Файл: Формирование умений обучать упражнениям расчлененным методом, осуществлять текущий контроль и оценку деятельности учащихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание № 4.
Тема: "Формирование умений обучать упражнениям расчлененным методом, осуществлять текущий контроль и оценку деятельности учащихся".
У. М. 3. – Организуйте обучение упражнению расчлененным методом в соответствии с конспектом, осуществите контроль и оцените деятельность учащихся.
Ориентировка в знаниях. Ответьте на вопросы:
О. 1. С какой целью осуществляется контроль и оценка деятельности учащихся?
Контроль и оценка достижений младших школьников является важной составной частью процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. За время существования обучения, как формы передачи опыта подрастающему поколению, отношение к контролю и оценке менялось. Об уровне подготовки учащихся должен знать не только учитель, но и ученик, и его родители.
Существуют разные подходы к классификации видов контроля. В учебной работе применяю такие виды контроля, как по характеру получения информации: устный, письменный, практический, так и по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, итоговый.
Выбор форм контроля знаний, умений, навыков зависит от специфики учебного материала, его сложности, объёма, доступности. В зависимости от содержания учебного материала, использую на уроках индивидуальные, парные, групповые, фронтальные формы контроля.
Обязательным условием организации процесса формирования умения осуществлять контроль является наличие образца, эталона, с которым учащиеся сверяют свои действия. Для успешного осуществления оценочной деятельности ученику необходимо овладеть умением определять предмет оценивания; устанавливать критерии оценки; сопоставлять предмет оценки с выделенными критериями; создавать оценочные высказывания. Опираясь на исследования, можно выделить определенные этапы овладения учащимися умениями осуществлять контроль и оценку. Так как за контролем непременно должна следовать оценка, на всех этапах формирования данных умений рассматриваются не отдельные действия контроля или оценки, а контрольно-оценочная деятельность учащихся в целом. Первоначально формируется умение осуществлять контроль и оценку выполненной работы (контроль по результату; ретроспективная самооценка). На втором этапе учащиеся осваивают умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку с дополнительными целевыми установками. Затем отрабатывается умение осуществлять пооперационный контроль и оценку. Следующий этап направлен на формирование умения осуществлять прогнозирующий контроль и прогностическую самооценку.
Ч. 2. Назовите формы текущего контроля и оценки, охарактеризуйте их.
Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий.
На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Формы текущего контроля:
- устный опрос (фронтальный и индивидуальный),
- выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного),
- письменное задание, тест.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Контрольные уроки проводятся в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.
На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения.
Д. 3. Назовите критерии оценки упражнений.
В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:
1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);
2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;
3) разница между реальным результатом и возможным.
Ориентировка в знаниях. Ответьте на вопросы:
О. 1. Назовите причины возникновения ошибок в технике упражнений и способы их исправления.
Причинами ошибок могут быть:
1) недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии;
2) неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость;
3) недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения;
4) неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям занимающихся инвентарь и оборудование;
5) отрицательный перенос навыков.
Путями исправления ошибок являются:
1. Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи;
2. Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне, усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних условий, в которых неправильное движение или действие невозможно;
3. Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно;
4. Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, - вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.
Ч. 2. Охарактеризуйте существенные и несущественные ошибки.
Существенными считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К существенной ошибке относят невыполнение общей детали техники. К несущественной – неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.
3. Назовите методы выполнения упражнений.
Методы выполнения упражнений:
-
равномерные; -
переменные; -
контрольные; -
повторные; -
соревновательные; -
отягощённые; -
игровые; -
круговые.
Д.
Ориентировка в деятельности. Выполните задания:
-
Организуйте разучивание упражнения расчлененным методом на основе ранее освоенных действий. -
Проведите наблюдение и выявите ошибки в каждой части упражнения. -
Определите причины ошибок, подберите средства для их исправления и организуйте выполнение. -
Добейтесь исправления ошибки, оцените упражнение.
И. 1. Решите У.М.3. в целом и запишите её решение.
Задача - исправить ошибки, которые выполнят учащиеся в процессе обучения технике выполнения прыжка с разбега.
При выполнении упражнения прыжок в длину с разбега некоторые учащиеся имели нестабильные беговые шаги, для исправления этой ошибки учащиеся были обучены выполнять разбег с применением контрольных отметок. Для этого им необходимо было пробегать последние шаги по отметкам на дорожке. В процессе выполнения упражнения им необходимо было поднять голову вверх и смотреть вперед. Руки необходимо больше согнуть в локтях.
Следующая ошибка, которую допускали учащиеся: при отталкивании у учащихся слишком отставал таз. Учащиеся были сильно наклонены вперед. Для исправления этой ошибки учащиеся были обучены выводить таз вперед за счет удлинения предпоследнего шага. Также разница в длине предпоследнего и последнего шага должна составлять 20-30 см.
Также у некоторых учащихся наблюдалось чрезмерное отклонение туловища назад. Для исправления этой ошибки учащиеся выполняли следующие упражнения прыжки с места, прыжки с 1-4 шагов разбега в вис на снарядах (канат, кольца).
Ч. 2. Решите У.М.3. на примере другого упражнения и запишите её решение в форме конспекта.
Задача – исправить ошибки, которые допускают учащиеся в процессе выполнения старта.
Одна из ошибок это недостаточный вынос бедра маховой ноги вперед вверх, отсутствие активного передвижение таза вперед. Ошибка возникает из-за недостаточной силы мышц. Для устранения данного недостатка необходимо выполнять упражнения для развития силы соответствующих мышечных групп: подъем бедра с отягощением, бег с высоким подниманием бедра с различной частотой и амплитудой движения, бег в упоре и др.
Еще одна ошибка это – неполное отталкивание. Для устранения этой ошибки необходимо использовать следующие упражнения: бег прыжками; приседания ; бег в гору.
Также учащиеся допускаю ошибки в работе рук. Руки разогнуты в локтевых суставах, движения рук не правильны в поперечном направлении. Руки недостаточно отводятся назад в момент отталкивания. Эти ошибки нарушают ритм бега и равновесие. Необходимо выполнять имитацию движения рук, стоя на месте, в постепенно убыстряющемся темпе с большой амплитудой.
Оцените умения товарища в процессе решения У.М.3.
Умения | Полнота | ± | Качество | ± |
К. Организовывать обучение расчлененным методом Ч. | 1. Подготовка мест занятий 2. Размещение учащихся 3. Организация выполнения | + + + | 1. Правильность и быстрота 2. Рациональность 3. Целесообразность методов | + + + |
Д. Исправлять ошибки в технике упражнение | 4. Наблюдение и выявление ошибок 5. Подбор средств и их выполнение 6. Исправление ошибок | + + + | 4. Осознанность действий 5. Действенность средств 6. Рациональность средств | + + + |
Практическое задание №5.
Тема: "Формирование умений обучать упражнениям целостным методом"
У. М. 3. - Уточните технику упражнения, подберите средства, используя методические приемы обучения, и организуйте их выполнение.
Ориентировка в знаниях. Ответьте на вопросы:
1. Охарактеризуйте целостный метод обучения упражнениям.
О. 2. Назовите достоинства и недостатки данного метода.
3. Назовите последовательность действий читателя при обучении упражнениям целостным методом.
Ориентировка в деятельности. Выполните задания:
Ч. 1. Покажите упражнение, акцентируя внимание на технической основе.
Д. 2. Уточните технику, используя ранее освоенные действия.
3. Подберите 1-2 подводящих упражнения и организуйте их выполнение.
4. Выявите необходимость оказания помощи и окажите её.
О. 1. Решите У.М.З. в целом в соответствии с определенной последовательностью.
2. Решите У.М.З. на примере другого упражнения и запишите её решение в форме конспекта.
Выполните задание контрольной карты: