Файл: Программа по нравстеннопатриотическому воспитанию дошкольников Растим патриотов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическое обеспечение программы «Наша Родина – Россия»
Информационно- методическое обеспечение:
Методическая база педагогического кабинета: теоретическая и методическая литература:
-
«Моя страна» (патриотическое воспитание дошкольников, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г) -
Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, Д. М. Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год. -
«Беседы о великих соотечественниках», И.А.Агапова, М.А. Давыдова, 2005 год. -
«Дошкольникам о защитниках Отечества», Л. А. Кондрыкинская, 2005 -
«Дошкольнику - об истории и культуре России», Г.Н.Данилина, 2003 год. -
Информация в родительских уголках -
Планирование работы по патриотическому воспитанию. Н.Ф.Андреева, 2005 год. -
Люби и знай родной край, Н.Н.Липнягова, Т.В. Лусихина, 2007 год. -
Патриотическое воспитание дошкольников, Н.В. Алёшина, 2005 год -
Материалы из Интернета
Планируемые промежуточные результаты усвоения программы «НАША РОДИНА - РОССИЯ»
(итоговые результаты освоения программы интегративные качества
СТАРШАЯ ГРУППА
Интегративное качество « имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.
Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому.
Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой
живет.
Знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.
Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Интегративное качество « имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях,
распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Мониторинг развитияпатриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Цель: Определить уровень развития интегративных качеств у детей в процессе формирования у дошкольников патриотических чувств Задачи:
-
Определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка. -
Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный подход образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Методы:
-
Игровые тестовые задания -
Беседы -
Анкетирование -
Наблюдение -
Эксперимент -
Анализ продуктов деятельности
Результат критериальной оценки и мониторинга оформляется в таблицах.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
(Марцинковская Т.Д.)
Ф.и. ребенка | | | | | | | | | | | | |
1.Родная страна: Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей | | | | | | | | | | | | |
2.Символика Флаг России Герб России Герб родного города Гимн России | | | | | | | | | | | | |
3.История народной культуры и традиций Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта | | | | | | | | | | | | |
4.Историко-географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны Различные природно- климатические зоны (тундра, лес), Виды ландшафта (горы, равнина) | | | | | | | | | | | | |
5.Личностный компонент Отношение к окружающей среде Забота о близких людях Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других | | | | | | | | | | | | |
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей. Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города. Затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого). Затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия. Не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Формы работы с семьей | Особенности, рекомендации |
Посещение семьи ребенка | Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи. |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. |
Беседы (индивидуальные, групповые) | Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. |
Консультации | Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). |
Семинары-практикумы | Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. |
Родительские собрания | Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». |
Этапы работы с родителями
Анкетирование |
↓
Составление плана работы с родителями |
↓
Определение основных форм работы |
↓
Совместные праздники |
↓
Открытые просмотры |
↓
Консультации |
↓
СМИ для родителей |
↓
Смотр- конкурс «Фото из семейного альбома» |
↓
Составление генеалогического древа |
↓
Встречи с ветеранами войны и труда |
↓
Конкурсы: Мамины руки не знают скуки», «Папа может все что угодно», «Папа, мама и я – спортивная семья» |
↓
Праздник пожилого человека |
↓
Организация фотовыставки «Наши папы и мамы» |
↓
Оформление материалов, методические рекомендации |
План работы с родителями
№ п/п | Месяц | Содержание работы |
1. | Сентябрь | Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание детей в современных условиях» Изготовление русской тряпичной куклы. |
2. | Октябрь | Оформление папки- передвижки о названиях улиц города Жердевка «Улицы родного города». |
3. | Ноябрь | Консультация для родителей по теме «Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина России» |
4. | Декабрь | Выставка творческих работ детей и родителей по теме «Новогодние чудеса». |
5. | Январь | Организация и помощь родителей в проведении экскурсии «Путешествие по городу Гаю». |
6. | Февраль | Организация библиотеки для родителей с художественной литературой для детей «Защитники Отечества». |
7. | Март | Консультация для родителей «Как знакомить детей с историческим прошлым России». |
8. | Апрель | Привлечение родителей к благоустройству территории детского сада. |
9. | Май | Оформление информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвященного Дню Победы. Участие родителей в подготовке и проведении праздника «День Победы». Родительское собрание «Наши дети - будущее России». |
Список литературы
-
Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, Д. М. Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год. -
«Беседы о великих соотечественниках», И.А.Агапова, М.А. Давыдова, 2005 год. -
«Дошкольникам о защитниках Отечества», Л. А. Кондрыкинская, 2005 -
«Дошкольнику - об истории и культуре России», Г.Н.Данилина, 2003 год. -
«Планирование работы по патриотическому воспитанию» Н.Ф.Андреева, 2005 год. -
«Люби и знай родной край» Н.Н.Липнягова, Т.В. Лусихина, 2007 год. -
«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы) Н.В. Алешина, 2005 год -
«Мини-музей в детском саду» Н.Рыжова, Л.Логинова,2008 год -
«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешина, 2005 год -
«Что может герб нам рассказать» Л.В.Логинова, 2008 год -
«Мы живем в России» (средняя, старшая, подготовительная к школе группа), Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, 2008 год