Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1131
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
605
Пространство — философская категория, обозначающая протя- женность материальных объектов, их расположение относительно друг друга и величину.
Противоречие — единство и борьба противоположностей.
Протяженность — это возможность прибавления к каждому дан- ному объекту некоторого другого объекта.
Психологическая защита — способы неосознаваемой регуляции деятельности, с помощью которых снимается дискомфортное эмо- циональное напряжение.
Развитие — такие изменения, которые отличаются обязательны- ми качественными преобразованиями.
Раздражимость — способность живого организма реагировать на те внешние воздействия и условия окружающей среды, которые име- ют для него непосредственное биологическое значение.
Разум — диалектическое мышление, направленное на познание универсальной связи вещей и всех явлений.
Рассудок — умение строго и четко систематизировать данные, последовательно и ясно рассуждать, делать выводы, основанные на логических законах.
Рационализм — гносеологическое учение, которое решающую роль в процессе познания отводит разуму, относя чувственное отра- жение к недостоверному знанию.
Реализм — учение, согласно которому объективно существуют только общие понятия, или универсалии, а не единичные чувственно воспринимаемые предметы.
Реальность виртуальная — особый мир измененного состояния человеческого сознания, возможно более полная имитация в чувст- венном восприятии человека объективного мира.
Реальность объективная — существование, независимое от че- ловеческого сознания.
Реальность субъективная — формируется через гносеологиче- ское отношение субъекта к объекту и не может существовать вне че- ловеческого сознания.
Регресс — изменения, идущие в направлении от высшего к низ- шему.
Редукционизм — отрицает качественное своеобразие высшей формы движения материи и сводит ее к низшей.
606
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сущест- вование сверхъестественных сил, которая организует поведение лю- дей в соответствии с высшим, божественным смыслом и возвышает человека до абсолютных и вечных ценностей.
Релятивизм — учение, утверждающее относительность всех на- ших знаний.
Рефлексия — возможность человека наблюдать за самим собой, за своими ощущениями, за своим внутренним состоянием.
Род — исторически первая этносоциальная общность людей, ос- нованная на кровной близости.
Самооценка — знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя.
Самопознание — выработка человеком системы представлений о себе самом, определяющих его отношение к себе.
Самосознание — идеальное отражение самого себя.
Самоконтроль — целенаправленное управление содержанием собственного сознания.
Сансара — бесконечный процесс перевоплощений души, «колесо жизни».
Свобода — способность человека выбирать решения, ставить пе- ред собой цели и совершать поступки в соответствии со своими целя- ми, интересами, идеалами, основанными на осознании свойств и от- ношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свойство — то, что отличает одну вещь от других вещей или указывает на ее сходство с ними.
Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной ответственностью и взаимо- помощью.
Сенсуализм — гносеологическое учение, котороевсе содержание познания выводит из деятельности органов чувств.
Синергетика — новое междисциплинарное направление научных исследований, направленных на раскрытие механизмов самооргани- зации в системах самой разной природы.
Синергия — целостное, неразделимое функциональное единение когерентных по своей сущности элементов системы.
Синтез — объединение полученных в результате анализа элемен- тов в единое целое.
607
Система — совокупность элементов, которые так связаны друг с другом, что выступают по отношению ко всему окружающему как единое целое.
Системно-структурный уровень материи — совокупность раз- личных видов материи, в пределах которой они объединяются гос- подствующим типом связей и взаимодействий.
Скачок — переход от одного качества к другому.
Скептицизм — учение, которое, не отрицая принципиальную возможность познания объективной действительности, выражает со- мнение в достоверности знания о ней.
Славянофильство — идейно-политическое учение об исключи- тельности и неповторимости исторического пути развития России и мессианской предопределенности русского народа.
Следствие — изменения, появляющиеся во взаимодействующих телах или элементах в результате их взаимодействия.
Слои социальные — социальные группы, которые образуются в рамках классов и сословий на основе тех или иных критериев.
Случайность — то, что обусловлено внешними причинами суще- ствования и развития вещи, ее взаимодействием с другими окружаю- щими ее вещами.
Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Соборность — идеальное состояние общества, основанное на аб- солютном единстве свободы, любви и христианской религии.
Содержание — вся совокупность сторон, свойств, признаков и связей предмета, явления или процесса.
Сознание — высшая, свойственная людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном по- строении действий и предвидении их результатов, в разумном регу- лировании и самоконтролировании поведения человека.
Солипсизм — учение, в котором реально существующим призна- ется только один воспринимающий субъект.
Сословия — социальные группы, которые обладают закреплен- ными в законе или обычае правами и обязанностями.
608
Софизм — умышленно ошибочное рассуждение, выдаваемое за истинное.
Софистика — сознательное использование в споре и доказатель- ствах софизмов.
Социальная структура общества — связанные системой отно- шений и взаимодействий социальные группы.
Социальные группы — формы объединения людей, которые об- разуются для удовлетворения их потребностей посредством совмест- ных, скоординированных, солидарных действий.
Социоморфизм — осмысление отношений между природными объ- ектами по образу и подобию отношений внутри человеческого рода.
Способ производства — диалектическое единство производи- тельных сил и производственных отношений.
Стратификация социальная — структурированная дифферен- циация людей на различные социальные слои, между которыми не- равномерно распределяются права и обязанности.
Структура — устойчивость, качественная определенность пред- мета; такое взаимоотношение его элементов, при котором изменение одного элемента влечет за собой изменение остальных.
Субстанция — характеристика бытия со стороны его внутренне- го единства, взаимосвязи всех его проявлений безотносительно к их бесконечно многообразным видоизменениям.
Субъект познания — носитель и активное начало в познаватель- ном процессе.
Суждение — высказывание, с помощью которого связываются понятия и в котором нечто утверждается или отрицается.
Сущность — внутренняя, устойчивая, основная сторона действи- тельности, лежащая за пределами непосредственных восприятий.
Сущность человека — глубинные качества, которые обусловли- вают специфику человека и внешне проявляются в чертах, свойствен- ных его природе.
Сциентизм — мировоззренческая позиция, согласно которой на- учное знание является наивысшей культурной ценностью и достаточ- ным условием ориентации человека в мире.
Теория — высшая форма организации научного знания, которая дает целостное отображение объективных законов и других сущест- венных связей действительности.
609
Теодицея — оправдание Бога за наличие зла в мире.
Теоцентризм — принцип религиозной философии, согласно ко- торому Бог является единственным источником всякого бытия, исти- ны и блага.
Техника — область человеческой деятельности, направленная на изменение природы и господство над ней в соответствии с потребно- стями человека; совокупность умений и навыков, составляющих про- фессиональные особенности того или иного рода человеческой дея- тельности; искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью; совокупность артефактов.
Технология — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояний, свойств, формы сырья, материалов и полуфаб- рикатов, применяемых в процессе производства для получения гото- вой продукции.
Титанизм — идея всесилия и могущества человека, призванного быть соучастником божественного миротворения.
Точка бифуркации — точка ветвления путей развития нелиней- ных систем.
Трансцендентальный — термин для обозначения мира явлений человеческого сознания.
Трансцендентный — термин для обозначения мира, внешнего для познающего субъекта, находящегося за пределами его опыта.
Туизм — учение Фейербаха, в котором подчеркивается особая значимость личности другого, «Ты» для человека.
Убеждение — прочная уверенность человека в истинности своих знаний, в правоте своей жизненной позиции.
Умозаключение — сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов.
Фаллибилизм — принцип, который утверждает принципиальную гипотетичность и погрешимость любого научного знания.
Фальсифицируемость — принципиальная опровержимость лю- бого научного утверждения.
Фатализм — воззрения на историю и жизнь человека как на не- что заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными за- конами развития.
Феномен — возникающие в сознании смыслы предметов.
Феноменология — учение о феноменах.
610
Физикализм — принцип, согласно которому предложения в эм- пирических науках должны быть сведены к предложениям физики.
Философия истории — раздел философского знания, в котором осмысливаются проблемы развития общества, определяются цели и смысл его существования.
Флуктуация — отклонение системы от некоторого среднего со- стояния.
Форма внешняя — указывает на различие данного содержания от всего иного.
Форма внутренняя — способ существования и выражения со- держания.
Формализация — переход от оперирования понятиями к опери- рованию символами, осуществляемый посредством отвлечения от со- держания знания и выделения его формы, которая находит выражение в особом, искусственном языке.
Фрактал — понятие в синергетике, которое отражает структур- ное единство самоорганизующихся систем.
Часть — категория, которая выражает предмет не сам по себе, а лишь его отношении к тому, составным компонентом чего он является.
Человек — категория для обозначения общих черт, свойственных высшему биологическому виду Homo sapiens.
Чувствительность — реакция животного не только на биологи- чески значимые для него факторы, но и на биологически нейтраль- ные, которые, однако, связаны с биологически значимыми.
Целое — предмет (явление, процесс), включающий в себя в каче- стве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (явления, процессы), и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.
Ценность — социокультурное значение определенных явлений действительности для человека.
Цивилизация — такой исторический период в истории человечест- ва, который связан с существованием товарного производства и соци- ально-классовых отношений и характеризуется интенсивным и разно- сторонним развитием промышленности, техники, науки, искусства, средств связи, городского строительства, предметов быта и других куль- турных ценностей, а также появлением соответствующего образа жизни людей, некоторых черт их поведения и внешнего облика.
611
Эвдемонизм — этическое учение о сущности, путях достижения и критериях счастья.
Эволюция — постепенность количественных изменений при со- хранении основы качества.
Эгоизм — этическое учение, которое исходит из того, что человек в своих действиях должен руководствоваться только личными инте- ресами.
Экзегетика — искусство истолкования и интерпретации религи- озных текстов.
Экзистенция — категория для обозначения конкретного бытия человеческой личности, которое абсолютно не похоже на других.
Эклектика — методологический прием, основанный на выхваты- вании отдельных, часто несовместимых и исключающих друг друга мыслей, фактов, взглядов, воззрений и их механическом смешении.
Эксперимент — испытание изучаемого объекта в контролируе- мых и управляемых условиях.
Экстаз — мистический союз с Божественным Абсолютом.
Эманация — истечение переполненного благом Единого в фило- софии Плотина.
Эмпиризм — гносеологическое учение, согласно которому чув- ственный опыт является единственным источником познания.
Эмпирические факты — действительные, реально существую- щие события, свойства и отношения объектов мира и процессы их изменений, которые стали известны в результате наблюдения и экс- перимента и вошли в сферу человеческого познания, стали предметом человеческой деятельности.
Эпистемология — философский анализ научного знания.
Эстетика — философское учение о прекрасном.
Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Этика — философское учение о морали.
Этносы — большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.
Явление — внешнее обнаружение сущности.
612
Учебное издание
Е.Н. Пронина
Ф И Л О С О Ф И Я
Учебник для бакалавров и специалистов
Корректор Н.В. Моисеева
Компьютерная верстка М.Е. Барашковой
Подписано в печать 15.09.11. Формат 60×84/
16
. Бумага офсетная.
Печать на ризографе. Усл. печ. л. 35,57. Тираж 1000 экз. (1-й завод 200 экз.)
Заказ № 91/78.
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова.
127550, Москва, ул. Прянишникова, 2а.
Отпечатано в РИЦ МГУП им. Ивана Федорова.