Файл: Курс лекций по биоэтике предмет биоэтики 3 6 стр. Сфера этики 7 12 стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Противники эвтаназии выдвигают свои доводы. вот некоторые из них.

  1. Человеческая жизнь является непреходящей ценностью, святость человеческой жизни выражена не только во всех основных религиях, но является и общекультурной ценностью. Поэтому легализация уничтожения человеческой жизни в форме активной эвтаназии недопустима.

  2. Медицинская практика не свободна от врачебных ошибок. Возможный неправильный диагноз о неизлечимости заболевания может прямо повлиять на выбор пациента эвтаназии.

  3. Современная медицина бурно развивается и появление новых лекарств и новых медицинских технологий позволяет добиваться успеха в борьбе против ранее не поддающихся лечению болезней.

  4. Муки и страдания тяжело больных пациентов могут облегчить современные эффективные болеутоляющие средства.

  5. Применение эвтаназии повлечёт со стороны медперсонала всевозможные злоупотребления по причине корыстных интересов.

Религиозные взгляды на эвтаназию могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. Однако, можно отметить, что религиозная традиция, как правило, призывает следовать естественному ходу событий и отрицает активное вмешательство в этот процесс. К примеру, в буддизме наибольшее осуждение вызывает уничтожение своей жизни или жизни другого. Также недопустимы активные действия, которые ведут к ускорению смерти человека, но осуждается и интенсивное лечение с целью искусственного поддержания жизни, которое считается формой насилия.


Русская православная церковь, излагая позицию по этому вопросу в своих документах, в частности, отмечает: «Продление жизни искусственными средствами при котором практически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «не постыдную и мирную» кончину…» Однако «Церковь… не может признать нравственно приемлемыми распространённые ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадёжно больных (в том числе по их желанию) … «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостаёт денежных средств.»

Споры вокруг эвтаназии вряд ли прекратятся в ближайшее время. Однако, такая альтернатива эвтаназии как
хоспис оценивается в обществе более однозначно. Ещё в 1948 году англичанка С.Сондерс решила создать особое медицинское учреждение для оказания помощи умирающим пациентам. Когда болезнь неизлечима и очевиден скорый финал жизни человека, ему могут предложить паллиативную помощь, которая включает в себя меры по эффективному обезболиванию, уход и заботу, морально-психологическую поддержку. Всё это в комплексе предоставляет хоспис, где человеку на пороге смерти стремятся обеспечить психологический комфорт и пусть краткое, но достойное существование. В России первый хоспис появился в 1990 году и затем у нас возникло ещё несколько таких учреждений. Сформулированы и принципы хосписного движения. Вот некоторые из них.

  1. Хоспис – дом жизни, а не смерти.

  2. Смерть, как и рождение – естественный процесс. Его нельзя ни торопить, ни тормозить, Хоспис является альтернативой эвтаназии.

  3. Хоспис – это мировоззрение гуманизма.

Финал человеческой жизни может протекать по-разному. Группа исследователей поставила задачу сравнить уровень и качество ухода за престарелыми и безнадёжно больными людьми в завершающий период их жизни. По аналогии с широко применяемым термином «качество жизни», что нашло своё отражение в индексе развития человеческого потенциала, исследователями был предложен индекс качества смерти и разработана методика его определения. Согласно этой методике, оценивалось в баллах

(от 1 до 10) состояние 24 показателей, объединённых в 4 основные группы:

1. Базовые социальные и медицинские услуги для людей, находящихся в конце жизни. 2. Наличие и доступность этих услуг. 3. Стоимость услуг.

4. Качество услуг.

На основе экспертных оценок было комплексно обследовано, по данной методике, 40 ведущих стран мира и составлен их рейтинг. Приведём здесь первую и замыкающую десятку стран этого рейтинга и укажем баллы.

1.Великобритания - 7,9 31.Португалия - 3,8

2.Австралия - 7,9 32.Южная Корея – 3,7

3.Новая Зеландия - 7,7 33.Малайзия - 3,7

4.Ирландия - 6,8 34.Турция - 2,8

5.Бельгия - 6,8 35.Россия - 2,8

6.Австрия - 6,6 36.Мексика - 2,7

7.Нидерланды - 6,3 37.Китай - 2,3

8.Германия - 6,2 38.Бразилия - 2,2

9.Канада - 6,2 39.Уганда - 2,1

10.США - 6,2 40.Индия - 1,9

Также, на основе проведённого исследования, были сделаны и общие выводы. Вот некоторые из них:

  1. Качество смерти становится всё более актуальной проблемой, а спрос на достойный завершающий период жизни всё более возрастает. В ближайшие несколько лет впервые в человеческой истории количество людей в возрасте старше 65 лет превысит количество детей до 5 лет. На фоне этого мощного демографического сдвига пожилое население сталкивается со всё более сложными заболеваниями старения, которые становится всё труднее и дороже держать под контролём.

  2. Экономическое процветание государства не обязательно означает лучшее качество ухода его престарелыми и безнадёжно больными гражданами. Очень многие люди в странах с развитой системой здравоохранения страдают от плохого качества смерти – даже тогда, когда смерть наступает естественным путём.

  3. Большинство неизлечимо больных людей в мире не имеют возможности умереть в достойных условиях. Во всех странах, вне зависимости от объёма затрат на здравоохранение, государственное финансирование ухода за престарелыми и безнадёжно больными людьми оставляет желать лучшего. Так, из более чем 100 млн. людей в мире, которым ежегодно требуется паллиативная помощь и услуги хосписов, лишь менее 8% получают такую помощь.

  4. В большинстве стран отмечается нежелание властей уделять внимание этим вопросам, плохое информирование общественности и недостаточный уровень подготовки медицинского персонала для ухода за престарелыми и безнадёжно больными.