Файл: Методические указания по организации практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пятое, определение уровня неопределенности на базе формализованных методик и использование контрактов с возмещением затрат только в случае высокого уровня неопределенности. В случае использования такого типа контракта предусматривается формирование рабочей группы органа исполнительной власти, состоящей из контрактного офицера, менеджера проекта, технического заказчика работы в целях разработки формализованной системы стимулов, обеспечивающих экономию затрат и повышение качества предоставляемых товаров, работ и услуг.

Шестое, отслеживание результатов деятельности и репутационной истории подрядчика посредством создания соответствующей информационной среды. Для этого создана автоматизированная информационная система мониторинга предыдущей результативности поставщиков, определены должностные лица, ответственные за ведение ведомственных учетных систем мониторинга результативности деятельности подрядчиков. Начиная с 1 февраля 2010 года, Офис государственного заказа США проводит регулярные оценки степени соблюдения правил ведения ведомственного сегмента информационной системы результативности подрядчиков.

Реализуется также комплекс мероприятий, направленных на отбор подрядчиков, способных предоставлять наиболее качественные товары, работы, услуги, для чего проверятся прошлая деятельность подрядчиков перед подписанием нового контракта с ним.

Контрактная система Великобритании. Целью контрактной системы Великобритании является сопровождение планирования, размещения и исполнения государственного контракта на протяжении всего его жизненного цикла. Особенностями контрактной системы Великобритании являются:

  1. централизованный характер, который состоит в наделении специально уполномоченного органа исполнительной власти (Управление по делам государства, подведомственное Казначейству (OfficeofGovernmentCommerce – OGC)) полномочиями по предварительной оценке необходимости и рисков, связанных с решением отраслевого органа исполнительной власти разместить государственный заказ. В силу централизованного характера национальной контрактной системы Великобритании ключевую роль в ней играет Управление по делам государства;

  2. «сервисный» характер контрактной системы, в которой Управление по делам государства не только уполномочено на проведение единой государственной политики в области государственного заказа, но и призвано оказывать отраслевым органам исполнительной власти услуги по отбору проектов, сопровождение процесса размещения государственного заказа, управлению контрактами.


Функционал Управления разбит на три бизнес-единицы:

  1. «Программы и проекты».

  2. «Государственные закупки».

  3. «Государственное имущество».

  4. Функциями бизнес-единицы «Программы и проекты» являются:

  • оценка программ и проектов;

  • методическое и нормативное правовое обеспечение процедур разработки и реализации программ и проектов;

  • реализация общенациональных программ подготовки проект-менеджеров, занятых в государственном секторе;

  • подготовка отчётов о результативности исполнения государственных контрактов;

  • обеспечение распространения лучшей практики по управлению программами и проектами;

  • ведение реестра рисков исполнения государственных контрактов;

  • функциями бизнес-единицы «Государственные закупки» являются: классификация государственных нужд; 

  • централизованное размещение закупок стандартной продукции заранее определенной номенклатуры;

  • организация совместных закупок различных органов исполнительной власти Великобритании с целью достижения экономии на масштабе;

  • проведение общенациональных программ обучения специалистов отраслевых органов исполнительной власти, ответственных за размещение государственного заказа;

  • нормативно-правовое и методическое обеспечение процедур размещения государственного заказа;

  • оценка степени зрелости процессов размещения государственного заказа в отраслевых органах исполнительной власти;

  • методическое обеспечение государственных заказчиков, ведение библиотек типовых государственных контрактов.

В рамках национальной контрактной системы Великобритании централизованно закупаются стандартные товары и услуги. Реализована т.н. схема централизации по принципу «закупки третьим лицом». Например, группа по закупке энергетических ресурсов, созданная на базе министерства обороны Великобритании, обеспечивает более 85% от общего объема приобретаемой электроэнергии во всем общественном секторе, достигая существенного снижения цен. В соответствие с годовым отчетом Управления по делам государства, «закупка третьим лицом» энергоресурсов, продуктов питания, транспортных услуг, программного обеспечения, строительных услуг позволила сэкономить в 2018 году 1,4 млрд. фунтов стерлингов. К марту 2021 года поставлена задача централизованно размещать не менее 80% от общего размера средств, направляемых на закупку стандартных товаров, работ и услуг.

Оценка качества процессов размещения государственного заказа в отраслевых органах исполнительной власти осуществляется в рамках подготовки ежегодных «Обзоров зрелости процессов обеспечения государственных нужд органа исполнительной власти». Целью проведения таких обзоров является идентификация резервов улучшения процедур и процессов обеспечения государственных нужд на уровне департаментов и исполнительных агентств.



По результатам проведенных «Обзоров» формируется также соответствующая программа повышения квалификации для уполномоченных сотрудников департаментом и агентств. Эта программа осуществляется в соответствие со среднесрочной стратегией «Развитие человеческого потенциала в государственных закупках» [37].

Функциями бизнес-единицы «Государственное имущество» являются:

‑ ведение электронного регистра государственной собственности;

‑ проведение национальной программы рационализации использования государственного имущества;

‑ оценка эффективности использования государственного имущества.

Объединение в рамках одного органа исполнительной власти трех ключевых бизнес-процессов, касающихся обеспечения государственных нужд в товарах, работах и услугах позволяет выстроить сквозной процесс управления государственным контрактом, управлять и отслеживать ход удовлетворения конкретного запроса государственных органов в товарах, работах и услугах от момента обоснования государственной нужды до момента эксплуатации созданного объекта. В рамках деятельности Управления по делам государства, контракт последовательно передается отбизнес единицы «Программы и проекты» (с сохранением за ней функции по последующему мониторингу соответствия итоговых результатов государственного контракта положенных в его обоснование материалов), в бизнес-единицу «Государственные закупки» и далее, в бизнес-единицу «Государственное имущество».

  • Управление по делам государства реализует следующие функции, существенным образом влияющие на эффективность удовлетворения государственных нужд:

  • обоснование и мониторинг государственных контрактов;

  • разработка рекомендаций по использованию библиотеки государственных контрактов;

  • управление крупнейшими государственными контрактами.

Обоснование и мониторинг государственных контрактов. В качестве ключевой технологии мониторинга Управление по делам государства применяет так называемую схему многоступенчатой фильтрации заказов до момента их утверждения (OGC Gatewayprocess). Каждый государственный контракт рассматривается в рамках данной модели на всех этапах его жизненного цикла:

обоснование необходимости государственного контракта;

  • стратегия снабжения;

  • стратегия размещения;

  • организационная схема исполнения государственных контрактов;

  • проекты договоров, технических заданий;

  • результаты этапов исполнения государственных контрактов;

  • результаты исполнения государственных контрактов;

  • результаты эксплуатации созданных объектов.


Система мониторинга основана на классификации государственных контрактов на следующие группы:

Стандартные. В их отношении применяется описанный выше механизм многоступенчатой фильтрации [23].

Крупные. Для мониторинга крупных проектов создана исчерпывающая база данных, которая позволяет проводить мониторинг их исполнения в режиме реального времени. В год выделяют 40-50 крупных проектов

Крупнейшие. Среди крупных проектов выделяется 15-20 крупнейших государственных контрактов в год, мониторинг которых реализуется специально создаваемой Группой по анализу хода ключевых проектов (Major Projects Review Group (MPRG). Эксперты данной группы привлекаются на коммерческой основе, а функции аппарата Группы выполняет уполномоченное подразделение Управления.

Кроме того, выделяется 1-2 особо значимых государственных контрактов, исполнение которых находится в ведении Управления по делам государства.

Ведение библиотеки государственных контрактов. Одним из ключевых сервисов, предоставляемых государственным заказчикам Управлением по делам государства является электронная библиотека типовых контрактов.

Последняя размещена на портале контрактной системы Великобритании, причем пользователю (в данном случае – государственному заказчику) предоставляется сервисы подбора типового государственного контракта, включая возможности расширенного поиска. В настоящее время в базе данных государственных контрактов содержится более 450 наименований контрактов.

В случае выбора определенного вида государственного контракта, должностные лица соответствующего подразделения органа исполнительной власти могут обратиться в службу поддержки контрактной системы за дальнейшими консультациями, которые могут быть связаны, например, с предоставлением детализированной информации о государственном контракте, а также дополнительных документов, которые необходимы для его применения.

Кроме базы данных, в которую включены используемые государственные контракты, Управление разработало и поддерживает три основные формы типовых контрактов:

  • контракты на поставку товаров (ContractsforGoods).

  • контракты на оказание услуг (ContractsforServices).

  • контракты на оказание консалтинговых услуг.

Управление особо значимыми государственными контрактами. В 2020 году Управление по делам государства управляло двумя особо значимыми государственными контрактами. Предмет первого - строительство железнодорожной сети «Crossrail», связывающей Лондон и его юго-восточный пригород
, (экономический эффект проекта – не менее 36 млрд. фунтов стерлингов), предмет второго - расширение автомагистрали M25. Организационно управление контрактами осуществляется проектными офисами, которые создаются на базе департамента проектного управления, входящего в состав Управления по делам государства [43].

Технологии, разработанные Управлением по делам государства Великобритании, такие как стандарты управления проектами PRINCE2, стандарты сервисного обслуживания программно-аппаратной инфраструктуры ITIL, а также механизм обоснования государственных нужд OGC Gateway используются за рубежом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции».

  2. Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  3. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  4. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zakupki.gov.ru.

  5. Электронная площадка «Сбербанк – АСТ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.sberbank-ast.ru.

  6. Электронная площадка «Единая электронная торговая площадка» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.roseltorg.ru.

  7. Общероссийская система электронной торговли ГУП «АГЗРТ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.zakazrf.ru.

  8. Электронная торговая площадка «РТС-Тендер» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rts-tender.ru.

  9. Электронная площадка ММВБ «Госзакупки» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.etp-micex.ru.

  10. Общероссийская система электронной торговли ГУП «АГЗРТ»

  11. . Храмкин «Развитие системы госзакупок. Итоги 2017 г. (начало)» [Текст]. // Журнал «Бюджет», 2021— № 3.

  12. Вольчик В.В. Всепобеждающий оппортунизм: эволюция институтов размещения государственного заказа в России. услуг [Электронный ресурс] – Режим доступа http://ecsocman.hse.ru

  13. Кузнецов К.В. Международная практика и российские реалии госзакупок. [Текст] журнал "Госзаказ", 2021 г. 

  14. Кузнецов К.В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры. [Текст] М.: Альпина Паблишер, 2020.

  15. Пахомова Л.М. Актуальные проблемы внедрения Федеральной Контрактной Системы в муниципальных образованиях РФ. Местное самоуправление и развитие территорий. [Текст] VI, 2021. С. 80 – 88.

  16. Становление рыночной системы государственных закупок в России / В.И.Смирнов, Н.В.Нестерович, Е.Ю.Гончаров и др. [Текст] Казань: НПО "БизнесИнфоСервис", 2021.

  17. Федорович В.А. США: Федеральная контрактная система и экономика. Механизмы регулирования/ В.А.Федорович, А.П. Патон, В.П.Заварухин; Ин-т США и Канады.- [Текст] М.: Наука, 2021.

  18. Яковлев А., Фрай Т. Реформы в России глазами бизнеса: что изменилось за семь лет? [Текст] // ProetContra. 2021. Июль-октябрь.

  19. Гарант. Новый закон о госзакупках: надежды и опасения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/actual/purchases/.

  20. Никеров Г.И. Законодательство США, ЕС и России
    об антиконкурентных соглашениях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iskran.ru/russ/works99/nikerov.html].

  21. Новости СРО. Совет Федерации одобрил закон о КС. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://sroportal.ru/news/federal/sovet-federacii-odobril-zakon-o-fks/].

  22. Право Европейского Союза. Договор, учреждающий Европейское Сообщество (Рим, 25 марта 1957 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://eulaw.ru/content/2001

  23. Тендеры. Ру. Центр Эффективных Закупок. Международная практика и российские реалии госзакупок. [[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tendery.ru/page/analytics_archive/id/199#].

  24. Федеральная контрактная система понятна и прозрачна [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.np-ciz.ru/information/_branch-news/?brenchnews=18

  25. Фонд «Институт экономики города». Отзыв на закон о Контрактной системе» [Электронный ресурс] – Режим доступа:: www.urbaneconomics.ru/download.php?dl_id=3600 Проверено.

  26. Храмкин А. А. Международный опыт построения систем госзакупок. Институт госзакупок РАГС. [Электронный ресурс] – Режим доступа:: http://www.roszakupki.ru/pages/doklady/4/14.pdf.

  27. Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней, [Текст]М. 2015.

  28. Восканян. М. Как обойтись без взяток. [Текст] //ИТ-Бизнес. -2019. №4.

  29. Джабраилов М.Х. Коррупция в органах государственной власти Российской Федерации, [Текст] М., 2020.

  30. Храмкин A.A. Коррупционная устойчивость государственных закупок // Вестник университета (Государственный университет управления). № 5 [Текст] М.: ГУУ, 2022.

  31. Храмкин A.A., Воробьева О.М., Ермаков В.А., Вдовина В.В., Храмкин Д.В. Учебно-методическое пособие "Государственные и муниципальные закупки. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ схемы, анализ, комментарии", [Текст] РАГС, 2020.

  32. А. Храмкин «Госзаказ по новому. Как провести открытый конкурс по правилам нового закона 94-ФЗ» [Текст] // Журнал «Бюджет», 2021. — №3.

  33. А. Храмкин, О. Воробьева «Закон по госзакупкам. Практическое применение» // Журнал «Учет в сфере образования», 2021. — № 2.

  34. Рейтинг прозрачности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nrpz.ru.

  35. Кубуков А. Госзакупки, коррупция и . ФАС // [Текст] PC Week/RE. 2018. № 1.

  36. Государственные и муниципальные закупки 2018. Сборник докладов III Всероссийской практической конференции-семинара.- М.: ИД «Юриспруденция», [Текст] 2021. 320 с. (Доклад: «Коррупционная устойчивость государственных заказчиков (итоги 2020 года)».

  37. Храмкин «Международный опыт построения системы госзакупок» // [Текст] Журнал «Бюджет», 2018. — № 9.

  38. А. Храмкин «Нововведения по госзакупкам» // Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», [Текст]2018. — № 5.

  39. А. Храмкин «Развитие системы госзакупок. Итоги 2017 г. (продолжение)» // [Текст] Журнал «Бюджет», 2018. — № 4..

  40. Смирнов, Р. О. Федеральная контрактная система США: анализ механизма функционирования [Текст]/ Р. О. Смирнов // Вестник СПб ГУ. Сер. 5. -Вып. 2 (№12). - СПб. : СПб ГУ, 2018. - С. 12.

  41. Смотрицкая, И. И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы [Текст]/ И. И. Смотрицкая. М., 2020.

  42. Смотрицкая, И. И. Экономика государственных закупок [Текст]. / И. И. Смотрицкая. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2020. - 232 с.

  43. Федорович, В. А. США: государство и экономика [Текст]. / В. А. Федорович, А. П. Патрон. М. : Междунар. отношения, 2020. - 386 с.

  44. Кузнецов К.В. Государственные и муниципальные закупки: манипуляции результатами аукционов, Сборник докладов II [Текст]

  45. Курбатов Г.Л. Мировая коррупция и Россия // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: Материалы международной научно-практической конференции // [Текст] под общ. ред. В.П. Сальникова СПб., 2020. С. 241

  46. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. [Текст] М., 2021.

  47. Кузнецов К. Конкурентные закупки: торги, тендеры, конкурсы. -[Текст] СПб.: 2020

  48. РосПил [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rospil.info/.

  49. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]– Электрон. дан. - Режим доступа: http://old.prokuror-tula.ru/news/4699/

  50. Мисинева И.А. Международный опыт противодействия коррупции в системе государственного заказа // Журнал «Сборник научных трудов SWorld (Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте' 2014)». – Выпуск 4 (37). Том 24. – Одесса: Куприенко С.В., 2022 – 102 с., C. 45-55

  51. Мисинева И.А., Щербенко Е.В. система государственного заказа РФ: вопросы развития и противодействия коррупции // Актуальные вопросы развития российской экономики в условиях геополитической напряженности: материалы всероссийской научно-практической конференции. (Саратов), 2022.- С.109-112

  52. Петров В.А. Ответственность юридических лиц за действия коррупционного характера и институт уголовной ответственности юридических лиц // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения.- Издательство: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации (Москва), 2022.- №4 (18). - С.65-68