Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1128

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
Е.Н. Пронина
Ф И Л О С О Ф И Я
Учебник для бакалавров и специалистов
Москва
2011

2
УДК 101(075)
ББК 87я73
П 81
Р е ц е н з е н т ы :
А.Я. Голубчиков, профессор, доктор философских наук
Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина;
В.Н. Зима, кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова
Пронина Е.Н.
П 81 Философия : учебник / Е.Н. Пронина; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. — М. : МГУП им. Ивана Федорова,
2011. — 612 с.
В учебнике очерчены узловые этапы истории философии, рассмотрены ее важнейшие проблемы и их решения в рамках конкретных философских направлений, освещен ряд современных проблем, связанных с философией мышления, природы и социальной философии, раскрыто содержание ос- новных философских категорий.
Печатается в авторской редакции.
УДК 101(075)
ББК 87я73
© Пронина Е.Н., 2011
© Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, 2011

3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ..................................................................................................7
ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ .............9
§ 1. Философия и мировоззрение. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия .........................................9
§ 2. Специфика философского знания. Предмет философии .........17
§ 3. Структура философского знания. Функции и назначение философии....................................................................................22
§ 4. История философии как способ существования самой философии. Типологизация философских учений ...................26
Контрольные вопросы........................................................................30
Ч А С Т Ь 1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ МИРОВОЙ
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ..............................................................32
Глава 1. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ................................33
§ 1. Философия Древней Индии........................................................33
§ 2. Философия Древнего Китая .......................................................44
Контрольные вопросы........................................................................52
Глава 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ..................................................55
§ 1. Генезис и периодизация античной философии.........................55
§ 2. Философия досократиков ...........................................................58
§ 3. Гуманистический период в развитии древнегреческой философии....................................................................................87
§ 4. Классический период в развитии древнегреческой философии..................................................................................100
§ 5. Эллинистический период в развитии античной философии .116
§ 6. Религиозная философия поздней античности.........................132
Контрольные вопросы......................................................................136
Глава 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ................................................139
§ 1. Развитие западноевропейской средневековой философии в период патристики .............................................139


4
§ 2. Характерные черты схоластической философии ...................146
§ 3. Основные представители схоластической философии ..........149
§ 4. Особенности развития философии в эпоху Возрождения.....162
§ 5. Основные периоды в развитии ренессансной философии.....166
Контрольные вопросы......................................................................180
Глава 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
НОВОГО ВРЕМЕНИ.............................................................183
§ 1. Проблема метода научного познания в философии ХVII века .............................................................184
§ 2. Учения Декарта, Спинозы и Лейбница о субстанции ............192
§ 3. Английский эмпиризм ХVII — начала ХVIII века.................201
§ 4. Развитие философии в эпоху Просвещения............................208
§ 5. Немецкая классическая философия .........................................216
§ 6. Философия марксизма ..............................................................243
§ 7. Философия иррационализма второй половины ХIХ века .....249
Контрольные вопросы......................................................................261
Глава 5. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ
ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ................................................264
§ 1. Иррационалистическое направление.......................................265
§ 2. Аналитическое направление.....................................................283
§ 3. Религиозно-философское направление ...................................293
§ 4. Западная философия в конце ХХ — начале ХХI века ...........299
Контрольные вопросы......................................................................309
Глава 6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ...................................................312
§ 1. Становление русской философской мысли.............................312
§ 2. Философия русского Просвещения .........................................320
§ 3. Русская философия ХIХ — начала ХХ века ...........................324
§ 4. Философия в советский период российской истории ............351
Контрольные вопросы......................................................................355
Ч А С Т Ь 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ .........358
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ ................................................359
§ 1. Философское учение о бытии...................................................360
§ 2. Основные онтологические категории......................................363

5
§ 3. Бытие и материя. Философские и естественнонаучные представления о материи ..........................................................376
§ 4. Движение, пространство и время.............................................381
§ 5. Диалектика и метафизика. Диалектика и синергетика ..........388
§ 6. Основные законы и категории диалектики .............................392
§ 7. Проблема сознания в философии.............................................396
§ 8. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания ...........................................................398
§ 9. Содержание и сущность сознания ...........................................405
§ 10. Структура сознания.................................................................408
§ 11. Сознание и бессознательное в психической деятельности человека ............................................................410
Контрольные вопросы......................................................................413
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИИ............................................416
§ 1. Сущность познания и его структура........................................416
§ 2. Проблема познаваемости мира.................................................421
§ 3. Проблема истины и ее критерия ..............................................423
§ 4. Чувственное и рациональное в процессе познания................429
§ 5. Формы чувственной ступени познания ...................................432
§ 6. Рациональное мышление и его формы....................................435
§ 7. Мышление и творчество ...........................................................438
§ 8. Понимание..................................................................................441
Контрольные вопросы......................................................................442
Глава 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ...........................445
§ 1. Понятие науки............................................................................445
§ 2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания 449
§ 3. Основные формы научного знания..........................................455
§ 4. Методология науки ...................................................................458
§ 5. Философские методы научного познания...............................466
§ 6. Общелогические методы научного познания .........................471
§ 7. Общенаучные подходы к познанию действительности.........477
Контрольные вопросы......................................................................482
Глава 4. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ ......................485
§ 1. Понятие техники........................................................................485
§ 2. Исторические этапы развития техники и технологии............488


6
§ 3. Техника как реализованное знание.
Специфика технических наук...................................................490
§ 4. Проблема взаимоотношения науки и техники........................494
§ 5. Сциентизм и антисциентизм ....................................................499
§ 6. Этика науки и техноэтика.........................................................503
§ 7. Проблема адаптации человека к современному научно-техническому прогрессу..............................................507
§ 8. Инженерная деятельность и научно-техническое творчество ..................................................................................508
§ 9. Научно-технический прогресс в полиграфическом производстве ..............................................................................511
Контрольные вопросы......................................................................515
Глава 5. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ .......518
§ 1. Предмет философской антропологии......................................518
§ 2. Проблема антропогенеза...........................................................520
§ 3. Природа и сущность человека..................................................523
§ 4. Человек, индивид, индивидуальность, личность....................527
§ 5. Ценности и их роль в жизни человека.....................................529
§ 6. Смысл человеческого существования .....................................533
§ 7. Свобода и ответственность личности......................................538
Контрольные вопросы......................................................................541
Глава 6. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ..................544
§ 1. Общество как предмет философского анализа.......................544
§ 2. Общество и природа..................................................................549
§ 3. Основные сферы общественной жизни ...................................556
§ 4. История как действительность общественной жизни............576
Контрольные вопросы......................................................................588
Словарь философских терминов ........................................................591

7
ВВЕДЕНИЕ
Человечество вступило в третье тысячелетие. Какое будущее ожидает его? Способно ли оно преодолеть общецивилизационный кризис, овладеть последствиями своей познавательной и сознатель- ной деятельности, управлять своим собственным развитием, понять самого себя? Что следует и что можно сделать для того, чтобы разре- шить острейшие природные, социальные, политические и моральные противоречия, порожденные двадцатым столетием?
Это все философские вопросы, поскольку речь в них, в конечном счете, идет об оценке человеческого разума. Во все времена филосо- фия содействовала развитию разумного восприятия человеком окру- жающей действительности и размышляла над глубинными ценностя- ми и жизненными ориентациями человека. Но особую актуальность вопрос о том, что такое философия, приобретает в наше сложное и трудное время, когда неотложными становятся задачи преобразова- ния парадигмы отношений между человеком и природой, переосмыс- ления проблемы гармоничного единства общества, природы и куль- туры.
Философы разных эпох, каждый раз заново ставя вопросы о том, что такое человек, как ему следует жить и на что ориентироваться, брали на себя функцию прояснения проблем человеческого бытия.
Различные философские концепции решали и решают эти вопросы по-разному, но в своей совокупности формируют знание, необходи- мое человечеству для осмысления быстро меняющегося мира.
Философия затрагивает не только жизненно важные вопросы, с которыми вольно или невольно сталкивается каждый человек. Она способствует формированию культуры разумного мышления, без ко- торой не может состояться современный специалист в любой области человеческой деятельности. Изучение философии прививает навыки свободного оперирования понятиями, отделения существенного от несущественного, выдвижения, обоснования и позитивной критики тех или иных суждений, раскрытия взаимосвязи всех явлений дейст-


8 вительности. Поэтому овладение специальностью в вузе неотделимо от изучения философии.
В предлагаемом учебном пособии говорится о специфике фило- софского знания, дается представление об основных этапах развития философии, выделяется и раскрывается круг основных философских проблем. Особое внимание уделяется учению о бытии, вопросам тео- рии познания, проблемам человека и общественного развития.

9
ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
§ 1. Философия и мировоззрение. Дофилософские формы
мировоззрения: мифология и религия
Духовно-практический опыт человека непосредственно связан с мировоззрением. В процессе преобразования и познания объективной действительности человек создает широкую систему взглядов на мир, на самого себя и на свое место в мире. Исходя из этих взглядов, он решает вопросы, затрагивающие самые коренные, жизненно важные для него проблемы, выстраивает основные принципы своей жизни.
Мировоззрение есть система взглядов, определяющих общее ви- дение и понимание мира и места человека в мире, а также основанная на этих взглядах жизненная позиция.
Исходным основанием формирования мировоззрения людей все- гда выступает знание о мире и его свойствах. Поэтому первым эле- ментом мировоззрения как системы являются знания. Они составляют
информационную основу мировоззрения. По мере изменения знаний меняется и содержание мировоззрения.
Однако чтобы знания обрели мировоззренческий смысл, они должны получить соответствующую оценку. В результате оценки складывается ценностное отношение человека к миру и к самому се- бе, формируются абсолютные ценности, зафиксированные в опреде- ленных общественных идеалах, устанавливаются социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе.
Оценка знаний представляет аксиологическую (ценностную) сто- рону мировоззрения. Ее важнейшими и постоянными компонентами являются вера, убеждения и идеалы.
Вера предполагает безусловное принятие человеком тех или иных воззрений и идей.
Убеждение означает прочную уверенность человека в истинности своих знаний, в правильности своих действий. Убеждения позволяют


10
человеку сознательно относиться к миру в целом и формировать оп- ределенность своей жизненной позиции.
Идеал — это представления людей о совершенном и желаемом проявлении себя в мире. Идеал выражает высшую цель стремлений и деятельности человека.
Ради достижения поставленных целей человек вынужден напря- гать свои умственные и физические возможности, прилагать волевые усилия. В силу этого действие, которое человек совершает в соответ- ствии со своими принципами и идеалами, получает определенный смысл и становится волевым действием, поступком. Поступок не мо- жет состояться без воли, то есть способности личности к внутренним усилиям, необходимым для осуществления выбранной цели деятель- ности. Благодаря волевой стороне мировоззрения формируется опре- деленный тип поведения людей.
Таким образом, мировоззрение — это не просто способ осмысле- ния мира, это также познавательная, ценностная и поведенческая ори- ентация человека в мире.
В мировоззрении неразрывно соединены эмоционально- психологическое и интеллектуальное отношение к миру. В силу этого в мировоззрении выделяют миросозерцание и миропонимание.
Миросозерцание есть целостное осознание и переживание воз- действующей на человека реальности в форме ощущений, воспри- ятий, представлений и эмоций. Миропонимание представляет собой осмысление мира с помощью понятий и категорий.
На основе миросозерцания формируется жизненно-практи-
ческий уровень мировоззрения. Он включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и повседневный опыт каждого конкретного индивида. Свое обобщенное выражение жизненно-практическое мировоззрение находит в мифологии и рели- гии.
Миропонимание составляет суть теоретического уровня миро- воззрения. Для этого уровня характерно придание знаниям о мире оп- ределенного порядка, последовательности, систематичности, доказа- тельности. Теоретическим ядром мировоззрения является философия.
В формировании теоретического уровня мировоззрения участвует также наука.

11
Как видим, мировоззрение существует в разных формах: оно мо- жет быть мифологическим, религиозным, философским, научным.
Самой ранней исторической формой мировоззрения, возникшей как результат художественно-эмоционального переживания людьми окружающего их мира, явилась мифология. Мифология была универ- сальной формой общественного сознания в духовной жизни перво- бытного общества.
Мифология (от греч. mythos «предание», «сказание» и logos
«слово») есть образное, наглядно предметное, непосредственно чув- ственное описание мира, представленное в мифах.
Мифы — это старинные предания о сотворении мира и человека; чудесные истории о деяниях богов, героев и фантастических существ, в которых выражено определенное отношение разных народов к ре- альному миру. Мифы существовали у всех народов мира.
В мифологии выделяются космогонические сюжеты о происхож- дении мира, теогонические сюжеты о происхождении богов, антро-
погонические сюжеты о прародителях человека и социальные сюже-
ты о происхождении таких значимых социальных явлений архаического мира, как ремесла, использование огня, земледелия и т. п.
Особенностью данных сюжетов является то, что природная и со- циальная действительность в них предстает в одушевленной и олице- творенной форме. Мифы создавались посредством соотнесения внеш- него мира, прежде всего с тем, что переживал человек, то есть с его собственным духовным миром.
Олицетворение — это перенос человеческих черт на окружаю- щий мир. Известный английский исследователь первобытной культу- ры Э. Тейлор писал: «Первая и главная причина превращения фактов
ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей приро-
ды — верование, которое достигает высшей своей точки в олице-
творении ее… Для примитивных человеческих племен солнце и звезды,
деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными
существами, которые живут наподобие людей…»
1 1
Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 129.