Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Казанский национальный исследовательский технический
университет им. А.Н. Туполева-КАИ»
(КНИТУ-КАИ)
Институт компьютерных технологий и защиты информации
(наименование института (факультета)
Кафедра Динамики процессов и управления
(наименование кафедры)
Курсовая работа
по дисциплине «Базы данных»
«База данных для Библиотеки»
Выполнил: студент группы 4216
Таджибоев А. А.
Проверил: Деваев В.М.
Казань 2023 г
СОДЕРЖАНИЕ
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ................................................................................... 3
ИНФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ.................................................4
ВЫБОР СУБД...................................................................................................................................5
Описание предметной области
Требуется создать базу данных для библиотеки.
Библиотека представляет собой хранилище книг. Основные ее функции - выдавать читателям книги и принимать их. Остальные функции относятся к обслуживанию процесса выдачи и приема. Экземпляр каждой книги, хранящейся в библиотеке, должен иметь индивидуальный номер. Каждый читатель должен иметь свой абонемент, который хранит как историю заказов, так и информацию о самом читателе.
Книги выдаются читателям на руки, на определенный срок. Индивидуальный номер книги, дата выдачи и дата возврата записываются в читательский билет. В пределах указанного срока читатель должен вернуть книгу в библиотеку. При необходимости срок использования книги может быть продлен читателем.
Каждый читатель имеет индивидуальный номер и читательский билет. По индивидуальному номеру работник библиотеки может определить ФИО читателя, дату рождения и его контактные данные
Придя в библиотеку, читатель, делает заказ на книгу. Сотрудник библиотеки может принять заказ в устной форме или заполнить бланк заказа, на котором следует указать индивидуальный номер книги и на какой срок читатель берет книгу.
Сотрудник принимает заказ, проверяет наличие ассортимента и по возможности выдает необходимые книги.
Информация о выданной книге заносится библиотекарем в читательский билет, где указывается дата выдачи книги и предполагаемая дата возврата.
В случае невозврата книги в указанные сроки, сотрудник библиотеки может, воспользовавшись абонементом читателя, определить его личные данные и обратится к нему с уведомлением или же напомнить ему посредством телефонного звонка об имеющемся долге.
Функционал БД. Пользователь может:
-
добавить/удалить книги в базу данных, -
добавить/удалить читателей в базу данных, -
добавить/удалить сотрудников в базу данных, -
редактировать информацию в базе данных, -
получить выборку по определенному значению атрибута, -
совершать поиск по различным параметрам, -
получить отчет в печатном виде, -
получить отчет в формате Pdf, Excel, Word;
Разрабатываемая баз данных должна быть предназначена для:
-
Повышение производительности в библиотеке; -
Экономии времени сотрудников библиотеки работы с читателями; -
Быстрого и удобного оформлении книг для читателей;
Существует 3 группы пользователей:
-
Читатель, который берет на время книгу; -
Сотрудник, который выдает книги; -
Администрация – администратор (который следит за процессом исполнения работы сотрудников).
Инфологическое проектирование Базы Данных
С учетом анализа предметной области можно выделить следующие сущности:
-
Сущность «Сотрудники» содержит информацию о сотрудниках. -
Сущность «Должности» - список должностей в ресторане. -
Сущность «Издательства» - список всех издательств, связанных с книгой. -
Сущность «Жанры» - список всех жанров, связанных с книгой. -
Сущность «Книги» - список всех существующих книг в библиотеки. -
Сущность «Читатели» - список зарегистрированных читателей в библиотеки. -
Сущность «Выданные книги» - список выданных книг читателям.
ИНФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ
Рис. 1. Инфологическая модель предметной области «Библиотеки»
Рассмотрим связи.
-
Между сущностями «Сотрудники» и «Должности» существует связь типа «М:1». -
Между сущностями «Сотрудники» и «Выданные книги» связь типа «1:М». -
Между сущностями «Выданные книги» и «Читатели» связь типа «М:1». -
Между сущностями «Выданные книги» и «Книги» связь типа «1:1». -
Между сущностями «Книги» и «Издательства» связь типа «1:М». -
Между сущностями «Книги» и «Жанры» связь типа «1:М».
Уникальные идентификаторы экземпляров каждой сущности - ключи -выделены золотым ключом на верхней строке каждой сущности на схеме данных (рис.2).
Рис. 2. Схема данных предметной области «Библиотеки»
Выбор СУБД
Решено использовать СУБД Microsoft Access 2016, которая является 32-разрядной системой управления реляционной базой данных. Access обеспечивает доступ ко всем типам данных и позволяет использовать несколько таблиц базы данных одновременно, включая таблицы из среды Paradox или dBase. Пользователь, работая в Microsoft Office, имеет доступ к полностью совместимым с Access текстовым документам (Word), электронным таблицам (Excel) и презентациям (PowerPoint). С помощью новых расширений для интернета можно напрямую работать с данными из World Wide Web и транслировать представление данных на языке HTML, обеспечивая совместимость с такими приложениями, как Internet Explorer и Netscape Navigator.
Возможности, предоставляемые Office Access 2016:
-
Быстрый старт отслеживания данных. -
Усовершенствованные средства перехода для полного представления таблиц, форм, запросов и отчетов. -
Быстрое создание и настройка таблиц с возможностью ввода информации прямо в ячейку данных и автоматическим добавлением новых полей. -
Удобная фильтрация и сортировка данных с помощью различных параметров для текста, чисел и дат. -
Работа с многозначными полями для создания столбцов с более чем одним значением в каждой ячейке. -
Прикрепление документов и файлов к базе данных пользователя и использование интерактивного конструктора форм с возможностью редактирования макета в режиме реального времени и предварительным просмотром созданной формы. -
Разнообразие в оформлении документов.