Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1133
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Д. Белл в своей книге
«Приход постиндустриального общества». Он представил доиндуст- риальное общество как природную стадию, индустриальное общество как техническую стадию, а постиндустриальное общество как соци- альную стадию развития человеческой истории.
Еще один американский социолог О. Тоффлер, конкретизируя ци- вилизационный подход, выделил три цивилизации, или по его термино- логии, «три волны», которые он связывал с различными видами богатст- ва. «Первую волну», основным богатством которой является земля, он относил к эпохе аграрной революции. «Вторая волна», основным богат- ством которой стал капитал, характеризуется применением машин мас- сового производства и распределения. Это эпоха промышленной рево- люции. «Третья волна», в которой главным богатством выступает знание, связана с научно-технологической революцией.
В конце ХХ в. оформилась особая отрасль знания — цивилизаци- онные исследования, целью которых является попытка охватить все, что накоплено наукой за предшествующие годы и дать прогноз отно- сительно новой, неведомой еще модели мировой цивилизации. Этот прогноз основывается на анализе реально существующих тенденций к становлению единого человечества.
Переход от индустриального общества к постиндустриальному, для которого характерно использование новых информационных тех-
«Приход постиндустриального общества». Он представил доиндуст- риальное общество как природную стадию, индустриальное общество как техническую стадию, а постиндустриальное общество как соци- альную стадию развития человеческой истории.
Еще один американский социолог О. Тоффлер, конкретизируя ци- вилизационный подход, выделил три цивилизации, или по его термино- логии, «три волны», которые он связывал с различными видами богатст- ва. «Первую волну», основным богатством которой является земля, он относил к эпохе аграрной революции. «Вторая волна», основным богат- ством которой стал капитал, характеризуется применением машин мас- сового производства и распределения. Это эпоха промышленной рево- люции. «Третья волна», в которой главным богатством выступает знание, связана с научно-технологической революцией.
В конце ХХ в. оформилась особая отрасль знания — цивилизаци- онные исследования, целью которых является попытка охватить все, что накоплено наукой за предшествующие годы и дать прогноз отно- сительно новой, неведомой еще модели мировой цивилизации. Этот прогноз основывается на анализе реально существующих тенденций к становлению единого человечества.
Переход от индустриального общества к постиндустриальному, для которого характерно использование новых информационных тех-
586
нологий (Интернета, спутникового телевидения) приводит к значи- тельному усилению связей между отдельными людьми, организация- ми, государствами и делает современный мир целостным. Практиче- ски все уголки и регионы планеты соединились сегодня в единый информационный поток.
Общий поиск оптимального хозяйственного устройства, осозна- ние необходимости в создании смешанной рыночной и социально за- щищенной экономики способствует гармонизации и упрочению об- щемировых хозяйственных связей. Создаются такие международные организации в экономической и финансовой сферах, как транснацио- нальные корпорации, имеющие свои филиалы по всему миру, Евро- пейское экономическое сообщество, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
Ориентация на мирное решение даже самых острых проблем во внутренней и международной политике, поиск взаимоприемлемых ценностей, отказ от упрямого идеологического противостояния сбли- жает государства, предостерегает их от крайних действий, ускоряя тем самым процесс возникновения социокультурного единства чело- вечества.
Процесс интеграции государств и народов в разных областях дея- тельности называется глобализацией.
Глобализация оказывает противоречивое влияние на развитие со- временного человечества. С одной стороны, глобализация является позитивным процессом. Она сопровождается активным развитием мировой экономики и мировой системы разделения труда, концен- трируя усилия на разработке новых, передовых технологий и создавая возможности производить и реализовывать товары там, где это обхо- дится дешевле и дает максимальную выгоду. Кроме того, она харак- теризуется внедрением единых представлений об оптимальном соци- ально-политическом устройстве, распространением массовой культуры. Наконец, она подталкивает к объединению усилий разных стран для решения сложных социально-экономических и политиче- ских вопросов.
С другой стороны, очевидны негативные последствия глобализа- ции. Она создает препятствия для отечественного развития производ- ства, игнорирует экономическую и культурно-историческую специ-
587
фику разных стран, навязывает единый стандарт потребления и опре- деленный образ жизни, нередко противоречащий традициям данной страны, обостряет экономические разногласия стран Запада со стра- нами «третьего мира», что приводит к взрыву национализма в слабо- развитых странах.
В качестве одного из основных факторов единства современного человечества признаются глобальные проблемы, решение которых возможно только общими усилиями всего мирового сообщества. И будущее мировой цивилизации связывают сегодня именно с разреше- нием глобальных проблем, с которыми человечество столкнулось во второй половине ХХ в.
Глобальные (от лат. global — всеобщий) проблемы — это про- блемы, которые затрагивают интересы всего человечества или значи- тельной его части. Глобальные проблемы угрожают существованию всего человечества как биологического вида, основам жизни на Зем- ле. Они представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — об- щество — природа».
Глобальные проблемы являются прямым следствием современно- го состояния техники и технологий производства.
Возникновение глобальных проблем обусловлено рядом причин.
Во-первых, невиданный расцвет производительных сил привел к то- му, что техногенная нагрузка на Землю резко возросла. Во-вторых, человек оказался недостаточно проницателен, чтобы вовремя преду- смотреть пагубные последствия технического влияния. В-третьих, ак- тивно преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и эко- логического сознания.
Все глобальные проблемы разделяют на интерсоциальные, приро- досоциальные и антропосоциальные.
Интерсоциальные проблемы возникают между государствами.
Прежде всего, это проблемы предотвращения новой мировой войны, со- кращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (пробле- ма «Север — Юг»), создания оптимальных условий для социального прогресса всех народов, проблемы международного терроризма.
588
Природосоциальные проблемы проявляются в отношениях между обществом и природой. К ним относятся экологическая, продовольст- венная, топливно-сырьевая (энергетическая) проблемы.
Антропосоциальные проблемы — это проблемы в отношениях между человеком и обществом. Среди них на первый план выходит демографическая проблема, обусловленная неуклонным ростом насе- ления Земли, особенно крайней перенаселенностью стран «третьего мира». Антропосоциальными являются также проблема преодоления отрицательных воздействий НТР и проблема здоровья человека, воз- никающая в силу широкого распространения таких «болезней циви- лизации», как наркомания, СПИД, онкологические заболевания и др.
Все эти проблемы, затрагивая жизнедеятельность всего человече- ства, проявляются как объективный фактор исторического развития и настоятельно требуют своего разрешения.
Однако, с точки зрения «экологического пессимизма», гибель че- ловечества неотвратима, так как решение глобальных проблем требу- ет таких мер, которые реализовать практически невозможно. Нельзя, например, отказаться от технического и технологического прогресса, приостановить рост населения, снизить уровень потребления.
Сторонники позиции «научно-технического оптимизма», напро- тив, уверены в возможности разрешения наиболее сложных глобаль- ных проблем. Эта возможность осуществима благодаря современной
НТР, но только при условии, что она будет подчинена интересам вы- живания, сохранению природной среды существования человечества.
При этом важно осознавать, что, хотя решение глобальных про- блем при помощи техники и новых технологий, действительно, воз- можно, но исключительно в случае нравственного прогресса челове- чества. Человечество сможет выжить и развиваться дальше, кардинально изменив отношения людей к друг другу и к природе.
Контрольные вопросы
1. Как в истории философской мысли изменялись взгляды на общество?
2. Каким образом проявляется взаимосвязь общества и природы?
589 3. Дайте общую характеристику основных сфер общественной жизни.
4. Какую роль в жизни общества играет материальное производ- ство?
5. Какие концепции происхождения государства Вы можете на- звать?
6. Перечислите и охарактеризуйте основные социальные общно- сти людей.
7. Каковы функции семьи?
8. Каковы внутренние закономерности формирования и развития общественного сознания?
9. Что Вы можете рассказать о структуре общественного сознания?
10. Что является предметом философии истории?
11. Что такое общественный прогресс и каковы его критерии?
12. Определите достоинства и недостатки формационного и ци- вилизационного подходов к пониманию человеческой исто- рии.
13. Как соотносятся между собой понятия культуры и цивилиза- ции?
14. В чем суть процесса глобализации?
15. Какая из глобальных проблем, на Ваш взгляд, является на се- годняшний день самой острой?
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
590
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.
Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. — М., 1998.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.
Демченко Т.А. Глобализация социально-экономических процес- сов. Человеческое измерение. — М., 2003.
Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устой- чивое развитие. — М., 2000.
Задохин А.Г., Митрофанова А.В. Глобализация и глобальные про- блемы человечества. Методологический аспект. — М., 2003.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. — М., 2009.
Мир философии. Книга для чтения. — М., 1991. — Ч. 2.
Моисеев Н.Н. Быть или не быть — человечеству? — М., 1999.
Новая философская энциклопедия : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Социальное знание и социальные изменения / отв. ред. В.Г. Фе- дотова. — М., 2001.
Философия истории в России : хрестоматия / сост. Г.К. Овчинни- ков. — М., 1996.
Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. —
М., 2009.
Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. — М., 1994.
Швейцер А. Культура и этика. — М., 1993.
Шин А.Л. Социальная философия. — М., 2003.
Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. — М., 1993.
Ясперс К. Смысл и назначение истории : пер. с нем. — 2-е изд. —
М., 1994.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
591
СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная идея —в философии Гегеля мысль, отражающая самое себя в процессе самопознания.
Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений предметов.
Агностицизм —философское учение, отрицающее принципи- альную возможность познания человеком объективного мира.
Аксиология —раздел философского знания, в котором рассмат- риваются вопросы, касающиеся природы ценностей и их места в жиз- ни человека.
Альтруизм — этическое учение, которое утверждает сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья.
Аналогия — процесс переноса знания, полученного из рассмот- рения одного объекта, на менее изученный, но сходный с ним в суще- ственных признаках другой объект.
Анализ —метод исследования, состоящий в мысленном или практическом расчленении предметов, свойств предметов или отно- шений между предметами на составляющие их элементы, каждый из которых затем изучается в отдельности.
Анимизм —религиозное представление первобытного человека о духах и душе, которые управляют материальным миром.
Антиклерикализм —резко критическое отношение к служите- лям церкви.
Антиномии — утверждения, которые взаимно исключают друг друга и в то же время одинаково доказуемы как истинные.
Антисциентизм — концепция, которая подвергает критике науку и технику, полагая их чуждыми подлинной сущности человека и раз- рушающими культуру.
Антропогенез —происхождение человека.
Апатия — путь к обретению добродетели, состоящий в победе разума над страстями; бесстрастие, свобода от аффектов.
Артефакты — искусственно созданные объекты; результат оп- редмечивания человеческой деятельности; овеществление знания в
592
виде орудий труда, машин, механизмов, приборов, устройств, различ- ного рода приспособлений.
Архетип —некий «первобытный образ», в котором содержание коллективного бессознательного представлено в сознании ясно выра- женными наклонностями и воззрениями.
Аскетизм — этическое учение, которое предписывает людям са- моотречение, отказ от мирских благ и наслаждений.
Бессознательное — совокупность психических явлений, состоя- ний и действий, которая лежит вне сферы сознания и не поддается целенаправленному контролю и оценке, но оказывает влияние на по- ведение человека.
Бессознательное коллективное — разум наших предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир богов и человеческое существование.
Бытие — существование вообще, совокупность всего сущест- вующего.
Вера — безусловное принятие тех или иных воззрений и идей.
Верификация — процесс установления истинности научных ут- верждений при помощи опыта, либо посредством логического доказа- тельства на основе опыта.
Вероятность — числовая характеристика степени появления слу- чайного события в интервале от нуля до единицы; мера превращения возможности в действительность в ситуациях неопределенности.
Вид материи — относительно устойчивая совокупность опреде- ленных материальных образований, имеющих общую природу и представляющих определенную ступень в развитии материи от низ- шего к высшему.
Видимость — несоответствие сущности.
Власть — реальная способность индивида или определенной группы влиять на других людей, проявлять свою волю и реализовы- вать свои интересы.
Возможность — совокупность условий, предпосылок, причин по- явления нового, способность действительности порождать новое.
Возможность реальная —возможность, которая обусловлена необходимыми связями и отношениями действительности.
Возможность формальная —возможность, которая обусловлена случайными связями и отношениями действительности, и хотя не
593
противоречит законам, но в данный момент или в ближайшей пер- спективе не может перейти в действительность.
Воля — совокупность психических действий, которые проявля- ются во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.
Волюнтаризм — учение, в котором абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности.
Воображение — процесс создания нового в форме образа, пред- ставления или идеи.
Восприятие — процесс отражения в сознании человека непосред- ственно действующих на его органы чувств предметов и явлений дей- ствительности во всем многообразии их свойств и сторон.
Время — философская категория, выражающая длительность су- ществования материальных объектов, определенную последователь- ность событий реальной действительности.
Гедонизм — этическое учение, которое смысл человеческой жиз- ни видит в том, чтобы получать наслаждения.
Географическая среда — совокупность всех естественноистори- ческих условий, в которых существует общество.
Гилозоизм — учение о всеобщей одушевленности мира.
Гипотеза — предположение о каких-то свойствах, сторонах, зако- номерностях действительности, которое нуждается в доказательстве.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.
Глобальные проблемы — проблемы, которые затрагивают инте- ресы всего человечества или значительной его части и угрожают су- ществованию всего человечества как биологического вида.
Гносеология — раздел философии, в котором изучаются законо- мерности развития познания и его формы, возможность и границы познания, условия его достоверности и истинности.
Государство конфедеративное — союз нескольких государств для проведения совместной политики при их полной юридической и политической самостоятельности.
Государствоправовое — государство, в котором и само государ- ство, и все его социальные общности, и отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом к нему отношении.
Государство социальное — такая форма организации государствен- ной власти, при которой осуществляется забота о благосостоянии граждан.
594
Государство унитарное — государство, для которого характерна абсолютная политическая неделимость и целостность.
Государство федеративное — добровольное образование едино- го союзного государства несколькими государственными образова- ниями при сохранении ими определенной политической и юридиче- ской самостоятельности.
Гражданское общество — такая сфера общественной жизни, в которой взаимодействуют свободные индивиды, реализующие част- ные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.
Грезы — беспредметные образы и представления, оторванные от жизни, но связанные с потребностями человека.
Гуманизм — учение, которое провозгласило человека высшей ценностью и основной целью общества и которое смысл жизни видит в служении другим людям.
Движение — изменение вообще.
Дедукция — метод, посредством которого новое знание о пред- метах выводится чисто логическим путем из уже имеющегося неко- торого общего знания об исследуемых предметах.
Действительность — наличное, непосредственное бытие; то, что существует реально, что уже наступило, проявилось; осуществленная возможность.
Детерминизм — учение об универсальных причинных связях, господствующих в мире.
Детерминизм географический — учение, согласно которому географические условия определяют не только психологию, нравы, обычаи людей, но и строй общественной жизни, законы государства.
Детерминизм механистический — учение, которое все многооб- разие причин сводит лишь к механическим взаимодействиям.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность инженерная — самостоятельный, специфический вид технической деятельности всех научных и практических работни- ков, занятых в сфере материального производства.
Диалектика — общая теория развития; учение о тождестве про- тивоположностей.
Диалектическое отрицание — всеобщая форма связи низшего с высшим, старого с новым, которая осуществляется путем уничтоже-