Файл: Практическое задание 3, Модуль Консультативнотерапевтическая работа с клиентом (клиентами) по вопросам коррекции детскородительских отношений слушатель Манвелян Седа Амлетовна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, анализ данных, представленных в таблице и на рисунке, позволяет сделать вывод о том, что в группе исследуемых, в основном, высокие показатели злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют подростку и не уважают его.

Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи» в исследуемой группе




Симптомокомплексы


Кол-во детей


%


Благоприятная семейная ситуация


6


30


Тревожность в семейных отношениях


5


25


Конфликтные отношения в семье


4


20


Чувство неполноценности


3


15


Враждебность в семейной ситуации


2


10



Таким образом, по симптомокомплексам получены следующие результаты.




  1. Благоприятная семейная ситуация выявлена у - 30 % (6 человек) исследуемой группы. Эти дети в семьях, обеспечивающих их эмоционально - психологические потребности.


  1. Тревожность в семейных отношениях (отгораживание от внешнего мира) - выявлено у - 25 % (5 человек) исследуемой группы.


  2. Конфликтные отношения в семье выявлены у - 20 % (4 человек) исследуемой группы.


  3. Чувство неполноценности в семейной ситуации (нарушения эмоциональных контактов в семье) - выявлено у - 15% (3 человек) исследуемой группы.


  4. Враждебность в семейной ситуации (агрессия в семейных отношениях) выявлена у - 10 % (2 человек) исследуемой группы.


Ситуация в семье конфликтная, неблагополучная была обнаружена, когда в рисунках наблюдалось отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, подросток рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень взаимоотношений ребенка с родителями: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для подростка (ремень), запуганное вы­ражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения через исполь­зование в рисунке тёмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д. К благоприятной семейной ситуации относят ри­сунки, где ребенку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребенок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на 
лицах взрослых и подростка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи» в исследуемой группе, представлены на рисунке.
 

Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи» в исследуемой группе
Следовательно, анализ данных, представленных, в таблице и на рисунке позволяет сделать неполноценности у детей, а также к возникновению враждебности в семейных ситуациях.

Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно - характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:

- занижение самооценки;

- неуверенность в себе;

- замкнутость;

- склонность к агрессии как средству защиты;

- низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности;

- склонность к асоциальному поведению.

Выявление в ходе диагностики наличия признаков свидетельствующих о негармоничном воспитании по одному из типов, позволяет составить наиболее достоверную картину нарушений во взаимоотношениях с родителями у ребенка. Это позволяет составить программу для успешного проведения коррекции имеющихся нарушений. Одной из наиболее частых причин конфликтов между родителями и детьми является двойственность родительского восприятия и отношения, отражающая реально противоречивый статус подростка в мире социальных отношений: еще не взрослый, но уже и не ребенок. Ребенку нужно помочь пережить этот трудный для него этап взросления, а для этого, прежде всего, важно установить с ребенком искренние доверительные отношения, своим отношением мягко давая понять, что мы понимаем и разделяем его переживания, но при этом помнить и уважать его таким, какой он есть. Подобный контакт снимает напряжение в межличностных отношениях, помогает подростку преодолеть замкнутость в собственном внутреннем мире, поддерживает его позитивное отношение к собственному «Я», высвечивает иные, нередко ему самому неизвестные, но ценимые другими качества его личности.

Использование методики «Анализ семейного взаимодействия» - АСВ (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) позволило нам выявить степень выраженности у матерей различных отклонений в отношении к детям. Согласно авторам методики, если показатели шкал превышают определенный уровень, то можно говорить о выраженности у родителя отклонения в отношении к ребенку. В таблице приведены данные о доле матерей, у которых выявлены отклонения в отношении к своим детям.



Доля матерей, у которых выявлены отклонения в отношении к своим детям




Отклонения в отношении к своим детям


Наименование


Доля матерей, у которых выявлены отклонения в отношении к своим детям (%)


Г+


повышенный контроль


34


Г-


Недостаток контроля


8


У+


Чрезмерный уровень удовлетворения потребностей ребенка


16


У-


Недостаточный уровень удовлетворения потребностей ребенка


16


Т+


Чрезмерность обязанностей


12


Т-


Недостаточность обязанностей


8


З+


Чрезмерность запретов


20


З-


Недостаточность запретов


36


С+


Чрезмерная строгость наказаний


16


С-


Недостаточная строгость наказаний


8


Н


неустойчивость стиля воспитания


0


РРЧ


расширение сферы родительских чувств


12


ДК


предпочтение в ребенке детских качеств


0


ВН


воспитательная неуверенность родителя


0


ФУ


фобия утраты ребенка


8


НРЧ


неразвитость родительских чувств


0


ПНК


проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств


0


ВК


вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания


16


ПЖК


предпочтение женских качеств


0


ПМК


предпочтение мужских качеств


8



Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что выраженность различных нарушений стиля воспитания в группе матерей носит неравномерный характер. Так, некоторые нарушения воспитательного стиля либо не выявлены, либо выявлены на незначительном уровне (Г-, Т-, С-Н, ДК, ВН, ФУ, НРЧ, ПНК, ПЖК, ПМК). В то же время некоторые нарушения воспитательного стиля выражены в большей степени.

Можно подчеркнуть, что треть матерей (34%) проявляют в отношении своих детей повышенный контроль (Г+), то есть матери уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

20% матерей проявляют чрезмерные заперты по отношению к детям (З+), то есть этими матерями ребенку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

36% матерей проявляют недостаточность запретов по отношению к детям (З-), то есть эти матери реализуют принцип, что ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит.

Итак, в целом нарушения в стиле родительского воспитания выявлены у незначительной части матерей, принявших участие в исследовании. При этом чаще всего нарушения носят характер повышенного контроля, чрезмерных и недостаточных запретов.

1. Проведено экспериментальное исследование семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста.

Экспериментальное исследование семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста проводилось на базе.

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школе «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области.

В исследовании приняло участие 20 детей младшего школьного возраста: 10 девочек и 10 мальчиков, а также их родители (мамы) (20 человек).

В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: тест - опросник родительского отношения, тест «Рисунок семьи».

2. Проведен анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста.


Полученные результаты по тесту – опроснику родительского отношения позволили сделать вывод о том, что в исследуемой группе, в основном, высокие показатели выявлены по шкале «Принятие – отвержение» т.е. дети на злость, досаду, раздражение, обиду.

Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи» показали, что две третьих части детей живут и воспитываются в семьях, испытывающих различные трудности в семейной ситуации и агрессии в семейных отношениях.

Обобщая данные анализа особенностей типа родительского отношения матерей можно отметить, что в отношении таких стилей родительского отношения как «принятие», «кооперация» и «симбиоз» у матерей преобладают средние показатели. Это означает, что в целом матери на среднем уровне проявляют к своим детям эмоционально положительное отношение, в умеренной степени стремятся к сотрудничеству со своим ребенком и сохраняют с ним среднюю психологическую дистанцию. В отношении такой характеристики типа родительского отношения как контроль, выявлено, что матери в равной мере либо контролируют ребенка на среднем уровне, либо его слабо контролируют. Что касается отношения к неудачам ребенка, то подавляющее большинство матерей верят в своих детей, в их возможности и способности.
В заключение работы подведены итоги, сформулированы теоретические и практические выводы, обозначены перспективы дальнейшего исследования.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что для ребенка младшего школьного возраста, родители выступают: Во-первых, источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых, властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В-третьих, образцом и примером для подражания. В-четвертых, другом и советчиком.

В литературе описаны различные типологии родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их последствий для развития ребенка: демократический и контролирующий; а также типы неправильного воспитания: эмоциональное отвержение; гиперсоциализирующее; эгоцентрическое.

Проблема взаимоотношений детей с родителей описывается отечественными и зарубежными авторами, которые по-разному трактуют эти взаимопонятия.

Однако в определенных случаях даже гиперопека луч­ше, чем классический авторитарный или попустительский стиль воспитания подростка в семье.