Файл: Программа по нравстеннопатриотическому воспитанию дошкольников Растим патриотов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание».


1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города Гая? Если нет, то почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Конспект интегрированного занятия
«Люблю тебя - мой край родной»
Для детей старшего дошкольного возраста



Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Оренбургской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Ход занятия:

1. Аутотренинг «Мы - друзья природы»

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается родина»)

Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, город)

Да, мы с вами живём в Оренбургском крае, для нас он родной.

Оренбургский край родной, на карте мира

Ты даже меньше чем кленовый лист.

У нас в сердцах, мой край Оренбургский милый.

Ты как цветок прекрасен, юн и чист.

Ребёнок:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина.

(М. Пляцковский)

2. Путешествие по родному краю

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)

Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке «Из следа в след»).

А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,


Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь (Подснежник).

На зелёном, на шнурочке,

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные (Ландыши).

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый (Василёк).

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные(Берёзки).

Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.

Ребёнок:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза «Берёзка». Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Животные нашего края.

Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.

Дидактическая игра с мягкими игрушками.

Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Оренбургской области.

Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).

Беседа о заповедных местах нашего края.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».

Вопросы к детям:

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что такое заповедник?

- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?

- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?

- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,


Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»

Дети говорят хором «НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ».

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Примерное перспективное планирование по воспитанию патриотических чувств к родному городу детей старшего дошкольного возраста.
Сентябрь

Мой город

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

• Рассматривание почтовых открыток, конвертов.

• Составление письма заболевшему товарищу.

• Целевая прогулка к почтовому ящику.

• Просмотр видеофильма «Наш город любимый».

• Рассматривание картин «Почтальон» из серии «Кем быть?».

• Занятия «Путешествие по улице города», «Знакомство с городом».

• Сюжетно-ролевая игра «Почта».

• Словесная дидактическая игра «Вам пришло письмо, открытка».

• Дидактическая игра «Что нужно для работы почтальона».

• Наблюдение за трудом почтальона во время разноски корреспонденции и беседа с ним.

• Экскурсия на почту за посылкой.

• Просмотр диафильма «Как мы на почте побывали».

• Изготовление атрибутов к игре «Почта».

• Рисование почтовых открыток, среди них - заболевшему товарищу.

• Аппликация «Почтовый ящик».

• Песни: «Приглашаем в детский сад»

(сл и муз.

И. Якушининой), «Дружба настоящая».

• Развлечения: «Кукла Катя, Зина и почтальон».

Художественная

литература

«Почта» (С. Маршак), «По городу» (В. Берестов), «Письмо» (Э. Мошковская)


Октябрь

Природные и культурные объекты города

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

• Занятие «Река Урал».

• Слушание рассказа «Наши реки».

• Рассматривание альбома и открыток с видом г. Гая

• Целевые прогулки по близлежащим улицам.

• Волшебные картинки «Улица города».

• Дидактические и настольные игры «Поможем художнику», «Найди такую же», «Парные картинки».

• Лото «Город», домино «Мой город».

• Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города.

• Наблюдение за работой дворника.

• Уборка листьев.

• Совместный с воспитателем труд по уборке участка: (сбор ярких шуршащих листьев в корзины).

• Помощь дворнику в уборке территории детского сада.

• Рисование картин

« Наш Гай»

• Конструирование моста из строительного материала.

• Песня «Мы по городу идем» (муз. А. Островского),

стихи о городе Гае

Художественная

литература

«Моя улица» (С. Михалков), «Осенняя вода» (Э. Мошковская), «Разговор озера и речки» (карельская сказка), «Родной ручей» (Ш. Галлиев), «Кама-кормилица» (С. Баруздин)



Ноябрь

Город и село

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

• Занятия «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом».

• Беседа о труде хлеборобов.

• Дидактические игры «Город - село», «От зернышка до булочки», «Так бывает или нет?», «Где ты живешь?», «Посылка из деревни».

• Наблюдение за трудом повара, выпекающего хлебобулочные изделия.

• Наблюдение за трудом мамы и бабушки, пекущих пироги, блинчики дома.

• Наблюдение за работой продавца в хлебном магазине.

• Наблюдение за разгрузкой хлеба в магазине.

• Рисование картин «Наша улица вечером», «Снег, снег кружится, белая вся улица», «Сельская улица».

• «Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек».

• Лепка «Щенок», «Козленок», «Цыпленок и утенок гуляют на поляне»,

«Кошка с котятами», «Утята на птичьем дворе».

• Песня «Строим дом».

• Прослушивание записей народных мелодий.

• Театрализованные игры «Гости из колхоза», «Встреча с милиционером». Приключения «Москвичка».

Художественная

литература

«Моя улица» (С. Михалков), «Что я видел» (Б. Житков), «Все здесь» (Я. Тайц), «Хлебушко» (С. Погореловский), «Отличные, пшеничные» (Я. Аким), «Хлеб» (П. Качанов), «Пекарь» (Г. Люшнин).

Декабрь

Транспорт нашего города

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

• Занятия: «Общественный транспорт», «путешествие к близлежащим достопримечательностям».

• Сравнение автобуса и трамвая.

• Наблюдение за светофором.

• Слушание рассказов о транспорте.

• Целевая прогулка по улице.

• Рассматривание грузового автомобиля, игрушечного транспорта, картины «Улицы города».

• Наблюдение за работой транспорта.

• Рассматривание картины «Шофер» из серии «Кем быть?».

• Просмотр диафильма «Мы едем, едем, едем…».

• Подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили».

• Дидактические игры «Вагончики и пассажиры», «Что нужно для поездки?», «На воде, в воздухе, на земле», «Подбери груз к машине», «На чем я путешествую?», «Светофор», «Трудные виражи».

• Наблюдение за трудом шофера.

• Беседа с шофером детского сада.

• Рисование «Автобус», «Машина едет по дороге», «Самолеты летят сквозь облака», «Паровозик».

• Аппликации на тему: «Веселый автобус», «Морское путешествие», «Теплоход», «Автобусы», «Лодочка», «Паровоз с вагончиками».

• Конструирование (из бумаги) разных видов транспорта.

• Конструирование транспорта из строительного материала.

• Песни «Наш автобус голубой», «На автобусе по городу» (муз. В. Агафоникова, сл. В. Викторова), «Песня дорожных знаков», «Наш город» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука).

• Инсценировка с правилами дорожного движения.

• Досуг «Знай правила дорожного движения».

Художественная

литература

«Шагая осторожно» (С. Михалков), «Светофор», «Песенка о светофоре», «Кто храбрей» (М. Пляцковский), Загадки о транспорте, сказка «Почему автомобиль урчит», «Велосипедист» (С. Михалков), «Скверная история» (В. Головков), «мяч» (А. Северный), «Самокат», «Светофор» (И. Лешкевич), «Я тоже буду шофером» (Э. Мошковская).