Файл: 1. 2 Общение как основа деятельности педагога дополнительного образования Цель занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 855

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ответ:

Цели деятельности педагога дополнительного образования:

1. Создание благоприятного психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием;

2. Проявление симпатии и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное поддержание всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;

3. Обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи;

4. Предоставление взаимности обмена мнениями, безоценочное обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.
Задачи деятельности педагога дополнительного образования:

Основная задача: В доступной форме донести до сознания ученика мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всех богатствам образного строя вещи.
Перспективные задачи:

1. Организация образовательной деятельности данной направленности в соответствии с вызовами образовательной в обществе и потребностями личности;

2. Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование субъектной и созидательной позиции обучающегося;

3. Использование государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей образовательными организациями, реализующими программы по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству;

4. Реализация компетентными органами государственной власти и местного самоуправления механизмом поддержки программ дополнительного образования детей;

5. Ведение статистического учета вовлеченности детей в реализацию программ дополнительного образования детей по ИЗО и ДПИ, а также результативности реализации указанных программ на основе интеграции электронных систем учета;

6. Координация усилий по развитию творческой направленности дополнительного образования на федеральном и региональном уровнях;

7. Создание, обеспечение и поддержка открытых сервисов, информационного сопровождения участников дополнительных образовательных программ по ИЗО и ДПИ, обеспечивающих формирование индивидуальных образовательных траекторий;


8. Создание механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих программы по ИЗО и ДПИ в сельской местности;

9. Государственная, муниципальная и общественная поддержка реализации образовательных программ по ИЗО и ДПИ дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также поддержку совместных практик дополнительного образования детей;

10. Подготовка педагогов дополнительного образования по ИЗО и ДПИ;

11. Проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в обучении и воспитании детей.
Консультация:

1. Родители пришли к педагогу, ознакомиться с учебной программой.

Цель педагога: Рассказать родителям о проведении занятий в художественном классе.

Задачи:

Для начала нужно объяснить родителям, с какого возраста дети могут учиться в школе. Это нужно для того, чтобы педагог точно был уверен в том, что ребенок сможет физически выдерживать занятия, быть готовым к труду и учиться самостоятельно работать с художественными принадлежностями.
Далее педагогу нужно рассказать, как именно будут проходить занятия: в каком кабинете, в какое время, какие принадлежности нужны для работы (краски, кисточки, карандаши, бумага).
Затем нужно рассказать по какой программе проходит обучение. Будет ли ребенок изучать основы академического рисунка, узнает ли о правильном построении того или иного предмета, достаточно ли будет развиваться его фантазия.
После того, как родители поймут, что их все устраивает, они запишут ребенка в школу. Педагогу нужно будет провести беседу с новым учеником.
2. Разговор педагога с ребенком.

Цель: Провести ознакомительную беседу с ребенком (проходит на первом занятии).

Задачи:

Для начала педагогу необходимо дружелюбно поприветствовать нового ученика. Дружелюбие – первая ступень к доверию. Это очень важная черта педагога: если он не будет дружелюбен, то ребенку просто будет неинтересно находиться на его занятиях. Если же ребенок поймет, что педагог добрый и искренний человек, то в дальнейшем будет гораздо легче и быстрее выстроить общение.
Затем, нужно сообщить остальным ребятам, что в класс пришел новый ученик и пригласить ребенка занять свое место.
Далее наступает самый ответственный этап беседы: когда ребенок достанет все необходимые принадлежности,

педагогу нужно поинтересоваться, что он любит, чем увлекается. Когда ребенок расскажет о своих увлечениях, педагогу нужно попросить его нарисовать картинку.
Пока ребенок рисует, педагог параллельно рассказывает ему о себе, тем самым, еще больше внедряясь в доверие к ученику.
Перечисленные выше задачи помогут правильно настроить первую беседу с учеником, дальше можно будет к третьему этапу беседы.
3. Организация КТД (Коллективное Творческое Дело)

Цель: Направить ученика на нужную творческую деятельность.

Задачи:

Понять, насколько хорошо ребенок владеет творческими навыками.
Узнать у ребенка, в какой сфере деятельности он хочет развиваться (вырезание из картона, рисование красками, лепка и т.д.).
Составить план занятий, соответствующих выбору ученика, на ближайший месяц/год.
В ходе занятий оказывать ученику необходимую помощь, в тот момент, когда она будет нужна.

Задание 6. Опираясь на документ «Письмо» Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") разработайте программу дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (тематика программы на Ваш выбор).  

Задания по теме 2.3 Учет педагогом дополнительного образования возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Цель: формирование умений осуществлять  поиск, анализ и оценку возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся для решения практических задач; формирование умения ставить цели по учету данных особенностей в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

 

Задание 7. Проанализируйте ситуацию по данным ниже вопросам.

Характеристика  конкретной ситуации

Формируется команда для выполнения коллективной композиции по изобразительной деятельности к городскому конкурсу. Однако ребята не хотят брать в команду мальчика Александра, считая, что он подведет остальных. На общем собрании некоторые из ребят высказываются отрицательно, мотивируя тем, что Александр не всегда внимателен, не настроен на успех, не быстро решает текущие вопросы, требующие собранности, ответственности, медлителен, не аккуратен и может испортить общую работу.

Вопросы для анализа:
1.Определите, какие возрастные и индивидуально–психологические особенности присущи подростковому возрасту?
2. Какие черты характера Александра могли повлиять на сложившееся о нём мнение коллектива?
3. Как следует поступить педагогу дополнительного образования в сложившейся ситуации, взять для участия в работе Александра или нет? Предложите три варианта решения данной ситуации, спрогнозируйте результаты их принятия.

Ответ:

1. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.
Начинают формироваться элементы теоретического мышления.
Память развивается в направлении интеллектуализации.
Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания.
Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.
2. Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося.

Педагогу необходимо знание особенностей познавательной сферы Александра. Нужно понять причину его невнимательности и несобранности.
Задание 8. Проведите сравнительный анализ возрастных особенностей обучающихся, необходимых при планировании занятий педагогом дополнительного образования.
Ответ:


Возраст обучающегося

Особенности памяти, воображения, мышления

Особенности взаимодействия со сверстниками и педагогом

Специфика в работе педагога дополнительного образования

Дошкольный

 В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность.

 Особенности взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста влияют на психо-эмоциональное и личностное развитие ребенка, тип отношений к детям и стиль руководства ими определяют взаимоотношения в детском обществе, его структуру, обеспечивают состояние удовлетворенности и психологического комфорта детей.

 Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослого. Педагог должен использовать различные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. А работы детей, выполненные на дополнительных занятиях, стоит использовать при оформлении выставок в стенах детского сада, участия в различных творческих конкурсах.

Младший школьный

 Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

 У школьников в данный период возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Данные потребности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все вместе, делать то, что делают другие.

 Социализация младшего школьника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Средний школьный

 У детей в среднем школьном возрасте продолжается развитие теоретического мышления. В подростковом возрасте ребенок способен с помощью небольшой подсказки взрослого выдвинуть гипотезу, проверить, подтвердить или опровергнуть ее. На основе этого нового умения у детей среднего школьного начинает развиваться логическое мышление.

В условиях увеличения объема информации в средней школе ребенок вынужден преобразовывать учебный материал таким образом, чтобы его было легче запомнить.

 Физическое, умственное, нравственное и социальное начала являются основным содержанием взаимодействия с внешним миром. Подросток социально активен, строит отношения со взрослыми, товарищами, но также особое значение уделяет собственной личности, проектируя себя на будущее, ставя в центр свои задачи, цели, рассматривая пути их реализации. Дети данного возраста хотят чувствовать себя взрослыми, стремятся быть ими.

 Средний школьный возраст- дети и подростки получают полную информацию о своих личных способностях, оценивают свои возможности и сопоставляют с интересами и профессиональными предпочтениями (обучающие и практические занятия, тренинги, профориентационные игры)

Старший школьный

 У старших подростков происходит развитие абстрактного и гипотетического мышления. Ребенок, оперируя накопленными знаниями и мыслительным опытом, начинает проявлять интерес к разнообразным философским проблемам, он с блеском в глазах строит планы на будущее, приобретает более глубокий взгляд на окружающий мир.

 Одной из важнейших особенностей юношеского возраста становится развитие самосознания, открытие собственного «Я», а также потребность «найти себя», «стать самим собой». В результате этого в ранней юности быстро расширяется и перестраивается сфера общения.

В отношениях учителя с учениками особенно выразительным способом осуществляется роль взрослого как образца, фактора постоянной помощи, поддерживающего высокий уровень мотивации в трудной психической деятельности, фактора формирования ближайшей зоны дальнейшего развития ученика во всем ее мотивационном ориентирующем воздействии.

 Старший школьный возраст - это формирование представлений о современном мире профессий о собственных возможностях, склонностях и интересах, а так же знакомство с рынком труда и учебными заведениями.





Пермь - 2023