Файл: Методические указания по организации практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ



Основной целью производственной практики является формирование и усиление творческих способностей магистров, развитие и совершенствование форм привлечения молодежи к научной деятельности, обеспечение единства учебного, научного, воспитательного процессов для повышения профессионального уровня магистерской подготовки.

Задачами данной производственной практики являются:

  • обобщения и критического анализа результатов, полученных отечественными и зарубежными учеными, выявление и формулирование актуальных научных проблем;

  • обоснования актуальности, теоретической и практической значимости темы научного исследования, разработки плана и программы проведения научного исследования;

  • проведения самостоятельного исследования в соответствии с разработанной программой;

  • разработки теоретических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов;

  • выбора методов и средств, разработки инструментария эмпирического исследования, сбор, обработка, анализ, оценка и интерпретация полученных результатов исследования;

  • представления результатов проведенного исследования в виде научного отчета, статьи, доклада, магистерской диссертации.

Практика направлена на развитие следующих компетенций и навыков:

  1. Способность проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования

  2. Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

  3. Способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию




  1. Основные виды коррупции и возможные последствия ее проявления в сфере государственного заказа в РФ и за рубежом



Коррупция является постоянным спутником государственных институтов власти, уходящим в глубину веков. Как социально-негативное явление в обществе, коррупция существовала всегда, как только формировался управленческий аппарат, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития. Понятие коррупции далеко выходит за рамки простого взяточничества. Под коррупцией следует понимать использование государственными, муниципальными и иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление таких преимуществ.


Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, изучая вопросы борьбы с ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция». В таблице 1 представлены несколько определений понятия коррупции.
Таблица 1 – Определения понятия коррупции

Содержание понятия

Автор

1

2

Деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом.

Аристотель

Злоупотребление публичной властью ради частной выгоды

Дж. Сентурия

Незаконное использование должностными лицами своего статуса или вытекающих из него возможностей в интересах других лиц с целью получения личной выгоды

Л. В. Астафьев

Подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей

Толковый словарь русского

Злоупотребление служебным положением с целью извлечения личной выгоды

ГуставоПига, аналитики центра Трансперенси Интернешнл

Подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей и т.п.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

М





оральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. К государственных чиновников во властных структурах.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой


Продолжение таблицы 1


1

2

Прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности.

Современный толковый словарь

Подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных ли.

Словарь иностранных слов




Также коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии, факторы и особенности проявления, отмечают ученые.

Виды коррупции:

  • взяточничество (негативное социально-правовое явление в обществе, заключающееся в получении либо даче взятки лицу, состоящему на службе в органонах государственной власти или местного самоуправления);

  • фаворитизм (страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение их на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы);

  • непотизм/кумовство (замещение должностей родственниками в нарушение общего и справедливого порядка);

  • протекционизм (создание внутри функционирующей системы органов государственной власти и местного самоуправления сплоченных групп чиновников («своей команды») для удовлетворения корпоративных целей);

  • незаконный лоббизм (оказание незаконного давления на парламентария со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения определенного законопроекта);

  • незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов;

  • мздоимство (получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законного действия (бездействие) по службе) и лихоимство (получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконного действия (бездействие);

  • незаконная приватизация;

  • незаконная поддержка и финансирование политических структур;

  • предоставление льготных заказов.

Особого внимания заслуживает изучения «государственной» коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом. Так как терминологически это не совсем точно, для таких лиц будут использованы словосочетания «государственный служащий», «чиновник» или «должностное лицо».

Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник государственная казна, если не законен то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник [46].


Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств (можно напомнить об использовавшемся термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции.

Чаще бывает по-другому. Ниже приведено несколько примеров, которые можно отнести к ситуациям, обычно описываемым термином «коррупция».

1. Когда командующий округом строит себе дачу за счет государственных средств (материалы, техника, военнослужащие), он действует не один и попадает в определенную зависимость от других лиц, вовлеченных в строительство и его обеспечение. Как правило, использовав свою власть для незаконного получения материальных благ, руководитель вынужден расплачиваться за это с «подельниками» незаконным продвижением по службе, премиями или другими способами. Эта ситуация ближе к общепринятому представлению о коррупции, потому что в ней участвует не один человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

2. Когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.

3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.


4. Наконец, бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду их не разоблачают.

Наличие личной заинтересованности, сознательное противоправное подчинение публичных интересов интересам частным, использование должностным лицом служебного положения в целях получения выгоды либо предоставление выгоды должностному лицу, сопровождаемое сознательным нарушением закона, - основной сущностный признак коррупции.

Признаки коррупции еще не являются ее доказательством. Поэтому в большинстве своем они не имеют значения, или это значение очень невелико, если их рассматривать по отдельности. Только если они наблюдаются неоднократно, часто или в определенных сочетаниях, они могут способствовать возникновению подозрений.

Использование систем признаков коррупции предполагает, что пользователю свойственна определенная внимательность. Если чрезмерно доверять этим системам или использовать их необдуманно, это может привести к необоснованным подозрениям и неправильным выводам вместо положительного вклада в борьбу с коррупцией.

Нейтральные признаки, как правило, необходимо рассматривать в связи с особенностями личности и поведения[44].

В отличие от нейтральных признаков, не имеющих прямого отношения к коррупции специфические признаки расценивать как предупреждающие сигналы или знаки, которые, особенно в случае повторного или одновременного появления, должны возбуждать подозрения в существовании нарушений. Примерами таких признаков:

  • необоснованные решения, которые не должны приниматься в такой форме;

  • различная оценка или способ выполнения работы в одинаковых или похожих условиях;

  • злоупотребление, толкование в свою пользу или превышение данных полномочий;

  • отказ в проверке или аудите даже при наличии веской причины для их проведения;

  • вмешательство в работу других отделов или работников в государственном органе;

  • намеренное избегание контактов с лицами, принимающими решения, и начальством в критических ситуациях;

  • постоянная практика встреч вне офиса без какого-либо убедительного объяснения или связи с работой;

  • недопустимое расширение данных полномочий;

  • заключение соглашения на невыгодных условиях, которое связывает орган государственной власти на длительный период времени;

  • должностное лицо неоднократно отдает предпочтение или оказывает поддержку определенным участникам или исполнителям во время проведения конкурса на размещение государственного заказа («поставщики двора»);

  • заметные привилегии некоторым участниками при проведении переговоров по контракту;

  • отсутствие квитанции или штампа с датой и временем на корреспонденции от участников конкурса или исполнителей;

  • указание, данное начальством, о разрешении дела в чью-либо пользу без дополнительного рассмотрения;

  • необъяснимое ускорение работы;

  • игнорирование сомнений в законности того или иного действия, пренебрежение предписаниями (например, отказ от введения специальных условий или обязанностей, игнорирование принципа экономии);

  • блокирование отдельных подразделений или работников или, напротив, наделение их независимостью, подразумевающей отсутствие контроля;

  • пренебрежение открытыми конкурсами; отсутствие разнообразия в предложениях;

  • разделение на части или уменьшение объема государственного заказа с целью его размещения на собственное усмотрение;

  • поддержка утративших необходимость или устаревших систем снабжения;

  • закупки по завышенным ценам, не соответствующим условиям рынка;

  • повторные платежи по счетам или платежи по частям;

  • частые случаи внесения последующих изменений и обнаружения мнимых арифметических ошибок в конкурсных документах;

  • существенная разница между суммой по платежным документам и предложенной на конкурсе суммой;

  • отсутствующие или неточные записи о принятых решениях, встречах, проверках и т.п.;

  • пропажа важных конкурсных документов или контрактов;

  • поверхностное выполнение работы; отсутствующие или неполные записи;

  • потеря исполнителями государственного заказа занимаемых влиятельных постов;

  • постоянные посещения исполнителями государственного заказа определенных работников или посещения только в присутствии определенных работников;

  • неоднократные официальные командировки в определенные компании без веской причины, связанной с работой (в частности, когда имеют место задержки на ночь без определенной причины);

  • жалобы исполнителей государственного заказа, заявками которых пренебрегли во время конкурса или которые были поставлены в невыгодное положение при рассмотрении заявок;

  • сомнительные высказывания, упоминание работников о нарушениях в некоторых процедурах, слухи, возникающие в определенных обстоятельствах.