ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 809
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Закупки в проекте, обычно, являются сферой деятельности материально- технического снабжения и осуществляются сотрудниками соответствующего структурного подразделения компании. При этом сотрудники структурного подразделения постоянной (родительской) организации включаются в команду проекта. Члены команды проекта, отвечающие за материально-техническое обеспечение, совместно с руководителем проекта вырабатывают стратегию закупок, определяют потенциальных поставщиков. Они также запрашивают ценовые котировки, устанавливают запрашиваемые цены для проведения тендера, выбирают поставщика, проводят переговоры для заключения долгосрочных соглашений с известными поставщиками, оптимизируют оборотные средства и расходы на формирование запасов с учетом установленных норм, используя, где это возможно, метод работы «с колес».
Деятельность поставщиков товаров и услуг и компаний, участвующих в проекте, должна быть официально оформлена документом — контрактом или договором, в котором четко определены обязательства каждой из сторон, включая обязательства поставщика по обеспечению требований компании-получателя, а также условия и порядок осуществления проверки количества и качества поставляемых товаров и услуг.
Контракт — это юридическое соглашение между двумя или более сторонами, обязывающее их выполнять работы или поставлять товары и услуги согласно оговоренным условиям.
Контракт должен быть заключен в форме документа, подписанного участвующими сторонами. Обычно в контракт входят пункты о штрафной неустойке за несоблюдение условий договора. В больших проектах назначаются генеральные подрядчики по контрактам — генеральные контракторы, которые заключают субподрядные договора с другими поставщиками. Ответственность за соблюдение условий поставок субподрядчиками возлагается на генерального подрядчика по контрактам — генерального контрактора.
Целью составления и заключения контракта является обеспечение возможности контроля соблюдения оформленных и закрепленных контрактом требований, а после подписания контракта — обеспечение управления закупками и поставками в период всего жизненного цикла проекта. Обычно составлением контракта с соблюдением формальных требований с учетом интересов различных сторон, вовлеченных в проект, а также судебными исками при отказе от уплаты или долгами поставщиков занимаются специалисты юридического отдела компании. В зону их профессиональной ответственности также входят внутренние соглашения, т.е. соглашения между структурными подразделениями внутри компании на поставку товаров или услуг.
Руководитель проекта или менеджер по управлению контрактами в проекте должен глубоко и детально знать условия контракта и уметь анализировать проектные ситуации. При возникновении проблем руководитель проекта должен найти их решение путем проведения переговоров со всеми сторонами, участвующими в контракте. Например, если клиент или подрядчик не выполнил свои обязательства, необходимо определить, следует ли требовать выплаты штрафных неустоек, учитывая при этом такие обстоятельства, как сложившиеся отношения с клиентом или подрядчиком и опыт работы с каждым из них. Также учитывается, является ли вторая сторона долгосрочным стратегическим партнёром или контракт с этой компанией или физическим лицом носит одноразовый характер.
Управление закупками и контрактами имеет итеративный характер, осуществляется в течение всего жизненного цикла проекта и тесно связано с другими процессами управления проектами.
Процесс управления закупками и контрактами в проекте включает следующие стадии:
-
Инициация (концепция) управления закупками и контрактами в проекте
-
Построение дерева ресурсов на основе структурной декомпозиции работ проекта; -
Формирование предварительных спецификаций требуемых товаров и услуг; -
Проведение маркетинга рынка товаров и услуг; -
Определение возможных источников приобретения ресурсов; -
Определение ограничений:
По технологии и качеству;
По условиям финансирования;
По условиям хранения и складирования;
- Другие;
-
Разработка стратегии управления контрактами:
Учет стратегии компании;
Определение критериев выбора;
Анализ альтернатив;
-
Определение требований к контрактам и системе управления поставками и закупками; -
Разработка и утверждение концепции управления закупками и контрактами в проекте.
-
Планирование работ по подготовке и исполнению контрактов
-
Уточнение потребности проекта в товарах и услугах:
Работы и услуги;
Поставки и закупки.
-
Проведение дополнительных маркетинговых исследований для определения возможных поставщиков и исполнителей:
Внутренние;
Внешние.
-
Определение финансовых, технологических и других ограничений; -
Выбор способа закупок (конкурсы и торги, ценовые котировки, закупки у рейтинговых поставщиков, закупки у традиционных партнеров, аукционы, биржи, электронные торги);
® Выбор типов контрактов:
По условиям оплаты;
По условиям распределения рисков.
-
Определение перечня контрактов в проекте; -
Разработка плана работ по проведению конкурсов; -
Формирование графика заключения контрактов; -
Формирование графика поставок; -
Разработка системы отчетности и порядка внесения изменений; -
Разработка и утверждение плана управления закупками и контрактами в проекте.
-
Организация подготовки и контроль выполнения контрактов
-
Распределение функциональных обязанностей и ответственности в соответствии с планом управления закупками и контрактами; -
Подготовка и проведение конкурса:
Разработка тендерной документации и прием заявок; Обеспечение работы конкурсного жюри; Подведение итогов и закрытие;
-
Заключение контрактов:
Работа с победителями; Работа по отвергнутым предложениям.
-
Организация системы контроля, учета и отчетности:
Контроль заключения контрактов; Контроль выполнения поставок; Финансовый контроль.
-
Учет выполнения работ по контракту; -
Формирование отчетов по заключению и выполнению контрактов.
-
Анализ и регулирование исполнения контрактов
-
Анализ состояния и прогноз ситуации:
Выявление и анализ возможных отклонений от графика заключения контрактов или графика поставок;
Определение негативных факторов, влияющих на выполнение графика заключения контрактов или графика поставок;
Прогнозирование ситуации и определение потенциальных опасностей; Определение необходимых корректирующих воздействий;
-
Работа с запросами на изменения:
Прогнозирование хода выполнения графика заключения контрактов или графика поставок с учетом корректирующих воздействий;
Формирование запроса на внесение изменений; Разрешение споров и разногласий, согласование запросов на изменения;
-
Получение разрешений на оплату и внесение изменений;
Корректировка контрактов с учетом изменений (доп. соглашения); Утверждение модифицированного графика заключения контрактов или графика поставок;
Доведение информации до поставщиков и участников проекта; Документирование внесенных в контракты изменений.
-
Закрытие работ по управлению контрактами и поставками
-
Разрешение претензий и конфликтов; -
Заключительный анализ и оценка эффективности обеспечения проекта ресурсами; -
Заключительный отчет по управлению контрактами в проекте; -
Формирование архива контрактной документации; -
Документирование усвоенных уроков.
Возможные шаги процесса
-
Выявите и определите сферы проекта, нуждающиеся в поставках товаров или услуг. -
Проведите тендер. -
Выберите поставщиков. -
Администрируйте контракты. -
Исполняйте условия контрактов. -
Управляйте изменениями. -
Подтвердите, что контракт исполнен. -
Закройте контракт. -
Задокументируйте усвоенные уроки и применяйте их в будущих проектах.
Темы для изучения
-
Тендерные процедуры -
Процедура приемки и испытания -
Управление изменениями -
Управление претензиями -
Обзор выполнения контракта -
Контрактные условия, включая неустойки за невыполнение обязательств -
Анализ производства/продажи
® Штрафы
-
Порядок и правила выполнения закупок -
Стратегическое партнерство -
Соглашение на поставки
Критерии оценки компетентности по сертификационным уровням
Уровень А. Кандидат успешно руководил управлением закупками и контрактами в важных программах и/или портфелях проектов компании или её структурного подразделения.
Уровень В. Кандидат успешно управлял закупками и контрактами в сложном проекте.
Уровень С. Кандидат успешно управлял закупками и контрактами в проекте ограниченной сложности.
Уровень D. Кандидат обладает знаниями по управлению закупками и контрактами в проекте и сможет применить их на практике.
Основные связи
7. Критерии успешности проекта, 10. Окружение проекта и деловая активность организации, И. Заинтересованные стороны проекта, 13. Команды проекта, 14. Организационная структура проекта, 18. Уверенность и убедительность, 22. Ориентированность на результат, 25. Переговоры, 27. Надежность, 29. Этика, 30. Разрешение проблем, 33. Правовое обеспечение проектной деятельности, 35. Проектноориентированное управление, 37. Инициация проекта, 39. Организация и контроль выполнения проекта, 41. Закрытие проекта, 42. Управление предметной областью проекта, 45. Управление качеством в проекте, 50. Управление изменениями в проекте, 51. Управление безопасностью в проекте.
-
Управление изменениями в проекте
Ключевое определение
Управление изменениями в проекте — раздел управления проектами, включающий в себя задачи и процедуры для оптимальной интеграции изменений в проект осуществляемых на протяжении его жизненного цикла.
Свод знаний
Управление изменениями в проекте тесно связано со всеми процессами и функциональными областями в проекте. В ходе реализации проект может подвергаться различным изменениям: может изменяться предметная область, ее конфигурация, требования заказчика, технические спецификации, время, стоимость, качество, риски, контракты и поставки, человеческие ресурсы, коммуникации, а также процессы управления проектом на всех стадиях и фазах его жизненного цикла.
Часто в проект необходимо вносить изменения вследствие непредвиденных обстоятельств. Может возникнуть необходимость изменить технические требования к проекту или условия контракта, заключенного с подрядчиками или клиентами. Мониторинг изменений должен вестись на основании сводного плана проекта, согласно процедурам, изложенным в плане управления изменениями.