ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В отличие от запроса котировок в открытых аукционах почти всегда присутствует требование до момента подачи конкурсной документации оплатить обеспечение заявки (чаще всего 5% от начальной максимальной цены контракта). Также очень часто присутствует требование обеспечения исполнения госконтракта — выигравший аукцион подрядчик должен обеспечить 30% от стоимости госконтракта, чаще всего договором страхования на эту сумму или перечислением этой суммы на счет заказчика.
В этом типе закупок присутствуют те же коррупционные схемы, что и при запросе котировок, за исключением подтасовки заявок с ценами. При этом также максимально не допускаются сторонние подрядчики до аукциона на основании законных и незаконных требований, а требование обеспечения исполнения госконтракта только деньгами отсеивает фирмы с недостатком денежных средств.
Открытый конкурс — это нечто среднее между запросом котировок и открытым аукционом, отличие только в том, что подрядчик оценивается не только по цене, но и по качеству предоставляемых услуг. Тут ко всем перечисленным схемам добавляется оценка подрядчика по непрозрачным критериям.
Вместе с совершенствованием антикоррупционного законодательства в стране совершенствовались и способы обхода правил госзакупок. Так, до введения обязанности для органов государственной власти публиковать информацию о закупках на едином сайте заказчики зачастую использовали в этих целях малоизвестные печатные издания, а после внесения в Федеральный закон о госзакупках N 94-ФЗ многочисленных поправок госорганам пришлось публиковать всю информацию на едином общедоступном сайте. После этого недобросовестные заказчики стали прибегать к новым уловкам. Например, стало практиковаться смешение кириллицы и латиницы в названиях товаров, ради которых объявлялся тендер, что позволяло скрыть их действительное название, а также подгон требований госзаказа конкретно под своего поставщика.
Какова же ситуация с коррупцией на данный момент в новом Федеральном законе №44-ФЗ, который до принятия корректировали ни один раз.
Изучение, выполненное в диссертации показывает, что произошли значительные изменения правил осуществления госзакупок, которые подробнее можно рассмотреть в таблице № 2 - Сравнительный анализ основных норм, предусмотренных в Федеральном законе № 44-ФЗ и № 94- ФЗ.
Но, несмотря на совершенствование и разные нововведения, которые способствовали сокращению коррупция, все-таки некоторые моменты, которые могут способствовать развитию коррупции остались.
Так, например, в Федеральном законе № 44 был веден новый способ закупки двух этапный конкурс. Особенностью двухэтапного конкурса является тот факт, что он наделяет заказчика правом изменения объекта закупки и критериев оценки заявок непосредственно при проведении конкурса. На первом этапе участники подают свои первоначальные заявки без указания предлагаемой цены контракта. По результатам рассмотрения указанных заявок заказчик может уточнить документацию. После этого, в соответствии с уточненной конкурсной документацией, участники подают свои окончательные заявки; при этом ко второму этапу допускаются все желающие, а не только те, кто направил заявки на первом этапе. Введение данного способа размещения заказа позволят в некоторой степени решить довольно острую проблему заказчика, который вынужден самостоятельно составлять подробное техническое задание, нередко не обладая достаточной компетенцией в сфере закупаемой продукции. Рассмотрение предварительных конкурсных заявок, которые, по своей сути, схожи с широко распространенными в сфере корпоративных закупок коммерческими предложениями, позволит заказчику оптимально составить требования к закупаемым товарам, работам или услугам. Но не смотря на все эти плюсы, на практике уже был выявлен большой недостаток - во время проведения второго этапа участники конкурса имеют возможность увидеть своих конкурентов, а значит и имеют возможность договорится между собой, последствия – сговор. [39]
Так же на сегодняшний момент возникает все больше и больше проблем с электронными площадками [45].
В Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) с жалобой, содержащей признаки нарушения законодательства «О размещении заказов…» обратилась компания ООО «СианСтрой . Организация пожаловалась на то, что оператор не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении аукциона [13].
Государственное казенное учреждение города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы проводило аукцион в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту учреждений подведомственных Департаменту образования города Москвы.
По мнению ООО «СианСтрой» у них отсутствовала возможность подать предложения о цене контракта в период проведения аукциона, так как сайт ОАО «Единая электронная торговая площадка» не работал в штатном режиме.
Рассмотрев жалобу, ФАС России установила, что электронная торговая площадка подверглась DDoS-атаке, вследствие чего у заявителя отсутствовала возможность подачи предложения о цене контракта. Это нарушает Закон «О размещении заказов…» (часть 23 статьи 41.10) и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного ФАС России выдала оператору электронной площадки предписание о назначении новой даты аукциона.
Так же DDoS-атаке может подвергнуться не только весь сайт, а например лишь конкретный аукцион, хакеры могут заблокировать лишь одного из участников аукциона, а например двое других участвуют, от одного лица,но как представители разных фирм, в таком случае обвинить саму площадку будет гораздо сложнее, ведь поучаствовать не смог лишь один участник, а значит сбои произошли у него на компьютере или проблемы всего ЭЦП.
Задача государственного заказчика не просто организовать и провести закупку, но и проследить, чтобы, впоследствии, условия контракта были исполнены в полной мере, а средства, вложенные в его, использовались эффективно. Законодатель учел этот момент в новом Законе №44-ФЗ и определил, возможность внесения изменений в существенные условия контракта уже после момента его подписании.
Нужно отметить, что правила, установленные Законом №44-ФЗ, при которых допускается изменение условий контракта, во многом схожи с Законом №94-ФЗ, но так же закон «О контрактной системе» предусматривает применение ряда новых правил. Но, не смотря на все нововведения, так и не учли фактор, что заказчик сам в праве решать, что является более качественным товаром, в связи с чем, сумма может увеличиться, а поставка товара будет совершенно ненадлежащего качества.
Таблица 2 – Коррупционные схемы, реализуемые в системе государственного заказа РФ в закупках разных видов
Тип закупки | Коррупционные схемы |
1 | 2 |
Двухэтапный конкурс | Сговор участников на 2 этапе проведения конкурса. |
Электронные аукционы | Схема «Таран» в электронных аукционах. Эта схема заключается в том, что в торгах участвуют три аффилированные конторы, две из них — подставные, которые начинают снижать цену до самого предела. Спустя 10 минут после завершения аукциона открыта возможность сделать новую ставку, и в этот период своё предложение подаёт третья фирма. |
Но на этапе, когда произошёл торг среди подставных фирм, цена падает очень низко, то есть добросовестные подрядчики перестают торговаться. | |
Запрос котировок | Нужная фирма всегда успеет подать заявку с ценами заведомо ниже, чем у всех остальных участников, сроки выполнения работ заказчиком выставляются минимальными, заведомо не выполнимыми, объемы работ выставляются очень большие, заведомо невыполнимые за указанную сумму (часто используются в строительстве, разработке сайтов – например, дополнительно к разработке сайта требуется создание видеороликов, проведение маркетинговых исследований) |
Открытый конкурс | Схемы: 1) Фирма, участвующая в сговоре с заказчиком, всегда подает заявку с ценами заведомо ниже, чем у всех остальных участников, сроки выполнения работ заказчиком могут выставляются минимальными, заведомо не выполнимыми для участников не участвующих в сговоре, объемы работ – выставляются очень большие, заведомо не выполнимые за указанную сумму; 2) Обеспечение исполнения госконтракта только деньгами — отсеивает фирмы с недостатком денежных средств; 3) Максимально не допускают возможных подрядчиков, не участвующих в сговоре, на основании законных и не законных требований |
Несмотря на новые видения государственных закупок, остались присутствовать коррупционные схемы, которые присутствуют на всех этапах.
Так, несмотря на то, что в новом 44 –ФЗ добавлен пункт исполнения контракта, до сих пор товар или услуги могут быть совсем другого качества, нежели были прописаны в техническом задании. Так же остались проблемы с демпингом. На мероприятиях по «розыгрышу» госконтракта всегда имеет место соперничество по цене. Чиновник, наверняка выберет самое дешевое предложение от тех компаний, которые будут допущены к аукциону в соответствии с законом и заранее установленными и обнародованными требованиями. Ведь у него одно из условий — экономия бюджетных средств, и в теории ему и рубль сэкономить достаточно, чтобы условие было исполнено.
Также еще одним нововведением стало изменение цены, после выполнения государственного контракта. В законе существует норма, по которой уровень поставляемого товара, по своим качественным и количественным характеристикам не должен меняться и ухудшаться, но тут снова возникает вопрос контроля, и вновь возможно поставка не качественного товара, а разницу в сумме заказчик с поставщиком могут поделить между собой.
Нами в диссертационном исследовании обобщены реализуемые в системе государственного заказа РФ коррупционные схемы на разных этапах закупок, данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Коррупционные схемы, реализуемые в системе государственного заказа РФ на разных этапах закупок
Общие этапы | Коррупционные схемы |
Извещения | Заказчик имеет возможность заранее предупредить нужного поставщика |
Изменения извещения | Сроки изменения извещения в новом 44-ФЗ сократились, поэтому заказчик, изучая количество поступаемых заявок, может внести изменения и усложнить процедуры. |
Порядок проведения закупки/ рассмотрение и оценка | Несмотря на то, что заявки подаются в письменной форме в запечатанном конверте, заказчики имеют возможность просмотреть конверты, и предоставить возможность поставщикам исправить заявку |
2 Анализ международной практики организации государственного заказа, противодействующей коррупции
Рассматривая и анализируя весь комплекс проблем, возникающих перед специалистами по государственным и муниципальным закупкам в России, актуальным является вопрос о ситуации за рубежом, насколько совершенно законодательство, с какими сложностями сталкиваются заграничные поставщики и государственные заказчики и, что именно, и в каком виде следует перенимать из чужого опыта.
На данный момент существует несколько документов, которые являются нормативно-правовой базой для осуществления государственных закупок в разных странах. Рассматривая их, можно выявить особенности законодательства в сфере государственных закупок в разных государствах.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг». Документом, который аккумулировал весь имеющийся международный опыт и практические наработки в области как государственных, так и общественных закупок в условиях рыночной экономики, является Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг», принятый в 1994 г. на 27-й сессии Комиссии ООН по праву международной торговли. Данный закон был разработан Организацией Объединенных Наций в качестве модельного по построению современной эффективной рыночной модели размещения государственного заказа
Основными целями Типового закона ЮНСИТРАЛ являются максимальное развитие конкуренции, обеспечение справедливого отношения к поставщикам и повышение уровня открытости и объективности при проведении государственных закупок. Закон рекомендуется применять во всех случаях проведения государственных закупок, за исключением закупок, связанных с обеспечением национальной обороны и безопасности.
К числу базовых положений этого документа относятся:
1. В части открытости и прозрачности – ведение отчетности о проведении закупок в письменной форме (отчетность должна отражать все существенные меры, принимаемые государственными заказчиками при проведении конкурсов и иных способов закупок), а также публичное уведомление как о намерении государственных заказчиков заключить государственные контракты, так и о подписании этих контрактов.
2. В части квалификации – четкая регламентация возможных требований к квалификации поставщиков, порядок и процедуры изучения квалификации, а также порядок проведения предварительного квалификационного отбора.