Файл: Практическое задание 3, Модуль Консультативнотерапевтическая работа с клиентом (клиентами) по вопросам коррекции детскородительских отношений слушатель Манвелян Седа Амлетовна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Программа профессиональной переподготовки

Семейная психология. Практическая психологическая помощь в области семейных и детско-родительских отношений (340)_new

Дисциплина: Детско-родительские отношения, конфликты (причины, методы диагностики, консультирования и терапии)

Практическое задание 3, Модуль 3. Консультативно-терапевтическая работа с клиентом (клиентами) по вопросам коррекции детско-родительских отношений


Выполнил:

слушатель Манвелян Седа Амлетовна

Преподаватель:

Коломейцева Лидия Владимировна

г. Санкт-Петербург – 2023

Организация и проведение экспериментального исследования семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста

Экспериментальное исследование семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области. В исследовании приняло участие 20 детей младшего школьного возраста: 10 девочек и 10 мальчиков, а также их родители (мамы) (20 человек). В таблице представлена выборка испытуемых.
Таблица. Характеристика выборки экспериментального исследования







Испытуемый


Пол


Возраст


1.


А.С


Женский


9 л. 2 м.


2.


М.Е.


Мужской


9 л. 3 м.


3.


Г.А.


Женский


9 л. 4 м.


4.


В.П.


Женский


8 л.10м.


5.


Е.А


Женский


9 л. 1 м.


6.


Д.Р.


Мужской


9 л. 1 м.


7.


А.С.


Мужской


9 л. 4 м.


8.


В.С.


Женский


8 л. 9 м.


9.


К.К.


Мужской


9 л. 5 м.


10.


Н.А


Женский


9 л.


11.


Г.Е.


Мужской


9 л.3м.


12.


П.А.


Мужской


9 л. 7 м.


13.


Д.А.


Женский


9 л. 8м.


14.


Н.Е.


Женский


9 л. 4 м.


15.


Л.Р


Мужской


9 л 3 м.


16.


М.В.


Женский


9 л. 8 м.


17.


Л.Г.


Мужской


10 л.


18


Л.Р.


Женский


9 л.


19.


А.А.


Мужской


9 л.


20.


Т.С.


Мужской


9 л.



Для проведения экспериментального исследования семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста были использованы следующие психодиагностические методики.

Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, стереотипов поведения, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

1. «Принятие-отвержение».

2. «Кооперация».

3. «Симбиоз».

4. «Авторитарная гиперсоциализация».

5. «Маленький неудачник».

Текст опросника состоит из 61 утверждения, с которыми родитель может либо согласиться (поставить «верно» или «+»), либо не согласиться (поставить «неверно» или «-»).

Ключи к опроснику.

1. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

-отвержение;

-социальная желательность;

-симбиоз;

-гиперсоциализация;

-инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам=160

Методика «Рисунок семьи»

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.

Целью выявление особенностей внутрисемейных отношений.

На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.



Для исследования необходимы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:

Скажи, кто тут нарисован?




  1. Где они находятся?


  2. Что они делают? Кто это придумал?


  3. Им весело или скучно? Почему?


  4. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?


  5. Кто из них самый несчастный? Почему?


Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

- чувства к отдельным членам семьи;

- почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);

- что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например:

- Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?

- Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?

- Кого мама позовет идти с собой?

- и т. п.

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест и т.д.


Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис)

Установление самих нарушений и их причин осуществляется в ходе всестороннего обследования семьи. Определенную помощь в решении тех же задач может оказать опросник АСВ («Анализ семейных взаимоотношений»). Опросник содержит, во-первых, специальные шкалы для выявления различных отклонений в отношениях родителей к детям.

Это повышенный контроль над подростком (шкала Г+); явный недостаток его (Г-); чрезмерный (У+) и явно недостаточный (У-) уровень удовлетворения потребностей подростка, чрезмерность количества и трудности обязанностей у подростка (Т-1-) и, напротив, их недостаточность (Т-); чрезмерных запретов по отношению к подростку (З+) и их недостаточность (З-); чрезмерная (С+) и явно недостаточная (С-) строгость наказаний подростка за нарушение требований.

Опросник дает возможность выявить причины нарушений, а именно расширение среды сферы родительских чувств (шкала РРЧ), предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК).

Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста

Результаты диагностики по методике теста-опросника родительского отношения в исследуемой группе представлены в таблице.

Таблица. Результаты диагностики родителей по тесту - опроснику родительского отношения в исследуемой группе




Типы отношений


Кол-во семей


%


Принятие-отвержение (отверженные)


8


40


Кооперация


3


15


Симбиоз


3


15


Маленький неудачник (инфантилизация)


2


10


Авторитарная гиперсоциализация


3


20




Таким образом, высокие значения по шкале «Принятие – отвержение» наблюдаются у 40% (8 семей) исследуемой группы, это отражает эмоциональное отношение к подростку, т.е. родитель воспринимает своего ребёнка плохим. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

По шкале «Кооперация» высокие значения наблюдаются у 15% (3 семей) исследуемой группы. Это отражает социально желательный образ родительского отношения, т.е. родитель заинтересован в делах и планах подростка, старается во всем помочь быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

По шкале «Симбиоз» высокие значения наблюдаются у 15% (3 семей) исследуемой группы. Это отражает межличностную дистанцию общения с подростком, т.е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности подростка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, подросток кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда подросток начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

По шкале «Маленький неудачник» высокие значения наблюдаются 10% (2 семей) исследуемой группы. Это отображает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, ребенка от трудности жизни и строго контролировать его действия.

По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» высокие значения наблюдаются у 20% (4 семей) исследуемой группы. Это отражает форму и направление контроля над поведением подростка, т. е. в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от подростка безоговорочного поведения и дисциплины. Он старается навязать подростку во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения. За проявления самостоятельности подростка строго наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями подростка, его индивидуальными способностями, мыслями, чувствами.

Результаты диагностики по тесту - опроснику родительского отношения в исследуемой группе, представлены на рисунке.



Рис. Результаты диагностики по тесту - опроснику родительского отношения в исследуемой группе.