Файл: Министерство сельского хозяйства российской федерации федеральное государственное образовательное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
39
Работа №4. Система стандартов в области охраны природы
и улучшения использования природных ресурсов
Цель: изучить схему управления работами по стандартизации в области охраны природы.
Задание: ознакомиться с основными положениями системы стандартов в области охраны природы.
Государственная система стандартизации
— научно- методическая основа стандартизации в области охраны природной среды.
Решение проблемы охраны природной среды требует проведе- ния большого объема работ по регламентации требований, соблюде- ние которых обеспечивает оптимальность качества условий обитания человека и использования природных ресурсов. Основными задачами в области охраны природной среды являются: снижение возникшего уровня загрязнения и предотвращение дальнейшего загрязнения при- родной среды.
Деятельность системы управления основывается, на следующих принципах охраны окружающей среды: приоритет здоровья и благо- получия населения; последовательное улучшение природных условий в процессе природопользования; комплексный подход к окружающей среде; строгое соблюдение экологических требований при осуществ- лении всех видов деятельности, влияющей на окружающую среду; недопущение появления новых источников загрязнения окружающей среды при последовательном устранении имеющихся источников за- грязнения; постоянный контроль за состоянием окружающей среды и источниками воздействия на нее.
С точки зрения государственного управления охрана природы – это система законодательных, организационных, экономических и других мер, последовательное осуществление которых позволяет обеспечить установленные показатели природной среды.
Решение вопросов стандартизации в системе «природная среда – производство – общество» должно быть взаимосвязано на основе ме- тодов комплексной стандартизации. При этом комплексная стандар- тизация должна быть направлена на определение требований ко всем элементам, содержание и взаимодействие которых определяют ко- нечный результат деятельности (в данном случае качество природной среды).
Целью создания программ комплексной стандартизации в об-
40
ласти охраны окружающей среды является разработка комплекса взаимосвязанных нормативно-технических документов, введение ко- торых обеспечивает уменьшение и предотвращение загрязнения при- родной среды, рациональное использование природных ресурсов.
Основные положения системы стандартов охраны природы и
улучшения использования природных ресурсов
Необходимость комплексного подхода в работе по стандартиза- ции в области охраны природной среды обусловлена всеобщностью связей в природе, её единством. При его осуществлении, первую оче- редь, необходимо определить цели выполнения работ по вопросам охраны природы и природопользования.
В ГОСТ 17.0.0.01-76 сформулированы следующие цели стандар- тизации в области охраны природы:
- обеспечение сохранности природных комплексов;
- содействие восстановлению и рациональному использованию при- родных ресурсов;
- содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды;
- совершенствование управления количеством окружающей природ- ной среды в интересах человечества.
На основании указанных целей были намечены мероприятия по формированию системы стандартов в этой области.
За основу структуры системы была принята в качестве объекта стандартизации система – «природная среда - производство - общество» и существующие в ней связи, которые должны найти от- ражение в нормативных документах по стандартизации.
Таким образом была сформирована система состоящая из вось- ми групп стандартов (подсистем):
- 0 – организационно-методические стандарты;
- 1 – охрана и рациональное использование вод;
- 2 – защита атмосферы;
- 3 – охрана и рациональное использование почв;
- 4 – улучшение использования земель;
- 5 – охрана флоры;
- 6 – охрана фауны;
- 8 – рациональное использование и охрана недр.
41
Каждая отдельная группа стандартов включает требования, вы- полнение которых обеспечит установленные показатели качества природной среды, на которую он распространяется.
Таким образом, первая группа стандартов определяет цели и за- дачи всей системы, устанавливает порядок взаимодействии между группами стандартов системы, объекты стандартизации и каждой группе, а также включает ряд требований, обеспечивающих меро- приятия по разработке, внедрению стандартов в области охраны при- роды и использования природных ресурсов. В свою очередь отдель- ные группы должны обеспечивать достижение общих целей.
В качестве примера можно привести цели, содержащиеся и группе стандартов по охране и рациональному использованию зе- мель:
- упорядочение и развитие нормативно-технической базы для рацио- нального использования земель;
- улучшение качественного состояния земель;
- повышение эффективности рекультивации земель.
Для достижения этих и других целей групп стандартов должна быть разработана четкая систематизация объектов и явлений, позво- ляющая с помощью минимального количества нормативных доку- ментов устанавливать нормативы и требования по охране объектов или их изменению. Такая классификация разработана в рамках каж- дой группы. ГОСТ 17.0.0.01-76 предусматривает в зависимости от ха- рактера стандартизируемого объекта следующие виды стандартов:
- 0 – основные положения;
- 1 – термины и определения, классификации;
- 2 – нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования природных ресурсов;
- 3 – правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
- 4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий;
- 5 – требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды;
- 6 – требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнения;
- 7 – прочие стандарты.
Система стандартов в области охраны природы и улучшения ис- пользования природных ресурсов способствует решению важных за-
42
дач:
- ограничению поступлений в окружающую среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и вы- бросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфе- ре, природных водах и почвах до количеств не превышающих пре- дельно допустимые концентрации;
- рациональному использованию и охране водотоков, внутренних во- доемов и морей, их водных и биологических ресурсов;
- обеспечению воспроизводства диких животных, поддержанию в благоприятном состоянии условий их обитания;
- сохранению генофонда растительного и животного мира;
- охране природно-заповедных фондов;
- улучшению использования недр.
Управление работами по стандартизации в области охраны при- роды показано на рисунке 1.
ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
Планирование.
Организация разработки стандартов
ГОСТ 1.0 –92 разд.6
Внедрение стандартов
ГОСТ 1.0 – 92 разд.9
Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов
ГОСТ 1.0 – 92 разд.10
Анализ, пересмотрение, внесение изменений в стандарты
ГОСТ 1.0 – 92 разд.4
Организационно-методические стандарты ССОП
Основные положения, термины и определения
Гидросфера
Атмосфера
Почвы
Земли
Флора
Фауна
Недра
Показатели качества природной среды
П.Д.К., П.Д.Н.
Показатели интенсивности использования, методы контроля показателей качества природных средств
Нормы производственно хозяйственной деятельности
П.Д.В.,П.Д.С.
Природные показатели технологий.
Экологические показатели продукции. Требования к средствам защиты окружающей среды, методы контроля соблюдения норм производственно-хозяйственной деятельности
Рис.1 Принципиальная схема управления работами по стандартизации в области охраны природы.
1. Органы управления. 2. Функции управления. 3. Область распространения.
Правила охраны природы и использования природных ресурсов
Правила охраны, использования, преобразования, правила воспроизводства.
Методы контроля. Соблюдение правил
V. Сертификация продукции и услуг
Основные понятия и определения в сертификации
Система сертификации – совокупность правил выполнения ра- бот по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Оценка соответствия – прямое или косвенное определение со- блюдения требований к объекту.
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, вы- полнения работ или оказания услуг требованиям технических регла- ментов, положениям стандартов или условиям договоров.
Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевоз- ки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соот- ветствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для ин- формирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обра- щение продукции требованиям технических регламентов. Изображе- ние знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ.
Он не является специальным защищенным знаком и наносится в ин- формационных целях.
Знак соответствия – обозначение, служащее для информирова- ния приобретателей о соответствии объекта сертификации требова- ниям системы добровольной сертификации или национальному стан- дарту.
Декларирование соответствия – форма подтверждения соот- ветствия продукции требованиям технических регламентов.
Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий со- ответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям техни- ческих регламентов. Перечни продукции, соответствие которой мо- жет быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются
45
постановлением правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
Заявитель – физическое или юридическое лицо, осуществляю- щее обязательное подтверждение соответствия.
Орган по сертификации – юридическое лицо или индивиду- альный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
Сертификация осуществляется в целях:
- создания условий для деятельности организаций всех форм собст- венности на едином товарном рынке России для участия в междуна- родном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и меж- дународной торговле;
- содействия потребителям в выборе товара и защита их от недобро- совестного изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции, жизни, здоровья и имущества; людей и окружающей среды, подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, пре- дусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Обеспечивает доказательство соответствие товара процесса, услуги требованиям технических регламентов, обязательными требованиями стандартов. Основными вопросами обязательной сертификации явля- ется безопасность и экологичность.
Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт либо другие уполномоченные на то органы.
Участниками обязательной сертификации являются органы в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы но обязательной серти- фикации, органы по сертификации, испытательные лаборатории
(центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции.
Допускаются к проведению работ по обязательной сертифика- ции организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продав-
46
цами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифици- руемой ими продукции, при условии их аккредитации в установлен- ном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязатель- ной сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган исполни-
тельной власти в области сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными акта- ми Российской федерации возлагаются организация и проведение ра- бот по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:
- создают системы сертификации однородной продукции и устанав- ливают правила процедуры и управления для проведения сертифика- ции в этих системах;
- осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продук- ции требованиям нормативных документов (формы сертификации);
- определяют центральные органы систем сертификации;
- аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборато- рии (центры) и выдают им разрешения на право проведения опреде- ленных видов работ (лицензии);
- ведут государственный реестр участников и объектов сертифика- ции;
- устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, зна- ков соответствия и результатов испытаний;
- устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на прове- дение работ по обязательной сертификации;
- осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертифи- кации и за сертификационной продукцией;
- рассматривают апелляции по вопросам сертификации.
Центральный орган системы сертификации:
- организует, координирует работу и устанавливает правила процеду- ры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
- рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
Орган по сертификации:
- проводит идентификацию продукции, представленной для сертифи- кации, в соответствии с правилами системы сертификации;
- сертифицирует продукцию, выдаст сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
- осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за
47
сертифицированной продукцией;
- приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертифика- тов;
- предоставляет заявителю по его требованию необходимую инфор- мацию в пределах своей компетенции.
1 2 3 4 5 6