Файл: Формирование умений обучать упражнениям расчлененным методом, осуществлять текущий контроль и оценку деятельности учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание № 4.
Тема: "Формирование умений обучать упражнениям расчлененным методом, осуществлять текущий контроль и оценку деятельности учащихся".

У. М. 3. – Организуйте обучение упражнению расчлененным методом в соответствии с конспектом, осуществите контроль и оцените деятельность учащихся.
Ориентировка в знаниях. Ответьте на вопросы:

О. 1. С какой целью осуществляется контроль и оценка деятельности учащихся?

  Контроль и оценка достижений младших школьников является важной составной частью процесса обучения и одной  из важных задач педагогической деятельности учителя. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. За время существования обучения, как формы передачи опыта подрастающему поколению, отношение к контролю и оценке менялось. Об уровне подготовки учащихся должен знать не только учитель, но и ученик, и его родители.

 Существуют разные подходы к классификации видов контроля. В учебной работе применяю такие виды контроля, как по характеру получения информации: устный, письменный, практический, так и по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, итоговый.

Выбор форм контроля знаний, умений, навыков зависит от специфики учебного материала, его сложности, объёма, доступности. В зависимости от содержания учебного материала, использую на уроках индивидуальные, парные, групповые, фронтальные формы контроля.

Обязательным условием организации процесса формирования умения осуществлять контроль является наличие образца, эталона, с которым учащиеся сверяют свои действия. Для успешного осуществления оценочной деятельности ученику необходимо овладеть умением определять предмет оценивания; устанавливать критерии оценки; сопоставлять предмет оценки с выделенными критериями; создавать оценочные высказывания. Опираясь на исследования, можно выделить определенные этапы овладения учащимися умениями осуществлять контроль и оценку. Так как за контролем непременно должна следовать оценка, на всех этапах формирования данных умений рассматриваются не отдельные действия контроля или оценки, а контрольно-оценочная деятельность учащихся в целом. Первоначально формируется умение осуществлять контроль и оценку выполненной работы (контроль по результату; ретроспективная самооценка). На втором этапе учащиеся осваивают умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку с дополнительными целевыми установками. Затем отрабатывается умение осуществлять пооперационный контроль и оценку. Следующий этап направлен на формирование умения осуществлять прогнозирующий контроль и прогностическую самооценку.


Ч. 2. Назовите формы текущего контроля и оценки, охарактеризуйте их.

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий.

На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

- устный опрос (фронтальный и индивидуальный),

- выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного),

- письменное задание, тест.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Контрольные уроки проводятся в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения.

Д. 3. Назовите критерии оценки упражнений.
В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:

1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;

3) разница между реальным результатом и возможным.
Ориентировка в знаниях. Ответьте на вопросы:

О. 1. Назовите причины возникновения ошибок в технике упражнений и способы их исправления.



Причинами ошибок могут быть:

1) недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии;

2) неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость;

3) недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения;

4) неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям занимающихся инвентарь и оборудование;

5) отрицательный перенос навыков.

Путями исправления ошибок являются:

1. Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи;

2. Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне, усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних условий, в которых неправильное движение или действие невозможно;

3. Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно;

4. Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, - вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.

Ч. 2. Охарактеризуйте существенные и несущественные ошибки.

Существенными считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К существенной ошибке относят невыполнение общей детали техники. К несущественной – неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.

3. Назовите методы выполнения упражнений.


Методы выполнения упражнений:

  • равномерные;

  • переменные;

  • контрольные;

  • повторные;

  • соревновательные;

  • отягощённые;

  • игровые;

  • круговые.

Д.
Ориентировка в деятельности. Выполните задания:

  1. Организуйте разучивание упражнения расчлененным методом на основе ранее освоенных действий.

  2. Проведите наблюдение и выявите ошибки в каждой части упражнения.

  3. Определите причины ошибок, подберите средства для их исправления и организуйте выполнение.

  4. Добейтесь исправления ошибки, оцените упражнение.

И. 1. Решите У.М.3. в целом и запишите её решение.

Задача - исправить ошибки, которые выполнят учащиеся в процессе обучения технике выполнения прыжка с разбега.

При выполнении упражнения прыжок в длину с разбега некоторые учащиеся имели нестабильные беговые шаги, для исправления этой ошибки учащиеся были обучены выполнять разбег с применением контрольных отметок. Для этого им необходимо было пробегать последние шаги по отметкам на дорожке. В процессе выполнения упражнения им необходимо было поднять голову вверх и смотреть вперед. Руки необходимо больше согнуть в локтях.

Следующая ошибка, которую допускали учащиеся: при отталкивании у учащихся слишком отставал таз. Учащиеся были сильно наклонены вперед. Для исправления этой ошибки учащиеся были обучены выводить таз вперед за счет удлинения предпоследнего шага. Также разница в длине предпоследнего и последнего шага должна составлять 20-30 см.

Также у некоторых учащихся наблюдалось чрезмерное отклонение туловища назад. Для исправления этой ошибки учащиеся выполняли следующие упражнения прыжки с места, прыжки с 1-4 шагов разбега в вис на снарядах (канат, кольца).

Ч. 2. Решите У.М.3. на примере другого упражнения и запишите её решение в форме конспекта.

Задача – исправить ошибки, которые допускают учащиеся в процессе выполнения старта.

Одна из ошибок это недостаточный вынос бедра маховой ноги вперед вверх, отсутствие активного передвижение таза вперед. Ошибка возникает из-за недостаточной силы мышц. Для устранения данного недостатка необходимо выполнять упражнения для развития силы соответствующих мышечных групп: подъем бедра с отягощением, бег с высоким подниманием бедра с различной частотой и амплитудой движения, бег в упоре и др.

Еще одна ошибка это – неполное отталкивание. Для устранения этой ошибки необходимо использовать следующие упражнения: бег прыжками; приседания ; бег в гору.


Также учащиеся допускаю ошибки в работе рук. Руки разогнуты в локтевых суставах, движения рук не правильны в поперечном направлении. Руки недостаточно отводятся назад в момент отталкивания. Эти ошибки нарушают ритм бега и равновесие. Необходимо выполнять имитацию движения рук, стоя на месте, в постепенно убыстряющемся темпе с большой амплитудой.
Оцените умения товарища в процессе решения У.М.3.

Умения

Полнота

±

Качество

±

К. Организовывать обучение расчлененным методом

Ч.

1. Подготовка мест занятий

2. Размещение учащихся

3. Организация выполнения

+
+
+

1. Правильность и быстрота

2. Рациональность

3. Целесообразность методов


+
+
+

Д. Исправлять ошибки в технике упражнение

4. Наблюдение и выявление ошибок

5. Подбор средств и их выполнение

6. Исправление ошибок

+
+
+

4. Осознанность действий

5. Действенность средств

6. Рациональность средств

+
+
+



Практическое задание №5.

Тема: "Формирование умений обучать упражнениям целостным методом"

У. М. 3. - Уточните технику упражнения, подберите средства, используя методические приемы обучения, и организуйте их выполнение.

Ориентировка в знаниях. Ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте целостный метод обучения упражнениям.

О. 2. Назовите достоинства и недостатки данного метода.

3. Назовите последовательность действий читателя при обучении упражнениям целостным методом.

Ориентировка в деятельности. Выполните задания:

Ч. 1. Покажите упражнение, акцентируя внимание на технической основе.

Д. 2. Уточните технику, используя ранее освоенные действия.

3. Подберите 1-2 подводящих упражнения и организуйте их выполнение.

4. Выявите необходимость оказания помощи и окажите её.

О. 1. Решите У.М.З. в целом в соответствии с определенной последовательностью.

2. Решите У.М.З. на примере другого упражнения и запишите её решение в форме конспекта.

Выполните задание контрольной карты: