Файл: Курс лекций по биоэтике предмет биоэтики 3 6 стр. Сфера этики 7 12 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Противники эвтаназии выдвигают свои доводы. вот некоторые из них.
-
Человеческая жизнь является непреходящей ценностью, святость человеческой жизни выражена не только во всех основных религиях, но является и общекультурной ценностью. Поэтому легализация уничтожения человеческой жизни в форме активной эвтаназии недопустима. -
Медицинская практика не свободна от врачебных ошибок. Возможный неправильный диагноз о неизлечимости заболевания может прямо повлиять на выбор пациента эвтаназии. -
Современная медицина бурно развивается и появление новых лекарств и новых медицинских технологий позволяет добиваться успеха в борьбе против ранее не поддающихся лечению болезней. -
Муки и страдания тяжело больных пациентов могут облегчить современные эффективные болеутоляющие средства. -
Применение эвтаназии повлечёт со стороны медперсонала всевозможные злоупотребления по причине корыстных интересов.
Религиозные взгляды на эвтаназию могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. Однако, можно отметить, что религиозная традиция, как правило, призывает следовать естественному ходу событий и отрицает активное вмешательство в этот процесс. К примеру, в буддизме наибольшее осуждение вызывает уничтожение своей жизни или жизни другого. Также недопустимы активные действия, которые ведут к ускорению смерти человека, но осуждается и интенсивное лечение с целью искусственного поддержания жизни, которое считается формой насилия.
Русская православная церковь, излагая позицию по этому вопросу в своих документах, в частности, отмечает: «Продление жизни искусственными средствами при котором практически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «не постыдную и мирную» кончину…» Однако «Церковь… не может признать нравственно приемлемыми распространённые ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадёжно больных (в том числе по их желанию) … «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостаёт денежных средств.»
Споры вокруг эвтаназии вряд ли прекратятся в ближайшее время. Однако, такая альтернатива эвтаназии как
хоспис оценивается в обществе более однозначно. Ещё в 1948 году англичанка С.Сондерс решила создать особое медицинское учреждение для оказания помощи умирающим пациентам. Когда болезнь неизлечима и очевиден скорый финал жизни человека, ему могут предложить паллиативную помощь, которая включает в себя меры по эффективному обезболиванию, уход и заботу, морально-психологическую поддержку. Всё это в комплексе предоставляет хоспис, где человеку на пороге смерти стремятся обеспечить психологический комфорт и пусть краткое, но достойное существование. В России первый хоспис появился в 1990 году и затем у нас возникло ещё несколько таких учреждений. Сформулированы и принципы хосписного движения. Вот некоторые из них.
-
Хоспис – дом жизни, а не смерти. -
Смерть, как и рождение – естественный процесс. Его нельзя ни торопить, ни тормозить, Хоспис является альтернативой эвтаназии. -
Хоспис – это мировоззрение гуманизма.
Финал человеческой жизни может протекать по-разному. Группа исследователей поставила задачу сравнить уровень и качество ухода за престарелыми и безнадёжно больными людьми в завершающий период их жизни. По аналогии с широко применяемым термином «качество жизни», что нашло своё отражение в индексе развития человеческого потенциала, исследователями был предложен индекс качества смерти и разработана методика его определения. Согласно этой методике, оценивалось в баллах
(от 1 до 10) состояние 24 показателей, объединённых в 4 основные группы:
1. Базовые социальные и медицинские услуги для людей, находящихся в конце жизни. 2. Наличие и доступность этих услуг. 3. Стоимость услуг.
4. Качество услуг.
На основе экспертных оценок было комплексно обследовано, по данной методике, 40 ведущих стран мира и составлен их рейтинг. Приведём здесь первую и замыкающую десятку стран этого рейтинга и укажем баллы.
1.Великобритания - 7,9 31.Португалия - 3,8
2.Австралия - 7,9 32.Южная Корея – 3,7
3.Новая Зеландия - 7,7 33.Малайзия - 3,7
4.Ирландия - 6,8 34.Турция - 2,8
5.Бельгия - 6,8 35.Россия - 2,8
6.Австрия - 6,6 36.Мексика - 2,7
7.Нидерланды - 6,3 37.Китай - 2,3
8.Германия - 6,2 38.Бразилия - 2,2
9.Канада - 6,2 39.Уганда - 2,1
10.США - 6,2 40.Индия - 1,9
Также, на основе проведённого исследования, были сделаны и общие выводы. Вот некоторые из них:
-
Качество смерти становится всё более актуальной проблемой, а спрос на достойный завершающий период жизни всё более возрастает. В ближайшие несколько лет впервые в человеческой истории количество людей в возрасте старше 65 лет превысит количество детей до 5 лет. На фоне этого мощного демографического сдвига пожилое население сталкивается со всё более сложными заболеваниями старения, которые становится всё труднее и дороже держать под контролём. -
Экономическое процветание государства не обязательно означает лучшее качество ухода его престарелыми и безнадёжно больными гражданами. Очень многие люди в странах с развитой системой здравоохранения страдают от плохого качества смерти – даже тогда, когда смерть наступает естественным путём. -
Большинство неизлечимо больных людей в мире не имеют возможности умереть в достойных условиях. Во всех странах, вне зависимости от объёма затрат на здравоохранение, государственное финансирование ухода за престарелыми и безнадёжно больными людьми оставляет желать лучшего. Так, из более чем 100 млн. людей в мире, которым ежегодно требуется паллиативная помощь и услуги хосписов, лишь менее 8% получают такую помощь. -
В большинстве стран отмечается нежелание властей уделять внимание этим вопросам, плохое информирование общественности и недостаточный уровень подготовки медицинского персонала для ухода за престарелыми и безнадёжно больными.