Файл: Оглавление Введение Глава Общая характеристика государственной службы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наличие высшего профессионального образования; в число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности);
2) требования к стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности1;
3) требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;
4) требования к возрасту кандидата (например, минимальный возраст поступления на правоохранительную службу может варьироваться от 18 до 20 лет; кроме того, может устанавливаться предельный возраст приема лиц на правоохранительную службу - 35 или 40 лет);
5) требования к наличию гражданства Российской Федерации (для государственной гражданской и правоохранительной службы);
6) требования к состоянию здоровья.
Наименования должностей государственной службы, а также их регистрационные номера (коды) устанавливаются специальным законодательством о государственной службе2.
Не менее важным аспектом исследования категории «должность государственной службы» является анализ категории «должностное лицо на государственной службе», так как не всех государственных служащих, замещающих те или иные должности государственной службы, следует рассматривать как должностных лиц.
Четкое определение категории должностного лица на государственной службе важно как для определения правовых оснований привлечения государственных служащих к уголовной и административной ответственности, так и для обеспечения режима их правовой защиты.
В соответствии со ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» Уголовного кодекса РФ1 должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации
, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В ст. 2.4. «Административная ответственность должностных лиц» Кодекса об административных правонарушениях РФ под должностным лицом лицо понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации2.
Таким образом, существенными признаками, позволяющими выделить из всего состава государственных служащих должностных лиц, являются следующие:
1) указанные служащие наделены как властными полномочиями по отношению к иным государственным служащим по организации деятельности аппарата государственного органа (т.е. полномочиями по решению вопросов должностного продвижения государственных служащих, присвоения им классных чинов, воинских и специальных званий, применения поощрительных и дисциплинарных санкций и т.д.), так и властными полномочиями в отношении физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от них (т.е. полномочиями по подписанию индивидуальных или нормативных правовых актов, по принуждению, применению мер наказания и т.д.);
2) могут управлять и распоряжаться денежными и иными материальными фондами государственного органа, принимать соответствующие юридически значимые решения в отношении государственного имущества, а также совершать иные действия в отношении указанных объектов.
2.2. Государственная гражданская служба
Государственная гражданская служба как необходимый элемент государственного управления в своей основной части не является случайной деятельности случайных личностей, а носит достаточно необходимый характер.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба представляет вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения
полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Из приведенного определения можно сделать следующие выводы:
1) основным признаком государственной гражданской службы является профессиональная деятельность. Данный признак означает, что служебная деятельность должна осуществляться непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на основе специальных знаний и навыков;
2) работать на государственной службе могут только граждане России. Это также подтверждается в ст. 13 и ч. 1 ст. 21 комментируемого Закона. Исключения из данного правила могут быть установлены международными договорами России;
3) государственная гражданская служба осуществляется с целью обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Федеративный характер российского государства предопределяет выделение федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти. Согласно российскому законодательству о федеральной государственной службе таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные органы в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, установленный законодателем перечень федеральных государственных гражданских служащих не является закрытым (исчерпывающим), и в него могут вноситься соответствующие изменения и дополнения.
Нормы, определяющие правовой статус государственного гражданского служащего распространяются как на федерального государственного гражданского служащего, так и на государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. При этом следует помнить, что в соответствии с Законом о системе госслужбы правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе принимать свои законы и иные нормативные акты о государственной гражданской службе, однако распространение на государственных гражданских служащих субъекта РФ прав, обязанностей, правоограничений и запретов, установленных комментируемым Законом, является обязательным1.
Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.
Государственная гражданская служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ, поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации. Практически все субъекты РФ к настоящему времени разработали и приняли законы о государственной службе, регулирующие государственно-служебные отношения в соответствующих субъектах Федерации. Принимаемые в субъектах Федерации законодательные акты не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации».
Как правило, законы субъектов РФ о государственной службе соответствующих субъектов РФ фиксируют следующие важнейшие блоки государственно-служебных вопросов и отношений: определение содержания и основных элементов государственной службы субъектов РФ; перечисление и конкретизация установленных федеральным законодательством о государственной службе принципов государственной службы субъектов РФ; рангирование государственных должностей в субъекте РФ с учетом соответствующих положений «рамочного» федерального закона о системе государственной службы; разработка и утверждение квалификационных требований по должностям, замещаемым государственными гражданскими служащими субъектов РФ; уточнение перечня прав и обязанностей государственных гражданских служащих субъектов РФ; установление оснований и видов поощрения государственных служащих субъектов РФ; детализация определенных федеральным законодательством порядка, условий и мер дисциплинарной ответственности государственных служащих; конкретизация установленных федеральным законодательством ограничений для государственного служащего; определение содержания государственной тайны субъекта РФ; усиление и уточнение гарантий для государственных служащих,
установленных федеральным законодательством; закрепление порядка назначения и размеров денежного содержания государственных служащих субъектов РФ на основе норм федерального законодательства; дополнение федерального перечня компенсационных выплат и пособий государственным служащим; установление условий предоставления и продолжительности дополнительных отпусков и отпусков без сохранения денежного содержания; определение процедуры поступления на государственную службу; установление порядка проведения государственных квалификационных экзаменов, испытаний, конкурсов на замещение вакантной должности, а также аттестаций государственных служащих; детализация правового механизма прекращения государственно-служебных отношений; определение условий и процедуры прекращения государственной службы.
Таким образом, государственная гражданская служба в субъектах РФ должна регулироваться федеральными законами, а также законами субъектов РФ о государственной службе субъектов Федерации.
2) требования к стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности1;
3) требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;
4) требования к возрасту кандидата (например, минимальный возраст поступления на правоохранительную службу может варьироваться от 18 до 20 лет; кроме того, может устанавливаться предельный возраст приема лиц на правоохранительную службу - 35 или 40 лет);
5) требования к наличию гражданства Российской Федерации (для государственной гражданской и правоохранительной службы);
6) требования к состоянию здоровья.
Наименования должностей государственной службы, а также их регистрационные номера (коды) устанавливаются специальным законодательством о государственной службе2.
Не менее важным аспектом исследования категории «должность государственной службы» является анализ категории «должностное лицо на государственной службе», так как не всех государственных служащих, замещающих те или иные должности государственной службы, следует рассматривать как должностных лиц.
Четкое определение категории должностного лица на государственной службе важно как для определения правовых оснований привлечения государственных служащих к уголовной и административной ответственности, так и для обеспечения режима их правовой защиты.
В соответствии со ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» Уголовного кодекса РФ1 должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации
, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В ст. 2.4. «Административная ответственность должностных лиц» Кодекса об административных правонарушениях РФ под должностным лицом лицо понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации2.
Таким образом, существенными признаками, позволяющими выделить из всего состава государственных служащих должностных лиц, являются следующие:
1) указанные служащие наделены как властными полномочиями по отношению к иным государственным служащим по организации деятельности аппарата государственного органа (т.е. полномочиями по решению вопросов должностного продвижения государственных служащих, присвоения им классных чинов, воинских и специальных званий, применения поощрительных и дисциплинарных санкций и т.д.), так и властными полномочиями в отношении физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от них (т.е. полномочиями по подписанию индивидуальных или нормативных правовых актов, по принуждению, применению мер наказания и т.д.);
2) могут управлять и распоряжаться денежными и иными материальными фондами государственного органа, принимать соответствующие юридически значимые решения в отношении государственного имущества, а также совершать иные действия в отношении указанных объектов.
2.2. Государственная гражданская служба
Государственная гражданская служба как необходимый элемент государственного управления в своей основной части не является случайной деятельности случайных личностей, а носит достаточно необходимый характер.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба представляет вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения
полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Из приведенного определения можно сделать следующие выводы:
1) основным признаком государственной гражданской службы является профессиональная деятельность. Данный признак означает, что служебная деятельность должна осуществляться непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на основе специальных знаний и навыков;
2) работать на государственной службе могут только граждане России. Это также подтверждается в ст. 13 и ч. 1 ст. 21 комментируемого Закона. Исключения из данного правила могут быть установлены международными договорами России;
3) государственная гражданская служба осуществляется с целью обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Федеративный характер российского государства предопределяет выделение федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти. Согласно российскому законодательству о федеральной государственной службе таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные органы в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, установленный законодателем перечень федеральных государственных гражданских служащих не является закрытым (исчерпывающим), и в него могут вноситься соответствующие изменения и дополнения.
Нормы, определяющие правовой статус государственного гражданского служащего распространяются как на федерального государственного гражданского служащего, так и на государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. При этом следует помнить, что в соответствии с Законом о системе госслужбы правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе принимать свои законы и иные нормативные акты о государственной гражданской службе, однако распространение на государственных гражданских служащих субъекта РФ прав, обязанностей, правоограничений и запретов, установленных комментируемым Законом, является обязательным1.
Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.
Государственная гражданская служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ, поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации. Практически все субъекты РФ к настоящему времени разработали и приняли законы о государственной службе, регулирующие государственно-служебные отношения в соответствующих субъектах Федерации. Принимаемые в субъектах Федерации законодательные акты не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации».
Как правило, законы субъектов РФ о государственной службе соответствующих субъектов РФ фиксируют следующие важнейшие блоки государственно-служебных вопросов и отношений: определение содержания и основных элементов государственной службы субъектов РФ; перечисление и конкретизация установленных федеральным законодательством о государственной службе принципов государственной службы субъектов РФ; рангирование государственных должностей в субъекте РФ с учетом соответствующих положений «рамочного» федерального закона о системе государственной службы; разработка и утверждение квалификационных требований по должностям, замещаемым государственными гражданскими служащими субъектов РФ; уточнение перечня прав и обязанностей государственных гражданских служащих субъектов РФ; установление оснований и видов поощрения государственных служащих субъектов РФ; детализация определенных федеральным законодательством порядка, условий и мер дисциплинарной ответственности государственных служащих; конкретизация установленных федеральным законодательством ограничений для государственного служащего; определение содержания государственной тайны субъекта РФ; усиление и уточнение гарантий для государственных служащих,
установленных федеральным законодательством; закрепление порядка назначения и размеров денежного содержания государственных служащих субъектов РФ на основе норм федерального законодательства; дополнение федерального перечня компенсационных выплат и пособий государственным служащим; установление условий предоставления и продолжительности дополнительных отпусков и отпусков без сохранения денежного содержания; определение процедуры поступления на государственную службу; установление порядка проведения государственных квалификационных экзаменов, испытаний, конкурсов на замещение вакантной должности, а также аттестаций государственных служащих; детализация правового механизма прекращения государственно-служебных отношений; определение условий и процедуры прекращения государственной службы.
Таким образом, государственная гражданская служба в субъектах РФ должна регулироваться федеральными законами, а также законами субъектов РФ о государственной службе субъектов Федерации.