Файл: Программа по нравстеннопатриотическому воспитанию дошкольников Растим патриотов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города Гая? Если нет, то почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Конспект интегрированного занятия
«Люблю тебя - мой край родной»
Для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Оренбургской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Ход занятия:
1. Аутотренинг «Мы - друзья природы»
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается родина»)
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, город)
Да, мы с вами живём в Оренбургском крае, для нас он родной.
Оренбургский край родной, на карте мира
Ты даже меньше чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край Оренбургский милый.
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.
Ребёнок:
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
2. Путешествие по родному краю
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке «Из следа в след»).
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь (Подснежник).
На зелёном, на шнурочке,
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные(Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Ребёнок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза «Берёзка». Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Животные нашего края.
Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
Дидактическая игра с мягкими игрушками.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Оренбургской области.
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).
Беседа о заповедных местах нашего края.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Что такое заповедник?
- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?
- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребёнок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребёнок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»
Дети говорят хором «НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ».
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Примерное перспективное планирование по воспитанию патриотических чувств к родному городу детей старшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Мой город
Деятельность | ||||
Познавательная | Игровая | Трудовая | Продуктивная | Художественно-речевая |
• Рассматривание почтовых открыток, конвертов. • Составление письма заболевшему товарищу. • Целевая прогулка к почтовому ящику. • Просмотр видеофильма «Наш город любимый». • Рассматривание картин «Почтальон» из серии «Кем быть?». • Занятия «Путешествие по улице города», «Знакомство с городом». | • Сюжетно-ролевая игра «Почта». • Словесная дидактическая игра «Вам пришло письмо, открытка». • Дидактическая игра «Что нужно для работы почтальона». | • Наблюдение за трудом почтальона во время разноски корреспонденции и беседа с ним. • Экскурсия на почту за посылкой. • Просмотр диафильма «Как мы на почте побывали». | • Изготовление атрибутов к игре «Почта». • Рисование почтовых открыток, среди них - заболевшему товарищу. • Аппликация «Почтовый ящик». | • Песни: «Приглашаем в детский сад» (сл и муз. И. Якушининой), «Дружба настоящая». • Развлечения: «Кукла Катя, Зина и почтальон». |
Художественная литература | «Почта» (С. Маршак), «По городу» (В. Берестов), «Письмо» (Э. Мошковская) |
Октябрь
Природные и культурные объекты города
Деятельность | ||||
Познавательная | Игровая | Трудовая | Продуктивная | Художественно-речевая |
• Занятие «Река Урал». • Слушание рассказа «Наши реки». • Рассматривание альбома и открыток с видом г. Гая • Целевые прогулки по близлежащим улицам. | • Волшебные картинки «Улица города». • Дидактические и настольные игры «Поможем художнику», «Найди такую же», «Парные картинки». • Лото «Город», домино «Мой город». | • Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города. • Наблюдение за работой дворника. • Уборка листьев. • Совместный с воспитателем труд по уборке участка: (сбор ярких шуршащих листьев в корзины). • Помощь дворнику в уборке территории детского сада. | • Рисование картин « Наш Гай» • Конструирование моста из строительного материала. | • Песня «Мы по городу идем» (муз. А. Островского), стихи о городе Гае |
Художественная литература | «Моя улица» (С. Михалков), «Осенняя вода» (Э. Мошковская), «Разговор озера и речки» (карельская сказка), «Родной ручей» (Ш. Галлиев), «Кама-кормилица» (С. Баруздин) |
Ноябрь
Город и село
Деятельность | ||||
Познавательная | Игровая | Трудовая | Продуктивная | Художественно-речевая |
• Занятия «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом». • Беседа о труде хлеборобов. | • Дидактические игры «Город - село», «От зернышка до булочки», «Так бывает или нет?», «Где ты живешь?», «Посылка из деревни». | • Наблюдение за трудом повара, выпекающего хлебобулочные изделия. • Наблюдение за трудом мамы и бабушки, пекущих пироги, блинчики дома. • Наблюдение за работой продавца в хлебном магазине. • Наблюдение за разгрузкой хлеба в магазине. | • Рисование картин «Наша улица вечером», «Снег, снег кружится, белая вся улица», «Сельская улица». • «Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек». • Лепка «Щенок», «Козленок», «Цыпленок и утенок гуляют на поляне», «Кошка с котятами», «Утята на птичьем дворе». | • Песня «Строим дом». • Прослушивание записей народных мелодий. • Театрализованные игры «Гости из колхоза», «Встреча с милиционером». Приключения «Москвичка». |
Художественная литература | «Моя улица» (С. Михалков), «Что я видел» (Б. Житков), «Все здесь» (Я. Тайц), «Хлебушко» (С. Погореловский), «Отличные, пшеничные» (Я. Аким), «Хлеб» (П. Качанов), «Пекарь» (Г. Люшнин). |
Декабрь
Транспорт нашего города
Деятельность | ||||
Познавательная | Игровая | Трудовая | Продуктивная | Художественно-речевая |
• Занятия: «Общественный транспорт», «путешествие к близлежащим достопримечательностям». • Сравнение автобуса и трамвая. • Наблюдение за светофором. • Слушание рассказов о транспорте. • Целевая прогулка по улице. • Рассматривание грузового автомобиля, игрушечного транспорта, картины «Улицы города». • Наблюдение за работой транспорта. • Рассматривание картины «Шофер» из серии «Кем быть?». • Просмотр диафильма «Мы едем, едем, едем…». | • Подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили». • Дидактические игры «Вагончики и пассажиры», «Что нужно для поездки?», «На воде, в воздухе, на земле», «Подбери груз к машине», «На чем я путешествую?», «Светофор», «Трудные виражи». | • Наблюдение за трудом шофера. • Беседа с шофером детского сада. | • Рисование «Автобус», «Машина едет по дороге», «Самолеты летят сквозь облака», «Паровозик». • Аппликации на тему: «Веселый автобус», «Морское путешествие», «Теплоход», «Автобусы», «Лодочка», «Паровоз с вагончиками». • Конструирование (из бумаги) разных видов транспорта. • Конструирование транспорта из строительного материала. | • Песни «Наш автобус голубой», «На автобусе по городу» (муз. В. Агафоникова, сл. В. Викторова), «Песня дорожных знаков», «Наш город» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука). • Инсценировка с правилами дорожного движения. • Досуг «Знай правила дорожного движения». |
Художественная литература | «Шагая осторожно» (С. Михалков), «Светофор», «Песенка о светофоре», «Кто храбрей» (М. Пляцковский), Загадки о транспорте, сказка «Почему автомобиль урчит», «Велосипедист» (С. Михалков), «Скверная история» (В. Головков), «мяч» (А. Северный), «Самокат», «Светофор» (И. Лешкевич), «Я тоже буду шофером» (Э. Мошковская). |