Файл: Международный валютный фонд цели, организация и направления деятельности.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Российская Федерация осуществляет сотрудничество с целым рядом международных валютно-кредитных и финансовых институтов. Один из ключевых - Международный валютный фонд.
Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и прочее. За период с 1992 по 1999 гг. Россия в общей сложности привлекла восемь кредитов МВФ общим объемом около 22 млрд. долл. США (Приложение А) [23].
Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн. долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ.
В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.
Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране в январе 2005 года России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет (таблица 2.2.1). По графику Правительство РФ должно было полностью погасить долг перед МВФ только в 2008 году, и кредиторам было бы выгоднее, если бы Россия расплачивалась по долгам еще три года. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
Таблица 2.2.1 - Задолженность РФ перед МВФ за период с 1992 по 2005 гг. (млн. СДР и млрд. долл. США на конец периода) [26]
| 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
СДР | 719,0 | 1797,3 | 2875,6 | 6496,8 | 8698,2 | 9805,9 | 13732 |
Долл. | 1,0 | 2,5 | 4,2 | 9,6 | 12,5 | 13,2 | 19,3 |
| 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
СДР | 11102,3 | 8912,8 | 5914,8 | 4767,3 | 4311,2 | 2293,8 | |
Долл. | 15,2 | 11,6 | 7,4 | 6,5 | 5,1 | 3,5 | |
Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов. Такая помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, год и более), где они оказывали техническое содействие, направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников Центрального банка и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно–кредитной и фискальной политики. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко–года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом (таблицы 2.2.2 и 2.2.3).
Таблица 2.2.2 - Объем технической помощи, оказываемые МВФ России в период с 1992 по 2001 гг.[26]
Фискальный год | Число человеко-лет | % от обшей технической помощи МВФ |
1992 | 3,2 | 2,4 |
1993 | 7,2 | 4,8 |
1994 | 9,6 | 6,7 |
1995 | 12,1 | 7,2 |
1996 | 8,8 | 4,2 |
1997 | 6,1 | 3,3 |
1998 | 4,0 | 2,7 |
1999 | 4,6 | 2,3 |
2000 | 3,9 | 2,0 |
2001 | 3,6 | 1,9 |
Всего | 63,1 | 3,7 |
Таблица 2.2.3 - Структура технической помощи (долгосрочное содействие) оказываемой МВФ России за период с 1992 по 2001 гг. [26]
Период | Сфера | Число человеко-лет |
Февраль 1993 г. - июнь 1997 г. | Налоговое администрирование | 4,4 |
Январь 1994 г. - декабрь 1995 г. | Бюджет | 2,0 |
Март 1994 г. - сентябрь 1995 г. | Налоговое администрирование | 1,6 |
Июль 1994 г. - декабрь 1995 г. | Бюджет | 1,5 |
Сентябрь 1997 г. - август 1999 г. | Налоговое администрирование | 2,0 |
Февраль 1999 г. - август 2001 г. | Бюджет | 2,6 |
Долгое время ключевым вопросом в отношениях России и МВФ является проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основу необходимости пересмотра квот стран в МВФ легли сразу два тренда. Первый из них связан с изменением баланса сил в мировой экономике и усилением роли развивающихся стран в мире. С 1990 года доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2016 г. (Таблица 2.2.4).
Таблица 2.2.4 - ВВП основных групп стран в 1990–2016 гг. (рассчитанный по ППС, млрд. долл. и % от мирового ВВП) [26]
Группы стран | 1990 | 2000 | 2005 | 2008 | 2012 | 2016 |
Мир | 27002 | 49542 | 67276 | 83014 | 99089 | 118170 |
Развитые страны | ||||||
млрд.долл. | 17248 | 28237 | 35472 | 40574 | 44026 | 49557 |
% от мирового показателя | 63,9 | 57,0 | 52,7 | 48,9 | 44,4 | 41,9 |
Ключевые развиты страны («Большая семерка») | ||||||
млрд.долл. | 13771 | 21709 | 26868 | 30284 | 32723 | 36739 |
% от мирового показателя | 51,0 | 43,8 | 39,9 | 36,5 | 33,0 | 31,1 |
Прочие развиты страны | ||||||
млрд.долл. | 1783 | 3,559 | 4775 | 5762 | 6748 | 7771 |
% от мирового показателя | 6,6 | 7,2 | 7,1 | 6,9 | 6,8 | 6,6 |
Развивающиеся страны и страны с формирующимися рынками | ||||||
млрд.долл. | 9754 | 21,305 | 31804 | 42440 | 55063 | 68613 |
% от мирового показателя | 36,1 | 43,0 | 47,3 | 51,1 | 55,6 | 58,1 |
В настоящее время доля России в уставном капитале МВФ составляет 2,59%, и она имеет место в совете директоров фонда. Таким образом, за последние годы квота России, так же как и количество голосов сократилось.
Это означает, что Россия:
а) может привлечь меньшие средства в качестве кредита МВФ;
б) будет пользоваться меньшим влиянием при принятии решений. Существовали предположения, что даже при благоприятной динамике развития российской экономике новая формула не позволит добиться роста квоты и доли голосов в будущем.
Перестав быть заемщиком МВФ, Россия получила возможность продолжать реформы естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальных систем с большим учетом своих национально-экономических интересов. Это, несомненно, будет способствовать росту доверия народа к политике правительства и повышению стабильности общества в целом.
Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях» («Новые соглашения о заимствованиях» служат механизмом предоставления средств МВФ группой стран с устойчивым платежным балансом и достаточным объемом международных резервов.), покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др.
Значение МВФ в экономическом развитии России многими современными экономистами оценивается неоднозначно. Благодаря «шоковой терапии», примененной Фондом в России, была обуздана гиперинфляция и стабилизирован курс рубля. Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему, следовательно, увеличилась сила ее голоса при рассмотрении важных экономических решений, касающихся не только мирового хозяйства в целом, но и каждого государства в отдельности, в т.ч. и России. Вместе с тем участие России практически сводится лишь к текущему обсуждению проблем без возможности влиять на принятие решений. Одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ несомненно можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности.
Закончилась история займов и выплат, сопровождающаяся дискуссиями России и МВФ, но это вовсе не означает пресечение наших взаимоотношений: Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования средств этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры, то есть не исключается возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.
Управляющий в МВФ от России - Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда [24].
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России, проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году [24].
Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда [3].
Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).
Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.
В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов [24].