Файл: Наш верный друг книга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема: Наш верный друг – книга

Цель: познакомить детей с историей создания книги, расширить

представления учащихся о роли книги в жизни человека;

прививать навыки читательской культуры; воспитывать

бережное отношение к книге.
Оборудование: выставка книг, презентация «Хорошая книга – твой верный друг на всю жизнь», выставка рисунков.
Форма проведения: тематический классный час.
Ход классного часа:

  1. Организация класса

  2. Сообщение темы

Учитель: Сегодня мы поговорим о книге.

  1. Знакомство с новым материалом

Учитель: Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения поколению. Кстати, книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная “машина времени”, с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия.

Ученик: У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Книга – друг твой и товарищ,

Мы берем ее везде,

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде.

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает


Учиться, работать и жить!
Учитель: Нет ни одного писателя и поэта, который не написал бы много хороших слов о книге. Мне хочется прочитать, что писал о книге Алексей Максимович Горький.

«Всем хорошим во мне я обязан книгам: ещё в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом. Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, этого своего рода героя, с помощью машины, изобретённой каким – то другим героем, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное.»
(Чтение высказываний)
«Надо уважать книгу, надо с почтением входить в этот храм мысли».

А. И. Герцен

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».


К. Д. Ушинский

- Народ сложил очень много пословиц о книгах. А вы знаете пословицы?



Игра «Собери пословицу»

(собрать, прочитать, объяснить)

1. Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

  1. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  2. Книга подобно воде – дорогу пробьёт везде.

  3. Золото собирают из земли, а знания – из книги.

  4. Кто много читает, тот много знает.

  5. Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.

  6. С книгой поведёшься – ума наберёшься

  7. Книга твой друг – без неё как без рук.

  8. Хорошая книга ярче звёздочки светит.

  9. Испокон века книга растит человека.

  10. Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.

  11. Книга для ума, что дождит для всходов.

  12. Книга поможет в труде, выручит в беде.

  13. Ум без книги, как птица без крыльев.

  14. Книга – мост в мир знаний


Учитель: Книги живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня.

Сейчас мы вам кратко расскажем историю рождения книг.

1 ученик: Первая письменность возникла на сводах пещер, на гранитных и мраморных плитах. Письмо стало подвижным лишь с изобретением писчего материала. Первым таким материалом был папирус, который изготавливали из особого тростника, росшего в Египте в стоячей воде и болотах дельты Нила. Папирус прочен, но ломок, складывать его было нельзя. Поэтому книги в древние времена делали не так, как мы сейчас. Листы папируса склеивали краями и сворачивали. Так появилась старейшая форма книги – свиток.

2 ученик: Примерно во 2 в. до н. э. в Малой Азии был изготовлен новый писчий материал – пергамент, который делали из кожи животных: овец, телят, козлят. Пергамент очень дорог, но по сравнению с папирусом он обладал многими преимуществами. Писать на нём можно с обеих сторон листа. Краска или чернила легко снимаются с пергамента, и его можно использовать повторно. Но главное преимущество в том, что этот материал не ломок: его можно как угодно сгибать.

Эта особенность пергамента способствовала возникновению новой формы книги, получившей название кодекс. Чтобы изготовить его, брали четыре листа, сгибали каждый из них пополам и вкладывали друг в друга. Получалась «четвёрка». Отсюда и наше слово «тетрадь». Подбирая тетради одна к другой, составляли книжный блок. Оставалось лишь скрепить тетради между собой, и книга готова.



В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал он гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте.

Труд летописца был очень тяжел.
1 ученик: Печатные книги возникли не сразу,

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

2 ученик: Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг

И, глядишь, уже дряхлый старик.
Учитель:Важнейшую роль в истории культуры сыграл новый писчий материал – бумага, которая почти столь же прочна и удобна, как пергамент, но в производстве обходится гораздо дешевле. Бумага была изобретена в Китае во 2 в. н. э. В Европе она появилась примерно в 12 столетии.

И вот 10 веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России, стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Федоров и его помощники стали печатать первые книги.
3 ученик: И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.
Машина умнела, умнела, а ныне

Доверили книгу великой машине,

Чтоб мы получили книгу, над ней

Поработало очень много людей.
Учитель: Сама машина, даже самая умная, одна сделать для нас книгу не сможет. Чтобы сделать бумагу, трудились лесорубы и сплавщики. Писатели, ученые, художники писали тексты, рисовали иллюстрации. Наборщики, печатники, переплетчики и еще многие люди создавали книги в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным остается труд человека.

Книга прошла нелегкий и длинный путь, прежде чем попасть к нам. Нельзя обращаться с ней небрежно. Но, к сожалению, отношение к книгам может быть различным.
Сценка «Две книжки» М. Ильин.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки? –

-Ох, милая, мне стыдно перед классом.

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки…Оборвал листы!


Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облаках!

А у тебя целы бока?

  • Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик учить меня!

А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу, о них

И говорить-то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично»!

  • Ну, мой на тройках едет еле – еле

И даже двойку получил на той неделе.
Учитель: -А вы знаете правила обращения с книгой? Запишите.

  • Давайте прочитаем и запомним правила обращения с книгой:



Правила обращения с книгой:

1.Бери книгу только чистыми руками.

2.Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3.Переворачивай страницы за правый верхний угол.

4.Не перегибай книгу при чтении.

5.Не делай в книге пометок, не загибай страницы.

6.Если книга порвалась – подклей ее.

Учитель: Но, к сожалению, не все ребята нашего класса соблюдают эти правила. Послушайте обращение книги к вам.

Ученик: - Я книга, я – товарищ твой,

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь

Ой, уронил меня на пол!

Ай, супом ты меня заляпал!

Что здесь за звери? Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Не бережешь меня, друг, ты.

Мой переплет не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни, я твой лучший друг!

Но только не для грязных рук!
Конкурс: «Лучший рисунок»
Задание – нарисовать рисунок на тему: «Бережное отношение к книге», придумать и записать девиз к этому рисунку.
IV. Итог

Учитель: - Подводя итог нашей работы, хочу ещё раз вам напомнить о том, что книга наш друг и помощник в получении знаний. Кроме того, книга – наш друг. Её читаешь и кажется, что разговариваешь с тем, кто её написал. Самое главное – книга нам открывает самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите свои черты, иногда даже свои поступки.


Желаю вам обрести много хороших друзей – прочитать иного хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками, которые принесут пользу обязательно.

Ученик: Я всех людей, что трудятся над книгой,

Люблю, и уважаю, и ценю.

А книги – у меня уже их много

На книжной полке бережно храню –

Покаместь книгой сделается книга,

Огромный путь пройти она должна,

И столько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она!

И станет жить в народе книга эта,

Беседуя с читателем своим.

Источник радости, источник жизни, знания,

Люби её! Читать давай другим!