Файл: Дипломная работа по специальности 49. 02. 01 Физическая культура код и название специальности по теме.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 286
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока физической культуры с использованием данных методов обучения представлен в Приложении 1.
2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Эффективным методом обучения на уроках физической культуры является игровой метод. Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания, и далее воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории, и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служит удовлетворению различных потребностей в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении и т.д. Однако одна из главнейших функций игры - педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов обучения и воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например, имитация охоты, трудовых, бытовых действий в элементарных подвижных играх), либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих (что особенно характерно для современных спортивных игр). Возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер, т.е. включает в себя различные двигательные действия: бег; прыжки; метания; броски и т. д. Иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий. Например, «фартлек» («беговая игра») — своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками.
В силу отмеченных особенностей игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
В большинстве игр воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности. Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность достижения игровой цели различными способами, постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще отсутствует. Оно имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного упражнения. Здесь программируется общая линия действий (с помощью сюжета, правил и тактического плана игры), в определенной мере регулируется и нагрузка (по времени игры, с помощью игровых снарядов, ограничением размеров площадки и другими кос венными путями). Но точность дозировки воздействий в игровом методе, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельное способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, Находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. Среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых в целях горманического развития современного человека, одно из ведущих мест занимают игры, особенно спортивные. Они относятся к числу самых распространенных и любимых видов физических упражнений у людей всего мира.
Спортивные игры - особая разновидность спорта. В нее входит большое количество игр, каждая из которых составляет самостоятельный вид спорта. Сегодня известно около 100 игр, по которым регулярно проводят спортивные состязания. Самые популярные из них включены в программу олимпийских игр. Уже на первых олимпиадах разыгрывалось звание олимпийских чемпионов в соревнованиях по теннису, гольфу. Сейчас соревнования проводятся по девяти видам игр - футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, хоккей, водное поло, хоккей на траве, теннис, настольный теннис - и предлагается дальнейшее расширение этой части олимпийской программы. Правомерность такого решения очевидна, поскольку спортивным играм принадлежит первое место по числу занимающихся.
Популярность спортивных игр объясняется рядом причин. Абсолютное большинство игр исключительно доступны. Для них не требуется дорогостоящий инвентарь, какие-то особые места занятий, а главное - нет необходимости в длительной предварительной подготовке для участия в соревнованиях. Игры отличаются особой привлекательностью. Для победы здесь мало одного физического превосходства. Победителем становится тот, кто проявит более высокий интеллект и сумеет найти путь к успеху не только при равенстве сил, но и при преимуществе соперника.
Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки.
Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах или коньках, ловко и результативно действовать в единоборствах и командных состязаниях. Если на уроке решается задача развития силы, то в него полезно включать игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и т.д.), с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, подъемы спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнерам по команде).
Для развития быстроты подбирают игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.
Для развития выносливости применяют игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры. Использование игрового метода можно проследить через весь курс физической культуры.
В беге на короткие дистанции ведущим звеном являются старт и стартовый разгон. Для совершенствования этих технических звеньев можно применить следующие игры: «Догнать-обогнать», «Круговая эстафета» и т.д. Для тренировки выносливости подходит игра «Гонка с выбыванием». Для развития прыгучести применяются игры «Челнок», «Удочка», «Кто дальше прыгнет» и т.д., для метателей игра «Перестрелка».
Баскетбол продолжает спортивный учебный год. Изучая на уроках технические приемы баскетбола, полезно совершенствовать их в игровых условиях. Этому помогают специально подобранные подвижные игры. Наиболее подходящими принято считать различные салки с мячом. Они способствуют развитию навыков передач мяча, ведение его без зрительного контроля, развивают быстроту мышления. Ребята учатся видеть площадку, следят за перемещением партнеров и соперников, учатся мгновенно принимать нужное решение. Для улучшения техники передачи мяча применяются игры «Передал – садись», передача мяча в стену на количество раз и т.д. Точность броска в кольцо с разных точек можно развивать при помощи игры «Космодром», линейных эстафет с броском мяча в кольцо.
В ходе изучения раздела « Гимнастика» есть также место для игр. Например, при изучении статических упражнений, можно применять игру «День – ночь», при этом, заранее оговорив позу
, которую ребята должны принять. Изучая «гимнастический мост» можно сыграть игру «Ручеек». При подтягивании, лазании считаю уместным включать игры, связанные с развитием силовых способностей: игры с перетягиванием, с переноской партнера.
Третья четверть начинается лыжной подготовкой. Изучение и совершенствование лыжных ходов требует многократного однообразного выполнения упражнений, что в последствии надоедает ученикам, и тут на помощь приходит игровой метод. Задаю ребятам задание пройти тренировочный круг с соблюдением техники и сосчитать количество шагов. На следующем круге советую выполнять толчок посильнее, одноопорное скольжение длиннее и как следствие количество шагов уменьшается, чего и требовалось добиться от учащихся. При торможении «плугом» отчеркиваю линию и объявляю, что дальше линии начинается «пропасть». Задача: начать торможение от отметки и закончить перед «пропастью». Данное изучение торможения значительно повышает работоспособность учеников. Даже такое привлекательное занятие, как спуск с горы со временем начинает казаться скучным. В этом случае я предлагаю ребятам разложить варежки вдоль трассы и на спуске подбирать свои вещи на ходу, и обучение проходит на высоком эмоциональном уровне. Еще на уроках использую различные виды эстафет, что также более эффективно действует при обучении школьников.
При изучении темы «Волейбол» игровые моменты можно применять практически при изучении каждого элемента. При передачах мяча - у кого дольше мяч находится в воздухе. Во время изучения подач – чья команда больше выполнит правильных подач. Подготовительными играми при обучении волейболу являются: «Пионербол», «Картошка», «Пионербол» с элементами волейбола, причем элементы волейбола можно варьировать в зависимости от подготовленности учащихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ведущей педагогической идеей для достижения поставленных целей является идея обучения без принуждения, основанная на предметном интересе. Конспект урока физической культуры с использованием игрового метода представлен в Приложении 2.
2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Эффективным методом обучения на уроках физической культуры является игровой метод. Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания, и далее воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории, и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служит удовлетворению различных потребностей в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении и т.д. Однако одна из главнейших функций игры - педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов обучения и воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например, имитация охоты, трудовых, бытовых действий в элементарных подвижных играх), либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих (что особенно характерно для современных спортивных игр). Возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер, т.е. включает в себя различные двигательные действия: бег; прыжки; метания; броски и т. д. Иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий. Например, «фартлек» («беговая игра») — своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками.
В силу отмеченных особенностей игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
В большинстве игр воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности. Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность достижения игровой цели различными способами, постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще отсутствует. Оно имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного упражнения. Здесь программируется общая линия действий (с помощью сюжета, правил и тактического плана игры), в определенной мере регулируется и нагрузка (по времени игры, с помощью игровых снарядов, ограничением размеров площадки и другими кос венными путями). Но точность дозировки воздействий в игровом методе, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельное способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, Находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. Среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых в целях горманического развития современного человека, одно из ведущих мест занимают игры, особенно спортивные. Они относятся к числу самых распространенных и любимых видов физических упражнений у людей всего мира.
Спортивные игры - особая разновидность спорта. В нее входит большое количество игр, каждая из которых составляет самостоятельный вид спорта. Сегодня известно около 100 игр, по которым регулярно проводят спортивные состязания. Самые популярные из них включены в программу олимпийских игр. Уже на первых олимпиадах разыгрывалось звание олимпийских чемпионов в соревнованиях по теннису, гольфу. Сейчас соревнования проводятся по девяти видам игр - футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, хоккей, водное поло, хоккей на траве, теннис, настольный теннис - и предлагается дальнейшее расширение этой части олимпийской программы. Правомерность такого решения очевидна, поскольку спортивным играм принадлежит первое место по числу занимающихся.
Популярность спортивных игр объясняется рядом причин. Абсолютное большинство игр исключительно доступны. Для них не требуется дорогостоящий инвентарь, какие-то особые места занятий, а главное - нет необходимости в длительной предварительной подготовке для участия в соревнованиях. Игры отличаются особой привлекательностью. Для победы здесь мало одного физического превосходства. Победителем становится тот, кто проявит более высокий интеллект и сумеет найти путь к успеху не только при равенстве сил, но и при преимуществе соперника.
Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки.
Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах или коньках, ловко и результативно действовать в единоборствах и командных состязаниях. Если на уроке решается задача развития силы, то в него полезно включать игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и т.д.), с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, подъемы спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнерам по команде).
Для развития быстроты подбирают игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.
Для развития выносливости применяют игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры. Использование игрового метода можно проследить через весь курс физической культуры.
В беге на короткие дистанции ведущим звеном являются старт и стартовый разгон. Для совершенствования этих технических звеньев можно применить следующие игры: «Догнать-обогнать», «Круговая эстафета» и т.д. Для тренировки выносливости подходит игра «Гонка с выбыванием». Для развития прыгучести применяются игры «Челнок», «Удочка», «Кто дальше прыгнет» и т.д., для метателей игра «Перестрелка».
Баскетбол продолжает спортивный учебный год. Изучая на уроках технические приемы баскетбола, полезно совершенствовать их в игровых условиях. Этому помогают специально подобранные подвижные игры. Наиболее подходящими принято считать различные салки с мячом. Они способствуют развитию навыков передач мяча, ведение его без зрительного контроля, развивают быстроту мышления. Ребята учатся видеть площадку, следят за перемещением партнеров и соперников, учатся мгновенно принимать нужное решение. Для улучшения техники передачи мяча применяются игры «Передал – садись», передача мяча в стену на количество раз и т.д. Точность броска в кольцо с разных точек можно развивать при помощи игры «Космодром», линейных эстафет с броском мяча в кольцо.
В ходе изучения раздела « Гимнастика» есть также место для игр. Например, при изучении статических упражнений, можно применять игру «День – ночь», при этом, заранее оговорив позу
, которую ребята должны принять. Изучая «гимнастический мост» можно сыграть игру «Ручеек». При подтягивании, лазании считаю уместным включать игры, связанные с развитием силовых способностей: игры с перетягиванием, с переноской партнера.
Третья четверть начинается лыжной подготовкой. Изучение и совершенствование лыжных ходов требует многократного однообразного выполнения упражнений, что в последствии надоедает ученикам, и тут на помощь приходит игровой метод. Задаю ребятам задание пройти тренировочный круг с соблюдением техники и сосчитать количество шагов. На следующем круге советую выполнять толчок посильнее, одноопорное скольжение длиннее и как следствие количество шагов уменьшается, чего и требовалось добиться от учащихся. При торможении «плугом» отчеркиваю линию и объявляю, что дальше линии начинается «пропасть». Задача: начать торможение от отметки и закончить перед «пропастью». Данное изучение торможения значительно повышает работоспособность учеников. Даже такое привлекательное занятие, как спуск с горы со временем начинает казаться скучным. В этом случае я предлагаю ребятам разложить варежки вдоль трассы и на спуске подбирать свои вещи на ходу, и обучение проходит на высоком эмоциональном уровне. Еще на уроках использую различные виды эстафет, что также более эффективно действует при обучении школьников.
При изучении темы «Волейбол» игровые моменты можно применять практически при изучении каждого элемента. При передачах мяча - у кого дольше мяч находится в воздухе. Во время изучения подач – чья команда больше выполнит правильных подач. Подготовительными играми при обучении волейболу являются: «Пионербол», «Картошка», «Пионербол» с элементами волейбола, причем элементы волейбола можно варьировать в зависимости от подготовленности учащихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ведущей педагогической идеей для достижения поставленных целей является идея обучения без принуждения, основанная на предметном интересе. Конспект урока физической культуры с использованием игрового метода представлен в Приложении 2.