Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1129
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Другой специфической чертой мифологических сюжетов является
социоморфизм, то есть осмысление отношений между природными объектами по образу и подобию отношений внутри человеческого ро- да. Так, например, в вавилонской мифологии Вселенная отождествля- лась с государством, представляя собой примитивную демократию.
Осмысление мира подобным себе делало его более понятным и ясным для первобытного человека.
Отсутствие подлинного знания об окружающей действительности компенсировалось в мифах ее фантастическим отражением. Реальным предметам и явлениям приписывались сверхъестественные свойства, им придавался магический характер. При этом любое фантастическое повествование представлялось древним людям как реальность, а не вымысел. Они не противопоставляли друг другу природное и сверхъ- естественное и верили в постоянное присутствие вокруг себя невиди- мых сверхъестественных сил. По словам французского этнографа и психолога Л. Леви-Брюля, эта вера доставляла человеку «…готовый,
всегда имеющийся налицо материал для ответа на частные вопросы,
которые он ставит перед собой, внушая ему одновременно смесь
страха, покорности и почтения, которыми всегда оказывается про-
никнутой его деятельность, едва только для этих чувств представ-
ляется какой-нибудь объект»
2
. Иных причин всего существующего первобытные люди не искали. Поэтому мифологическому сознанию не свойственно интеллектуальное отношение к миру.
Такая характерная особенность мифологического сознания, как отсутствие отчетливого разграничения естественного и сверхъестест- венного, а также идеального и материального, вещи и слова, слова и действия, единичного и множественного, пространственных и вре- менных отношений получило название синкретизма. Синкретизм означает, что в мифологии все слитно. Как результат целостного вос- приятия мира мифология создает единую образную картину этого мира, которая сочетает в себе реальность и фантазию, объективное и субъективное.
Синкретизм обусловил представления древних людей о мире как о вечном и неизменном. Мир описывался в мифах как постоянно один
2
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С.290.
13
и тот же, как повторение одного и того же. В силу этого события, описываемые в мифах, признавались основой и образцом для всего происходящего в последующие эпохи. Сказания, предания закрепля- лись в традициях и обычаях, которым необходимо было следовать, и обрядах, которые надлежало неукоснительно выполнять.
Таким образом, мифология связана не только с повествованием, но и с определенными обрядовыми действиями. Миф и обряд состав- ляют неразрывное единство. В обряде воспроизводились события, рассказанные в мифе. Поэтому мифологическое восприятие мира вы- ражается не только в исторических преданиях, сказках, легендах, но и в танцах, песнях, ритуальных действиях.
Обрядовая сторона мифа объясняется также тем, что все происхо- дящее рассматривалось древними людьми как индивидуальные, а не как закономерные события. Это с необходимостью приводило к пе- риодическому осуществлению ритуальных действий для поддержания существующего космического порядка. Например, древние египтяне верили, что именно преподносимые фараоном дары Нилу обеспечи- вают его регулярные разливы. Кроме того, в процессе совершения подобных ритуальных действий люди ощущали себя непосредствен- ными участниками природных явлений, важнейшим элементом миро- вого целого.
Чувство единства человека с природой является самым глубоким импульсом мифотворчества. В мифах превалировало отождествление человека с окружающим миром и природой, а не различие между ни- ми. Поэтому-то мифологическое сознание отличается образным, эмо- ционально-чувственным характером. Основное назначение мифа со- стояло не в том, чтобы рационально объяснить мир, а в том, чтобы найти единые основания природы и человека, природы и общества и установить гармонию между ними.
Миф выполнял многообразные функции, выступая одним из важ- нейших механизмов организации социальной, хозяйственной и куль- турной жизни первобытного племени. В нем воплотился коллектив- ный практический опыт многих поколений людей. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась ду- ховная связь поколений. Поэтому миф выступал хранителем истори- ческой памяти, утверждал принятую в данном обществе систему цен-
14
ностей, поддерживал определенный тип верований, предписывал лю- дям правила социального поведения.
Со временем мифологическое осмысление человеком духовного и практического опыта утратило свое безраздельно господствующее положение. Однако и в современной культурной, художественной и идеологической практике имеют место мифологические компоненты.
А периодически возникающий кризис доверия к научному мышлению всякий раз активизирует мифологическое начало в общественном сознании.
Второй исторической формой мировоззрения является религия.
Духовное и интеллектуальное развитие человека, который стал отде- лять себя от мира, от природы и ощущать свою человеческую сущ- ность, привело к тому, что из недр мифологического сознания разви- лась религия. Также как и мифология, религия опирается на образно-
эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Но в отли- чие от мифа религия создала более сложную картину мира, в которой вечный, неизменный божественный мир противопоставляется тлен- ному, изменчивому земному миру.
В религиозном мировоззрении сверхъестественное уже не пере- плетается с естественным, как в мифологии, а отделяется от предме- тов и явлений природы. Под сверхъестественным теперь понимается некая запредельная, находящаяся вне природного мира реальность, которая недоступна человеческому разуму. Поэтому она может быть лишь объектом веры как особого состояния души человека. При этом религия поставила сверхъестественную реальность не просто вне природного мира, а над ним, перенеся в эту реальность все высшие ценности.
Вера в существование сверхъестественных, божественных сил или существ и предметов, обладающих сверхъестественными свойст- вами, составляет суть и специфику религиозного мировоззрения.
Длительный путь развития религии начался с первобытного ани- мизма. Именно анимизм породил возможность раздвоения мира на реальный и сверхъестественный, превратив духов и души в самостоя- тельные существа, независимые от материальных вещей и тел. Ани-
мизм — это вера в существование духов и душ, в то, что они управ- ляют материальным миром.
15
В анимизме, как и в других древних религиозных представлениях, не было еще идеи Бога. Эта идея начинает оформляться лишь в рели- гиях цивилизованных обществ. В них Бог предстает как высший ра- зум, идеал добра, истины и красоты, источник всех форм жизни. Ос- нову религии составила не подвергающаяся никакому сомнению догма о сотворенности мира и человека Богом. В силу этого религию называют догматическим мировоззрением.
Однако религия не сводится лишь к вере в Бога как творца и на- чала мира. Религия выражает также стремление человека преодолеть собственное несовершенство через обращение к Богу. Сущностью ре- лигиозного переживания является вера человека в возможность его общения и взаимодействия с Богом. Поэтому смысл религии состоит в том, чтобы соединять человека с высшей, абсолютной реальностью.
Неслучайно, что в основе слова «религия» лежит латинское «religare», которое означает «связывать, соединять».
Установление определенных отношений со сверхъестественным осуществляется посредством культа. Культ как система ритуальных действий, связанных с определенным отношением людей к сверхъес- тественным силам, выступает ядром религии. Культовый ритуал про- являет себя через обряды, жертвоприношения, праздники, богослуже- ния и т. д. Особое место в религиозном культе занимает молитва.
Молитва как способ выражения верующим человеком своих чувств и настроений может выступать как прошение, исповедь, заступничество и т. п.
Еще одной важнейшей особенностью религиозного сознания яв- ляется вера в способность сверхъестественных сил влиять на челове- ческие судьбы. Поэтому с помощью культовых ритуальных действий человек стремится умилостивить божество, приобрести и сохранить его благоволение.
В культовом ритуале посредником между сверхъестественными силами и человеком могут выступать религиозные организации — церковь, секта.
Объекты культа в разных религиях различны. Так, в архаических религиях в качестве таковых выступают материальные предметы, жи- вотные, растения, небесные тела. Например, в такой древней религии, как тотемизм, объектами культа были растения или животные, ко-
16
торые считались родоначальниками и покровителями того или иного первобытного рода или племени. В теистических религиях объектами культа становятся боги (например, у древних греков и римлян) или единый Бог в иудаизме, христианстве и исламе.
Средства и способы культовой деятельности носят символический характер. Например, крест в христианстве символизирует возвыше- ние, распятие и воскресение Христа.
С помощью культовой обрядности оживляется религиозное соз- нание, утверждаются высшие, неизменные ценности, которые связы- ваются с божественным абсолютом. Поэтому религию можно опреде- лить как такую форму мировоззрения, которая организует поведение людей в соответствии с некоторым высшим, божественным смыслом, возвышает человека до абсолютных и вечных ценностей.
Роль, которую играет религия в общественной жизни, достаточно велика. Для многих людей религия выполняет мировоззренческую функцию. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений, религия дает свои варианты ответа, задает абсо- люты, через призму которых осуществляется видение мира. Посред- ством содержащихся в ней ценностных ориентиров и нравственных норм религия способна влиять на нравственное сознание и поведение человека.
Религия дает утешение и успокоение миллионам людей в форме веры в Бога, опоры и надежды на Него. Она позволяет компенсиро- вать недостатки несовершенной действительности в Царстве Божьем, примиряет с земным злом. Так, социальное неравенство компенсиру- ется равенством в греховности и в страдании, фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога.
Кроме того, религия приобщает человека к культурным ценно- стям и традициям, в появлении и развитии которых значительную роль играл и религиозный фактор. В то же время исторический опыт показывает, что религия освящала откровенную социальную неспра- ведливость, деспотические режимы, накладывала запреты на опреде- ленные виды деятельности, науку, искусство, сковывая тем самым творческую силу людей. Нередко религиозные различия и нетерпи- мость были и являются причинами многих конфликтов и войн.
Другими словами, роль религии в обществе весьма неоднозначна.
17
§ 2. Специфика философского знания.
Предмет философии
Важнейшие мировоззренческие вопросы о происхождении мира и человека, о жизни и смерти, о добре и зле, о судьбе и т. п., нашедшие отражение в мифах и унаследованные религией, получили свое даль- нейшее осмысление в философии.
Философия возникла значительно позднее мифологии и религии.
Становление философии было обусловлено социально-экономи- ческим развитием человеческого общества, которое, в конечном сче- те, привело к распаду традиционной родовой общины и крушению соответствующих ей мировоззренческих структур. Переход к классо- вому обществу, формирование рабовладельческих производственных отношений коренным образом изменили положение человека в со- циуме, способствуя в немалой степени осознанию им своей индиви- дуальности, развитию личного самосознания. Эти процессы не могли не сказаться на мировоззренческих запросах людей. Их перестали удовлетворять традиционные религиозно-мифологические представ- ления. Новые мировоззренческие ориентации рабовладельческого общества нашли свое воплощение в философии.
Философия предложила человеку иной способ самоопределения в мире: не через привычку, традиции или авторитет вероучения, а по- средством собственного разума. В отличие от религии философия учила человека не принимать все на веру, а призывала к самостоя- тельному размышлению, не скованному какими-либо авторитетами.
Правда, в обществах Древнего Востока философия нередко вы- ступала как учение, регулирующее поведение и деятельность людей, то есть «…тяготела к идеологическим конструкциям, обслуживаю-
щим традицию»
3
. Это, возможно, было одной из причин того, что до конца ХVIII века философию считали отличительной чертой исклю- чительно западной культуры.
На Западе в условиях древнегреческой рабовладельческой демо- кратии философия дистанцировалась от религиозно-мифологических систем, хотя и заимствовала из мифологии первоначальный материал
3
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. С. 83.
18
для своих размышлений о природе. Участие свободных и равноправ- ных граждан древнегреческих городов-полисов в заседаниях народно- го собрания, обсуждение ими различных, часто противоположных предложений способствовали тому, что только доказанное, логически обоснованное мнение признавалось истинным. Мифологическим фантастическим сюжетам, образам и религиозной интуиции филосо- фия противопоставила логический анализ, обобщения на основе на- блюдений, выводы и доказательства. Решение мировоззренческих проблем осуществлялось в философии с позиций разума.
Философия (в пер. с греч.) означает «любовь к мудрости». Тради- ционно принято считать, что впервые слово «философ» употребил древнегреческий мыслитель и математик Пифагор. Он полагал, что мудрость во всей ее полноте есть достояние божественных сил, по- этому смертный человек может лишь любить мудрость и стремиться к ней. Людей, любящих высокую мудрость и стремящихся к ней и к правильному образу жизни, Пифагор назвал философами. С тех пор истоки философии видят в извечной любознательности человека, в его потребности в совершенном знании.
Мудрость (как основа философского знания) есть, с точки зрения древних мыслителей прежде всего, глубокий ум, ориентированный на повседневные знания и жизненный опыт людей, на реалистическое понимание мира и человека в их целостности и единстве. Однако для мудрости, помимо опыта, необходимо еще и умение анализировать и объяснять суть тех явлений и процессов, в которые человек включен, но которые скрыты от его непосредственного восприятия. Таким об- разом, мудрость есть умение человека на основе знания, почерпнуто- го из жизненного опыта, вскрывать глубинные причины бытия мира и самого человека.
В античные времена мудрец обладал исключительным авторите- том, поскольку в обычном представлении людей он был человеком, который знает обо всем и видит то, что не видят другие. На самом де- ле, как утверждал величайший древнегреческий философ Аристо-
тель, для мудрого человека не обязательно знать много, для него главное — понимать многое, то есть уметь постигать причины всего существующего. Это значит, что мудрец обо всех известных людям вещах судит, исходя из признания их общей непреходящей основы.
19
Мудрость, по Аристотелю, есть знание общего. И с самого своего рождения философия как любовь к мудрости стремится к нахожде- нию общего с помощью разума.
Философия как лишь любовь к мудрости, а не сама мудрость сто- ронится шаблонов, завершенных истин и начинается с сомнения. Она живет вопросами, а не ответами. Важнейшей особенностью филосо- фии является то, что она всегда ставит непреходящие, вечные вопро- сы человеческого бытия. Эти «вечные вопросы» философии, задан- ные много веков назад, почти не обновляются, но ответы на них разнообразятся. Современный английский философ Б. Рассел сфор- мулировал вечные вопросы философии следующим образом: «Разде- лен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель?
Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Дейст- вительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь нашей склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному — крошечным комочком смеси угле- рода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представляется Гамле- ту? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Суще- ствуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все обра- зы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокие оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселен- ная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, — просто макси- мально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти от- вета в лаборатории. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии»
4
Итак, философское знание — это обращение к «вечным» жизне- смысловым вопросам человеческого бытия с точки зрения теоретиче- ского отношения к действительности, фундаментом для которого яв-
4
Рассел Б. История западной философии : в 3 кн. СПб., 2001. С. 22-23.
20
ляются позиции разума, интеллекта; это знание, для которого значи- мы лишь разумные аргументы, логическая мотивация и доказатель- ность; это осмысление, понимание мира через постижение причин его многообразных проявлений.
Философия, стоящая на позициях разума, интеллекта, вскрывает фундаментальные причины и основания единства бытия мира и чело- века. Тем самым она придает мировоззрению целостный, системный и устойчивый характер. Можно сказать, что философия есть мировоз- зрение, приведенное в определенную систему.
Идеалы строгости, доказательности, систематичности подталки- вали мыслителей к превращению философии в науку. Действительно, характерные черты философии сближают ее с наукой. В пользу того, что философское знание имеет четко выраженные признаки научно- сти, говорит то, что, во-первых, оно является систематизированным и последовательным; во-вторых, одни положения философского знания вытекают из других в соответствии с правилами логики; в-третьих, философское знание доказательно и опирается на обоснованные ар- гументы; в-четвертых, оно нацелено на раскрытие сущности и зако- номерностей развития мира; в-пятых, в составе философского знания функционируют естественнонаучные данные, что, безусловно, также является важным признаком его научности.
В эпоху античности философия и конкретные науки не выделя- лись еще в автономные области знания. Первые философы были од- новременно и естествоиспытателями. Философия, охватывая физику, математику, астрономию, биологию, историю и другие сферы науч- ного знания, выступала, по словам Аристотеля, в роли «царицы на- ук», была матерью наук, наукой наук.
По мере накопления эмпирического материала осуществлялась дифференциация научного знания о мире. В условиях отпочкования конкретных наук от философии последняя хотя и утрачивала функ- цию быть единственной формой теоретического освоения действи- тельности, но продолжала соответствовать критериям научности.
Обладая признаками научности, философия, тем не менее, суще- ственно отличается от науки. Дело в том, что, если философия (в большей своей части) рассматривает мир за пределами человеческого опыта, то наука ориентирована на поиск объективного знания о ре-