Файл: Дипломная работа по специальности 49. 02. 01 Физическая культура код и название специальности по теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.3 УСЛОВИЯ ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

2.3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Соревновательный метод позволяет стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств. Соревновательный метод используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится; кто точнее попадет на планку и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, курсовки, контрольные, квалификационные состязания).Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях — наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрениедостигнутых успехов и т.д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а, следовательно, и для развития соответствующих качеств. Сознательное выполнение правил и требований, которые предъявляются к занимающимся в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, умению сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированными. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений. Именно поэтому эффективность соревновательного метода достигается за счет умелого использования его педагогом. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола,возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся и других факторов.Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности "для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью соревнующихся главным образом путем предварительного инструктирования.Непосредственно по ходу состязаний он может вносить лишь некоторые коррективы, но далеко не всегда (правила состязаний в ряде видов спорта: бокс, борьба и др., вообще исключают такое вмешательство).Одним из ценных приемов соревновательного метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста достижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов [6, c.83]. Каждый урок физической культуры начинается с подготовительной части, т. е. на уроке физкультуры все начинается с построения учащихся. В этой части урока дается задание на перестроение по времени (кто быстрее по отделениям), строевые и порядковые упражнения на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок). Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются в качестве выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Для этого используются следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных или девочек строю напротив мальчиков. Дети наглядно следят за выполнением упражнений друг друга, учатся друг у друга, что положительно сказывается на технике выполнения общеразвивающих упражнений, особенно с предметами. Далее в подготовительной части урока обязательно даю упражнения в движении – такие, которые будут способствовать выполнению более соревновательный метод в занятиях физической культурой применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания). Основная, определяющая черта соревновательного метода – конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода. Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. п.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают.).В ходе использования соревновательного метода решаются разнообразные педагогические задачи: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.) Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства. В основной части урока решается главная задача – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Четкое объяснение техники выполнения любого упражнения и правильный показ учителем обязательны (особенно если урок ведется в начальном и среднем звене). В более старших классах учитель может опираться на хорошо подготовленного ученика, который может правильно осуществить показ упражнения после методически правильного объяснения преподавателя. Необходимо так преподнести задание ученику, чтобы произошло правильное его осмысление. Затем идет распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапное обучение от простого к сложному. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Проводится соревнование: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, предлагается детям соревнование в теоретических знаниях, например: в умении объяснить технику основного упражнения, изученного на уроке. Итак, я стараюсь оценить на уроке всех учащихся или большинство. Если ребята выполняют задания верно, то идет переход к новому по схеме-модели. Если кто-то не смог выполнить задание, идет исправление ошибок с показом и разбором учителя или ученика, освоившего упражнение в совершенстве. Достичь двигательной активности (деятельности) ребятам помогает соревновательный метод, присутствующий во всех разделах учебной программы «Физическая культура». Например, в разделе «Гимнастика». Соревноваться в гимнастике можно так же успешно, как и в других видах физической подготовки. Можно разделить класс на отдельные команды и провожу соревнование на лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг друга. Соревнования можно провести в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, или без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования. При выполнении общеразвивающих упражнений команды соревнуются в количестве упражнений за определенный промежуток времени на месте и в движении. Например, даю задание: кто раньше выполнит 10 наклонов, отжиманий, приседаний, какая команда в сумме больше выполнит наклонов, отжиманий и т.д. Общеразвивающие упражнения включаю в эстафеты. После передвижения на одной, двух ногах, через определенное количество шагов ученики должны выполнять какие-либо упражнения без нарастающего итога и с нарастающим итогом в арифметической прогрессии, после чего могут передвигаться к своей колонне, передавая эстафету следующему учащемуся. При выполнении комплексов провожу соревнование как по качеству выполнения, так и по синхронности. К судейству привлекаю самих учащихся. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются не только в исполнении самих упражнений, но также оценивается подход к снаряду и отход от него. В заключительной части урока кроме подвижных игр эффективно применение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением. В разделе «Легкая атлетика» можно также использовать соревновательный метод. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет мне скучную монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной. На уроке дается учащимся следующее задание: бег с определением лидера, меняю возрастание объема и интенсивности физической нагрузки в соревновании или игре; провожу соревнования в условиях, приближенных к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня; поощряю учащихся в разнообразии применения технических приемов, а также способов выполнения задания. Регулярно поощряю не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших улучшить свои личные результаты. Широко используется соревновательный метод в ходе спортивных игр. На первый взгляд может показаться, что роль соревновательного метода в освоении спортивных игр незначительна и его использование малоэффективно, так как спортивные игры очень эмоциональны и содействуют физическому развитию учащихся сами по себе. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств. Для этого я включаю элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты (пятнашки мячом, броски на технику, попадание в цель, набивание, переноска мячей, передачи). Задания усложняю. Меняю игры: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч» и т.д. Также, изучая каждую спортивную игру в отдельности, подбираю соревновательного задания, способствующие развитию определенных умений и навыков. Применение соревновательного метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное – решить основную проблему двигательной активности учащихся любого возраста и пола. Конспект урока физической культуры с использованием соревновательного метода представлен в Приложении 3.2.4 МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Метод круговой тренировки - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм — силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз. Название такой тренировки — «круговая» — чисто условное.Выделяют несколько вариантов круговой тренировки: по методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой выносливости; по методу экстенсивного интервального упражнения. Применяется для совершенствования обшей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т.д.; по методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости; по методу повторного упражнения.Его предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной выносливости.Для проведения круговой тренировки заранее составляется комплекс упражнений; определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»); на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения; устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию; на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными. Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные, общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков.В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10—12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью — не более 6—8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства и пр.). Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения [9, c.77].Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную деятельность. Итак, основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование и лишь приблизительная программа действий. Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса. На уроках используются снаряды, которыми оснащены большой (игровой) и малый [гимнастический] спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока. Другое преимущество: ученикам достаточно один раз “пройтись” по всем снарядам [станциям], чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку.На уроках также используется наглядное пособие – контрольные карточки, карточки для работы по станциям. Такие карточки комплектуются по отдельным темам. Большинство упражнений, включенных в карточки, уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с учащимися.Работая по методу круговой тренировки, должны учитываться возрастные особенности учащихся. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом. В настоящее время в практике работы с детьми принята следующая возрастная периодизация [по Фомину Н.А.], охватывающая сроки обучения их в школе: 7 лет – конец периода первого детства; 8-11 лет [девочки], 8-12 лет [мальчики] – период второго детства; 12-15 лет [девочки], 13-16 лет [мальчики] – подростковый возраст; с 16 лет у девочек и 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст, которым и заканчивается школьный возрастной период. Дети младшего школьного возраста обладают слабым качеством – быстрота, обладают низкими показателями мышечной силы. Дети этого возраста более расположены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям. В этом возрасте широкое применение находят прыжковые упражнения. Например, прыжки через препятствия с опорой на него, акробатические упражнения [наклон вперед, касаясь ладонями пола].Работая с детьми данного возраста, широко используется метод круговой тренировки. Организуется такой метод работы с помощью учебных карточек [“Веселые человечки”, приложение №1], на которых схематично изображены задания и указан номер станции. Такой подход к организации урока помогает сократить время на подготовку рабочих мест, а также на объяснение упражнений. Облегчает обучение последовательности выполнения [сверху вниз] общеразвивающих упражнений. Организуя уроки по методу круговой тренировки, используются ранее разученные упражнения, и только на одной станции дается новое упражнение, которое объясняется и показывается учителем перед распределением детей по станциям. В ходе урока учитель выполняет страховку именно на станции с новым упражнением, параллельно контролируя выполнение заданий на других станциях. Для распределения детей по станциям используется расчет по количеству станций, начиная с первого класса. В каждой группе назначается старший, задача которого следить за соблюдением дистанций, правильности выполнения, дисциплины, как правило, это наиболее физически развитый учащийся, обладающий дисциплиной и хорошими организаторскими способностями. Проводя уроки в начальной школе можно добиться большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям, благодаря проведению упражнений поточно по методу круговой тренировки. Для вводной части урока тщательно подбираются упражнения на формирование осанки, укрепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника и стопы, стимулирование роста костей развитие опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, совершенствование функций вестибулярного аппарата. При этом упражнения в комплексе располагаются по возрастающей нагрузке. Начиная с упражнений, характерных для горизонтальных положений тела, где задействованы крупные мышцы спины, груди, живота, далее – тазового пояса, ног. Далее следуют упражнения, требующие вертикального положения тела. Затем переход к упражнениям, включающим в себя ходьбу, подскоки, прыжки – к движениям более быстрым, чем предыдущие, взрывным. Применение бега или подскоков в начале занятия крайне нежелательно, поскольку резкое повышение нагрузки негативно воздействует на организм ребенка, сердечно-сосудистую систему и мозг. Многие двигательно-координированные задачи решаются на уроках с помощью подвижных игр. С учетом этих требований используются комплексы упражнений для 1-4-х классов. Уроки физической культуры с использованием метода круговой тренировки представлен в Приложении 5.В 5-9-х классах уроки выстраиваются с учетом возрастных особенностей. К 14-15 годам несколько снижается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений, т.к. в этом возрасте снижается прирост быстроты. На уроках легкой атлетики, для развития скоростных качеств используются технически несложные упражнения, позволяющие обратить внимание учащихся на быстроту выполнения. Например, бег на дистанцию 30-60 метров с предельной скоростью. Оптимальная нагрузка – 2-4 повторения через 20-30 секунд в двух сериях, интервалы между сериями 60-90 секунд. ЧСС после выполнения двух серий 170-180 ударов в минуту. Для развития скоростно-силовых качеств используются упражнения, которые требуют проявления скоростных и скоростно-силовых качеств, выполняются в максимально возможном темпе. Продолжительность одноразовой нагрузки составляет от 10 до 25 секунд или в двух- трех сериях с интервалами отдыха 45-60 секунд между ними [ЧСС в зависимости от нагрузки -110-180 ударов в минуту]. Это такие упражнения как прыжок в длину с места, прыжки в приседе. К подростковому и, в особенности к юношескому возрасту создаются благоприятные условия для развития силы и выносливости. Для развития силовых качеств используются преимущественно упражнения динамического характера, локального, регионального и общего воздействия на основные мышечные группы. Величина нагрузки в основном составляет 10-12 повторений в 2-3 сериях с интервалами отдыха между ними 40-60 секунд [ЧСС до 140-170 ударов в минуту]. Это такие упражнения как: сгибание, разгибание рук в висе [в висе лежа – девочки], в упоре лежа, упражнения с гирями. Все эти упражнения варьирую в зависимости от уровня физической подготовки учащихся. Например, сгибание, разгибание рук в упоре лежа на повышенной опоре – для учащихся со слабой физической подготовкой, а сгибание, разгибание рук в упоре лежа от пола – для учащихся с высоким уровнем физической подготовки. Для развития выносливости использую такие упражнения как прыжки через гимнастическую скакалку, бег на длинную дистанцию. Упражнения для развития физических качеств необходимо использовать в следующей последовательности: в начале основной части урока должны быть предусмотрены упражнения для развития быстроты, затем – силы и выносливости. Хотя в зависимости от поставленных задач урока силовые упражнения могут выполняться раньше скоростных. Все вышеназванные упражнения направлены на всестороннее развитие физических качеств, время, отведенное в каждом уроке на них, составляет 10-15 минут, а для старших классов 18-20 минут.Проводя уроки по разделу “Гимнастика”, используется работа группами по методу круговой тренировки. В каждой группе назначается старший [наиболее подготовленный учащейся] и даются комплексы из 4-5 упражнений. Для мальчиков и девочек комплексы упражнений формируются согласно программным требованиям. По разделу “Гимнастика” формируются комплексы упражнений [Приложение №8], с помощью которых осуществляется подготовка к акробатическим упражнениям, опорным прыжкам, висом и упорам. Такой подход позволяет обхватить большой объем учебного материала на уроке и способствует воздействию на различные группы мышц.В ходе уроков по разделу “Спортивные игры” ошибочно формировать программы “урока обучения”, “урока закрепления”, “урока повторения”. В ходе уроков данного раздела реализуются задачи обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания – все в едином комплексе при этом обучения должно быть “каскадным”: одни двигательные действия только начинают развивать, другие – совершенствуют, третьи – автоматизируют.Поскольку учебный материал в данном разделе дети усваивают не одинаково и уже на первом году занятий выявляются ученики с разной степенью подготовленности, нецелесообразно откладывать на потом работу по устранению недостатков в технике отстающих. Ставя общую задачу урока для всего класса, желательно определить задачи как для более подготовленных, так и для отстающих учеников. Дифференцированное обучение можно проводить во время работы по станциям, сформировав группы по их подготовленности и комбинируя круговую тренировку с конкретными заданиями для каждой группы. Эта форма занятий позволяет повысить плотность урока и больше времени уделять каждому ученику. Работа по станциям проводится в виде круговой тренировки, сформировав группы с учетом подготовленности учеников, предлагаются им упражнения разной степени сложности. В работе со слабыми учениками, помимо детских надувных мячей или мячей из баскетбольных камер, можно использовать обычные воздушные шары, которые, как раздаточный материал лучше использовать только при работе по станциям, где их потребуется не более 4 -6 штук.Интересно и разнообразно выстраиваются уроки лыжной подготовки методом “круговой тренировки”. Все организационные вопросы решаются в школе или во время передвижения к месту занятия. Важно умело расположить станции, учитывая при этом рельеф и конкретные задачи. “Круговая тренировка” на учебной лыжне предусматривает наличие участка для учебной лыжни, изучение рельефа местности и подбор станций для проведения занятий, предварительный разбор и изучение станций перед практическим занятием.Примерный комплекс упражнений для “круговой тренировки” по лыжной подготовке [Приложение №10].Конспект урока физической культуры с использованием метода круговой тренировки представлен в Приложении 4.2.5 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯТворческий талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему или задачу.  В учебном процессе помимо стандартных методов используются нестандартные методы обучения.    Итак, современная школа ориентируется и предполагает деятельность творческую, связанную с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационных сфер ребёнка. Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет цель углубленно расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребёнка.   Нестандартные методы на уроке – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она развивает у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме оригинально мыслить и само выражаться. На таких занятиях учащиеся не просто развиваются, а пытаются донести с помощью нестандартного инвентаря вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей. А внедрение новых технологий в учебный процесс позволяет придумывать новые нестандартные уроки. При проведении занятий нужно избегать штампов и стандарта, использовать элементы нового, которые оживляют занятия. Например, строить учащихся по диагонали, а также в две шеренги или на новом месте.    Общеразвивающие упражнения на месте ученики выполняют неохотно. Поэтому нужно проводить разминку в движении, с различными предметами, в парах, разминка командная, круговая, угловая, по диагонали, дугами, звездочкой,  индивидуальная, классом по очереди и чаще всего под музыкальное сопровождение.      Ритмическая гимнастика является общедоступным, высокоэффективным эмоциональным видом спорта и видом оздоровительной физической культуры. Кроме этого, она способствует повышению физической работоспособности, создает ощущение физического и психического расслабления, развивает чувство ритма и темпа, грациозность, элегантность и дает занимающимся возможность чувствовать себя увереннее и сильнее, а чувство удовлетворенности повышает интерес к занятиям, благодаря чему волевые усилия не ослабевают, а укрепляются и все это приводит к ситуации успеха на уроке.    Нетрадиционные методы на уроках надо ввести в систему и тогда полезность их будет видна, случайно проведённые уроки не дадут полной отдачи. Надо экспериментировать, больше давать детям самостоятельности, это помогает им преодолеть страх при выполнении сложных физических упражнений, даже тех, которые они часто, не могут сделать по заданию учителя. Такие уроки не только позволяют ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал, но содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка и прививает им любовь к систематическим занятиям физкультурой и спортом.Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности. Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. Активные методы обучения выступают в том случае, когда максимально повышается уровень познавательной активности, развивается стойкий познавательный интерес. Данная технология (активные методы обучения) стимулирует познавательную деятельность, которая строится на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Ничто так не формирует УУД как использование активных методов обучения на уроках физкультуры. Например, в 1 классе в начале урока, вместо традиционного приветствия детей, можно начинать урок с метода: «Физкульт – привет», можно настроить детей на сотрудничество, работу в команде, заряжаю их позитивной энергией и положительными эмоциями. Детям это очень нравится, и если следующий урок начинаю, традиционно ученики напоминают и просят «Физкульт-привет». Так же заканчиваю урок методом «Физкульт-ура», с похожей технологией. Для снятия усталости и напряжения применяю метод «Электрическая цепь». Знакомство первоклассников со спортивными играми, можно провести методом «Страна многообразия мячей». Для перестроения учащихся в четыре команды, можно использовать метод «Периметр»- не обычно, оригинально. Метод «Оценка соседу», учит оценивать друг друга, видеть ошибки, рассуждать. Все активные методы обучения очень гибкие, их можно применять во всех классах, в разных условиях и возрастных группах, а так же для работы с детьми с разными психологическими особенностями. Учитель физической культуры могут использовать различные активные методы обучения.Метод «Электрическая цепь». Учащиеся стоят в двух командах, взявшись за руки ,команды расположены лицом друг к другу, в центре зала лежит мяч, учитель держит за руки первых участников, в какой то момент учитель, одновременно, сжимает руки обеим ученикам, посылая «импульс» по командам, задача учащихся точно так же передать «импульс» до последнего ученика, последний должен быстро взять мяч в руки, показывая чья команда вперёд закончила задание. Всё упражнение выполняют молча.Метод «Страна многообразия мячей». Учащиеся построены в колонну по 4, учитель предлагает задания с разными мячами. Первое задание перенести мяч: второе-катить мяч ногой; третье- катить мяч рукой; четвёртое- перенести теннисный мяч на ракетке; пятое- добежать до мяча, с закрытыми глазами определить какой это мяч(баскетбольный, волейбольный, футбольный), мячи постоянно меняют помощники- освобождённые, выполнив все задания, подведём итог, какие спортивные игры мы узнали? Дать домашнее задание, узнать правила этих спортивных игр.Метод «Периметр». Учащиеся рассчитываются на 1,2,3,4, далее 1е перебегают на одну сторону площадки, 2е на другую, 3е на третью сторону, 4е стоят на месте. Обозначить линии куда встают ученики по периметру.Метод «Оценка соседу». Учащиеся стоят в кругу, учитель предлагает ученикам оценить работу на уроке «соседа» слева, проговаривая только положительную сторону, какую оценку бы поставил, почему?Конспект урока с использованием нестандартных активных методов физического воспитания представлен в Приложении 5.Таким образом, каждый педагог должен соблюдать общие требования к методам обучения. Целесообразность применения того или иного метода в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований:1. Соответствие поставленной задаче обучения. Отсутствие конкретных задач не позволяет правильно подобрать и методы обучения. 2. Обеспечение воспитывающего характера обучения. Каждый выбранный метод должен оцениваться не только с точки зрения обеспечения эффективности процесса обучения данному двигательному действию, но и с позиции требований задач коммунистического воспитания.3. Применение методов должно опираться на соответствие и реализацию всей системы принципов обучения. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом. 4. Соответствие специфике учебного материала. Существует определенная зависимость методов обучения от вида физических упражнений. В некоторых случаях целесообразно ограничиться только методами слова, в других, при более сложных заданиях, придется прибегнуть и к методу показа. Игровые, гимнастические, спортивные и туристические упражнения не имеют собственных методов обучения. Они одинаковы для всех видов физических упражнений. Вместе с тем, каждый из этих видов в какой-то мере склонен к использованию одних методических приемов и в меньшей мере к использованию других. И конечно, чем такая зависимость теснее, тем результат обучения может быть лучше.5. Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учеников. Например, для хорошо подготовленных учеников при изучении некоторых двигательных действий нецелесообразно использовать метод разучивания по частям, а менее подготовленным придется начать освоение этого действия с подводящих упражнении. 6. Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учителя. Разумеется, каждый педагог должен владеть всеми методами обучения в полном объеме. 7. Соответствие условиям занятий. Например, обучая лазанью по канату и располагая при этом двумя-тремя канатами, было бы нерационально использовать метод разучивания в целом. В данном случае плотность занятия была бы очень низкой. Учитель должен продумать и применение методов слова в зависимости от акустических свойств зала, размеров площадки.8. Разнообразие методов. Ни один из методов не может быть признан единственным и основным, универсальным. При разнообразных методах достигаются большие успехи в обучении. Следует помнить, что не существует плохих методов. Каждый метод обучения по-своему хорош. Делают же их плохими неграмотные учителя. То, что эффективно действует в одних педагогических ситуациях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным, в других. Вот почему в педагогическом процессе необходимо использовать системы методов обучения. В этих системах максимально должны использоваться сильные стороны методов и нейтрализоваться слабые. Это положение находит подтверждение в практике учебно-воспитательной работы, когда показ сочетается с объяснением, а объяснение включает описание, указание и т.д. Методов, одинаково пригодных для всех занимающихся и для всех условий работы, не существует. Возведение какого-либо метода в универсальный ограничивает творческую инициативу учителя, не позволяет использовать все возможности учеников. Эта мысль образно выражена П.Ф Лесгафтом: «Можно сказать: «Метод – это я». Способ заключается в том, что образованный и понимающий педагог сам вносит в свое дело».ЗАКЛЮЧЕНИЕМетоды обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учащихся и педагогов, направленные на решение задач учебно-воспитательного процесса. Таким образом, методы обучения - совокупность способов и приемов педагогической работы для развития каких-либо навыков, умений и качеств учащихся, их корректировки и совершенствования.Физическое развитие происходит гармонично при условии реализации описанных выше механизмов формирования физических качеств путем адекватной систематической психофизической нагрузки в виде специально подобранных упражнений, игр и других учебно-методических мероприятий.Наиболее сильно влияют на повышение уровня физической подготовки школьного возраста методы, формирующие его сознание. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.По итогам работы, цель работы: показать эффективное использование методов физического воспитания на уроках физической культуры, была успешно достигнута, путём решения следующих задач.Была раскрыта сущность методов обучения, их классификация, дана характеристика общедидактических методов обучения, рассмотрены условия выбора эффективных методов обучения физической культуре, показана роль игровых методов на уроках физической культуры, раскрыта эффективность применения соревновательного метода, рассмотрен метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Ашмарин Б. А. Педагогика физической культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.А.Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. – Санкт Петербург : ЛГОУ, 2019 г. 2. Бальсевич В. К. Обучение спортивным движениям / В.К. Бальсевич, В.А Запорожанов. – Киев, 2018 г. 3. Бернштейн А. Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / А.Н. Берхнштейн. – Москва, 2018 г.4. Благуш П. К. О теории тестирования двигательных способностей / П.К. Благуш. – Москва : Физкультура и спорт, 2019 г. 5. Боген М. М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – Москва : Физкультура и спорт, 2019 г. 6. Булкин В. А. Развитие силы и быстроты у подростков, средствами и методами физического воспитания / В.А. Булкин. – Москва : Академия, 2019 г. 7. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2018 г. 8. Вишнева, Л.В. Цель деятельности и освоения двигательных действий / Л. В. Вишнева. – Физкультура в школе, 2019 г. 9. Горшенков С. С. Развитие двигательной функции детей и подростков под влиянием занятий спортом в секции общей физической подготовки / С. С. Горшенков. – Москва, 2019 г. 10. Гужаловский А. А. Основы теории и методики физической культуры / А. А. Гужаловский. – Москва: Физкультура и Спорт, 2018 г. 11. Дмитриев С. В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия / С.В. Дмитриев. – Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 2018 г. 12. Донской А. А. Законы движений в спорте / А.А. Донской. – Москва: Физкультура и спорт, 2018 г. 13. Железняков А. Г. Исследование комплексного подхода в развитии физических способностей подростков / А.Г. Железняков, Н.А. Князев, А.Н. Гонтаренко / Физкультурное образование: научно-методический журнал, 2020 г. 14. Каледин С. В. Рациональное чередование упражнений развития быстроты, силы и выносливости в занятиях с подростками / С. В. Каледин, Г.С. Ласин, И.А. Щербакова // Проблемы юношеского спорта. – Москва: Физкультура и спорт, 2019 г. 15. Качашкин В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2018 г. 16. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебное пособие для студентов вузов / Ю.Ф. Курамшина. – Москва: Советский спорт, 2019 г.17. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям /А.Н. Лапутин. – Киев, 2020 г. 18. Мазнеченко В. Д. Обучение движениям (двигательным действиям): Теория и методика физического воспитания / В. Д. Мазнеченко. – Москва, 2021 г. 19. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов вузов /Л.П. Матвеев. – Москва: Физкультура и Спорт, 2018 г. 20. Матвеева Л. П. Введение в теорию физической культуры / Л. П. Матвеева. – Москва: Физкультура и Спорт, 2021 г. 21. Мейксона Г. В. Оценка техники движений на уроках физической культуры / Г. В. Мейксона, Г. П. Богдановой. – Москва: Просвещение, 2018 г. 22. Семенов Г. А. Двигательные качества человека и методика их развития и проверки / Г.А. Семенов // Теория и практика физической культуры. – Москва, 2019 г. 23. Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: сб. науч. труд. – Санкт Петербург, 2020 г. 24. Фомин В. А. Возрастные основы физического воспитания / В. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва, 2021 г. 25. Шитикова Г. Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: учебное пособие / Г.Ф. Шитикова. – Санкт Петербург, 2021 г. ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1. Таблицы «Методы обучения физической культуре».Приложение 2. Конспект урока физической культуры с использованием методов строго регламентированного упражнения Приложение 3. Конспект урока физической культуры с использованием игрового метода физического воспитанияПриложение 4. Конспект урока с физической культуры использованием соревновательного метода физического воспитанияПриложение 5. Конспект урока физической культуры с использованием метода круговой тренировки Приложение 6. Конспект урока физической культуры с использованием активных методов физического воспитанияПриложение 7. Выступление на школьном методическом объединении учителей физической культуры на тему «Активные методы обучения физической культуре»Приложение 8. Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей физической культуры на тему «Активные методы обучения физической культуре»Приложение 9. Буклет «Активные методы обучения физической культуре»Приложение 1. Таблицы «Методы обучения физической культуре» Приложение 2.Конспект урока физической культуры с использованием методов строго регламентированного упражненияТема урокаː Передача мяча в баскетболе из-за головы, от груди и от плеча Тип урока: Комбинированный Задачи урока:1. Обучать детей коллективной игре, умению видеть и понимать партнеров и соперников.2. Формировать двигательные умения и навыки выполнения упражнений с волейбольным мячом 3. Воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма, пропагандировать ЗОЖ.Планируемые результаты:Предметные: Совершенствовать двигательные действия на основе правил игровых заданий. Совершенствовать строевые упражнения. Закреплять понятия двигательных действий. Укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств. Метапредметные: Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное УУД). Развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний. Формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Развивать умения выполнять упражнения на гимнастической скамье на высоком качественном уровне. Личностные: 1. Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. 2. Формировать мотивацию учебной деятельности.Время проведения:25.03.2022гМесто проведения: Спортивный залИнвентарь и оборудование: Свисток, мячи, баскетбольный щит и кольцо

Приложение 3.Конспект урока физической культуры с использованием игрового метода физического воспитанияТема урокаː Обучение техники одновременно одношажного хода Тип урока: КомбинированныйЗадачи урока:1. Обучить детей технике выполнения одновременно одношажного хода2. Развитие координации движений и ловкости, чувства мяча.3. Воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма, пропагандировать ЗОЖ.Планируемые результаты:Предметные: 1. Совершенствовать двигательные действия на основе правил игровых заданий.2. Совершенствовать строевые упражнения.3. Закреплять понятия двигательных действий.4. Укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств.Метапредметные:1. Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное УУД).2. Развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний.3. Формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные:1. Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.2. Формировать мотивацию учебной деятельности.Время проведения:28.01.2022гМесто проведения: Учебная площадкаИнвентарь и оборудование: Лыжи, секундомер и палки


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности 49.02.01 Физическая культура

код и название специальности

по теме ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Разработал обучающийся ФК - 41
__________ Гапошин Сергей Евгеньевич

подпись расшифровка подписи

20 мая 2023
Руководитель дипломной работы _________ Шибаева Анна Петровна

подпись расшифровка подписи

23 мая 2023
Нормоконтроль ___________ Шибаева Анна Петровна

подпись расшифровка подписи

23 мая 2023

Рецензент ____________ Тихонова Галина Серафимовна

подпись расшифровка подписи
25 мая 2023
Серпухов, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...........3

Глава 1. Теоретическое обоснование применения методов обучения на уроках физической культуры………………………………………………………………..6

1.1 Сущность методов обучения, их классификация…………………………….6

1.2 Характеристика общедидактических методов обучения …………..…...…..12

1.3 Условия выбора эффективных методов обучения физической культуре…..20

Глава 2. Методика применения специфических методов обучения на уроках физической культуры……………………………………………………..………..23

2.1 Применение методов строго регламентированного упражнения…….…….23

2.2 Использование игрового метода на уроках физической культуры……….. 28

2.3 Эффективность применения соревновательного метода …………………34

2.4 Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся……………………………………..….41

2.5 Повышение эффективности уроков физической культуры через применение активных методов физического воспитания…………………………...................48

Заключение……………………………………………………………….................54

Список литературы…………………………………………………………..……..55


Приложение ……………………………………………...…………………………58
ВВЕДЕНИЕ
Перспективные задачи совершенствования физического воспитания выражены в постановлениях, в которых указывается важность укрепления здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины, в возрастании значения физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь [1, 2]. Указывается на необходимость поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом развитии, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни. Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требует глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в образе жизни детей школьного возраста, так как именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчиво сохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физического совершенствования.

В настоящее время очень важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы обучения.

Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Процесс физического воспитания требует, чтобы педагог знал и учитывал возрастные особенности обучаемых. На основе этих особенностей конкретизируются задачи обучения, уточняются средства и методы их решения, определяются нагрузки на организм школьников.

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека. Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике. В

соответствии с вышесказанным можно сделать вывод, если педагог правильно подберёт и будет грамотно в своей практике использовать общедидактические и характерные именно для процесса физического воспитания методы обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, воспитуемые будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, полноценно развитыми личностями.

В ходе реализации задач физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств. В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности - это метод регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод; словесный и сенсорный методы.

Цель работы: показать эффективное использование методов физического воспитания на уроках физической культуры.

Объект исследования – процесс обучения физической культуре.

Предмет исследования - процесс эффективного использования методов физического воспитания на уроках физической культуры.

Для достижения цели были рассмотрены следующие задачи:

- раскрыть сущность методов обучения, их классификацию;

- дать характеристику общедидактических методов обучения;

- рассмотреть условия выбора эффективных методов обучения физической культуре;

- показать роль игровых методов на уроках физической культуры;

- раскрыть эффективность применения соревновательного метода;

- рассмотреть метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся;

- показать влияние активных методов обучения на повышение эффективности уроков физической культуры.

В данной работе использовались методы научно - педагогического исследователя: анализ и синтез информации из различных учебно-методических источников и Интернет-ресурсов, наблюдение, моделирование.

Данная дипломная работа состоит из введения, главы 1 «Теоретические обоснование методов обучения», главы 2 «Методика применения специфических методов обучения на уроках физической культуры», заключения, списка литературы, приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Метод обучения (от греч. "методос" - путь) - это путь или способ реализации целей. Методы обучения являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач образовательного процесса. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений для формирования физических качеств. Обычно методы обучения рассматривают как способы воздействия на сферы человека с целью выработки у них определенных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в развитии качеств личности воспитанников. В педагогической и методической литературе существуют разные определения методов. Чаще всего понятие «метод» определяют как путь достижения поставленной педагогической цели; определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач; определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели и др. [15, c.28]. По мнению Ю.К.Бабанского, методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. Коджаспирова Г. М. дает следующее определение: «Методы обучения это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержание образования. развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения» [15, с. 28].

Несмотря на некоторые различия в понимании категории «метод», можно выделить ряд общих существенных признаков, присущих многим из этих определений: любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности; достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность которых определяется субъектом деятельности; метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели; всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.; в методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов действий; применение метода должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели, т.е. к намеченному результату [16, c.36].


Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «метод» в самом общем виде можно определить следующим образом: метод обучения - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и

формирование свойств личности [13, c.12]. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения.

Классификация методов обучения - это выстроенная по определенному признаку система методов. Она помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их наиболее эффективному применению. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве нескольких сторон методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются четыре группы методов воспитания: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы самовоспитания. Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Чтобы облегчить проблемы выбора, методы необходимо сравнивать по эффективности. А чтобы сравнивать, нужно посмотреть, сколько их есть, объединить в группы. Этому способствует классификация, цель которой – упорядочение методов обучения. В зависимости от того, какой признак метода берется за основу, появляется та или иная классификация. По каждой из них методы можно группировать в системы. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).