Файл: Функциональная грамотность. Развитие естественнонаучной грамотности учитель биологии мбоу зимовниковской сош 10.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
естественно-научную грамотность
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
понимать особенности естественнонаучного исследования
научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями)
местном/национальном (связанном с проблемами данной местности или страны)
глобальном (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)
Например, тип знаний – «Физические явления», контекст – «связь науки и технологий»
Личностный уровень – работа бытовых электрических приборов.
Глобальный уровень – использование в целом возобновляемых и невозобновляемых источников энергии.
Умения, раскрывающие содержание ЕНГ, и характеристика заданий по формированию/оценке этих умений
Компетенция: научное объяснение явлений
Компетенция: понимание особенностей естественно-научного исследования
Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Учитель биологии
МБОУ Зимовниковской СОШ №10
Варченко И.Н.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Характер заданий для оценивания функциональной грамотности основывается на материалах международного исследования PISA и включает в себя:
математическую грамотность
читательскую грамотность
естественно-научную грамотность
креативность мышления
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. научно объяснять явления
понимать особенности естественнонаучного исследования
научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов
ЗАДАНИЯ
Для формирования (оценки) стественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации и задания, связанные с этой ситуацией. Каждое из заданий характеризуется следующими признаками:o компетентность
o естественно-научное знание
o контекст
o уровень сложности
МОДЕЛЬ ЕНГ
Контекст
Компетенции
Отношения
Знания
КОНТЕКСТЫ
Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:
здоровье
природные ресурсы
окружающая среда
опасности и риски
связь науки и технологий
КОНТЕКСТЫ
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями)
местном/национальном (связанном с проблемами данной местности или страны)
глобальном (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)
КОНТЕКСТЫ (примеры)
Например, тип знаний – «Физические явления», контекст – «связь науки и технологий»
Личностный уровень – работа бытовых электрических приборов.
Местный/национальный уровень – работа ветряного электрогенератора, используемого для обеспечения энергией небольшого поселения.
Глобальный уровень – использование в целом возобновляемых и невозобновляемых источников энергии.
Умения, раскрывающие содержание ЕНГ, и характеристика заданий по формированию/оценке этих умений
Компетенция: научное объяснение явлений
Оцениваемые компетенции, умения | Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения |
Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления | Предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал |
Оцениваемые компетенции, умения | Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения |
Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления | Предлагается описание нестандартной ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель, или в модель, в которой ясно прослеживаются нужные взаимосвязи. Возможна обратная задача: по представленной модели узнать и описать явление |
Оцениваемые компетенции, умения | Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения |
Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления | Предлагается на основе понимания механизма (или причин) явления или процесса обосновать дальнейшее развитие событий |
Объяснять принцип действия технического устройства или технологии | Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основана работа описанного технического устройства или технологии |
Компетенция: понимание особенностей естественно-научного исследования
Оцениваемые компетенции, умения | Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения |
Распознавать и формулировать цель данного исследования | По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать его цель |
Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса | По описанию проблемы предлагается кратко сформулировать или оценить идею исследования, направленного на ее решение, и/или описать основные этапы такого исследования |
Оцениваемые компетенции, умения | Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения |
Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки | Предлагается не просто сформулировать гипотезы, объясняющие описанное явление, но и обязательно предложить возможные способы их проверки. Набор гипотез может предлагаться в самом задании, тогда учащийся должен предложить только способы проверки |
Описывать и оценивать способы, которые используют ученые, чтобы обеспечить надежность данных и достоверность объяснений | Предлагается охарактеризовать назначение того или иного элемента исследования, повышающего надежность результата (контрольная группа, контрольный образец, большая статистика и др.). Или: предлагается выбрать более надежную стратегию исследования вопроса |
Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
Оцениваемые компетенции, умения | Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения |
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы | Предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, географические карты, словесный текст. Данные могут быть представлены и в сочетании форм |
Преобразовывать одну форму представления данных в другую | Предлагается преобразовать одну форму представления научной информации в другую, например: словесную в схематический рисунок, табличную форму в график или диаграмму и т.д. |
Оцениваемые компетенции, умения | Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения |
Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах | Предлагается выявлять и формулировать допущения, на которых строится то или иное научное рассуждение, а также характеризовать сами типы научного текста: доказательство, рассуждение, допущение |
Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников | Предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в различных источниках, например, научно-популярных текстах, сообщениях СМИ, высказываниях людей |
Познавательные уровни
Низкий – выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице
Средний – использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более,
интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков
Спасибо
за
внимание!