Файл: Методические указания для преподавателей и студентов Рассмотрено на заседании методического совета протокол 2 от 02 декабря 2016г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Смысл и идея слайда должны быть понятны при первом взгляде на него. Обдумывание значения запутанного слайда мешает воспринимать вашу речь. Помните, что слайд – вспомогательное средство во время устного выступления.

Проверьте, и при необходимости отредактируйте презентацию перед выступлением: в тексте не должно быть опечаток, ошибок в написании основных терминов и т. д. Безграмотное оформление слайдов значительно снижает ваши шансы на отличную оценку.

Внимательно продумайте каждый слайд. Вам могут помочь следующие вопросы: как идея этого слайда раскрывает основную идею всей презентации? Что будет на слайде? Что будет говориться? Как будет сделан переход к следующему слайду? Поэтому рекомендуем делать презентацию параллельно с текстом защитного слова.

Презентация ВКР должна быть краткой, красочной, показывать только сущность работы.

При правильном планировании презентации: сначала должен появиться новый слайд и аудитории даётся некоторое, чтобы прочитать и усвоить информацию представленную на слайде, а затем следуют комментарии докладчика, уточняющие и дополняющие показанное на экране.

В среднем количество слайдов в презентации ВКР – 12-15. Строгих ограничений по количеству слайдов нет, но не стоит делать много слайдов – у вас всего 7-10 минут, вы не успеете рассказать все 25 слайдов.

Примерная схема презентации ВКР представлена в приложении 10.

Не смотрите на слайды во время презентации, просто держите зрительный контакт. А если постоянно оглядываться на демонстрируемые слайды – это может насторожить членов комиссии – вы не знаете своих слайдов, вы их сами делали?

Переключайте слайды самостоятельно, не стоит настраивать автоматическую смену слайдов по времени. Даже если вы рассчитали время своего выступления – волнение может сбить вас с ритма, речь станет медленнее или быстрее. В итоге ваша речь не будет соответствовать информации на слайдах, тем самым ухудшается общее впечатление от вашего выступления.

Внимание членов комиссии должно быть большей частью сконцентрировано на вас, а не на презентации. Они должны иногда поглядывать на слайды, а вы должны управлять их вниманием, держать зрительный контакт, отсылать к нужной информации на слайде или к нужной странице в раздаточном материале. Не бойтесь общаться с членами ГЭК.
Как написать и прочитать защитное слово


Из-за страха и неумения выступать с докладом перед аудиторией можно завалить даже идеально составленную накануне презентацию. В этой части мы собрали ряд рекомендаций, которые, во-первых, помогут преодолеть боязнь публичного выступления, а, во-вторых, помогут избежать самых распространённых ошибок во время прочтения защитного слова.

Итак, самое сложное в написании текста защитного слова – выбрать из всего объема ВКР действительно важную информацию, которая бы полностью отражала проделанную работу.

Рекомендуемый объём текста защитного слова – от 4 до 7 страниц (самый оптимальный объём – 5 страниц), шрифт Times New Roman, 14 размер, одинарный пробел. Так как во время защиты практически все выпускники нервничают, запинаются, забывают элементарные слова, а иногда просто впадают в коматозное состояние, то за 7-10 минут они всё равно не успеют прочесть больше.

Желательно, чтобы доклад начинался стандартным обращением: «Уважаемый председатель государственной экзаменационной комиссии, уважаемые члены комиссии и все присутствующие! Тема нашей выпускной квалификационной работы…». Но прежде чем произнести эту фразу, убедитесь, присутствует ли председатель комиссии. Далее идёт название ВКР.

Какую информацию из работы стоит включать в защитное слово?

  • актуальность или научный интерес темы исследования;

  • объект и предмет исследования в ВКР;

  • цель работы;

  • задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть поставленной цели;

  • общая структура ВКР, обусловленная указанными задачами (сколько и какие главы);

  • методологическая база исследования (какие методы применялись в работе);

  • практический материал (указать точное количество исследуемых единиц, источник(и), критерии отбора, способ отбора практического материала, причины выбора данного материала).

Как правило, эта информация может быть взята из введения работы. Эта информация является главной, поэтому все эти пункты должны быть максимально чётко сформулированы.

Далее можно коротко описать структуру всей работы, попутно представляя результаты теоретического исследования:

  • что было сделано в первой главе ВКР. Здесь можно (но не всегда обязательно) привести название главы;

  • выводы, сделанные по первой главе;

  • что было сделано во второй главе и соответствующие выводы.

Далее идёт информация о ходе проведения практического исследования и результатах, полученных в итоге. Обращаем ваше внимание, что членам государственной экзаменационной комиссии, да и всем присутствующим гораздо интереснее услышать именно эту часть доклада. Поэтому она должна быть наиболее объёмной, информационно насыщенной и интересной. Описывая ход практического исследования, можно отразить следующие моменты:



  • цель проведения практического исследования;

  • этапы практического исследования;

  • результаты практического исследования на каждом этапе;

  • примеры;

  • выводы по результатам проведённого практического исследования.

По ходу доклада необходимо ссылаться на рисунки, графики, схемы, таблицы и т. д., которые располагаются на слайдах презентации.

И в завершение необходимо отразить следующее:

  • общий вывод по всей ВКР;

  • очень коротко, что конкретно было предложено автором и что это даёт;

  • заключение о достижении указанной цели ВКР;

  • несколько слов о перспективах и своё мнение по теме (убедите комиссию, что предложенная тема не заканчивается ВКР, есть перспектива развития).

В завершение не забудьте поблагодарить всех присутствующих за внимание. В данном случае вполне уместными будут следующие фразы: «Доклад окончен. Благодарю за внимание».

В ходе написания текста защитного слова необходимо учитывать ряд существенных моментов.

Лучше не писать то, чего не можешь объяснить. Поэтому каждое слово в тексте доклада должно быть критически проверено. Если не запоминается какое-то особо сложное определение лучше выписать его на отдельный лист и выделить жирным шрифтом, чтобы в нужный момент было легко его обнаружить.

В тексте защитного слова не должно быть «лишних» фраз и слов. Каждое написанное слово должно подчиняться логике доклада. Каждая фраза должна логично вытекать из предыдущей и подводить к последующей.

В самом начале постарайтесь заинтриговать членов комиссии. Укажите на оригинальность выбранной темы, практического материала исследования, на внушительный объём выборки и т. д. Такой ход позволить удерживать интерес аудитории до конца выступления.

Как правильно прочесть защитное слово

Ниже приводится ряд советов, которые помогут вам представить уже написанный текст доклада в выгодном свете.

Первый вопрос, который часто задают студенты – читать или не читать? Конечно же, идеальное выступление – это выступление «без бумажки». Если у вас уже есть за плечами богатый опыт публичных выступлений, и вы чувствуете себя на публике «как рыба в воде», тогда можете выучить доклад и произнести его свободно без шпаргалки. Всем остальным ответ – конечно же, читать. Не переворачивайте страницы. Аккуратно сдвигайте их в сторону.


За несколько дней до выступления советуем вам прочитать дома доклад вслух перед зеркалом с секундомером. Скорее всего, с первого раза вам не удастся уложиться в отведённые 7-10 минут.

Попросите своих родственников, друзей или знакомых послушать ваше чтение. Это поможет вам справиться с волнением и, заодно, точно рассчитать время выступления, скоординировать его с презентацией. Обязательно уложитесь в отведённое время. Не превышайте его. В противном случае вас прервут, и общее впечатление от защиты будет испорчено. Учтите, что в домашних условиях доклад читается быстрее, чем в день защиты перед аудиторией, поэтому оставляйте себе про запас 1-2 минуты.

Текст доклада и текст на слайдах должен быть коррелирован, но не одинаков. Каждой фразе на слайде должно соответствовать некоторое количество связанных предложений. Эти предложения нужно тщательно продумать и включить в текст защитного слова.

Ни в коем случае не «бубните себе под нос» монотонным голосом текст доклада. Скорость доклада должна быть средней, не слишком медленной. Ваш голос и интонация должны заинтересовать аудиторию, а не усыпить. Не забывайте делать паузы, обращаться к аудитории, когда необходимо. Громкость должна быть тоже умеренной. Не заставляйте членов комиссии прислушиваться к вам, но и кричать, тоже не следует.

В завершение хочется напомнить, что примерно 60% успеха ВКР зависит от качества презентации и защитного слова. Поэтому эти два вида работы требуют очень серьёзной и тщательной подготовки. Удачи!

Приложение 1
Требования к оформлению титульного листа
При оформлении титульного листа используют одинарный межстрочный интервал.

В верхней части титульного листа размещаются одно под другим с выравниванием по центру строки:

  • наименование министерства (ведомства), в систему которого входит образовательная организация;

  • полное наименование образовательной организации.

Наименование министерства (ведомства) приводят в полном виде с первой прописной буквы, далее строчными буквами, кегль (размер букв) – 12 пт, начертание символов – обычное.

Полное наименование организации состоит из указания на организационно-правовую форму и тип образовательной организации и собственно наименования организации. Указание на организационно-правовую форму и тип образовательной организации пишется с первой прописной буквы, далее строчными буквами, кегль (размер букв) – 12 пт, начертание символов – обычное. Собственно наименование организации приводят прописными буквами, кегль (размер букв) – 12 пт, начертание символов – полужирное.


Ниже наименования организации, отступив четыре пустые строки при одинарном межстрочном интервале, с выравниванием по центру строки, пишется специальность, по которой завершает обучение автор работы. На первом месте указывают код специальности, далее приводят наименование специальности строчными буквами, начиная с первой прописной.

Ниже наименования специальности, отступив четыре пустые строки при одинарном межстрочном интервале, с выравниванием по центру строки, приводят наименование вида работы строчными буквами, начиная с первой прописной: «Выпускная квалификационная работа».

На следующей строке, ниже наименования вида работы, с выравниванием по центру строки, приводят наименование темы работы прописными буквами, начертание символов – полужирное.

Ниже наименования темы работы, отступив четыре пустые строки при одинарном межстрочном интервале, в две колонки, с выравниванием по левому краю, указывают:

  • слева – сведения об авторе работы (курс, группа, фамилия, имя, отчество), личная подпись автора, и сведения о руководителе (должность, фамилия, имя, отчество), личная подпись руководителя;

  • справа – допуск к защите работы (должность, инициалы и фамилия, личная подпись лица допустившего к защите), дата допуска, дата защиты работы, результат защиты работы.

Для подписей применяется синий цвет чернил.

Дата оформляются словесно-цифровым способом в следующей последовательности: день (двумя арабскими цифрами), месяц (словесно), год (четырьмя арабскими цифрами).

Место и год выполнения работы приводят по центру строки в нижней части титульного листа, отделяя друг от друга пробелом.
Образец оформления титульного листа
Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Специальность 31.02.01 Лечебное дело

Выпускная квалификационная работа

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа

студентки IV курса

группы 41.15-Ф

Ивановой Марии Ивановны


(подпись)

Научный руководитель

преподаватель

Смирнова Галина Петровна


(подпись)

«Допускается к защите»

Зам. директора по УиВР

Е.А. Золенко


(подпись)
«_______» ____________ 2019 год
Дипломная работа заслушана:
«_______» ____________ 2019 год
Дипломная работа оценена:


(оценка, подпись)