Файл: Дипломная работа по специальности 49. 02. 01 Физическая культура код и название специальности по теме.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности 49.02.01 Физическая культура
код и название специальности
по теме ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Разработал обучающийся ФК - 41
__________ Гапошин Сергей Евгеньевич
подпись расшифровка подписи
20 мая 2023
Руководитель дипломной работы _________ Шибаева Анна Петровна
подпись расшифровка подписи
23 мая 2023
Нормоконтроль ___________ Шибаева Анна Петровна
подпись расшифровка подписи
23 мая 2023
Рецензент ____________ Тихонова Галина Серафимовна
подпись расшифровка подписи
25 мая 2023
Серпухов, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Теоретическое обоснование применения методов обучения на уроках физической культуры………………………………………………………………..6
1.1 Сущность методов обучения, их классификация…………………………….6
1.2 Характеристика общедидактических методов обучения …………..…...…..12
1.3 Условия выбора эффективных методов обучения физической культуре…..20
Глава 2. Методика применения специфических методов обучения на уроках физической культуры……………………………………………………..………..23
2.1 Применение методов строго регламентированного упражнения…….…….23
2.2 Использование игрового метода на уроках физической культуры……….. 28
2.3 Эффективность применения соревновательного метода …………………34
2.4 Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся……………………………………..….41
2.5 Повышение эффективности уроков физической культуры через применение активных методов физического воспитания…………………………...................48
Заключение……………………………………………………………….................54
Список литературы…………………………………………………………..……..55
Приложение ……………………………………………...…………………………58
ВВЕДЕНИЕ
Перспективные задачи совершенствования физического воспитания выражены в постановлениях, в которых указывается важность укрепления здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины, в возрастании значения физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь [1, 2]. Указывается на необходимость поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом развитии, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни. Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требует глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в образе жизни детей школьного возраста, так как именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчиво сохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физического совершенствования.
В настоящее время очень важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы обучения.
Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Процесс физического воспитания требует, чтобы педагог знал и учитывал возрастные особенности обучаемых. На основе этих особенностей конкретизируются задачи обучения, уточняются средства и методы их решения, определяются нагрузки на организм школьников.
Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека. Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике. В
соответствии с вышесказанным можно сделать вывод, если педагог правильно подберёт и будет грамотно в своей практике использовать общедидактические и характерные именно для процесса физического воспитания методы обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, воспитуемые будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, полноценно развитыми личностями.
В ходе реализации задач физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств. В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности - это метод регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод; словесный и сенсорный методы.
Цель работы: показать эффективное использование методов физического воспитания на уроках физической культуры.
Объект исследования – процесс обучения физической культуре.
Предмет исследования - процесс эффективного использования методов физического воспитания на уроках физической культуры.
Для достижения цели были рассмотрены следующие задачи:
- раскрыть сущность методов обучения, их классификацию;
- дать характеристику общедидактических методов обучения;
- рассмотреть условия выбора эффективных методов обучения физической культуре;
- показать роль игровых методов на уроках физической культуры;
- раскрыть эффективность применения соревновательного метода;
- рассмотреть метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся;
- показать влияние активных методов обучения на повышение эффективности уроков физической культуры.
В данной работе использовались методы научно - педагогического исследователя: анализ и синтез информации из различных учебно-методических источников и Интернет-ресурсов, наблюдение, моделирование.
Данная дипломная работа состоит из введения, главы 1 «Теоретические обоснование методов обучения», главы 2 «Методика применения специфических методов обучения на уроках физической культуры», заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Метод обучения (от греч. "методос" - путь) - это путь или способ реализации целей. Методы обучения являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач образовательного процесса. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений для формирования физических качеств. Обычно методы обучения рассматривают как способы воздействия на сферы человека с целью выработки у них определенных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в развитии качеств личности воспитанников. В педагогической и методической литературе существуют разные определения методов. Чаще всего понятие «метод» определяют как путь достижения поставленной педагогической цели; определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач; определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели и др. [15, c.28]. По мнению Ю.К.Бабанского, методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. Коджаспирова Г. М. дает следующее определение: «Методы обучения это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержание образования. развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения» [15, с. 28].
Несмотря на некоторые различия в понимании категории «метод», можно выделить ряд общих существенных признаков, присущих многим из этих определений: любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности; достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность которых определяется субъектом деятельности; метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели; всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.; в методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов действий; применение метода должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели, т.е. к намеченному результату [16, c.36].
Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «метод» в самом общем виде можно определить следующим образом: метод обучения - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и
формирование свойств личности [13, c.12]. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения.
Классификация методов обучения - это выстроенная по определенному признаку система методов. Она помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их наиболее эффективному применению. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве нескольких сторон методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются четыре группы методов воспитания: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы самовоспитания. Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Чтобы облегчить проблемы выбора, методы необходимо сравнивать по эффективности. А чтобы сравнивать, нужно посмотреть, сколько их есть, объединить в группы. Этому способствует классификация, цель которой – упорядочение методов обучения. В зависимости от того, какой признак метода берется за основу, появляется та или иная классификация. По каждой из них методы можно группировать в системы. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).