Файл: 1. 2 Общение как основа деятельности педагога дополнительного образования Цель занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 854
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Греб Анастасия Олеговна
Преподаватель:
Семенова Евгения Викторовна
Задания по теме 1.2 Общение как основа деятельности педагога дополнительного образования
Цель занятия: закрепление знаний об общении как основе деятельности педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать модель общения для решения практических задач.
Задание 1
1. Дайте определение понятиям «общение» и «педагогическое общение».
2. Выделите отличительные признаки педагогического общения, подходов, обозначенных К.А. Абульхановой-Славской, Г.К. Селевко, Н.П. Ерастовым, А.Н. Леонтьевым и др.
3. Проведите сравнительный анализ определений понятий «общение» и «профессионально – педагогическое общение»
Ответ:
№ п/п | Определение понятия “общение” | Сходные признаки | Отличительные признаки |
1. | Определение понятия «общение». А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общество как “профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива”. | Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания. Общение занимает значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования. | Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направленно не только на само взаимодействие и на воспитанников в целях их личностного развития, но и является основным для самой педагогической системы, направленно на организацию освоения знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само взаимодействие, на воспитанников и на предмет освоения. |
2. | Определение понятия «профессионально- педагогическое общение». И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение “как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся”. |
Задание 2. Смоделируйте ситуацию диалога между обучающимися и педагогом дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Опишите контекст ситуации. Перечислите педагогические задачи, которые ставит педагог в процессе общения. Какие вопросы Вы бы включили в данный диалог? Какие аспекты должен обсудить с обучающимися педагог? Перечислите и охарактеризуйте их.
Ответ:
Ситуация: Учащиеся, дети от 6-ми до 8-ти лет, начинают выполнять задание на тему «Морские обитатели» по дисциплине «ИЗО».
Вопросы для диалога:
1. Каких морских обитателей вы знаете? Расскажите о них.
2. Каких морских обитателей ты выбрал? Почему?
3. Ты когда-нибудь видел этого морского обитателя? Как это произошло? Хотел бы увидеть его?
4. Тебя устраивает выбранный тобою цвет? Какие ещё цвета ты хочешь использовать?
5. У вас всё получается? Кому-нибудь нужна подсказка, помощь?
6. Не забудьте протереть использованные инструменты и убрать за собой рабочее место.
Затронутые аспекты в ходе данного диалога:
1. Педагог задал вопрос, несущий познавательный характер - в ходе ответов на него всех обучающихся, некоторые из них могу узнать от своих сверстников что-то новое, что поспособствует позитивному расположению первых ко вторым.
2. Педагог показал свою что ему не безразличны интересы и мнения ученика.
3. Педагог дисциплинирует учащихся.
4. Так же подразумевается, что в ходе общения педагог затронет важность техники безопасности, уделит время и покажет свою заинтересованность, расположение к каждому ученику.
Задание 3. Разработайте примерное содержание этапов общения педагога дополнительного образования, реализующего программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, с ребенком.
При разработке опирайтесь на модель структуры педагогического общения, предложенную В.А. Кан-Каликом:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с одним ребенком или группой детей (прогностический этап).
2. Организация непосредственного общения с ребенком в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать коммуникативной атакой).
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе — важнейший элемент профессиональной коммуникации.
4. Анализ осуществленной системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Примерные темы:
«Искусство в современном обществе»
«Моя будущая профессия»
«Каким должен быть творческий человек?»
Авторская тема
Ответ:
Тема: «Моя будущая профессия»
Класс: 9
Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии;
Задачи: Сформулировать представление о мире профессий, а так же требованиях, предъявляемых профессиями к человеку; развить черты характера, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности и навыки самопрезентации; воспитать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; развить способность обучающегося принимать и сохранять учебно-профессиональную цель;
Ход внеклассного мероприятия:
Педагог: Сегодня мы поговорим о профессиях. Совсем в скором времени вы столкнётесь с выбором области будущей вашей профессиональной деятельности.
Профессия определяет, чем человек будет заниматься значительную часть своей жизни, оказывает влияние на социальный статус человека, его финансовое положение, общественные, социальные группы, с которыми он будет взаимодействовать.
Основные вопросы мероприятия:
-
Какие профессии вам известны? -
Какие профессии вас привлекают? -
Какие профессии для вас являются менее привлекательными? -
Какая профессия у вас в приоритете? -
Какие навыки необходимы для выбранной вами профессии?
Учащиеся называют профессии.
П: Классификация профессора Климова Евгения Александровича составлена по отношению человека к объектам труда. Е.А. Климов выделяет пять основных типов профессий:
1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
2.Человек-человек. Предметом труда здесь является другой человек, характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
3. Человек-знак. Это профессии связанные с анализом и обработкой данных, цифрами, буквами.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
4. Человек-техника. Сюда относятся все технические профессии.
Попробуйте назвать представителей данного типа (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
5. Человек художественный образ. Здесь мы имеем профессии, связанные с искусством и творчеством.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
П: Давайте определим профессии по типу. Показываются иллюстрации, учащиеся определяют.
П: Как вы думаете, что необходимо учитывать при выборе профессии?
Ведётся диалог с учащимися, обязательно должны прозвучать термины «востребовательность», «доходность».
Далее педагог рассказывает о том, что со временем востребовательность одних профессий изменяется, другие устаревают, появляются новые; сообщает, что это зависит от разных факторов; перечисляет профессии, которые будут актуальны всегда. Вступает в диалог с учащимися о том, что дело их жизни не должно приносить им раздражение, дискомфорт.
Показывается видеоролик на тему существующих профессий, профессий, существующих недавно и востребованные профессии в нашей стране, во всём мире.
Педагог упоминает, что есть различные уровни карьеры. Приводит примеры, говорит о важности личного профессионального плана.
Проводиться тест по профориентации.
По результатам профориентации, учащиеся изучают определённую профессию в информационных источниках.
Оканчивается занятие диалогом с учащимися, в ходе которого педагог может определить степень усвоенной информации.
Задания по теме 1.5. Анализ работы педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Требования к ведению документации
Цель: формирование умения организовывать деятельность педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, анализировать принятые решения и результаты; формирование умения вести разнообразную документацию.
Задание 4. Составьте диагностическую «Карту интересов» для подростка 12 лет, занимающегося в объединении учреждения дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.
Для составления данной карты используйте примерную схему. Добавьте свои пункты, связанные с особенностями деятельности ребёнка в объединении учреждения дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.
Примерная схема «Карты интересов»
1. ФИО учащегося
2. Возраст
3. Состав семьи
4. Увлечения, их характеристика
5. Любимые занятия. Их продолжительность и характеристика
6. Особые таланты
7. Другое
Ответ:
-
ФИО: Валеева Дарья Вячеславовна -
Возраст: 12 лет -
Состав семьи: многодетная. -
Увлечения, их характеристика: активно увлекается изобразительным искусством, иллюстрациям и фотографией. -
Любимые занятия. Их продолжительность и характеристика: рисовать иллюстрации, играть в видеоигры, чтение художественных книг, фотография. -
Другое: интеллект выше среднего; является учеником художественной школы.
Методика «Карта интересов» А.Е. Голомшток. Ответы на вопросы могут быть в пределах трёх вариантов: -очень нравится (++), -просто нравится (+), -не нравится (-). Ответы учащегося:
1-Юриспруденция -
2-Биология+
3-Иностранные языки+
4-Геология-
5-Медицина+
6-Лёгкая и пищевая промышленность-
7-Музыка++
8-Физика+
9-Химия-
10-История+
11-Журналистика+
12-Металлообработка-
13-Строительство+
14-Транспорт-
15-Военные специальности-
16-Техника-
17-Электротехника и радиотехника-
18-Литература++
19-Общественная деятельность++
20-Педагогика+
21-Сфера обслуживания-
22-Математика+
23-Экономика-
24-Деревообработка-
25-Изобразительное искусство++
26-Сценическое искусство++
27-Авиация и морское дело-
28-География-
29-Физкультура, спорт+
Задание 5. Определите основные цели и задачи деятельности педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Приведите конкретные примеры реализации целей и задач педагогической деятельности в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства при проведении консультации обучающихся в учреждении дополнительного образования, в беседе с его родителями, при организации КТД (тематика на выбор обучающегося).