Файл: В последние годы, в связи с когнитивным развитием общества все большее значение приобретает разработка проблем мотивационной регуляции поведения личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основном получившим высшее образование, наименее значимымы такие ценности, как саморазвитие и креативность.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что для мужчин главными ценностями являются здоровье, интересная работа, друзья и свобода; для женщин - семья, уверенность в себе, материальная обеспеченность.

Девушки традиционно проявляют больший интерес к установлению межличностных отношений, особенностям внешности и поведения окружающих, к своему внутреннему миру; у юношей преобладает деловая ориентация, интерес к решению конструктивных задач. Именно поэтому у девушек имеются лучшие знания о себе, а представители мужского пола склонны заниматься тем, что непосредственно требуется.

В целом, круг интересов юношей шире, чем у девушек. Так изучение эрудиции у студентов 17-18 лет показало, что у юношей и девушек она практически одинаковая, затем у юношей она возрастает, а у девушек снижается. При этом юноши имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девушкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений.

Существуют различия и в том, куда направлен творческий импульс мужчины и женщины. Женский способ существования реализуется через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям и инсайтам. Мужской способ существования характеризуется направленностью творческого импульса вовне, на поиск возможностей преобразования внешнего мира через взаимодействие с ним и утверждение себя в нем. Таким образом, самореализация женщины в отличие от мужчины происходит не через поступки, а через процесс самоосознания.

Принято считать, что лиц женского пола с гуманистической направленностью значительно больше, чем лиц мужского пола, в то же время с эгоистической направленностью личности больше лиц мужского пола, чем женского. Но это может быть связано с социальными ролями, выработанными обществом для лиц мужского и женского пола.

Кроме того, считается, что у мужчин превалирует мотив успеха, а у женщин - мотив избегания неудач. Но имеются и другие данные, говорящие о том, что женщины имеют более высокий уровень как потребности в достижении, так и избегании неуспеха в деятельности по сравнению с мужчинами.

Не было обнаружено различий между юношами и девушками в распределении мотивационных тенденций (избегание неудачи, стремление к признанию, к соперничеству). Взрослые же женщины менее склонны к соперничеству, чем мужчины, они менее доминантны и активны, более склонны избегать неудач. Если у девушек надежда на социальный успех превалирует над мотивом избегания неудачи, то у женщин выявлено некоторое преобладание избегания неудачи над надеждой на социальный успех. Между юношами и мужчинами подобных различий выявлено не было. По всей видимости это связано с тем, что девушки не менее юношей нацелены на социальную активность и ставят перед собой широкие задачи социальной самореализации, они столь же энергичны, не избегают соперничества и стремятся к признанию и деловому успеху. Снижение стремления женщин к признанию и соперничеству и усиление мотива избегания неудачи может свидетельствовать о том, что с годами происходит постепенная переориентация женщины с направленности на широкие социальные контакты и социальную активность на более узкие доверительные отношения и на семейный очаг [6; 106 - 117].


Мотивы достижения успеха в обучении юношами и девушеками
С педагогической точки зрения одними из наиболее важных являются мотивы достижения студентами успехов в обучении.

Мотивация достижения студентами успеха является внешней иположительной. К ней можно отнести: заработок, стремление к престижу, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, т.е. стимулы, ради которых человек считает возможным, нужным приложить свои усилия (34%).

Исследования мотивации к обучению показали, что из трех типов мотивов к обучению: получение знаний, овладение профессией, получение диплома, наиболее предпочтителен мотив «получение диплома», причем как у юношей (76%), так и у девушек (74%). Самые низкие показатели у мотивов «овладение профессией», что в свою очередь подчёркивает тот факт, что среди опрошенных студентов, обучающихся техническим специальностям, высок процент не заинтересованных в овладении своей профессией. По всей видимости, это указывает на то, что престиж и статус технических специальностей в наше время в целом невысок. На этом фоне, нам кажется необходимым обратить внимание на мотив «приобретение знаний», который традиционно хотя и в разной степени, но является важным для 37% девушек, и для 26% юношей.

Непопулярность мотивов получения знаний и овладения профессией во многом обусловлена уже самим процессом выбора абитуриентом будущей специальности, а значит и процессии. Исследования, проводимые в Орловском государственном техническом университет, показали, что из причин выбора данной специальности, а именно: престиж профессии, семейная традиция, стремление получить профессию в соответствии со своими склонностями, осознание своих возможностей, настояние родителей, совет друзей, желание стать мастером в своём деле, невысокий конкурс на данную специальность, преобладают «настояние родителей» – 38% у юношей, 34% у девушек и «невысокий конкурс на данную специальность» - 54% у юношей, 41% - у девушек. Такие причины как «желание стать мастером в своём деле», «осознание своих возможностей» предпочли: 4% юношей, 3% девушек. Причина «семейная традиция» оказалась важной только для 1% и юношей, и девушек. Причина «совет друзей» более популярна у девушек - 13%, в то время как у юношей – 6 %.

Следует отметить, на вопрос о том «как Ваша будущая профессия способствует осуществлению Вашей мечты» 8% юношей и 3% девушек ответили, что их будущая специальность будет способствовать осуществлению мечты. Ответ «моя мечта и моя профессия – вещи, совершенно не совместимые» посчитали для себя верным 27% юношей и 41% девушек.



При расстановке приоритетов того, что способствует успеху в профессиональной деятельности 62% юношей и 58% девушек ответили: «профессионализм». Такие качества как «активность и предприимчивость», а также «умение по-настоящему работать» так же выделены студентами как востребованные: 21% - юноши, 24% - девушки. В то же время 3% опрошенных - «готовы нарушать закон».

Юноши, обучающиеся техническим специальностям, планируют для себя ситуации роста социального статуса благодаря профессии, а девушки, планируя свою карьеру, профессиональный и социальный статус, связывают с активностью и предприимчивостью, умением работать, но не с ростом своего статуса, например, путём повышения в должности [9; 44 - 47].

В связи с этим есть основание полагать, что девушки технических специальностей, заранее готовы к тому, что несмотря на проявление своего хорошего уровня знаний и профессионализма, они будут занимать более низкую ступень в социальной и профессиональной иерархии. Юноши в этом смысле, более уверенны, активны, в некоторых случаях даже «готовы нарушить закон» для того, чтобы соответствовать высоким статусным нормам предъявляемых к ним обществом.

Мотивация профессионального самоопределения студентов юношей и мотивация профессионального самоопределение девушек, имеют свои особенности и различия, которые для девушек являются помехой в их профессиональном, карьерном росте. Безусловно, такая ситуация требует психологического сопровождения в формировании мотивации профессионального самоопределения студенток технических специальностей. Именно сформированные устойчивые внутренние профессиональные мотивы и мотивация достижения станут побуждающими и определяющими в процессе обучения профессии, формирования целостной структуры профессионального самоопределения личности студента [10; 1].
Исследовательская часть
Предложенная методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям данного опросника были добавлены утверждения, которые характеризуют мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.


Студентам было предложено оценить по 5-балльной шкале перечисленные мотивы учебной деятельности по значимости для студента: так 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 5 баллов – максимальной.
Тест:

  1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

  2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

  3. Хочу стать специалистом.

  4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

  5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

  6. Чтобы не отставать от друзей.

  7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

  8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

  9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

  10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

  11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

  12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

  13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

  14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

  15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

  16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

  17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

  18. Просто нравится учиться.

  19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

  20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

  21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

  22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

  23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

  24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

  25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.

  26. Стать высококвалифицированным специалистом.

  27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

  28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

  29. Быть на хорошем счету у преподавателей.

  30. Добиться одобрения родителей и окружающих.

  31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

  32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

  33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.

  34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Ключ к тесту и обработка результатов теста

  • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

  • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

  • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

  • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

  • Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

  • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

  • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования подсчитывался средний показатель по каждой шкале опросника [11; 151-154].

В опросе принимали участие 105 студента (25 юношей и 80 девушек) первого курса факультета экологии и технической технологии. После подсчета результатов было установлено, что наиболее значимыми мотивами обучения у девушек являются коммуникативные (40 %) и мотивы избегания неудач (34 %). Кроме того, значимыми для студенток оказались также социальные мотивы (20 %). Профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации и учебно-познавательные мотивы чаще оказывались на 4-6 месте по значимости и значимы для 4-5 % девушек. Практически совсем не пользовался популярностью мотив престижа (около 1 %), что связано, по всей видимости, с невысокой популярностью профессий естественно-научного направления в настоящее время.

Несколько иная картина наблюдается для юношей, участвовавших в данном исследовании. Так для них на первом месте по значимости стоят профессиональные мотивы (30 %) и учебно-познавательные мотивы (28 %). Достаточно высокой популярностью пользуются мотивы престижа (15 %) и творческой самореализации (11 %), тогда как на долю социальных, коммуникативных и мотивов избегания неудач пришлось соответственно 9 %, 6 % и 1 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе были исследованы мотивы достижения успеха у юношей и девушек студенческого возраста.

Исследования, в общем, неплохо согласуются с предыдущими, проведенными в России. Так для юношей по-прежнему превалируют профессиональные мотивы и мотивы получения знаний. Для девушек более значимы мотивы установления межличностных отношений. Это достаточно легко объяснить с точки зрения традиционных социальных ролей мужчины и женщины в нашем обществе. Мужчины ориентированы на обретение профессии и карьеру. Женщинам же традиционно отводят роль «хранительницы» домашнего очага.

В наше время все чаще женщины делают карьеру и достигают в ней больших высот. Поэтому, в принципе, можно было бы ожидать более высоких показателей для таких мотивов как профессиональные, учебно-познавательные и мотив престижа у девушек. По-всей видимости, то, что мы не наблюдали подобных закономерностей связано с тем, что девушки, обладающие высокими карьерными мотивами, выбирают такие специальности как экономика и юриспруденция. На факультеты с естественно-научной направленностью идут зачастую люди, не поступившие на другие специальности.