Файл: Методические указания по организации практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. В части процедур – открытый конкурс в качестве основного способа закупок; кроме открытого конкурса предусматривается закрытый конкурс, запрос котировок и закупка у единственного источника для простой продукции; двухэтапные конкурсы, конкурентные переговоры, запрос предложений для закупки сложной продукции и консультационных услуг.

4. Процедура открытого конкурса предусматривает публикацию извещения; направление потенциальным поставщикам условий конкурса (конкурсная документация); подготовку конкурсных заявок, включая изменения и разъяснения; подачу конкурсных заявок; публичную процедуру вскрытия конкурсных заявок; оценку заявок; акцепт заявок и вступление договора о поставках в законную силу. Закон также описывает процедуры иных способов закупок, достаточно детальное определение дано процедурам закупок услуг (двухэтапные конкурсы, запрос предложений и конкурентные переговоры).

5. В части разрешения разногласий сторон законом предусмотрено право поставщика (подрядчика) на обжалование размещения государственного заказа в закупающей организации, а также в административном или судебном порядке.

Для целей обеспечения государственных нужд во многих зарубежных странах используются технологии управления единым циклом планирования, размещения и исполнения государственных контрактов (контрактные системы). Характерными особенностями национальных контрактных систем является широкое применение методик планирования обеспечения государственных нужд, мониторинга цен, библиотек типовых контрактов, механизмов контроля исполнения контрактов, процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов, специализированных информационных [22].

В целом ряде стран существуют специально уполномоченные органы власти, составляющие организационное ядро национальных контрактных систем.

Перечень функций национальных контрактных систем различных стран представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Перечень функций национальных контрактных систем

Страны

Планирование обеспечения государственных нужд

Библиотека типовых контрактов

Регламентация и методическое обеспечение исполнения государственных контрактов

Оценка и управление рисками

Контроль исполнения контрактов

Оценка результатов контрактов

1

2

3

4

5

6

7

США

+

+

+

+

+

+

Великобритания

+

+

+

+

+

+

Австралия

+

+

-

-

+

-

Сингапур

+

-

-

-

+

+

Новая Зеландия

+

+

-

-

-

-

Тайвань

+

-

-

-

+

+


Анализ данных, представленных в таблице 8, показывает, что практически во всех государствах, включенных в исследование, реализуются элементы управления процессом обеспечения государственных нужд. В ряде стран, таких как США и Великобритания, сформированы и функционируют целостные национальные контрактные системы, включающие в себя механизмы управления всем жизненным циклом государственного заказа (планирование-размещение-исполнение). Поэтому далее нами рассмотрен опыт именно этих стран.

Особый интерес представляет опыт Австралии и Новой Зеландии, которые приступили к созданию национальных контрактных систем в настоящее время.

Контрактная система США создана в 1921 году и является одной из старейших государственных контрактных систем.

В США объем бюджетных средств, которые управляются в рамках федеральной контрактной системы, составляет более 500 млрд. долл. США. Участниками ФКС выступают более 160 тыс. коммерческих организаций. Нормативно деятельность ФКС США регулируется Федеральными правилами планирования, размещения и исполнения государственного заказа (FAR – Federal Acquisitions regulations), которые содержат более 4300 тыс. норм и правил, детально регулирующих единый цикл планирования, размещения и исполнения государственного заказа [20].

Организационная структура ФКС США:

ФКС США характеризуется разветвленной организационно-функциональной структурой, ядром которой является Офис государственного заказа США, координирующий деятельность Федеральной контрактной системы. Офис государственного заказа США учрежден в 1974 году, как структурное подразделение Административно-бюджетного управления США и уполномочен осуществлять функции по проведению политики в области планирования, размещения и исполнения государственного заказа.

Основным исполнительным элементом ФКС США являются контрактные офицеры в органах федеральной власти в ранге заместителя руководителя министерства, ведомства по государственному заказу. Должность контрактного офицера предусмотрена в структуре управления каждого государственного заказчика.

Основные функции контрактного офицера заключаются в следующем:

  • мониторинг исполнения государственного контракта.

  • обеспечение исполнения положений государственного контракта.

  • утверждение этапных результатов проекта и согласование выплат подрядчикам.

  • изменение государственного контракта.

  • закрытие государственного контракта.


Непосредственный контроль деятельности подрядчика ведет технический представитель контрактного офицера. Именно технический представитель готовит все предложения по ключевым решениям контрактного офицера и выполняет следующие основные функции – проведение инспекций с целью принятия или отказа в приемке выполняемой работы, а также представительство интересов государства по контролю за деятельностью подрядчика.

В структуре ФКС США, важную роль играют сертифицированные публичные бухгалтеры (certified publicac countants). Создание такого института связано с тем, что разветвленная структура государственных контрактов требует постоянного мониторинга. Основной задачей публичных бухгалтеров является своевременная идентификация рисков увеличения сметы государственного контракта, а также оперативный мониторинг затрат в ходе исполнения государственных контрактов. Сертифицированные публичные бухгалтеры представляют государственному заказчику поквартальные отчеты.

Подрядчики ведут детальный план-график исполнения государственного контракта, позволяющий, в том числе, сопоставлять достигнутый результат с информацией о произведенных затратах.

Планирование обеспечения государственных нужд в США:

Интеграция закупок в бюджетный процесс начинается на самых ранних стадиях посредством составления предварительных планов закупок (AAP – Advance Acquisition Program). Законодательство детально регламентирует процесс составления AAP, который, помимо других элементов, должен также включать в себя оценку потребностей в бюджетных средствах, обоснование источника их происхождения и составление графика выделения необходимых средств при осуществлении закупки. Дополнительные ограничения на финансирование закупок определяются частью 32.7 FAR. Так, например, государственным служащим запрещено осуществлять или выдавать разрешения на проведение закупок (заключение контрактов) без письменного подтверждения ответственных финансовых органов о наличии достаточных средств на эти цели (статья 32.702 FAR) [20].

Основным инструментом процесса планирования государственных закупок является составление прогнозных планов. При составлении прогнозного плана закупок в рамках предварительного планирования менеджер должен «составить команду, состоящую из экспертов, которые в дальнейшем будут отвечать за основные аспекты осуществления закупок - контрактацию, юридическое сопровождение, бюджетные вопросы, техническую документацию». Таким образом, уже в рамках составления предварительных заявок, планы закупок должны содержать точные стоимостные оценки предстоящих закупок при реализации отдельных проектов, которые в дальнейшем будут интегрированы в бюджет.


Прогнозные планы ориентированы, прежде всего, на крупные закупки как товаров, так и работ/услуг (для каждого министерства и ведомства устанавливается свои пороговые значения). Более мелкие закупки осуществляются из операционного бюджета (текущих расходов) министерств, определяемого исходя из аналогичных расходов прошлых периодов.

Общая схема планирования выглядит следующим образом. Структурные подразделения министерств и ведомств составляют прогнозные планы закупок и направляют их вышестоящим структурным подразделениям [23]

На уровне министерства служба по закупкам суммирует все входящие заявки и формирует предварительный план закупок. Служба по закупкам имеет право утвердить входящие заявки, отклонить их, или потребовать уточнения потребности. Затем предварительный план закупок направляется на утверждение.

Руководитель министерства, ведомства утверждает предварительный план закупок, тем самым, превращая его в утвержденный план закупок. В случае необходимости, утвержденный план закупок может быть дополнен новыми заявками или принят новый план закупок.

Утвержденные планы закупок министерств и ведомств становятся основой для составления федерального бюджета на предстоящий период.

Утвержденные закупочные планы министерств и ведомств играют и другую важную роль. Поскольку они являются документами общего пользования (помещаются на сайты министерств в сети Интернет), то через них потенциальные поставщики товаров (работ, услуг) могут заранее узнать о предстоящей закупочной деятельности государственных органов, что заметно расширяет круг возможных участников и способствует развитию конкуренции на рынке государственных закупок.

Частным случаем прогнозных планов можно считать PPBS (Planning, Programming and Budgeting System) – систему планирования, программирования и бюджетирования, принятую для проведения закупок в системе Министерства обороны США.

На этапе планирования PPBS основной акцент делается на операционные вопросы и, в целом, повторяет процесс составления прогнозных планов по отдельным проектам. На втором этапе – программировании – специалисты разбивают отдельные проекты на составные части и увязывают их с шестилетним финансовым планом Министерства обороны США, известном как План обороны на предстоящие годы (FYDP – Future Years Defense Plan). На третьем этапе – бюджетирования - финансисты осуществляют привязку отдельных элементов плана обороны к бюджетным планам министерства, которые в агрегированной форме направляются Президенту, а затем утверждаются Конгрессом США.


Процесс составления и подачи прогнозных планов в рамках системы предварительного планирования обеспечивается специальными информационными ресурсами. В частности, функционирует федеральный портал FAAPS (Прогнозная система предварительных планов закупок). Портал выполняет двойную функцию. С одной стороны, он обеспечивают унификацию формы всех вводимых в него предварительных заявок, что облегчает процесс их дальнейшей обработки. С другой стороны, портал является депозитарием, на базе которого происходит процесс агрегирования заявок для их последующего включения в предварительный план расходной части федерального бюджета. Нормативные документы министерств предусматривают, чтобы предварительные планы закупок (а) обязательно были занесены в базу данных FFAPS; и (б) пересматривались и уточнялись в системе FAAPS не реже, чем каждые 6 месяцев.

В настоящее время в США проводится реформа ФКС, основными направлениями которой являются:

Первое, сокращение использования контрактов с возмещением затрат (как наиболее подверженных рискам увеличения сметной стоимости). В соответствии с Инструктивным письмом Административно-бюджетного управления США в большинстве случаев должен применяться государственный контракт с фиксированными ценами. В то же время, в тех случаях, когда специфика закупаемого товара, работы, услуги, изделия обуславливает высокий уровень неопределенности, несомненной является целесообразность использования контракта с последующей компенсацией затрат. Однако, в настоящее время государственные заказчики применяют такой тип контракта и для закупок стандартной продукции, что недопустимо. [48]

Второе, привлечение потенциальных исполнителей на основе извещений о заинтересованности, к формированию технических требований.

Третье, использование механизма конкурентных переговоров в целях проведения предварительного duediligence (комплексной экспертизы) проекта, для выполнения которого планируется заключение государственного контракта.

Четвертое, проведение закупок комплексных услуг в отличие от закупки составляющих работ и сырья. При этом орган исполнительной власти должен провести анализ с целью разграничения в технических требованиях стандартизируемой и не стандартизируемой продукции с целью снижения уровня неопределенности и диверсификации типов контрактов, используемых для достижения задач проекта/программы. Например, если ведомство реализует сложный проект, необходимо выделить стадию пред проектных работ (контракт с компенсацией затрат (так называемый контракт оплаты времени и материалов)), разработки проекта (контракт затраты плюс премия) и серийное производство (контракт с фиксированной ценой). При этом, необходимо отметить, что наилучшей альтернативой является реализация такого проекта в рамках единого гибридного государственного контракта.