Файл: Министерство сельского хозяйства российской федерации федеральное государственное образовательное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
Таблица 6 – Перечень веществ обладающих эффектом суммации
№ ва риа нта
Вещество
Ац ет он
Фенол
А
цет аль деги д
В
алери ан овая ки сл от а
Ка пр он ов ая ки сл от а
Масляная кислота
Оз он
Диоксид азота
Формал ьде гид
Се рнис тый газ
Се роводород
Д
инил
Фурфурол
Метанол
Этанол
Соляная кислота
А
зот ная ки слот а
Се рна я кис ло та
Этил ен
Пр оп ил ен
Бутилен
Се рный а нгидрид
С
ернисты й ангидрид
Амм иа к
1
Ацетон
+
2
Фенол
+
+
3
Валериановая кислота
+
+
4
Капроновая кислота
+
+
5 Диоксид азота
+
+
+
+
+
+
6 Формальдегид
+
+
7
Сероводород
+
+
8
Динил
+
+
+
9
Фурфурол
+
+
10
Метанол
+
+
11
Бензол
+
+
12 Винилацитат
+
13
Этилен
+
+
+
14
Пропилен
+
+
+
15
Бутилен
+
+
+
16
Серный ангидрид
+
+
+
17
Аммиак
+
+
+
Таблица 7 – Предельно допустимая концентрация вредных веществ
Вещество
В атмосферном воздухе населен- ных мест, мг/м
3
В рабочей зоне производственных помещений, мг/м
3
Класс опасности
Фактическое нахождение,
мг/м
3 макси- мально разовая средне- суточная
Анилин
0,05 0,05 0,1 2,0 0,040
Ацетон
0,35 0,35 200 4,0 0,345
Аммиак
0,20 0,20 20 4,0 0,150
Бутилен
0,05 0,05 0,1
-
0,048
Бензол
1,50 0,80 5,0 3,0 0,750
Валериановая кислота
0,10 0,01
-
3,0 0,008
Динил
0,03 1,00 5,0 4,0 1,000
Диоксид азота 0,085 0,085 5,0 2,0 0,0845
Капроновая кислота
0,01 0,06 10,0 3,0 0,004
Масляная кислота
0,20 1,20
-
-
2,300
Метанол
1,00 0,005 5,0
-
0,006
Пропилен
3,00 0,008
-
-
0,008
Сернистый ангидрид
0,50 0,10 10,0 3,0 0,090
Серная кислота
0,30 0,0007
-
-
0,080
Сероводород
0,008 0,05 10 2,0 0,048
Фенол
0,01 1,00 5,0 3,0 0,009
Формальдегид 0,035 0,01 0,5
-
0,007
Фурфурол
0,05 0,012 1,0 2,0 0,045
Этанол
0,05 0,02
-
2,0 0,015
Этилен
3,00 3,00
-
-
2,680
Анализ загрязнения атмосферного воздуха проводится в сле- дующей последовательности:
Для одного вещества:
1. Определяется фактическое нахождение вещества (С).
2. Сравнивается С с ПДК.
3. При
1
≤
ПДК
С
, делается ввод о допустимом наличии вещест- ва в воздухе.
32
Для двух веществ:
1. Определяется фактическое нахождение веществ в воздухе С
1
и С
2
2. Сравнивается С
1
с ПДК
1
и С
2
с ПДК
2
3. Делается вывод о загрязнённости атмосферы.
4. Определяется сумма С
1
и С
2
5. Если суммарная концентрация выше, чем любая из ПДК, ус- тановленных для каждого вещества в отдельности, делается вывод о том, что загрязнение воздуха превышает допустимое.
В воздухе присутствует несколько веществ:
Качество воздуха будет соответствовать установленным норма- тивам при условии, что
1 2
2 1
1
≤
+
+
+
ПДК
С
ПДК
С
ПДК
С
n
n
K
, (31) где С
1
, С
2
, С
n
– вредные вещества, обладающие эффектом суммации.
Это означает, что в воздухе населённого пункта сумма отноше- ний концентраций к ПДК веществ, обладающих эффектом суммации, не должна превышать единицы.
Пример выполнения задания
Исходные данные: в воздухе находятся вещества ацетон и фе- нол.
1. По таблице 6 устанавливаем, что вещества фенол и ацетон об- ладают эффектом суммации.
2. По таблице 7 определяем класс опасности, фактическое нахо- ждение веществ в атмосфере и их ПДК.
3. Выполняем расчёт по формуле (31).
С учётом правила, согласно которому
1
≤
ПДК
С
, где С - фактиче- ская, а ПДК - предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе, определяем в воздухе одновременно присутствуют пары фенола и ацетона в концентрации С
ацетон
= 0,345 мг/м
3
; С
фенол
= 0,009 мг/м
3
, соответствующие ПДК 0,35 и 0,01 мг/м
3
, т.е. оба вещества при- сутствуют в концентрациях меньших, чем установлены для них ПДК.
В каждом отдельном случае отношение концентрации к ПДК меньше
33 1, но эти вещества обладают эффектом суммации. Значит их суммар- ная концентрация (0,354 мг/м
3
) выше, чем любая из ПДК, установ- ленная для каждого вещества в отдельности. Следовательно, загряз- нение воздуха превышает допустимое.
Варианты к заданию
1. Валериановая + Капроновая + Масляная кислота
2. Капроновая + Валериановая + Масляная кислота
3. Диоксид азота + Формальдегид + Сернистый ангидрид
4. Формальдегид + Диоксид азота + Сернистый ангидрид
5. Сероводород + Динил + Метанол
6. Фурфурол + Метанол + Этанол
7. Метанол + Фурфурол + Этанол
8. Этилен + Серная кислота + Пропилен
9. Этилен + Серная кислота + Бутилен
10. Пропилен + Серная кислота + Бутилен
11. Бутилен + Серная кислота + Пропилен
12. Серный ангидрид + Диоксид азота + Аммиак
13. Аммиак + Диоксид азота + Сернистый ангидрид
14. Диоксид азота + Сернистый ангидрид + Аммиак
34
IV. Стандартизация
Стандартизацию следует рассматривать как практическую дея- тельность, как систему управления и как науку.
Стандартизация как практическая деятельность заключается в установлении нормативных документов по стандартизации и приме- нению правил, норм и требований, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач в сферах общественного производства и социальной жизни. Эта деятельность направлена на:
- комплексное нормативно-техническое обеспечение всестороннего совершенствования управления народным хозяйством;
- интенсификацию общественного производства и повышение его эффективности;
- ускорение научно-технического прогресса и улучшение качества продукции;
- рациональное и экономное использование ресурсов.
Стандартизация как система управления практической деятель- ностью осуществляется в Российской Федерации на основе Государ- ственной системы стандартизации (ГСС), являющейся системой пла- нового управления практической деятельностью по стандартизации.
Она опирается на комплекс нормативно-технических документов, ус- танавливающих взаимоувязанные требования по организации и мето- дике выполнения практических работ по стандартизации.
Объектом стандартизации являются продукция, работа (про- цесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации, кото- рые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности. При этом услуга как объект стан- дартизации охватывает как услуги для населения, так и производст- венные услуги для предприятий и организаций.
Продукция производственно-технического назначения и товары народного потребления являются наиболее традиционными объекта- ми стандартизации, на которые разработано наибольшее количество стандартов. Объектами стандартизации являются также типовые тех- нологические процессы, формы и методы организации труда и произ- водства, правила выполнения производственных и контрольных опе- раций, правила транспортировки и хранения продукции и т. п.
В социальной жизни объектами стандартизации являются охра- на труда и здоровья населения, охрана и улучшение природной среды
35
обитания человека, рациональное использование природных ресур- сов, средства информации и взаимопонимания людей и т. п.
Государственное управление стандартизацией в Российской Фе- дерации, включая координацию деятельности государственных орга- нов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе техническими комитетами по стандартизации, с субъекта- ми хозяйственной деятельности, осуществляет Комитет Российской
Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстан- дарт России).
Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований госу- дарственных стандартов, участвует в работах по международной (ре- гиональной) стандартизации, организует профессиональную подго- товку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также ус- танавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на тер- ритории Российской Федерации.
Другие государственные органы управления участвуют в рабо- тах по стандартизации в пределах их компетенции.
К нормативным документам по стандартизации, действующим ил территории Российской Федерации относятся:
- государственные стандарты Российской Федерации (далее – госу- дарственные стандарты); применяемые в установленном порядке ме- ждународные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомен- дации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико- экономической информации;
- стандарты отраслей;
- стандарты предприятий;
- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других об- щественных объединений.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации, государст- венные стандарты должны содержать:
- требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования тех-
36
ники безопасности и производственной санитарии;
- требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продук- ции;
- правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции, выполнении работ и услуг.
Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окру- жающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечении тех- нической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Россий- ской Федерации, являются обязательными для соблюдения государ- ственными органами управления, субъектами хозяйственной дея- тельности.
Государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строитель пых мате- риалов – Государственный комитет Российской Федерации по вопро- сам архитектуры и строительства (Госстрой России).
Государственные стандарты вводятся в действие после их госу- дарственной регистрации в Госстандарте России.
Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься го- сударственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значе- ния.
Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требо- вания государственных стандартов.
Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, примене- ния контроля за соблюдением обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей устанавливается государственными стандартами Государственной системы стандартизации.
Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждать- ся предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их при- менения в целях совершенствования организации и управления про-
37
изводством. Требования стандартов предприятий подлежат обяза- тельному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятель- ности, если в договоре на разработку, производство и поставку про- дукции на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.
Стандарты научно-технических, инженерных общественных
объединений разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний и результатов исследова- ний и разработок. Необходимость применения них стандартов субъ- екты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.
3>100>15>
1 2 3 4 5 6
Основными задачами стандартизации являются:
- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовите- лями, продавцами и потребителями (заказчиками);
- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства;
- установление требований по совместимости (конструктивной, элек- трической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
- унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций;
- установление метрологических норм, правил, положений и требова- ний;
- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анали- за, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
- установление требований к технологическим процессам, в том чис- ле для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости;
- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проек- тов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, ох- рана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность на- селения и т.д.);
- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей ин- формацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
- содействие методами и средствами стандартизации выполнению за- конодательства Российской Федерации.
38
Основные принципы стандартизации
Разработка нормативных документов по стандартизации должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сто- рон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продук- цию, к достижению согласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению многообразием продукции, ее качеству, экономичности., применимости, совместимости и взаимозаменяемости, ее безопасно- сти для жизни, здоровья людей и имущества, охране окружающей среды и другим вопросам, представляющим взаимный интерес.
Целесообразность разработки стандарта следует оценивать с точки зрения его социальной, технической и экономической необхо- димости и приемлемости при применении.
В приоритетном порядке должны разрабатываться стандарты, способствующие обеспечению безопасности для жизни, здоровья лю- дей и имущества, охране окружающей среды, обеспечивающие со- вместимость и взаимозаменяемость продукции.
Стандарты следует разрабатывать такими, чтобы они не созда- вали препятствий международной торговле.
При разработке стандартов и технических условий следует при- нимать во внимание проекты и учитывать принятые международные и региональные стандарты, правила МЭК, ООН и других междуна- родных организаций, а также, при необходимости, национальные стандарты других стран.
В стандартах должна своевременно проводится замена устарев- ших требований путем периодического обновления стандартов для обеспечения их соответствия современным достижениям науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта.
Стандарты должны устанавливать требования к основным свой- ствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно про- верены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жиз- ни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совмес- тимость и взаимозаменяемость, а также правила маркировки и мето- ды контроля.
Стандарты на продукцию и услуги должны быть пригодны для их применения в целях сертификации.
Стандарты должны быть изложены четко и ясно для того, что бы обеспечить однозначность понимания их требований.