Файл: Совокупность предметного содержания, которым обладает человек.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Картина мира как совокупность мировоззренческих знаний о мире, как "совокупность предметного содержания, которым обладает человек". Картина мира как предельно обобщенная концептуальная форма, теоретически синтезирующая различные наглядные представления о мироустройстве. Натурфилософия как первая форма общей картины мира. Единство натурфилософии и естествознания в создании картины мира. Уровни картины мира: чувственно-пространственный, духовно-культурный и метафизический. В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу. Все миры (например, мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии - мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь - выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир - поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону. Смысл существования - стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю. В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность - приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире - выражение воли Бога. Смысл жизни человека - свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира. 
Философская картина мира опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей. Научная картина мира - система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.

Учение о бытии – онтология - один из центральных разделов философии. А сама проблема бытия одна из главных, фундаментальных в философии, именно с нее начиналось становление философии. Философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пытаясь понять сущность бытия, его основу, а потом уже расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, учение о человеке, об обществе, иные философские проблемы.

На ранних этапах формирования философской мысли в древнегреческой философии формируются начальные представления о бытии. Парменид был первым философом, который ввел в философский дискурс категорию бытия, определив с ее помощью весь мир как нечто вещественное, неизменное в противоположность пустоте, то есть небытию.

Обобщая античные взгляды, отметим, что они явились базой для создания античной онтологии, которая включает в себя следующие мировоззренческие установки: а) бытие представляет собой первоначало и первопричину всего сущего; б) подлинное бытие определяет смысл человеческого существования и его сущность может быть объяснима разумом. В условиях средневековья философами формулируются две формы бытия: божественная (подлинное бытие) и сотворенная. Утверждается, что подлинным бытием может быть только Бог, который является первотворцом, истинное бытие есть божественная субстанция, а все остальное ее творение. Если в эпоху Возрождения утверждается натуралистическая концепция бытия, основанная на отождествлении бытия и природы, то в Новое время философами предпринимается попытка сформировать самостоятельные модели бытия. Представитель монистической модели (Б.Спиноза),

отождествляя Бога и природу, отстаивает существование единой субстанции. Дуалистическая модель (Р.Декарт) основывается на существовании двух субстанций (мышления и протяжения), которые рассматриваются в качестве основы бытия. Согласно Г.Лейбницу (плюралистическая модель), существует множество субстанций – монад, которые восходят к божественной монаде. Большой вклад в развитие учений о бытии внесли представители немецкой классической философии. Например, И.Кант видел в бытии идеальную, априорную категорию мышления. По утверждению Г.Фихте, в качестве подлинного бытия может рассматриваться свободная деятельность абсолютного «Я». Согласно Ф.Шеллингу, подлинное бытие есть свобода человека, которую он обретает в процессе духовной деятельности. С точки зрения Г.Гегеля, бытие есть нечто объективно-идеальное, которое с позиций абсолютного идеализма предстает как объективно развивающаяся идея, как первое полагание абсолютной мысли. Марксистская философия (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) отождествляет бытие с природой, продолжая материалистическую традицию, заложенную французскими просветителями. Представители диалектического материализма отстаивали принцип материального единства мира, согласно которому бытие понимается как независимое от сознания существование материи. Для современного периода характерно существование двух подходов к проблеме бытия. Первый – основывается на идее позитивизма, согласно которой проблемы бытия вообще не существует, поскольку она не входит в предметную область философского знания. Второй подход основывается на абсолютизации субъектного понимания бытия, однозначно связывая бытие с сознанием. Данный подход представлен феноменологией, экзистенциализмом и постмодернизмом. Так, согласно экзистенциализму подлинным и предельным бытием является человек, следовательно, философской проблемой бытия может считаться проблема смысла человеческого существования. Для феноменологии (Э.Гуссерль), подлинным бытием являются чистые и интуитивно ясные компоненты опыта. Представители постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, М.Фуко, Ж.Деррида) рассматривают словесно-языковую форму человеческого бытия в качестве главной онтологической проблемы.

К числу важных онтологических проблем относится проблема субстанции. Понятие «субстанция» обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений. Основу философских учений о субстанции составляет определение того, какое начало лежит в основе бытия – материальное или идеальное. Первые трактовки субстанции встречаются в Античности и основываются на отождествлении ее с субстратом, то есть вещественным началом (Милетская школа), идеей (Платон), первой материей (Аристотель). Отход от понимания субстанции как некоего вещественного начала способствовал появлению другой трактовки, основанной на интерпретации данной категории как сознательного, волевого начала, субъекта деятельности (Лейбниц, Фихте, Шеллинг, Соловьев, Лосский). С точки зрения противопоставления духа и материи как самостоятельных субстанций выделяются материалистическая и идеалистическая трактовки. Материалистическая трактовка базируется на признании материи в качестве субстанции, которая выступает в виде: конкретно-чувственного вещества; вещественных образований, которые находятся вне границ чувственного опыта (атомы, элементарные частицы и др.); материи, как объективной реальности, которая воспринимается нашими органами чувств и которая включает в себя все образования и процессы микро- и мегауровней. В идеалистической трактовке следует различать объективноидеалистический и субъективно-идеалистический подходы. В качестве примера можно привести гегелевскую абсолютную идею, воплощающуюся в тех или иных конкретных реальных проявлениях. В религиозных версиях объективного идеализма субстанцией признается божественный абсолют. Субъективно-идеалистические построения интерпретируют
субстанцию с индивидуалистических позиций, основанных на переживаниях субъекта, идеях внутреннего мира человека. Рассматривая субстанцию как базовую онтологическую категорию, необходимо обратить внимание на проблему количества субстанций, лежащих в основе бытия. Философы, отстаивающие принцип единства мира и признающие существование одной субстанции сформировали монистический подход, который может быть реализован либо в материалистических (французский материализм XVIII в., диалектический материализм), либо в идеалистических (абсолютный идеализм Гегеля) философских построениях. Основу дуалистического подхода (Р.Декарт) составляет идея существования самостоятельных, независимых друг от друга материальной и духовной субстанций. Духовная субстанция характеризуется неделимостью, вечностью, по сути это-мышление с присущими ему атрибутами. Основной характеристикой материальной субстанции является ее делимость, ей свойственны модусы протяжения – геометрические и физические свойства мира.

материальное бытие  существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

 идеальное бытие  существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

 человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

 ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;  феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и фе­номенальное бытие совпадают. Правовое бытие - это качественно определенное бытие формального равенства
, которое (исходно и по определению) имеет смысл лишь как равенство свободных и в таком своем качестве и всеобщем значении идентично справедливости.