Файл: В последние годы, в связи с когнитивным развитием общества все большее значение приобретает разработка проблем мотивационной регуляции поведения личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основном получившим высшее образование, наименее значимымы такие ценности, как саморазвитие и креативность.
Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что для мужчин главными ценностями являются здоровье, интересная работа, друзья и свобода; для женщин - семья, уверенность в себе, материальная обеспеченность.
Девушки традиционно проявляют больший интерес к установлению межличностных отношений, особенностям внешности и поведения окружающих, к своему внутреннему миру; у юношей преобладает деловая ориентация, интерес к решению конструктивных задач. Именно поэтому у девушек имеются лучшие знания о себе, а представители мужского пола склонны заниматься тем, что непосредственно требуется.
В целом, круг интересов юношей шире, чем у девушек. Так изучение эрудиции у студентов 17-18 лет показало, что у юношей и девушек она практически одинаковая, затем у юношей она возрастает, а у девушек снижается. При этом юноши имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девушкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений.
Существуют различия и в том, куда направлен творческий импульс мужчины и женщины. Женский способ существования реализуется через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям и инсайтам. Мужской способ существования характеризуется направленностью творческого импульса вовне, на поиск возможностей преобразования внешнего мира через взаимодействие с ним и утверждение себя в нем. Таким образом, самореализация женщины в отличие от мужчины происходит не через поступки, а через процесс самоосознания.
Принято считать, что лиц женского пола с гуманистической направленностью значительно больше, чем лиц мужского пола, в то же время с эгоистической направленностью личности больше лиц мужского пола, чем женского. Но это может быть связано с социальными ролями, выработанными обществом для лиц мужского и женского пола.
Кроме того, считается, что у мужчин превалирует мотив успеха, а у женщин - мотив избегания неудач. Но имеются и другие данные, говорящие о том, что женщины имеют более высокий уровень как потребности в достижении, так и избегании неуспеха в деятельности по сравнению с мужчинами.
Не было обнаружено различий между юношами и девушками в распределении мотивационных тенденций (избегание неудачи, стремление к признанию, к соперничеству). Взрослые же женщины менее склонны к соперничеству, чем мужчины, они менее доминантны и активны, более склонны избегать неудач. Если у девушек надежда на социальный успех превалирует над мотивом избегания неудачи, то у женщин выявлено некоторое преобладание избегания неудачи над надеждой на социальный успех. Между юношами и мужчинами подобных различий выявлено не было. По всей видимости это связано с тем, что девушки не менее юношей нацелены на социальную активность и ставят перед собой широкие задачи социальной самореализации, они столь же энергичны, не избегают соперничества и стремятся к признанию и деловому успеху. Снижение стремления женщин к признанию и соперничеству и усиление мотива избегания неудачи может свидетельствовать о том, что с годами происходит постепенная переориентация женщины с направленности на широкие социальные контакты и социальную активность на более узкие доверительные отношения и на семейный очаг [6; 106 - 117].
Мотивы достижения успеха в обучении юношами и девушеками
С педагогической точки зрения одними из наиболее важных являются мотивы достижения студентами успехов в обучении.
Мотивация достижения студентами успеха является внешней иположительной. К ней можно отнести: заработок, стремление к престижу, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, т.е. стимулы, ради которых человек считает возможным, нужным приложить свои усилия (34%).
Исследования мотивации к обучению показали, что из трех типов мотивов к обучению: получение знаний, овладение профессией, получение диплома, наиболее предпочтителен мотив «получение диплома», причем как у юношей (76%), так и у девушек (74%). Самые низкие показатели у мотивов «овладение профессией», что в свою очередь подчёркивает тот факт, что среди опрошенных студентов, обучающихся техническим специальностям, высок процент не заинтересованных в овладении своей профессией. По всей видимости, это указывает на то, что престиж и статус технических специальностей в наше время в целом невысок. На этом фоне, нам кажется необходимым обратить внимание на мотив «приобретение знаний», который традиционно хотя и в разной степени, но является важным для 37% девушек, и для 26% юношей.
Непопулярность мотивов получения знаний и овладения профессией во многом обусловлена уже самим процессом выбора абитуриентом будущей специальности, а значит и процессии. Исследования, проводимые в Орловском государственном техническом университет, показали, что из причин выбора данной специальности, а именно: престиж профессии, семейная традиция, стремление получить профессию в соответствии со своими склонностями, осознание своих возможностей, настояние родителей, совет друзей, желание стать мастером в своём деле, невысокий конкурс на данную специальность, преобладают «настояние родителей» – 38% у юношей, 34% у девушек и «невысокий конкурс на данную специальность» - 54% у юношей, 41% - у девушек. Такие причины как «желание стать мастером в своём деле», «осознание своих возможностей» предпочли: 4% юношей, 3% девушек. Причина «семейная традиция» оказалась важной только для 1% и юношей, и девушек. Причина «совет друзей» более популярна у девушек - 13%, в то время как у юношей – 6 %.
Следует отметить, на вопрос о том «как Ваша будущая профессия способствует осуществлению Вашей мечты» 8% юношей и 3% девушек ответили, что их будущая специальность будет способствовать осуществлению мечты. Ответ «моя мечта и моя профессия – вещи, совершенно не совместимые» посчитали для себя верным 27% юношей и 41% девушек.
При расстановке приоритетов того, что способствует успеху в профессиональной деятельности 62% юношей и 58% девушек ответили: «профессионализм». Такие качества как «активность и предприимчивость», а также «умение по-настоящему работать» так же выделены студентами как востребованные: 21% - юноши, 24% - девушки. В то же время 3% опрошенных - «готовы нарушать закон».
Юноши, обучающиеся техническим специальностям, планируют для себя ситуации роста социального статуса благодаря профессии, а девушки, планируя свою карьеру, профессиональный и социальный статус, связывают с активностью и предприимчивостью, умением работать, но не с ростом своего статуса, например, путём повышения в должности [9; 44 - 47].
В связи с этим есть основание полагать, что девушки технических специальностей, заранее готовы к тому, что несмотря на проявление своего хорошего уровня знаний и профессионализма, они будут занимать более низкую ступень в социальной и профессиональной иерархии. Юноши в этом смысле, более уверенны, активны, в некоторых случаях даже «готовы нарушить закон» для того, чтобы соответствовать высоким статусным нормам предъявляемых к ним обществом.
Мотивация профессионального самоопределения студентов юношей и мотивация профессионального самоопределение девушек, имеют свои особенности и различия, которые для девушек являются помехой в их профессиональном, карьерном росте. Безусловно, такая ситуация требует психологического сопровождения в формировании мотивации профессионального самоопределения студенток технических специальностей. Именно сформированные устойчивые внутренние профессиональные мотивы и мотивация достижения станут побуждающими и определяющими в процессе обучения профессии, формирования целостной структуры профессионального самоопределения личности студента [10; 1].
Исследовательская часть
Предложенная методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям данного опросника были добавлены утверждения, которые характеризуют мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Студентам было предложено оценить по 5-балльной шкале перечисленные мотивы учебной деятельности по значимости для студента: так 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 5 баллов – максимальной.
При обработке результатов тестирования подсчитывался средний показатель по каждой шкале опросника [11; 151-154].
В опросе принимали участие 105 студента (25 юношей и 80 девушек) первого курса факультета экологии и технической технологии. После подсчета результатов было установлено, что наиболее значимыми мотивами обучения у девушек являются коммуникативные (40 %) и мотивы избегания неудач (34 %). Кроме того, значимыми для студенток оказались также социальные мотивы (20 %). Профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации и учебно-познавательные мотивы чаще оказывались на 4-6 месте по значимости и значимы для 4-5 % девушек. Практически совсем не пользовался популярностью мотив престижа (около 1 %), что связано, по всей видимости, с невысокой популярностью профессий естественно-научного направления в настоящее время.
Несколько иная картина наблюдается для юношей, участвовавших в данном исследовании. Так для них на первом месте по значимости стоят профессиональные мотивы (30 %) и учебно-познавательные мотивы (28 %). Достаточно высокой популярностью пользуются мотивы престижа (15 %) и творческой самореализации (11 %), тогда как на долю социальных, коммуникативных и мотивов избегания неудач пришлось соответственно 9 %, 6 % и 1 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе были исследованы мотивы достижения успеха у юношей и девушек студенческого возраста.
Исследования, в общем, неплохо согласуются с предыдущими, проведенными в России. Так для юношей по-прежнему превалируют профессиональные мотивы и мотивы получения знаний. Для девушек более значимы мотивы установления межличностных отношений. Это достаточно легко объяснить с точки зрения традиционных социальных ролей мужчины и женщины в нашем обществе. Мужчины ориентированы на обретение профессии и карьеру. Женщинам же традиционно отводят роль «хранительницы» домашнего очага.
В наше время все чаще женщины делают карьеру и достигают в ней больших высот. Поэтому, в принципе, можно было бы ожидать более высоких показателей для таких мотивов как профессиональные, учебно-познавательные и мотив престижа у девушек. По-всей видимости, то, что мы не наблюдали подобных закономерностей связано с тем, что девушки, обладающие высокими карьерными мотивами, выбирают такие специальности как экономика и юриспруденция. На факультеты с естественно-научной направленностью идут зачастую люди, не поступившие на другие специальности.
Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что для мужчин главными ценностями являются здоровье, интересная работа, друзья и свобода; для женщин - семья, уверенность в себе, материальная обеспеченность.
Девушки традиционно проявляют больший интерес к установлению межличностных отношений, особенностям внешности и поведения окружающих, к своему внутреннему миру; у юношей преобладает деловая ориентация, интерес к решению конструктивных задач. Именно поэтому у девушек имеются лучшие знания о себе, а представители мужского пола склонны заниматься тем, что непосредственно требуется.
В целом, круг интересов юношей шире, чем у девушек. Так изучение эрудиции у студентов 17-18 лет показало, что у юношей и девушек она практически одинаковая, затем у юношей она возрастает, а у девушек снижается. При этом юноши имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девушкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений.
Существуют различия и в том, куда направлен творческий импульс мужчины и женщины. Женский способ существования реализуется через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям и инсайтам. Мужской способ существования характеризуется направленностью творческого импульса вовне, на поиск возможностей преобразования внешнего мира через взаимодействие с ним и утверждение себя в нем. Таким образом, самореализация женщины в отличие от мужчины происходит не через поступки, а через процесс самоосознания.
Принято считать, что лиц женского пола с гуманистической направленностью значительно больше, чем лиц мужского пола, в то же время с эгоистической направленностью личности больше лиц мужского пола, чем женского. Но это может быть связано с социальными ролями, выработанными обществом для лиц мужского и женского пола.
Кроме того, считается, что у мужчин превалирует мотив успеха, а у женщин - мотив избегания неудач. Но имеются и другие данные, говорящие о том, что женщины имеют более высокий уровень как потребности в достижении, так и избегании неуспеха в деятельности по сравнению с мужчинами.
Не было обнаружено различий между юношами и девушками в распределении мотивационных тенденций (избегание неудачи, стремление к признанию, к соперничеству). Взрослые же женщины менее склонны к соперничеству, чем мужчины, они менее доминантны и активны, более склонны избегать неудач. Если у девушек надежда на социальный успех превалирует над мотивом избегания неудачи, то у женщин выявлено некоторое преобладание избегания неудачи над надеждой на социальный успех. Между юношами и мужчинами подобных различий выявлено не было. По всей видимости это связано с тем, что девушки не менее юношей нацелены на социальную активность и ставят перед собой широкие задачи социальной самореализации, они столь же энергичны, не избегают соперничества и стремятся к признанию и деловому успеху. Снижение стремления женщин к признанию и соперничеству и усиление мотива избегания неудачи может свидетельствовать о том, что с годами происходит постепенная переориентация женщины с направленности на широкие социальные контакты и социальную активность на более узкие доверительные отношения и на семейный очаг [6; 106 - 117].
Мотивы достижения успеха в обучении юношами и девушеками
С педагогической точки зрения одними из наиболее важных являются мотивы достижения студентами успехов в обучении.
Мотивация достижения студентами успеха является внешней иположительной. К ней можно отнести: заработок, стремление к престижу, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, т.е. стимулы, ради которых человек считает возможным, нужным приложить свои усилия (34%).
Исследования мотивации к обучению показали, что из трех типов мотивов к обучению: получение знаний, овладение профессией, получение диплома, наиболее предпочтителен мотив «получение диплома», причем как у юношей (76%), так и у девушек (74%). Самые низкие показатели у мотивов «овладение профессией», что в свою очередь подчёркивает тот факт, что среди опрошенных студентов, обучающихся техническим специальностям, высок процент не заинтересованных в овладении своей профессией. По всей видимости, это указывает на то, что престиж и статус технических специальностей в наше время в целом невысок. На этом фоне, нам кажется необходимым обратить внимание на мотив «приобретение знаний», который традиционно хотя и в разной степени, но является важным для 37% девушек, и для 26% юношей.
Непопулярность мотивов получения знаний и овладения профессией во многом обусловлена уже самим процессом выбора абитуриентом будущей специальности, а значит и процессии. Исследования, проводимые в Орловском государственном техническом университет, показали, что из причин выбора данной специальности, а именно: престиж профессии, семейная традиция, стремление получить профессию в соответствии со своими склонностями, осознание своих возможностей, настояние родителей, совет друзей, желание стать мастером в своём деле, невысокий конкурс на данную специальность, преобладают «настояние родителей» – 38% у юношей, 34% у девушек и «невысокий конкурс на данную специальность» - 54% у юношей, 41% - у девушек. Такие причины как «желание стать мастером в своём деле», «осознание своих возможностей» предпочли: 4% юношей, 3% девушек. Причина «семейная традиция» оказалась важной только для 1% и юношей, и девушек. Причина «совет друзей» более популярна у девушек - 13%, в то время как у юношей – 6 %.
Следует отметить, на вопрос о том «как Ваша будущая профессия способствует осуществлению Вашей мечты» 8% юношей и 3% девушек ответили, что их будущая специальность будет способствовать осуществлению мечты. Ответ «моя мечта и моя профессия – вещи, совершенно не совместимые» посчитали для себя верным 27% юношей и 41% девушек.
При расстановке приоритетов того, что способствует успеху в профессиональной деятельности 62% юношей и 58% девушек ответили: «профессионализм». Такие качества как «активность и предприимчивость», а также «умение по-настоящему работать» так же выделены студентами как востребованные: 21% - юноши, 24% - девушки. В то же время 3% опрошенных - «готовы нарушать закон».
Юноши, обучающиеся техническим специальностям, планируют для себя ситуации роста социального статуса благодаря профессии, а девушки, планируя свою карьеру, профессиональный и социальный статус, связывают с активностью и предприимчивостью, умением работать, но не с ростом своего статуса, например, путём повышения в должности [9; 44 - 47].
В связи с этим есть основание полагать, что девушки технических специальностей, заранее готовы к тому, что несмотря на проявление своего хорошего уровня знаний и профессионализма, они будут занимать более низкую ступень в социальной и профессиональной иерархии. Юноши в этом смысле, более уверенны, активны, в некоторых случаях даже «готовы нарушить закон» для того, чтобы соответствовать высоким статусным нормам предъявляемых к ним обществом.
Мотивация профессионального самоопределения студентов юношей и мотивация профессионального самоопределение девушек, имеют свои особенности и различия, которые для девушек являются помехой в их профессиональном, карьерном росте. Безусловно, такая ситуация требует психологического сопровождения в формировании мотивации профессионального самоопределения студенток технических специальностей. Именно сформированные устойчивые внутренние профессиональные мотивы и мотивация достижения станут побуждающими и определяющими в процессе обучения профессии, формирования целостной структуры профессионального самоопределения личности студента [10; 1].
Исследовательская часть
Предложенная методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям данного опросника были добавлены утверждения, которые характеризуют мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Студентам было предложено оценить по 5-балльной шкале перечисленные мотивы учебной деятельности по значимости для студента: так 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 5 баллов – максимальной.
Тест:
-
Учусь, потому что мне нравится избранная профессия. -
Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. -
Хочу стать специалистом. -
Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности. -
Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии. -
Чтобы не отставать от друзей. -
Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания. -
Потому что хочу быть в числе лучших студентов. -
Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте. -
Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми. -
Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого. -
Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке. -
Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу. -
Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива. -
Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих. -
Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем. -
Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5». -
Просто нравится учиться. -
Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его. -
Быть постоянно готовым к очередным занятиям. -
Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы. -
Чтобы приобрести глубокие и прочные знания. -
Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности. -
Любые знания пригодятся в будущей профессии. -
Потому что хочу принести больше пользы обществу. -
Стать высококвалифицированным специалистом. -
Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью. -
Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей. -
Быть на хорошем счету у преподавателей. -
Добиться одобрения родителей и окружающих. -
Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой. -
Потому что знания придают мне уверенность в себе. -
Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение. -
Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.
Ключ к тесту и обработка результатов теста
-
Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32. -
Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19. -
Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34. -
Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26. -
Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28. -
Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24. -
Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
При обработке результатов тестирования подсчитывался средний показатель по каждой шкале опросника [11; 151-154].
В опросе принимали участие 105 студента (25 юношей и 80 девушек) первого курса факультета экологии и технической технологии. После подсчета результатов было установлено, что наиболее значимыми мотивами обучения у девушек являются коммуникативные (40 %) и мотивы избегания неудач (34 %). Кроме того, значимыми для студенток оказались также социальные мотивы (20 %). Профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации и учебно-познавательные мотивы чаще оказывались на 4-6 месте по значимости и значимы для 4-5 % девушек. Практически совсем не пользовался популярностью мотив престижа (около 1 %), что связано, по всей видимости, с невысокой популярностью профессий естественно-научного направления в настоящее время.
Несколько иная картина наблюдается для юношей, участвовавших в данном исследовании. Так для них на первом месте по значимости стоят профессиональные мотивы (30 %) и учебно-познавательные мотивы (28 %). Достаточно высокой популярностью пользуются мотивы престижа (15 %) и творческой самореализации (11 %), тогда как на долю социальных, коммуникативных и мотивов избегания неудач пришлось соответственно 9 %, 6 % и 1 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе были исследованы мотивы достижения успеха у юношей и девушек студенческого возраста.
Исследования, в общем, неплохо согласуются с предыдущими, проведенными в России. Так для юношей по-прежнему превалируют профессиональные мотивы и мотивы получения знаний. Для девушек более значимы мотивы установления межличностных отношений. Это достаточно легко объяснить с точки зрения традиционных социальных ролей мужчины и женщины в нашем обществе. Мужчины ориентированы на обретение профессии и карьеру. Женщинам же традиционно отводят роль «хранительницы» домашнего очага.
В наше время все чаще женщины делают карьеру и достигают в ней больших высот. Поэтому, в принципе, можно было бы ожидать более высоких показателей для таких мотивов как профессиональные, учебно-познавательные и мотив престижа у девушек. По-всей видимости, то, что мы не наблюдали подобных закономерностей связано с тем, что девушки, обладающие высокими карьерными мотивами, выбирают такие специальности как экономика и юриспруденция. На факультеты с естественно-научной направленностью идут зачастую люди, не поступившие на другие специальности.