 1-го работника эксплуатационного

штата, а себестоимость перевозок отношением эксплуатационных

расходов по перевозке к объему выполненной продукции.

Прибыль представляет собой разность меж суммарными доходами

дороги, отделения и эксплуатационными расходами на выполнение

перевозок.

Транспортная система страны представляет собой совокупа разных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающих процессы производства, сферы вещественного воззвания и перемещения людей.

Транспорт, обслуживающий конкретно технологические процессы производства снутри компаний, именуется внутрипроизводственным либо промышленным.

Перемещения различных видов товарной продукции меж производителями (поставщиками) и потребителями, порождаемые территориальным разделением труда, делает транспорт сферы воззвания, который именуют магистральным транспортом общего использования. К нему относятся все универсальные виды транспорта - жд, морской, внутренний аква (речной), авиационный (воздушный), также специальный транспорт трубопроводный (нефте- и газопроводы) и высоковольтные полосы электропередачи (ВЛЭП).

Перевозки пассажиров производят универсальные виды транспорта, также городской (автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, метрополитен). В пассажирских перевозках существенное место занимает личный транспорт людей.

В структуре промышленного транспорта употребляются как универсальные (жд, авто), так и спец виды транспорта (гидро и пневмопроводы, конвейерные полосы, канатные дороги, автокары и д.р.).

Обилие видов транспорта в нашей стране обосновано ее большой территорией, обилием естественных аква путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, многообразием ландшафтов и т.п.

Исторически, ведущим звеном в транспортной системе Рф является жд транспорт. Его толика в ВВП составляет 4,7%, в цены главных производственных фондов 13%, в среднегодовой численности работников 2,7%. Всего в отрасли работают 1,6 млн. чел., в т.ч. конкретно занятых на перевозках 1,2 млн. человек.


Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:

  1. возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов -- осуществления железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);

  2. массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;

  3. универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;

  4. регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;

  5. возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;

  6. по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов;

  7. сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития в нашей стране.

Железные дороги являются крупными потребителями металла. Кроме того, железнодорожный транспорт является весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном). В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится почти 14 человек, занятых на перевозках, а в США -- 1,5 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.

К недостаткам российских железных дорог следует отнести также пока невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.

Таким образом, можно выделить ряд недостатков железнодорожного транспорта:

  1. большая капиталоёмкость (вложения);

  2. медленная отдача (6- 8 лет окупается);

  3. трудоёмкая производительность труда;

  4. невысокий уровень качества оказания транспортных услуг.

Вместе с тем хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог России позволяют оставаться им вполне конкурентоспособным видом транспорта.

Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей. В качестве основного установлен показатель - объем перевозок (отправления) грузов, тонн, обычно за год, утверждаемый для сети железных дорог. Этот показатель обеспечивает сбалансированность (увязку) планов производства с планами перевозок единым измерением - тоннами.


Грузооборот в тонно-километрах (т-км) представляет собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние (дальность) перевозки. Для уменьшения расходов на перевозки и ускорения доставки грузов план грузооборота должен выполняться за счет роста количества перевезенного груза, а не за счет увеличения дальности перевозки. Грузооборот является обобщающим показателем, планируемым на всех уровнях. Он используется для определения потребности в подвижном составе и ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии и т. д.

К числу важнейших показателей относится и количество перевезенных пассажиров, обычно за год. Пассажирооборот (пассажиро-км) представляет собой сумму произведения числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки,

Грузонапряженность железных дорогхарактеризуется средним количеством выполненных тонно-километров или приведенных тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины.

Под эксплуатационной длиной понимают протяженность железнодорожных линий между станциями без учета путей: второго главного, станционных и др.

Установлены также показатели использования вагонов и локомотивов.

Важнейшим качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу всех основных служб дорог, подразделений и предприятий, является оборот вагона. Оборотом вагона называют время от начала погрузки вагона до начала следующей его погрузки.

К основным экономическим показателям работы транспорта относятся производительность труда, себестоимость перевозок, а также прибыль.

Производительность труда определяется объемом выполненной продукции в приведенных тонно-километрах, пассажиро-километрах или тонно-километрах, приходящимся на одного работника эксплуатационного штата (иначе говоря, работника, занятого на перевозках), а себестоимость перевозок - отношением эксплуатационных расходов по перевозке к объему выполненной продукции. В эксплуатационные расходы входит зарплата с отчислениями на социальное страхование, затраты на топливо, электроэнергию, материалы и запасные части, амортизационные отчисления и прочие издержки.

Прибыль представляет собой разность между суммарными доходами дороги, отделения и эксплуатационными расходами на выполнение перевозок.

Вместе с тем важно знать не только абсолютную величину, но и размер прибыли, приходящейся на каждый рубль стоимости производственных фондов, т. е. рентабельность, %.