Файл: История как наука. Исторические источники. Исторические концепции и принципы изучения истории. Основные этапы исторического развития. Краткая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, необходимым прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников. С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси - закономерный этап на пути к будущей централизации страны, будущему экономическому и политическому взлету. После распада Киевской Руси процесс рождения новорусского государства оказался замедленным, поскольку феодальная раздробленность зашла слишком далеко.Унаследовавшая у Киева Великое княжение Владимиро-Суздальская земля не успела накануне монголо-татарского нашествия набрать достаточный хозяйственный и людской, а следовательно, и военный потенциал Именно в это время последовал мощный удар с Востока.
в своей оценке событий XIII века исходят из того, что почти синхронно с ударом с Востока русские земли подверглись наступлению крестоносцев: шведов, ливонских рыцарей, а также языческой Литвы. Выдающуюся роль в отражении этой опасности сыграли блестящие воинские таланты первых Великих князей владимирских - Ярослава II Всеволодовича и его сына Александра Ярославовича. Потомки Александра Невского - московские князья "Александровичи", неустанно проводя политику своего великого предка (борьба с Западом и смирение перед Востоком), выиграли необходимое время для создания ядра новорусского государства. Однако цена этому была огромной: десятки разрушенных городов, множество уничтоженных или угнанных в рабство людей, значительный ордынский (ежегодная дань Орде), которую собирали военные отряды во главе с баскаками по специально проведенной переписи, замирание торговли, гибель ремесел, прерванные связи с Европой. И все же разоренная, обезлюдившая, пришедшая в упадок русская земля не только сохранила свою государственность, но и спасла европейскую цивилизацию. Тяжелые испытания не могли не сказаться на будущем Руси. Возможно, именно 250 - летнее монголо - татарское иго определило то "азиатское начало", которое затем обернулось для России тяжелым крепостным правом и беспримерным в истории самодержавием. Фактически монголо - татары сломали российскую судьбу и стимулировали иную. 1.Монголо-татарское нашествие принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их государственность. 2.Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Здесь можно выделить две точки зрения:1.Становясь служебниками ханов, русские князья впитывали имперские традиции, беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей.
Культура Древней Руси была тесно связана с религией. Принятие христианства придало значительный толчок развитию культуры. Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий во второй половине IX в. создали глаголический алфавит (глаголицу), а потом, несколько переработав ее, — кириллицу, которая используется до сих пор. Грамотность была достаточно широко распространена в Древней Руси, что подтверждают археологические находки (берестяные грамоты) в Новгороде и других городах, надписи на стенах и на различных ремесленных изделиях.
Центральным жанром древнерусской литературы была летопись — описание событий жизни на Руси по годам (летам). Большое распространение летописание получило в период феодальной раздробленности (после первой трети XII в.), так как многие удельные князья хотели остаться в истории и прославить свое княжество. В начале XII в., предположительно монахом Нестором, была создана «Повесть временных лет» — летопись, описывающая историю Руси. Другим распространенным жанром стало описание жизни русских святых — житие. В публицистическом жанре было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона 1040-е гг. Первым автобиографическим литературным памятником было «Поучение детям» Владимира Мономаха. Шедевром русской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в.
Принятие христианства способствовало росту числа каменных построек и в первую очередь церквей и монастырей. В 1037 г. был построен Софийский собор в Киеве, по аналогии с Софийским собором в Константинополе. Были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве.
Получило распространение и писание икон. Первые фрески, мозаики и иконы были созданы греческими мастерами. На рубеже XI-XII вв. неизвестным греческим живописцем была создана икона, впоследствии получившая название «Владимирская Богоматерь». Эта икона стала самой почитаемой на Руси, ей приписывают различные чудесные явления.
Важно понять, что формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы, однако содержание этого процесса имело свою специфику. На Европейском континенте в результате острой политической и религиозной борьбы образовались национально-территориальные государства светского типа с рациональным мировосприятием, автономией личности. Это было связано с формированием гражданского общества и ограничением прав власти законом. Данную тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. В первой половине XVII века рухнула Священная Римская империя-оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат независимых государств. В этот же период в России сформировался особый, отличный от общеевропейского тип феодального общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью от монархической власти господствующего класса, высокой степенью эксплуатации крестьянства. когда наряду с растущим Московским великим княжеством большую роль в борьбе за первенство в регионе играли Великое княжество Литовское и Золотая Орда. Равный статус ряда русских великих княжеств, постоянное противодействие экспансии Литвы, поддерживающей русский сепаратизм, предопределили насильственный характер объединения Северо-восточной и Северо-западной Руси под эгидой Москвы. Важно понять, что если в Западной Европе главную роль в процессе централизации сыграли социально-экономические обстоятельства и, прежде всего, необходимость объединения экономических центров-городов с их бурно развивающимися ремеслами, промышленностью, товарно-денежными отношениями, то русским землям объединение диктовали политические обстоятельства: постоянная внешняя опасность со стороны Орды, Литовского ордена, Великого княжества Литовского, необходимость длительной и упорной борьбы за национальную независимость. Это объединение было невозможным без жесткой верховной княжеской власти. Процесс централизации, проходящий при "опережающих" (по отношению к социально-экономическим) политических факторах, консервировал складывающиеся сугубо деспотические отношения. Обратите внимание на безусловно прогрессивное значение в формировании новой России православной церкви (с падением Византии в 1453г. русская православная церковь обрела самостоятельность). Общественным идеалом стало религиозное подвижничество, подвиг во имя Христа, общества. Причины образования централизованного государства: - рост и развитие феодального землевладения и поглощение феодалами крестьянской общины (заинтересованность феодалов в создании централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян); - развитие городов, их заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности для обеспечения свободной торговли; - княжеские усобицы разоряли крестьянские земли. Отсюда заинтересованность крестьянства в стабилизации власти;
Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении северо-восточных русских земель.
Обратите внимание на особенности объединительного процесса. Рождение Российского государства происходило в кровавых схватках внутренних усобиц, в жестком противостоянии большинству соседей. Россия обретала свое место в мире в изнурительной борьбе с Большой Ордой, Казанским, а с начала XVI века и Крымским ханствами, Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством. Своеобычность нарождавшейся российской государственности определялась тремя важнейшими в геополитическом измерении обстоятельствами: 1. Протяженность и распахнутость легко доступных границ. На востоке, юге, западе Россия попеременно враждовала с государствами кочевников, полукочевников и оседлых обществ, сильнейшими в регионе. Противостояние ратям "дочерей" Золотой Орды и одновременно европейски организованным армиям с запада сильно влияло и на социально - политические структуры, и на организацию военного дела в России. 2. Отчетливо проявился конфессиональный компонент международного противостояния. В десятилетия, когда Россия стремительно вовлекалась в широкие политические, социальные, экономические, культурные контакты, прежде всего с европейскими странами, резкая конфессиональная обособленность русского православия заметно влияла на формы и интенсивность таких связей . 3. Российское централизованное государство стало таковым, лишь сбросив экономическую и политическую зависимость от Орды
Важно понять, что формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы, однако содержание этого процесса имело свою специфику. На Европейском континенте в результате острой политической и религиозной борьбы образовались национально-территориальные государства светского типа с рациональным мировосприятием, автономией личности. Это было связано с формированием гражданского общества и ограничением прав власти законом. Данную тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. В первой половине XVII века рухнула Священная Римская империя-оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат независимых государств. В этот же период в России сформировался особый, отличный от общеевропейского тип феодального общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью от
-
Борьба русских княжеств в XIII в. с иностранными захватчиками. Влияние монголо-татарского ига на судьбу России: точки зрения.
в своей оценке событий XIII века исходят из того, что почти синхронно с ударом с Востока русские земли подверглись наступлению крестоносцев: шведов, ливонских рыцарей, а также языческой Литвы. Выдающуюся роль в отражении этой опасности сыграли блестящие воинские таланты первых Великих князей владимирских - Ярослава II Всеволодовича и его сына Александра Ярославовича. Потомки Александра Невского - московские князья "Александровичи", неустанно проводя политику своего великого предка (борьба с Западом и смирение перед Востоком), выиграли необходимое время для создания ядра новорусского государства. Однако цена этому была огромной: десятки разрушенных городов, множество уничтоженных или угнанных в рабство людей, значительный ордынский (ежегодная дань Орде), которую собирали военные отряды во главе с баскаками по специально проведенной переписи, замирание торговли, гибель ремесел, прерванные связи с Европой. И все же разоренная, обезлюдившая, пришедшая в упадок русская земля не только сохранила свою государственность, но и спасла европейскую цивилизацию. Тяжелые испытания не могли не сказаться на будущем Руси. Возможно, именно 250 - летнее монголо - татарское иго определило то "азиатское начало", которое затем обернулось для России тяжелым крепостным правом и беспримерным в истории самодержавием. Фактически монголо - татары сломали российскую судьбу и стимулировали иную. 1.Монголо-татарское нашествие принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их государственность. 2.Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Здесь можно выделить две точки зрения:1.Становясь служебниками ханов, русские князья впитывали имперские традиции, беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей.
-
Культура Руси в IX-XIII вв.: становление, эволюция, своеобразие.
Культура Древней Руси была тесно связана с религией. Принятие христианства придало значительный толчок развитию культуры. Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий во второй половине IX в. создали глаголический алфавит (глаголицу), а потом, несколько переработав ее, — кириллицу, которая используется до сих пор. Грамотность была достаточно широко распространена в Древней Руси, что подтверждают археологические находки (берестяные грамоты) в Новгороде и других городах, надписи на стенах и на различных ремесленных изделиях.
Центральным жанром древнерусской литературы была летопись — описание событий жизни на Руси по годам (летам). Большое распространение летописание получило в период феодальной раздробленности (после первой трети XII в.), так как многие удельные князья хотели остаться в истории и прославить свое княжество. В начале XII в., предположительно монахом Нестором, была создана «Повесть временных лет» — летопись, описывающая историю Руси. Другим распространенным жанром стало описание жизни русских святых — житие. В публицистическом жанре было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона 1040-е гг. Первым автобиографическим литературным памятником было «Поучение детям» Владимира Мономаха. Шедевром русской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в.
Принятие христианства способствовало росту числа каменных построек и в первую очередь церквей и монастырей. В 1037 г. был построен Софийский собор в Киеве, по аналогии с Софийским собором в Константинополе. Были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве.
Получило распространение и писание икон. Первые фрески, мозаики и иконы были созданы греческими мастерами. На рубеже XI-XII вв. неизвестным греческим живописцем была создана икона, впоследствии получившая название «Владимирская Богоматерь». Эта икона стала самой почитаемой на Руси, ей приписывают различные чудесные явления.
-
Социально-экономические и политические предпосылки, этапы и особенности формирования единого Российского государства (в сравнении с аналогичными процессами в Европе).
Важно понять, что формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы, однако содержание этого процесса имело свою специфику. На Европейском континенте в результате острой политической и религиозной борьбы образовались национально-территориальные государства светского типа с рациональным мировосприятием, автономией личности. Это было связано с формированием гражданского общества и ограничением прав власти законом. Данную тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. В первой половине XVII века рухнула Священная Римская империя-оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат независимых государств. В этот же период в России сформировался особый, отличный от общеевропейского тип феодального общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью от монархической власти господствующего класса, высокой степенью эксплуатации крестьянства. когда наряду с растущим Московским великим княжеством большую роль в борьбе за первенство в регионе играли Великое княжество Литовское и Золотая Орда. Равный статус ряда русских великих княжеств, постоянное противодействие экспансии Литвы, поддерживающей русский сепаратизм, предопределили насильственный характер объединения Северо-восточной и Северо-западной Руси под эгидой Москвы. Важно понять, что если в Западной Европе главную роль в процессе централизации сыграли социально-экономические обстоятельства и, прежде всего, необходимость объединения экономических центров-городов с их бурно развивающимися ремеслами, промышленностью, товарно-денежными отношениями, то русским землям объединение диктовали политические обстоятельства: постоянная внешняя опасность со стороны Орды, Литовского ордена, Великого княжества Литовского, необходимость длительной и упорной борьбы за национальную независимость. Это объединение было невозможным без жесткой верховной княжеской власти. Процесс централизации, проходящий при "опережающих" (по отношению к социально-экономическим) политических факторах, консервировал складывающиеся сугубо деспотические отношения. Обратите внимание на безусловно прогрессивное значение в формировании новой России православной церкви (с падением Византии в 1453г. русская православная церковь обрела самостоятельность). Общественным идеалом стало религиозное подвижничество, подвиг во имя Христа, общества. Причины образования централизованного государства: - рост и развитие феодального землевладения и поглощение феодалами крестьянской общины (заинтересованность феодалов в создании централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян); - развитие городов, их заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности для обеспечения свободной торговли; - княжеские усобицы разоряли крестьянские земли. Отсюда заинтересованность крестьянства в стабилизации власти;
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении северо-восточных русских земель.
Обратите внимание на особенности объединительного процесса. Рождение Российского государства происходило в кровавых схватках внутренних усобиц, в жестком противостоянии большинству соседей. Россия обретала свое место в мире в изнурительной борьбе с Большой Ордой, Казанским, а с начала XVI века и Крымским ханствами, Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством. Своеобычность нарождавшейся российской государственности определялась тремя важнейшими в геополитическом измерении обстоятельствами: 1. Протяженность и распахнутость легко доступных границ. На востоке, юге, западе Россия попеременно враждовала с государствами кочевников, полукочевников и оседлых обществ, сильнейшими в регионе. Противостояние ратям "дочерей" Золотой Орды и одновременно европейски организованным армиям с запада сильно влияло и на социально - политические структуры, и на организацию военного дела в России. 2. Отчетливо проявился конфессиональный компонент международного противостояния. В десятилетия, когда Россия стремительно вовлекалась в широкие политические, социальные, экономические, культурные контакты, прежде всего с европейскими странами, резкая конфессиональная обособленность русского православия заметно влияла на формы и интенсивность таких связей . 3. Российское централизованное государство стало таковым, лишь сбросив экономическую и политическую зависимость от Орды
-
Обретение независимости и образование единого централизованного Российского государства. Иван III.
Важно понять, что формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы, однако содержание этого процесса имело свою специфику. На Европейском континенте в результате острой политической и религиозной борьбы образовались национально-территориальные государства светского типа с рациональным мировосприятием, автономией личности. Это было связано с формированием гражданского общества и ограничением прав власти законом. Данную тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. В первой половине XVII века рухнула Священная Римская империя-оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат независимых государств. В этот же период в России сформировался особый, отличный от общеевропейского тип феодального общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью от