Файл: История как наука. Исторические источники. Исторические концепции и принципы изучения истории. Основные этапы исторического развития. Краткая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
причиной осложнения отношений с Чехословакией, Венгрией и ГДР- В августе 1949 г. были разорваны дипломатические отношения с Югославией. Для усиления влияния на страны, входящие в соцлагерь, СССР начал оказывать им экономическую поддержку. В январе 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в его состав вошли Албания, Болгария Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия и ГДР. Для оказания политического влияния в 1951 г. организован Социалистический интернационал, объединивший партии и организации социалистического толка.
СССР в 1945-1953 гг.: основные направления развития.
основные этапы развития. На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателем Совета министров А.Н.Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования. Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием. На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий. В 1972г. основные средства от легкойпромышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование. Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться отпривычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований. Система отторгала все инициативы <снизу> оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству. Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство. Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования. В 70-е годы приток <нефтедолларов> сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления. В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии. Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель. В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в Агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали Госагропром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян. Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары. Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.
В середине 1950-х гг. система образования, сложившаяся в 1930-е гг., нуждалась в реформировании. Основные изменения были произведены в системе среднего образования: принятый в декабре 1958 г. закон вводил всеобщее обязательное восьмилетнее образование вместо семилетнего. Создавалась восьмилетняя политехническая школа, среднее образование можно было получить в школе рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, в техникуме (на базе восьмилетки), в средней трудовой общеобразовательной школе (с производственным обучением). Система высшего образования была ориентирована в основном на подготовку инженеров. Для студентов высшей школы вводился обязательный трудовой стаж.
Создавались новые научные учреждения, институты и проблемные лаборатории, научные центры.
Расширялась география советской науки.
Одними из наиболее значимых достижений советской науки в эти годы стали:
1) создание в 1957 г. самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц — синхрофазотрона;
2) пуск на воду первого в мире атомного ледокола;
3) запуск 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли;
4) отправка в космос животных в ноябре 1957 г.;
5) первый в истории полет человека в космос 12 апреля 1961 г. (Ю. А. Гагарин);
6) попытка создания первого в мире реактивного сверхзвукового пассажирского лайнера (ТУ-104).
Проводилась работа в области теории ядерного синтеза, теории поля, аэродинамики, гидродинамики. Всемирную известность обрели советские ученые Л. Д. Ландау, А. Д. Сахаров, М. А. Лаврентьев, С. П. Королев.
В мае 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «О исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца»», в котором прежние оценки советских композиторов признавались несправедливыми и бездоказательными.
Были созданы новые союзы деятелей искусств: Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР
Настоящим событием стал выход произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Возникает феномен диссидентства (Б. Галанский, В. Буковский, Э. Кузнецов, возникновение литературы самиздата).
В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не могло исправить положения. Неудачей окончилась попытка реформирования школы в 1983—1984 гг. Система высшего образования также переживала кризис: увеличение числа вузов привело к нерациональному использованию выпускников, снижению уровня подготовки и престижа советского диплома. В области науки основной проблемой была оторванность научных исследований от прикладной сферы. Если в фундаментальных областях советские разработки не отставали от западных, то, скажем, в компьютеризации отставание было просто катастрофическим. Так, несмотря на передовые космические программы, в начале 1980-х гг. ручным трудом в промышленности было занято 40% работников, в строительстве — 60%, в сельском хозяйстве — 75%.
И все же были достигнуты значительные успехи в физике, химии, освоении космоса, разработке новейших вооружений. Финансирование культуры в стране постоянно возрастало (с 55,9 млрд. руб. в 1979 г. до 125,6 млрд. руб. в 1980 г.). Однако ужесточение цензуры и идеологического нажима не могло не отразиться на художественном уровне произведений. В эти годы многие деятели литературы и искусства были лишены возможности свободно творить в СССР:
1) запрещались публикации;
2) театральные постановки;
3) многие фильмы оставались на полках;
4) некоторые видные деятели отечественной культуры были вынуждены покинуть страну (И. А. Бродский, Ю. С. Любимов, А. И. Солженицын, А. А. Галич, М. Л. Ростропович).
Тем не менее в эти годы возникает много выдающихся произведений искусства, получивших признание в стране и за рубежом. На фоне официальной массовой культуры (доминирующей была производственная и историко-революционная тематика) они выглядели особенно ярко. Особо стоит выделить кинематографическую школу этих лет (А. А. Тарковский, А. Д. Герман, Т. Абуладзе, С. Н. Параджанов, К. Муратова, Н. С. Михалков, А. С. Кончаловский и др.). Неотъемлемой чертой культуры и общественной жизни СССР становится диссидентское движение, возглавляемое ведущими представителями советской интеллигенции.
В середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе. Остро встала необходимость обновления всех сторон общественной жизни, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы. Эти изменения могли начаться только при условии прихода к власти политиков новой формации. В марте 1985 г. после смерти К.У.Черненко, на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства М.С.Горбачева. Онне стремился к смене общественно-политического строя, считая что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривались меры технического перевооружения тяжелой промышленности и активизации <человеческого фактора>. Расширялись права предприятий, вводились элементы хозрасчета, материальная заинтересованность. Для повышения качества продукции вводился его контроль со стороны государства. Приоритет отдавался развитию социальной сферы. Разрешалась индивидуальная и кооперативная деятельность. На селе было признано равенство всех форм хозяйствования -совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Обновилось Политбюро (ряд его членов - приверженцев брежневской политики - был выведен из его состава). При этом Политбюро разделилось на соратников Брежнева, партократов-обновленцев и реформаторов. Во внешней политике Горбачеву удалось провести новую концепцию. Отказавшись от идеи <классовой борьбы>, он завоевал симпатии мировой общественности, выдвинув положение о взаимосвязи всех мировых явлений. Однако у высшего руководства не было ясности о глубине и масштабности наступившего кризиса Не приносили результатов кампании по борьбе с пьянством и нетрудовыми доходами. Провал экономики обострил кризис в общественно-политической и духовной сферах. В среде интеллигенции господствовали <диссидентские> настроения. Видя, как партия теряет свои позиции, руководство КПСС начало либеральные преобразования в идеологической области. Горбачев признал возможность каждого члена общества иметь собственные идейные установки и принципы и излагать их в средствах массовой информации. Благодаря политике <гласности> смягчилась цензура над средствами массовой информации, была разрешена публикация ранее запрещенной литературы, открыт доступ в архивы, ликвидированы спецхраны в библиотеках Из ссылки был возвращен лидер правозащитников А Д.Сахаров. Попытка модернизации социализма успеха не имела. Первый этап реформ вызвал лишь кратковременное оживление в экономике. Но в 1988 г. началось падение производства в сельском хозяйствен промышленности. Кремлевское руководство подверглось критике каксо стороны ортодоксально-марксистского крыла КПСС, так и либералов-реформаторов. О недовольстве горбачевской политикой высказывались лидеры союзных республик. К 1990 г. стало ясно, что идея перестройки себя исчерпала Разрешенная и поощряемая частная инициатива превратилась в кампанию по отмыванию грязных денег, появилось огромное количество некачественных товаров и т.д. Гласность обернулась развенчанием КПСС, падением ее авторитета и, как следствие, появлением партий антикоммунистического толка и развитием националистических движений. Центральная власть стала терять возможность управления страной. Назревал политический кризис. Политическая реформа 1988 г. стала попыткой придать импульс перестройке. Новым высшим органом законодательной власти утверждался съезд народных депутатов СССР. Из числа депутатов сформировались Верховные Советы СССР и республик. В марте 1989 г. председателем Верховного Совета СССР стал М.С.Горбачева.
После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».
Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:
1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;
2) возродить частный сектор экономики;
3) отказаться от внешнеторговой монополии;
4) сократить число административных инстанций;
5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.
Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».
В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.
Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета — Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.
Политика гласности, о которой впервые было заявлено на XXVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:
1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;
2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;
3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920—1930-х гг.
В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
СССР в 1945-1953 гг.: основные направления развития.
основные этапы развития. На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателем Совета министров А.Н.Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования. Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием. На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий. В 1972г. основные средства от легкойпромышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование. Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться отпривычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований. Система отторгала все инициативы <снизу> оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству. Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство. Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования. В 70-е годы приток <нефтедолларов> сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления. В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии. Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель. В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в Агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали Госагропром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян. Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары. Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.
-
Советская культура в послевоенный период (1945-1985 гг.).
В середине 1950-х гг. система образования, сложившаяся в 1930-е гг., нуждалась в реформировании. Основные изменения были произведены в системе среднего образования: принятый в декабре 1958 г. закон вводил всеобщее обязательное восьмилетнее образование вместо семилетнего. Создавалась восьмилетняя политехническая школа, среднее образование можно было получить в школе рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, в техникуме (на базе восьмилетки), в средней трудовой общеобразовательной школе (с производственным обучением). Система высшего образования была ориентирована в основном на подготовку инженеров. Для студентов высшей школы вводился обязательный трудовой стаж.
Создавались новые научные учреждения, институты и проблемные лаборатории, научные центры.
Расширялась география советской науки.
Одними из наиболее значимых достижений советской науки в эти годы стали:
1) создание в 1957 г. самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц — синхрофазотрона;
2) пуск на воду первого в мире атомного ледокола;
3) запуск 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли;
4) отправка в космос животных в ноябре 1957 г.;
5) первый в истории полет человека в космос 12 апреля 1961 г. (Ю. А. Гагарин);
6) попытка создания первого в мире реактивного сверхзвукового пассажирского лайнера (ТУ-104).
Проводилась работа в области теории ядерного синтеза, теории поля, аэродинамики, гидродинамики. Всемирную известность обрели советские ученые Л. Д. Ландау, А. Д. Сахаров, М. А. Лаврентьев, С. П. Королев.
В мае 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «О исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца»», в котором прежние оценки советских композиторов признавались несправедливыми и бездоказательными.
Были созданы новые союзы деятелей искусств: Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР
Настоящим событием стал выход произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Возникает феномен диссидентства (Б. Галанский, В. Буковский, Э. Кузнецов, возникновение литературы самиздата).
В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не могло исправить положения. Неудачей окончилась попытка реформирования школы в 1983—1984 гг. Система высшего образования также переживала кризис: увеличение числа вузов привело к нерациональному использованию выпускников, снижению уровня подготовки и престижа советского диплома. В области науки основной проблемой была оторванность научных исследований от прикладной сферы. Если в фундаментальных областях советские разработки не отставали от западных, то, скажем, в компьютеризации отставание было просто катастрофическим. Так, несмотря на передовые космические программы, в начале 1980-х гг. ручным трудом в промышленности было занято 40% работников, в строительстве — 60%, в сельском хозяйстве — 75%.
И все же были достигнуты значительные успехи в физике, химии, освоении космоса, разработке новейших вооружений. Финансирование культуры в стране постоянно возрастало (с 55,9 млрд. руб. в 1979 г. до 125,6 млрд. руб. в 1980 г.). Однако ужесточение цензуры и идеологического нажима не могло не отразиться на художественном уровне произведений. В эти годы многие деятели литературы и искусства были лишены возможности свободно творить в СССР:
1) запрещались публикации;
2) театральные постановки;
3) многие фильмы оставались на полках;
4) некоторые видные деятели отечественной культуры были вынуждены покинуть страну (И. А. Бродский, Ю. С. Любимов, А. И. Солженицын, А. А. Галич, М. Л. Ростропович).
Тем не менее в эти годы возникает много выдающихся произведений искусства, получивших признание в стране и за рубежом. На фоне официальной массовой культуры (доминирующей была производственная и историко-революционная тематика) они выглядели особенно ярко. Особо стоит выделить кинематографическую школу этих лет (А. А. Тарковский, А. Д. Герман, Т. Абуладзе, С. Н. Параджанов, К. Муратова, Н. С. Михалков, А. С. Кончаловский и др.). Неотъемлемой чертой культуры и общественной жизни СССР становится диссидентское движение, возглавляемое ведущими представителями советской интеллигенции.
-
Перестройка: цели, этапы, итоги. Причины распада СССР.
В середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе. Остро встала необходимость обновления всех сторон общественной жизни, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы. Эти изменения могли начаться только при условии прихода к власти политиков новой формации. В марте 1985 г. после смерти К.У.Черненко, на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства М.С.Горбачева. Онне стремился к смене общественно-политического строя, считая что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривались меры технического перевооружения тяжелой промышленности и активизации <человеческого фактора>. Расширялись права предприятий, вводились элементы хозрасчета, материальная заинтересованность. Для повышения качества продукции вводился его контроль со стороны государства. Приоритет отдавался развитию социальной сферы. Разрешалась индивидуальная и кооперативная деятельность. На селе было признано равенство всех форм хозяйствования -совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Обновилось Политбюро (ряд его членов - приверженцев брежневской политики - был выведен из его состава). При этом Политбюро разделилось на соратников Брежнева, партократов-обновленцев и реформаторов. Во внешней политике Горбачеву удалось провести новую концепцию. Отказавшись от идеи <классовой борьбы>, он завоевал симпатии мировой общественности, выдвинув положение о взаимосвязи всех мировых явлений. Однако у высшего руководства не было ясности о глубине и масштабности наступившего кризиса Не приносили результатов кампании по борьбе с пьянством и нетрудовыми доходами. Провал экономики обострил кризис в общественно-политической и духовной сферах. В среде интеллигенции господствовали <диссидентские> настроения. Видя, как партия теряет свои позиции, руководство КПСС начало либеральные преобразования в идеологической области. Горбачев признал возможность каждого члена общества иметь собственные идейные установки и принципы и излагать их в средствах массовой информации. Благодаря политике <гласности> смягчилась цензура над средствами массовой информации, была разрешена публикация ранее запрещенной литературы, открыт доступ в архивы, ликвидированы спецхраны в библиотеках Из ссылки был возвращен лидер правозащитников А Д.Сахаров. Попытка модернизации социализма успеха не имела. Первый этап реформ вызвал лишь кратковременное оживление в экономике. Но в 1988 г. началось падение производства в сельском хозяйствен промышленности. Кремлевское руководство подверглось критике каксо стороны ортодоксально-марксистского крыла КПСС, так и либералов-реформаторов. О недовольстве горбачевской политикой высказывались лидеры союзных республик. К 1990 г. стало ясно, что идея перестройки себя исчерпала Разрешенная и поощряемая частная инициатива превратилась в кампанию по отмыванию грязных денег, появилось огромное количество некачественных товаров и т.д. Гласность обернулась развенчанием КПСС, падением ее авторитета и, как следствие, появлением партий антикоммунистического толка и развитием националистических движений. Центральная власть стала терять возможность управления страной. Назревал политический кризис. Политическая реформа 1988 г. стала попыткой придать импульс перестройке. Новым высшим органом законодательной власти утверждался съезд народных депутатов СССР. Из числа депутатов сформировались Верховные Советы СССР и республик. В марте 1989 г. председателем Верховного Совета СССР стал М.С.Горбачева.
-
Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1985-1991 гг.: основные направления, итоги. Изменения в культуре.
После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».
Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:
1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;
2) возродить частный сектор экономики;
3) отказаться от внешнеторговой монополии;
4) сократить число административных инстанций;
5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.
Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».
В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.
Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета — Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.
Политика гласности, о которой впервые было заявлено на XXVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:
1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;
2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;
3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920—1930-х гг.
В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении: