Файл: В последние годы, в связи с когнитивным развитием общества все большее значение приобретает разработка проблем мотивационной регуляции поведения личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Р. Кеттелл разработал так называемую «динамическую решетку устремлений». В ней он выделил мотивационные диспозиции типа «эргов» (от греч. ergon — энергия, работа), в которых видел биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.
Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.
. Качесвенно новый этап в изучении детерминации поведения наступил в конце XIX века после появления учения Зигмунда Фрейда о бессознательном и влечениях человека. Новая теория получила название психоаналитической теории мотивации. Зигмунда Фрейда придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности — «Сверх-Я», т. е. преобразованными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. Если ранее у У. Джемса мотивация в решающей степени связывалась с сознательным принятием решения (с учетом многих внешних и внутренних факторов), то у 3. Фрейда, а затем и у его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам [3; 1-4].
Сходным образом разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл, который считал, что человек имеет восемнадцать инстинктов. Он выдвинул «термическую» концепцию, согласно которой движущей силой любого поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия («горме»), которая определяет характер восприятия объектов, создает эмоциональное возбуждение и направляет умственные и телесные действия организма к цели. Так каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций - предрасположений к действию [4; 62-63]. Таким образом, У. Макдауголл пытался объяснить поведение индивида изначально заложенным в глубинах его психофизиологической организации стремлением к цели.
Среди биологизаторских теорий мотивации можно выделить те, которые обращаются к понятию «мотивация» лишь для объяснения причин активности организма. О мотивации в этом случае говорят как о мобилизации энергии. При этом исходят из представлений, что естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошел его переход к активности, необходимы какие-то особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие «мотивация», с точки зрения этих ученых, становится лишним. Несостоятельность этих взглядов в том (как показал отечественный физиолог Н. Е. Введенский в конце XIX — начале XX века), что состояние физиологического покоя является тоже активным состоянием.
Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека (например, А. Ф. Лазурский) большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов; высказанные положения не утратили актуальности и в настоящее время [5; 73-74].
О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, писал и другой крупный отечественный психолог Н. Н. Ланге. Он, в частности, дал свое понимание отличий влечений от «хотений», считая, что «хотения»- это влечения, переходящие в активные действия, это деятельная воля.
В 20-х годах и позднее вопросы мотивации поведения рассматривали В. М. Боровский и Н. Ю. Войтонис, стоявшие на биологизаторских позициях. Л. С. Выготский в своих работах тоже не оставил без внимания проблему детерминации и мотивации поведения человека. Несмотря на некоторую односторонность в вопросе об интересах, однозначно положительным в его взглядах было убеждение, что интересы не являются навыками, как считали в то время многие психологи. Также Л. С. Выготский уделял большое внимание вопросу о «борьбе мотивов». Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации. В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д. Н. Узнадзе (1966), говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.
Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Недостатком этих теорий мотивации является рассмотрение лишь отдельных сторон мотивационного процесса, без попыток их объединения. Это связано с тем, что их авторы отрицают принципиальную возможность создания универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей поведение животных и человека [3; 1-4].
Психологические особенности юношеского возраста
Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другими людьми молодые люди обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого. Опасность этого периода жизни состоит в том, что отношения близости, соперничества и борьбы переживаются в связи с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других, это одиночество, за ним - страх перед близостью.
Одной из особенностей психологического развития в юношеском возрасте становится задача независимого существования. Для того чтобы осуществить эту задачу молодому человеку необходимы умения и навыки организации своей социальной жизни, в том числе важнейший навык принятия ответственных решений. Этот навык появляется только тогда, когда существуют психологические предпосылки для его реализации, в первую очередь есть целостное Я, которое обладает необходимым опытом экзистенциальных переживаний выбора между собственным бытием и небытием. Можно выделить несколько наиболее важных моментов, характеризующих возрастные особенности принятия решений о карьере в юношеском возрасте:
-
Необходимость прояснить для себя свою собственную цель. -
Способностью определить соответствие своего Я тому социальному пространству, которое предполагает избираемая карьера (не последнюю роль играют здесь два важнейших психологических образования: концепция жизни и Я-концепция, где степень идентичности Я самому себе является определяющей силой для определения успеха в осуществлении намерений относительно своей жизни). -
Наличие осознанной теории (возможно не совсем верной) того явления, с которым человек собирается иметь дело (т.е. надо только знать, что хочешь увидеть в будущем, и тогда настоящее будет конкретной ступенькой, шагом к нему) [4; 538-549].
Если сравнивать юношеский возраст с другими периодами человеческой жизни, то нужно сказать, что именно в этом возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения логических задач. То есть для студенческого возраста характерно достижение наивысших результатов, которые базируются на всех предыдущих процессах биологического, психологического и социального развития.
Если рассматривать студента как личность, то в этом возрасте наиболее активно развиваются нравственные и эстетические чувства, происходит становление и стабилизация характера. Но наиболее значимо то, что в юношеском возрасте формируется комплекс социальных ролей взрослого человека.
Но с другой стороны, на фоне бурного развития интеллектуальных и физических сил наблюдается такое явление как «ножницы»: непрерывное развитие способностей часто приводит к заблуждению, что подобное возрастание сил будет продолжаться вечно и все еще можно успеть.
Несмотря на все вышеперечисленные характеристики этого возраста необходимо учитывать, что в студенческом возрасте сознательная способность человека регулировать свое поведение развито еще не вполне. Немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков не позволяют в полной мере воспринимать юношу как взрослого человека. [5; 333-334].
Таким образом, к основным психологическим особенностям студенческого возраста (18-25 лет) относят:
-
зрелость в умственном и нравственном отношении; -
убежденность, сложившееся мировоззрение; -
чувство нового; -
смелость и решительность; -
способность к увлечению; -
оптимизм и самостоятельность; -
критичность и самокритичность; -
максимализм и критичность; -
пик интеллектуальных и познавательных способностей; -
выбор спутника жизни и создание семьи [5; 345].
С точки зрения данной работы наиболее интересно то, что в этом возрасте происходит преобразование мотивации.
Половые различия в мотивах достижения
Достаточно широко распространено мнение, что мужчины придают большее значения своим победам и достижениям, чем женщины (они не строят в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы). Хотя в последние годы было доказано, что подобное положение дел характерно для представительниц традиционно «женских» профессий (медсестра, учитель). В тоже время, отношение к карьере женщин, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и медицины, совпадает с отношением мужчин. Это показывает, что половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели. Сила мотива достижения, зависит от того, какая ценностная ориентация превалирует у той или иной женщины: мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая). Очевидно, именно с большей ориентацией на учебу можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами.
Было показано, что у девушек чаще, чем у юношей, встречается высокий уровень мотива достижения (32,2 % против 20,0 % у юношей). Средний уровень мотива достижения выше также у девушек (в 60,7 % случаев), а у юношей - в 48 % случаев. Более резкие различия выявляются при изучении юношей и девушек с низким уровнем мотива достижения: у девушек он встречается в 7,1 % случаев, а у юношей - в 32,0 % случаев. В среднем для девушек мотив достижения равен 15,9 балла, а для юношей - 8,8 балла.
Выделяют три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин. Первая заключается в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины. Вторая - мужчины и женщины мотивированы различными потребностями: для женщин аффилиация (эмоциональное принятие) важнее, чем потребность в достижениях. Третья - мужчины и женщины обладают одинаковыми мотивами достижений, но реализуют их в разных видах.
Первую точку зрения можно подтвердить следующими результатами: на студенческой выборке было выявлено, что у женщин выше мотивация достижения результата, а у мужчин - мотивация совершенствования и соревнования.
Перенеся эти результаты на особенности учебного процесса, можем сказать, что у мужчин больше выражена направленность на получение знаний и профессии, а у женщин - направленность на получение диплома. То есть у женщин более выражено стремление к достижению результата (диплома), а у мужчин - совершенствование (получение профессиональных знаний).
Что касаеться половых различий в мотиваторах (факторах, влияющих на принятие человеком решения о том, чем и каким способом должна быть удовлетворена потребность), то, у мужчины чаще выступает мотиватором оценка своих возможностей, своего состояния, а у женщин то, как они воспринимаются со стороны.
При изучении мотивации того или иного человека следует учитывать наличие ценностей, которые у него сформировались на протяжении жизни. Те или иные ценности больше выражены либо у мужчин, либо у женщин. Но для корректного изучения этих особенностей необходимо дополнительно учитывать возрастные и социальные особенности, социальную обстановку в обществе.
Женщины, как правило, ставят на первое место эстетические, социальные и религиозные, т. е. духовные ценности. Мужчины считают более важными теоретические, экономические и политические ценности, что связано, по всей видимости с их интересом к абстрактным знаниям, потребностью в практическом успехе и стремлением к престижу и власти.
Но по последним данным ценностные ориентиры изменились. Так для девушек на перве место выдвинулись материальное положение, а духовные ценности и креативность ушли на второй план. Но такие ценности как «здоровье», «настоящая дружба» и «семейная жизнь» остаются по-прежнему актуальны как для юношей так и для девушек. Кроме того, для юношей ведущей ценностью является «свобода действий и поведения», а для девушек - «уверенность в себе». Любимая работа и приятное время препровождение также значимы, но их ценность значительно уступает вышеперечисленным. Вызывает тревогу то, что на последних местах оказались такие ценности, как чувство долга, чистая совесть, развитие своих способностей. У молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет, в