Файл: Дипломная работа по специальности 49. 02. 01 Физическая культура код и название специальности по теме.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важность обеспечения совокупности следующих методических условий в структуре уроков разных типов: четкое определение целей учебно-познавательной деятельности учащихся и соответствие метода цели этапа урока; учет сложности и структуры учебного материала; учет компенсаторных возможностей сочетаемых методов; конструирование оптимальных временных отрезков функционирования метода в структуре урока, обеспечивающего его полную реализацию; на уроках формирования знаний, закрепления знаний приоритет сочетания словесных и наглядных методов, а на уроках формирования умений и навыков, применения знаний на практике приоритетность практических методов; обеспечение главенства частично-поисковой, поисковой и творческой деятельности.
Существует много критериев, которые необходимо учитывать при выборе методов обучения. Из них в качестве главных можно выделить следующие: дидактическая цель урока; звено процесса обучения; сложность содержания учебного материала; сильные и слабые стороны методов обучения; учебные возможности учащихся; уровень познавательной деятельности учащихся. Между этими критериями имеются взаимосвязи, которые являются основными и направляющими при выборе оптимального сочетания методов и могут реализовываться только в том или ином типе уроков.
Алгоритм выбора оптимального сочетания методов в структуре уроков разных типов определен критериями, представлен последовательностью действий учителя, направленных на обеспечение учебно-познавательной деятельности учащихся по достижению поставленной цели и позволяет определить наиболее приемлемые варианты с учетом конкретных условий. Установлено, что сложность учебного материала определяет, какие методы будут доминировать на том или ином этапе, а учебные возможности учащихся влияют на выбор словесных, наглядных и практических методов обучения и на организацию видов учебной деятельности.
Таким образом, в первой главе было дано понятие сущности методов обучения физической культуры, рассмотрены особенности классификации методов обучения. А так же дана характеристика общедидактическим методам обучения физической культуры, и выявлены условия выбора эффективного метода обучения физической культуре.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. МЕТОДЫ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ
К специфическим методам физического воспитания относятся: методы строго регламентированного упражнения; игровой метод (использование упражнений в игровой форме); соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме). С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств [8, c.98].
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; избирательно воспитывать физические качества; использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д. [3, c.95]. В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: методы обучения двигательным действиям; методы воспитания физических качеств. К методам обучения двигательным действиям относятся: целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения); расчлененно-конструктивный; сопряженного воздействия[11, c.82].
Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.). Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники. Разновидности целостных методов: собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то
действие, которое является объектом изучения; метод целостного упражнения с постановкой частных задач; метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена; метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении. При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятельное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение проводки и т.д. Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу [12, c.106].
Расчлененно-конструктивный метод применяется на начальных этапах и предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое. При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила: обучение целесообразно начинать с целостного выполнения
двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения; необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой; изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их; выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Основные разновидности метода расчлененного упражнения:
1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.
2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные представления о движении у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.
3. По разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение
исходных и конечных условий движения и т.д.
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению[12, c.107].
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения ихкачественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование, как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура[9, c.64].
В основе методов воспитания физических качеств основе лежит определенный порядок сочетания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражнения или тот или иной способ упорядочивания действий занимающихся и условий их выполнения. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками[1, c.94].
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения— это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха[2, c.98].
Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитаний выносливости.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы. Метод переменно-непрерывного упражнения, который характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение
комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод переменно-интервального упражнения характеризуется наличием различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются: прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и
т.д. с полными интервалами отдыха между подходами; варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин); нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними). Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке [9, c.76]. Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения.