Файл: Технология проблемного обучения на уроках математики в основной школе.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У учащегося с инертной нервной системой трудности возникают в следующих ситуациях:
-
когда предлагаются одновременно задания, разнообразные по содержанию и способам решения; -
когда материал излагается преподавателем в достаточно высоком темпе; -
когда время выполнения работы строго ограничено; -
когда требуется частое отвлечение от основного задания на дополнительные виды работ, на ответы преподавателю или товарищам; -
когда продуктивность усвоения материала оценивается на начальных этапах его постижения или заучивания; -
когда необходимо дать быстрый ответ на неожиданный вопрос и т. п. Соответственно преподавателю можно рекомендовать при работе с инертными студентами: не требовать немедленного и активного включения в работу, а давать возможность постепенно включиться в выполнение задания; -
не требовать одновременного выполнения нескольких разнородных заданий; -
не требовать быстрого (на ходу) изменения неудачных формулировок, помнить, что инертным с трудом дается импровизация; -
не проводить опрос в начале занятия или по новому материалу. Главное, нужно помочь таким учащимся найти наиболее подходящие именно для них способы и приемы организации учебной деятельности, выработать свой индивидуальный стиль по Е.А. Климову [6]. Ученики со слабой нервной системой успешно могут действовать в ситуациях, требующих монотонной работы, при необходимости действовать по схеме или шаблону; -
они способны хорошо организовать самостоятельную работу, тщательно спланировать ее и контролировать результаты, добиваясь максимальной безошибочности; -
они не перескакивают с одного на другое, не забегают в нетерпении вперед, совершая все в строгой последовательности.
За счет тщательной подготовительной работы они способны самостоятельно проникать в более глубокие связи и отношения в учебном материале, часто выходя при этом за пределы учебной программы; охотно используют графики, схемы, таблицы и наглядные пособия. Есть свои преимущества и у «инертных» – они способны работать долго и с глубоким погружением, не отвлекаясь на помехи; отличаются высокой степенью самостоятельности при выполнении заданий; обладают более развитой долговременной памятью. Как и «слабые», они способны к длительной монотонной работе, тщательному планированию и контролю своей деятельности. При несистематическом характере работы, свойственном более чем 60 процентам современных российских студентов, лица с сильной нервной системой имеют преимущества, поскольку способны к мобилизации и авральной подготовке к сдаче экзамена, а «слабые» не справляются с перегрузкой и зачастую отчисляются.
-
Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для него способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. В отличие от темперамента он определяет не энергетическую (силовую и скоростную) сторону деятельности, а выбор тех или иных типичных для данного человека приемов, способов достижения цели. Формируется он при жизни на основе темперамента и факторов среды. Как и темперамент, характер не влияет прямо на успешность обучения, но может создавать трудности или благоприятствовать обучению в зависимости от организационных форм, методов преподавания, стиля педагогического общения учителя. Прежде всего, это касается людей с сильно выраженными чертами характера, создающими «острые углы», «проблемные зоны», затрудняющие для их обладателей построение адекватных взаимоотношений с другими людьми, в том числе в учебной деятельности. Приведем лишь некоторые, наиболее яркие типы акцентуаций характера, с указанием на те проблемы, которые могут возникать у их обладателей в процессе обучения.
Гипертимный тип– с постоянно повышенным настроением, энергичный, общительный. Неусидчивость, склонность к сменам деятельностей и увлечений, часто оборачивающаяся поверхностностью в отношениях с людьми и в отношении к делу.
Циклоидный тип – настроения меняются циклами; за двумя–тремя неделями приподнятого, почти эйфорического настроения следует такой же по длительности цикл настроения подавленного, с повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. В периоды угнетенных состояний нуждаются в щадящем отношении во избежании глубоких срывов с тяжелыми последствиями.
Ладильный тип – страдает перепадами настроений по многу раз в день, вызываемыми самыми ничтожными поводами. При наличии серьезных поводов демонстрируют склонность к реактивным депрессиям, что приводит к серьезным нарушениям учебной деятельности. В эти периоды как и циклоиды нуждаются в щадящем отношении..
Сензитивный тип – очень чувствителен ко всему хорошему и плохому, застенчив, робок, часто закомплексован; общителен только с теми, кого хорошо знает и от кого не ждет угрозы. Обладает повышенным чувством долга, совестлив, часто берет вину на себя; в случае сильных и незаслуженных обвинений реален суицидальный исход. Дисциплинирован, прилежен, регулярно работает.
Неустойчивый тип – обнаруживает повышенную тягу к развлечениям, безделью и праздности, не имеет устойчивых профессиональных интересов, не задумывается о будущем. Слабоволие и некоторая трусливость делают необходимым тщательный контроль учебной деятельности.
Конформный тип – демонстрирует бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам или большинству в группе. Жизненное кредо – быть как все. В качестве педагогического воздействия можно рекомендовать демонстрации пагубности приспособленческих приемов и отрицательную ценность конформистских установок.
Шизоидный тип – замкнут, эмоционально холоден, мало интересуется духовным миром других людей и не склонен допускать их в свой мир. Рекомендуется не грубое, но настойчивое втягивание в общение, в коллективные формы школьной жизни.
Эпилептоидный тип – обладает очень сильными влечениями, склонен к эмоциональным взрывам, часто демонстрирует жестокость, себялюбие и властность, любовь к азартным играм. Легко подчиняются властному и сильному педагогу, но, почувствовав «слабину», могут проявить весь багаж своих отрицательных наклонностей.
Истероидный (демонстративный) тип – больше всего любит быть в центре внимания, жаждет похвал и восхищения, склонен к театральности, позерству рисовке. С целью создания оптимальных условий для учебной деятельности учителю рекомендуется уделять больше времени и внимания таким ученикам.
2.3. Приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики в основной школе.
Применяя методические приемы проблемного обучения на уроках математики, создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование.
На уроках математики можно использовать следующие варианты создания проблемных ситуаций через:
- умышленно допущенные учителем ошибки;
- выполнение заданий на внимание и сравнение;
- решение задач различными способами;
- выполнение практических заданий;
- противоречие нового материала старому, уже известному;
- решение задач, связанных с жизнью.
Рассмотрим примеры заданий, ситуаций, применяемых в каждом
случае.
1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные
учителем ошибки.
В понимании детей учитель – это тот человек, который не может
ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение с доски.
Пример 1. Тема «Сравнение положительных и отрицательных чисел»
Даны выражения:
-5 < (-7); 2 > 1; 1 < -5; -100 > 3; -139 > -2.
Задание: проверьте на правильность данные выражения.
Учащиеся находят ошибки, сталкиваются с проблемой, пытаются
разобраться, найти выход из данной проблемы.
Пример 2. «Обманные задачи на тему треугольник»:
а) постройте треугольник со сторонами 3, 5 и 6 см.
б) постройте прямоугольный треугольник, у которого два угла равны 90°.
По данным задачам у учащихся не получается построить треугольники,
сталкиваются с проблемой, выясняют вместе с учителем где ошибка.
-
Создание проблемных ситуаций через выполнение заданий на внимание и сравнение.
Пример 1. Тема «Признаки делимости на 6 и на 3»
Даны числа: 102, 132, 126, 108, 948, 2017, 2016, 2319, 1110522.
Задание: проверить какие из этих чисел делятся на 3, и какие на 6, а какие вообще не делятся ни на 3, ни на 6.
-
Создание проблемных ситуаций через решение задач различными способами.
Пример 1. Тема «Решение задач» В нашей школе 125 учеников. В начальной школе (1-4 классы) учатся на 3 учащихся больше, чем в старшей школе (9-11 классы), а в основной школе (5-8 классы) в 2 раза учеников больше
, чем в начальных классах. Сколько учеников учатся в основной школе? Задачу можно решить двумя способами: арифметическим и алгебраическим.
4. Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий
Пример 1. Тема «Координатная плоскость» Даны координаты, у каждого варианта свои.
Вариант 1. (Петух) ( 1,5;5.5), ( 2,5;3,5), (2; 3), (2,5; 3), (3; 3,5), (3;4,5), (2,5;5,5), (3,5;6), (2,5;6,5), (3;7), (2,5;7), (2,5;7), (2;7)(2;8), (1,5;7), (1,5;8,5), (1;7), (1;6,5), (0,5;6), (0,5;5), (-0,5;4), (-2,5;3), (-4,5;4), (-5;5), (-4,5;6), (-5,5;8), (-6,5;8,5), (-7,5;8), (-8,5;7), (-9;6), (-9;4), (-8,5;2,5), (-8,5;1), (-8;0), (-8;1), (-7,5;0,5), (-7,5;2), (-7;0,5), (-6,5;1,5), (-5,5;0,5), (-4,5;0), (-3,5;-2,5), (-3;-3), (-3;-5,5), (-4;-5,5), (-3;-6), (-2;-6), (-2,5;-5,5), (-2,5;-4), (0;-1), (0;-0,5), (1;0), (2,5;1,5), (2,5;2,5), (2;3) и (-0,5;3), (-0,5;2,5), (-1,5;1), (-2,5;1), (-5;2,5), (-4,5;3), (-5;3,5), (-4,5;3,5)и (1,5;6,5).
Учащиеся строят точки по координатам и рисуют животных, затем рассказывают про них. Также выполняют творческие работы, учащиеся сами придумывают рисунки по заданным координатам и по ним составляют задания.[21]
-
Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному
Пример 1. Тема «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.» Вычисляем 1253 ∙ 10 = 1253 12500 : 100 = 125 98 ∙ 1000 = 98000 170000 ∶ 1000 = 170 658,3 ∙ 100 = 658,300 17,110 ∶ 10 = 17,11 7,13 ∙ 10 = 7,130 650 ∶ 100 = 6 [21]
-
Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью. Пример 1. Тема «Проценты» В настоящее время МРОТ (Минимальный Размер Оплаты Труда) составляет 16242 рублей. Но народ получит не всю сумму денег. Вычитают подоходный налог 13%. Я хочу, чтобы вы помогли сосчитать, какую же сумму получат граждане РФ в Забайкальском крае.
Возникает вопрос : «А как же мы вам поможем, если мы не знаем, что такое процент?»
Проблемная ситуация создана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев в курсовой работе основные аспекты реализации проблемного обучения в качестве педагогической технологии на уроках математики, можно сделать следующие выводы:
Проблемное обучение – это обучение, при котором педагог ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся и результатом активного мыслительного процесса.
Можно выделить некоторые преимущества и недостатки технологии проблемного обучения.
К «плюсам» этой технологии можно отнести:
-
Высокий уровень мотивации; -
Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала; -
Развитие продуктивного мышления; -
Развитие критического мышления; -
Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг; -
Формирование активной личности