Файл: Международный валютный фонд цели, организация и направления деятельности.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должны сохранить свою мировую значимость, доли голосов необходимо пересмотреть, особенно в пользу Азии, как убедительно доказал Эдвин Труман из Института международной экономики Петерсона. Иначе Китай непременно создаст свою собственную версию МВФ, как уже создал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития.
Во-вторых, необходимо существенно увеличить финансовый потенциал МВФ, особенно в условиях относительно свободных потоков капитала. Его потенциал кредитования в настоящее время составляет всего 1 триллион долларов США. Если сравнить это с мировыми валютными резервами в размере 11,4 триллиона долларов США, то этот разрыв демонстрирует недостаточность ресурсов МВФ и воспринимаемую дороговизну получения доступа к ним. Конечно, существует моральный риск, связанный с расширением системы социальной защиты. Но моральный риск не отменяет аргументов в пользу страхования, пожарных команд или центральных банков. То же самое справедливо и для МВФ.
Наконец, если организация должна быть истинно глобальной, руководство ею не может постоянно оставаться в руках европейцев, сколь бы восхитительны ни были некоторые из этих европейцев. Глобальным организациям нужны лучшие мировые лидеры. Этих лидеров следует выбирать не в ходе примитивного политического торга, а открытым и прозрачным образом, причем кандидаты должны представить свои платформы дальнейшего развития организации.
Возможно, самой удивительной особенностью МВФ является его способность приспосабливаться к обстоятельствам. В ближайшие годы ему определенно понадобится эта способность к адаптации. Но еще больше ему нужен будет мир, в котором ведущие силы верят в то, что воплощает в себе МВФ: профессионализм, многосторонний подход и, само главное, сотрудничество. И если мир, в котором он существует, не таков, то ему придется плохо. В конце концов, МВФ - мировой слуга. Он может направлять, но не может формировать мир. Развитие МВФ идет рука об руку с мировым развитием.
Заключение
Международный валютный фонд в этапе его становления и развития сталкивался со многими проблемами, которые определили его роль в мировой экономике. Создание МВФ было необходимым для регулирования Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы. Со временем деятельность и цели МВФ расширились
, преобразовав организацию в главную международную финансово-кредитную организацию. Долгое «молчание» мировой экономики не позволяла МВФ показать свою реальную мощь. Именно активная деятельность Фонда во время кризиса Бреттон-Вудской системы сделала его по-настоящему международным и утвердила позиции МВФ в мировой экономике.
Во всех своих действиях и начинаниях МВФ руководствуется документом, который называется «Статьи соглашения Международного Валютного Фонда».
Уникальность Фонда по сравнению с другими международными организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, направленные на достижение целей, во имя которых он был создан, а именно: содействовать сбалансированному росту международной торговли; поддерживать устойчивость обменных курсов валют; способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ и устранению валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли; предоставлять государствам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных отношений.
МВФ тем не менее играет важную роль в развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Предоставляемые МВФ кредиты используются странами-заемщиками для преодоления своих экономических затруднений, что играет немаловажную роль в развитии как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.
Для МВФ самые важные проблемы завтрашнего дня - это проблемы, которые создает наш меняющийся мир.
На сегодняшний день рост мировой экономики находится на относительно низком уровне. Международный валютный фонд ищет пути и способы повышения мирового экономического роста в современных условиях. Главный вопрос состоит в том, принятие каких мер позволит увеличить рост экономики и обеспечить финансовую устойчивость. Одним из приоритетных направлений деятельности МВФ является осуществление долговой политики. Второй способ заключается в реализации макропруденциальной политики через повышение безопасности потоков капитала, укрепление мировой системы финансовой защиты и роль СДР.
Хочется отметить, что Россия является одним из членов Международного валютного фонда. С мая 1992 года присоединялась к институтам в качестве заемщика, и достаточно быстро сменила статус на кредитора в МВФ. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ.
В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ. МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие.
Таким образом, МВФ имеет важное значение для всей международной финансовой системы. Эта система служит основой, которая способствует обмену товарами и услугами и движению капитала, а также поддерживает устойчивый рост мировой экономики. Для того, чтобы она эффективно функционировала, должны учитываться потребности как отдельных стран, так и всей мировой экономики в целом в условиях постоянно меняющихся экономических и финансовых связей.
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) (ред. от 01.09.2020)/СПС «Консультант плюс».
2. Постановление ВС РФ от 22 мая 1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» (с изменениями и дополнениями) (ред. от 03.11.2010)/СПС «Консультант плюс».
3. Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (приняты 22.07.1944). – Вашингтон, округ Колумбия: Международный Валютный Фонд (ред. от 15.12.2010) /СПС «Консультант плюс».
4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник / Е. Ф. Авдокушин. - Москва: Юристъ, 2017. - 366 с.
5. Булатов А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. полный курс (для бакалавров) / А.С. Булатов и др. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
6. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 409 c.
7. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник для академического бакалавриата / отв. ред. Л. Н. Красавина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. - 534 с.
8. Лужкова О.М. Деньги. Кредит. Банки : Учебное пособие / О.М. Лужкова. - 2-е изд., доп. - М.: МГОУ, 2017. - 270 с.
9. Могзоев А.М. Мировая экономика и межд. эконом. отношения: Уч. / А.М. Могзоев. - М.: Риор, 2017. - 224 c.
10. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пособие / С.Р. Моисеев. - М.: Дело и Сервис (ДИС), 2018 (ОАО Тип. Новости). - 573 с.
11. Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: Юнити, 2019. - 287 c.
12. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки [Текст] : учебник : [природа денег и кредита, российская банковская система, механизм рынка денег, денежно-кредитная политика] / А. С. Селищев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2017. - 303 с.
13. Тихий, В.И. Мировая экономика и междунар.эконом.отнош.: Учебное пособие / В.И. Тихий, О.В. Корева. - М.: Риор, 2017. - 704 c.
14. Хасбулатов, Р. И. Х24 Мировая экономика: учебник для бакалавров / Р. И. Хасбулатов. — М : Издательство Юрайт, 2017. — 884 с.
15. Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2018. - 352 c.
16. Шаховская, Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения, конспект лекций / Л.С. Шаховская. - М.: КноРус, 2018. - 320 c.
17. Шимко, П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Д. Шимко. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 392 c.
18. Грязнова М.В. Проблемы сотрудничества и перспективы развития взаимоотношений между Россией и МВФ. Режим доступа: file:///C:/Users/рус/Downloads/problemy-sotrudnichestva-i-perspektivy-razvitiya-vzaimootnosheniy-mezhdu-rossiey-i-mvf.pdf
19. Прока Ксения // Взаимодействие России с международными финансовыми институтами. Режим доступа: www.csr.ru
20. Мартин Вульф // МВФ сегодня и завтра. Режим доступа: https://www.imf.org/
21. Смыслов Д. В. История отношений России с международными финансовыми организациями // История новой России. Режим доступа: http://ru-90.ru/node/1215.
22. Пресс-релиз статистического управления Европейского союза, 5 августа 2020 года. Eurostat: news release euro-indicators. https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/11179856/4-05082020-AP-EN.pdf/ 7b50a190-c48f-64b2-9174-e45f6a04ce1a
23. Россия и Международный валютный фонд. Справка МИД России / URL: http://archive.mid.ru/bdomp/nsdipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/47229fa4cb21f91344257bb8003e31f1!OpenDocument.
24. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ
25. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов РФ
26. www.mvf.ru – официальный сайт о Международном валютном фонде
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Во-вторых, необходимо существенно увеличить финансовый потенциал МВФ, особенно в условиях относительно свободных потоков капитала. Его потенциал кредитования в настоящее время составляет всего 1 триллион долларов США. Если сравнить это с мировыми валютными резервами в размере 11,4 триллиона долларов США, то этот разрыв демонстрирует недостаточность ресурсов МВФ и воспринимаемую дороговизну получения доступа к ним. Конечно, существует моральный риск, связанный с расширением системы социальной защиты. Но моральный риск не отменяет аргументов в пользу страхования, пожарных команд или центральных банков. То же самое справедливо и для МВФ.
Наконец, если организация должна быть истинно глобальной, руководство ею не может постоянно оставаться в руках европейцев, сколь бы восхитительны ни были некоторые из этих европейцев. Глобальным организациям нужны лучшие мировые лидеры. Этих лидеров следует выбирать не в ходе примитивного политического торга, а открытым и прозрачным образом, причем кандидаты должны представить свои платформы дальнейшего развития организации.
Возможно, самой удивительной особенностью МВФ является его способность приспосабливаться к обстоятельствам. В ближайшие годы ему определенно понадобится эта способность к адаптации. Но еще больше ему нужен будет мир, в котором ведущие силы верят в то, что воплощает в себе МВФ: профессионализм, многосторонний подход и, само главное, сотрудничество. И если мир, в котором он существует, не таков, то ему придется плохо. В конце концов, МВФ - мировой слуга. Он может направлять, но не может формировать мир. Развитие МВФ идет рука об руку с мировым развитием.
Заключение
Международный валютный фонд в этапе его становления и развития сталкивался со многими проблемами, которые определили его роль в мировой экономике. Создание МВФ было необходимым для регулирования Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы. Со временем деятельность и цели МВФ расширились
, преобразовав организацию в главную международную финансово-кредитную организацию. Долгое «молчание» мировой экономики не позволяла МВФ показать свою реальную мощь. Именно активная деятельность Фонда во время кризиса Бреттон-Вудской системы сделала его по-настоящему международным и утвердила позиции МВФ в мировой экономике.
Во всех своих действиях и начинаниях МВФ руководствуется документом, который называется «Статьи соглашения Международного Валютного Фонда».
Уникальность Фонда по сравнению с другими международными организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, направленные на достижение целей, во имя которых он был создан, а именно: содействовать сбалансированному росту международной торговли; поддерживать устойчивость обменных курсов валют; способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ и устранению валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли; предоставлять государствам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных отношений.
МВФ тем не менее играет важную роль в развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Предоставляемые МВФ кредиты используются странами-заемщиками для преодоления своих экономических затруднений, что играет немаловажную роль в развитии как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.
Для МВФ самые важные проблемы завтрашнего дня - это проблемы, которые создает наш меняющийся мир.
На сегодняшний день рост мировой экономики находится на относительно низком уровне. Международный валютный фонд ищет пути и способы повышения мирового экономического роста в современных условиях. Главный вопрос состоит в том, принятие каких мер позволит увеличить рост экономики и обеспечить финансовую устойчивость. Одним из приоритетных направлений деятельности МВФ является осуществление долговой политики. Второй способ заключается в реализации макропруденциальной политики через повышение безопасности потоков капитала, укрепление мировой системы финансовой защиты и роль СДР.
Хочется отметить, что Россия является одним из членов Международного валютного фонда. С мая 1992 года присоединялась к институтам в качестве заемщика, и достаточно быстро сменила статус на кредитора в МВФ. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ.
В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ. МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие.
Таким образом, МВФ имеет важное значение для всей международной финансовой системы. Эта система служит основой, которая способствует обмену товарами и услугами и движению капитала, а также поддерживает устойчивый рост мировой экономики. Для того, чтобы она эффективно функционировала, должны учитываться потребности как отдельных стран, так и всей мировой экономики в целом в условиях постоянно меняющихся экономических и финансовых связей.
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) (ред. от 01.09.2020)/СПС «Консультант плюс».
2. Постановление ВС РФ от 22 мая 1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» (с изменениями и дополнениями) (ред. от 03.11.2010)/СПС «Консультант плюс».
3. Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (приняты 22.07.1944). – Вашингтон, округ Колумбия: Международный Валютный Фонд (ред. от 15.12.2010) /СПС «Консультант плюс».
4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник / Е. Ф. Авдокушин. - Москва: Юристъ, 2017. - 366 с.
5. Булатов А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. полный курс (для бакалавров) / А.С. Булатов и др. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
6. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 409 c.
7. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник для академического бакалавриата / отв. ред. Л. Н. Красавина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. - 534 с.
8. Лужкова О.М. Деньги. Кредит. Банки : Учебное пособие / О.М. Лужкова. - 2-е изд., доп. - М.: МГОУ, 2017. - 270 с.
9. Могзоев А.М. Мировая экономика и межд. эконом. отношения: Уч. / А.М. Могзоев. - М.: Риор, 2017. - 224 c.
10. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пособие / С.Р. Моисеев. - М.: Дело и Сервис (ДИС), 2018 (ОАО Тип. Новости). - 573 с.
11. Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: Юнити, 2019. - 287 c.
12. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки [Текст] : учебник : [природа денег и кредита, российская банковская система, механизм рынка денег, денежно-кредитная политика] / А. С. Селищев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2017. - 303 с.
13. Тихий, В.И. Мировая экономика и междунар.эконом.отнош.: Учебное пособие / В.И. Тихий, О.В. Корева. - М.: Риор, 2017. - 704 c.
14. Хасбулатов, Р. И. Х24 Мировая экономика: учебник для бакалавров / Р. И. Хасбулатов. — М : Издательство Юрайт, 2017. — 884 с.
15. Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2018. - 352 c.
16. Шаховская, Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения, конспект лекций / Л.С. Шаховская. - М.: КноРус, 2018. - 320 c.
17. Шимко, П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Д. Шимко. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 392 c.
18. Грязнова М.В. Проблемы сотрудничества и перспективы развития взаимоотношений между Россией и МВФ. Режим доступа: file:///C:/Users/рус/Downloads/problemy-sotrudnichestva-i-perspektivy-razvitiya-vzaimootnosheniy-mezhdu-rossiey-i-mvf.pdf
19. Прока Ксения // Взаимодействие России с международными финансовыми институтами. Режим доступа: www.csr.ru
20. Мартин Вульф // МВФ сегодня и завтра. Режим доступа: https://www.imf.org/
21. Смыслов Д. В. История отношений России с международными финансовыми организациями // История новой России. Режим доступа: http://ru-90.ru/node/1215.
22. Пресс-релиз статистического управления Европейского союза, 5 августа 2020 года. Eurostat: news release euro-indicators. https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/11179856/4-05082020-AP-EN.pdf/ 7b50a190-c48f-64b2-9174-e45f6a04ce1a
23. Россия и Международный валютный фонд. Справка МИД России / URL: http://archive.mid.ru/bdomp/nsdipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/47229fa4cb21f91344257bb8003e31f1!OpenDocument.
24. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ
25. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов РФ
26. www.mvf.ru – официальный сайт о Международном валютном фонде
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Период | Вид кредита | Условия | Подтвержденная сумма | Израсходованная сумма |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Август 1992 г | Стэнд–бай | Сокращение дефицита бюджета до 5% ВВП; снижение инфляции до менее 10% в месяц; сокращение лимитов централизованных кредитов ЦБ правительству | 1,04 млрд. долл. (719 млн. СДР) | 1,04 млрд. долл. (719 млн. СДР) |
Июнь 1993 г. | Механизм финансирования системных преобразований | Сокращение дефицита бюджета на 50% (до 10% ВВП); поддержание инфляции на уровне 7–9% в месяц | 1,5 млрд. долл. (1078 млн. СДР) 1,5 млрд. | 1,5 млрд. долл. (1078 млн. СДР) 1,5 млрд. |
Апрель СДР) 1994 г. | долл. (1078 млн. СДР) | долл. (1078 млн. СДР) | ||
Апрель 1995 г. | Стэнд–бай | Сокращение дефицита бюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1%; продолжение структурных реформ (отмена внешнеторговых льгот, количественных ограничений импорта и экспорта, экспортных пошлин, либерализация торговли нефтью) | 6,8 млрд. долл. (4 313,1 млн. СДР) | 6,8 млрд. долл. (4313,1 млн. СДР) |
Март 1996 г Июль 1998 г. | Программа расширенного финансирования | Сокращение дефицита бюджета до 2% ВВП к 1998 г.; снижение инфляции до 7% в год; продолжение реализации рыночных реформ | 10,1 млрд. долл. (6 901 млн. СДР) | 7,5 млрд. долл. (5 105 млн. СДР) |
Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г. | Реализация согласованной антикризисной программы: сокращение дефицита бюджета до 2,8% | 3 млрд. долл. (2 313 млн. СДР) | - | |
Механизм финансирования дополнительных резервов | ВВП и увеличение доходов бюджета до 13% ВВП в 1999 г., снижение уровня инфляции, проведение налоговой реформы, реализация структурных реформ | 5,3 млрд. долл. (3 992 млн. СДР) | 900 млн. долл. (675 млн. СДР) | |
Механизм компенсационного финансирования | | 2,9 млрд. долл. (2 157 млн. СДР) | 2,9 млрд. долл. (2 157 млн. СДР) | |
Июль 1999 г. | Стэнд–бай | Реализация экономической программы, включая принятие пакета налоговых и иных законодательных актов, обеспечение профицита бюджета в размере 2% ВВП. снижение темпа инфляции до 50% в 1999 г., проведение структурных реформ | 4,5 млрд. долл. (3 300 млн. СДР) | 640 млн. долл. (471,4 млн. СДР) |