Файл: Курсовой проект по дисциплине основы безопасности труда На тему Роль профсоюзов в охране труда и здоровья работников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Анализ ситуации в сфере защиты прав работников торговли, общественного питания и потребкооперации
В первом полугодии 2014 года Профсоюз регистрировал сообщения и события, описывающие протекание 66 социально-трудовых конфликтов (СТК). Для сравнения, в первом полугодии 2013 их было 78. В течение первых 6 месяцев 2014 началось 56 СТК, завершилось 57 СТК. Общее количество СТК по сравнению с первым полугодием 2013 года снизилось на 15%.
По-прежнему в 1-м полугодии 2014 года, СТК в основном возникали на предприятиях частной формы собственности .О коло трети СТК протекали на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Масштабы конфликтов, их социальное значение и влияние на социально-трудовую обстановку в регионе во многом определяются размерами предприятий и их положением в экономике региона. Большая часть СТК в 1-м полугодии протекала на крупных предприятиях, численностью свыше 250 человек - (85%), шесть конфликтов прошли на малых предприятиях, численностью от 15 до 100 человек. В этом периоде закрепилась тенденция увеличения количества СТК, протекающих на предприятиях численностью свыше 250 человек, что свидетельствует о продолжающемся углублении кризисных явлений в торговле.
В наблюдаемом периоде 73% СТК имели локальный характер (протекали в пределах одного предприятия), более четверти СТК имели отраслевой характер (розничная и оптовая торгвля). Количество конфликтов на предприятиях с участием иностранных собственников в первом полугодии 2014 года - 7 СТК (11%) несколько уменьшилось, однако все они протекали на крупных предприятиях. На предприятиях с иностранным участием в исследуемом периоде 4 СТК были связаны с остановкой производства, ликвидацией предприятия и последующим сокращением и увольнением работников. Средняя вовлеченность работников в конфликт в этом периоде возросла и составила 22.1% от числа всех работников предприятий. В тех случаях, когда в результате мониторинга были установлены продолжительность и численность участников забастовок, можно оценить потери рабочего времени, которые в I полугодии 2014 года составили около 15900 человеко-дней, что существенно превышает количество потерь рабочего времени в аналогичном периоде прошлого года и вдвое больше потерь рабочего времени за весь 2013 год.
Основными причинами социально-трудовых конфликтов, протекающих в I полугодии 2014 года, стали: полная невыплата заработной платы (51,5%), низкий уровень оплаты труда (21,2%), сокращение работников (21,2%), нарушения условий труда (13,6%). Сохранилась доминирующая причина СТК - полная невыплата заработной платы. Если из учёта исключить причину СТК «полная невыплата зарплаты», являющуюся после двух месяцев невыплаты уголовным преступлением, и проанализировать оставшиеся конфликты, то 78,1% конфликтов связаны с неудовлетворённостью работников размером заработной платы и задержками её выплат. Этот факт подтверждает актуальность утверждения российских профессиональных союзов (ФНПР-Федерация независимых профсоюзов России) о том, что доля оплаты труда в составе себестоимости продукции в Российской Федерации неоправданно низка и является тормозом развития экономики и социальной сферы. 68,7% конфликтов при таком расчёте связаны с изменением численности предприятий, что указывает на продолжающуюся после глобального экономического кризиса 2008-2010 года нестабильность. Лишь 34,4% процента СТК указывают на нарушение условий труда и свидетельствуют о желании работодателей сэкономить на здоровье работников. Конфликты, протекавшие в течение I квартала 2014 года, в большинстве своём имели социально-экономическую направленность. В то же время, кроме экономических, работниками выдвигались и политические требования (национализация предприятия, отставка руководителей местных органов власти, выражение недоверия губернаторам и региональным министрам, изменение законодательства).
Наиболее эффективными действиями по разрешению конфликтов стали обращения в суд, прокуратуру. Отмечу, что тенденция обращения органы власти закрепилась в практике социально-трудовых отношений и является эффективным «ускорителем» в решении СТК. Действенность такой меры зависит от того насколько активно действуют работники в диалоге с работодателем и местными СМИ. Если информационная кампания ведётся настойчиво и последовательно, органам власти приходится включаться в урегулирование конфликтов, даже если предприятие частное и небольшое по размерам.
Объединения работодателей в конфликтах в исследуемом периоде действий не предпринимали. Работодатели применяли различные способы отстаивания своих интересов, прибегая в 3 СТК к давлению на профсоюзные организации и их лидеров, в 2 СТК обращались в суд, прокуратуру и в Рострудинспекцию. Зачастую работодатели уклоняются от содержательного диалога с работниками и профсоюзными организациями, предпочитая выжидать. Такая же позиция работодателей прослеживалась и в 2013 году. Следует отметить, что неготовность организаций работодателей к социальному диалогу на предметном поле в условиях острых противоречий, приводящих к крайней форме социально-трудовых конфликтов - забастовке, обходится владельцам предприятий в заметные убытки. Возможно, что 15900 человеко-дней, потерянных в первом полугодии текущего года, в рамках национальной
экономики не столь угрожающая для ВВП величина, однако в пересчёте на 15 прошедших забастовок приводит к потере в среднем 1060 человеко-дней на каждом из предприятий.
Выжидательная позиция работодателей, по-видимому, связана с недостаточной уверенностью в своей правоте на протяжении конфликта. Подтверждением этого вывода служит тот факт, что по итогам 57 завершившихся в первом полугодии конфликтов лишь в 4 случаях работники потерпели поражение, а в 96% случаев их требования были полностью (30%) или частично (66%) удовлетворены.
В 41 СТК (62%) в защите интересов работников принимали участие профсоюзные организации различных уровней, в процессе развития конфликтов на предприятиях было создано 6 новых первичных организаций профсоюзов.
Органы государственной власти различных уровней представлены в качестве участников социально-трудовых конфликтов в 53(80%) случаях. В ряде СТК органы государственной власти выступали в качестве работодателей (21 случай, 32%), в других ситуациях участие ОГВ заключалась в осуществлении надзора за соблюдением законодательства РФ и контроле за развитием конфликтов. ОГВ действовали как в интересах работников, так и против них.
Следует отметить традиционно низкую степень участия в СТК органов местного самоуправления. Наиболее эффективно (на стороне работников) действовали прокуратуры, суды, следственные управления СК и Гострудинспекция. В 1-м полугодии не было зафиксировано СТК, связанных с санкциями стран ЕС и США против российской экономики, введённых из-за событий на Украине.
Итак, подводя итог второй главы, можно сказать, о том, что одной из главных проблем в сфере регулирования отнощений между работодателем и работниками является отсутствие единой формы коллективного договора.
В третьей главе курсового проекта будет разработана программа по решению выявленной проблемы, а именно создание коллективного договора.
Глава 3. Разработка программы совершенствования системы охраны труда в сфере торговли, общественного питания и потребкооперации
3.1 Разработка коллективного договора
Для того, чтобы оформить отношения между Профсоюзом и работодателем в сфере защиты прав работников необходимо разработать коллективный договор.
В раздел коллективного договора «Условия и охрана труда» рекомендуется включать следующие пункты:
- выделение конкретной денежной суммы на мероприятия по охране труда (очень важно добиться включения в договор записи о том. какая сумма средств или доля от общих производственных затрат будет направлена на охрану труда);
- создание комплекса организационных н технических мероприятии по охране труда (виды мероприятии указываются в приложении к коллективному договору);
- проведение специальной оценки рабочих мест с указанием перечня подразделений;
- гарантии деятельности уполномоченных по охране труда;
- проведение обучения и проверки знаний по охране труда рабочих, руководящих работников и специалистов;
- организация в установленном порядке обязательных медосмотров работников;
- обеспечение выдачи работникам за счет работодателя качественной спец одежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты - моюших. смазывающих, обезвреживающих и других в соответствии с установленными нормами, а также сверх норм (перечень таких профессий и должностей должен приводиться в качестве приложения к коллективному договору);
- установление системы льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными н опасными условиями труда:
- обеспечение работников горячих цехов и участков газированной подсоленной водой, чаем;
- возмещение вреда, причиненного, работнику несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием:
- обеспечение обязательного медицинского страхования работников н их обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- обеспечение охраны труда женщин (ограничение применения нх труда в ночное время, перевод женщин с тяжелых физических работ и работ с вредными и опасными условиями труда на более легкие, охрана труда беременных женщин);
- обеспечение охраны труда молодежи и др.
В качестве приложений в коллективный договор рекомендуется включать перечень производств, работ, профессий и должностей, на которых по условиям труда установлены: льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день; доплаты за условия труда: бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактическое питание; бесплатная выдача по действующим нормам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной зашиты. Крайне важно не допустить, чтобы в колдоговоры были включены мероприятия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством.
На основании данных рекомендаций был разработан коллективный договор, представленный в приложении к работе.
Помимо коллективного договора в Профсоюзе была разработана регистрационная карточка коллективного договора (см. приложение)