Файл: Тема исходные основы макроэкономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 647

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Макроэкономика II Тема 7. Совместное равновесие на рынках благ и денег.
Рис. 4. Ликвидная ловушка.
Для выхода из сложившейся ситуации требуется мощная инвестиционная сила, которую может осуществить правительство. В таком случае линия IS
1
сдвинется в IS
2
и произойдет увеличение общественного производства.
Рассмотрение взаимодействия рынков благ и денег показывает, что в модели IS-LM
классическая дихотомия реального и денежного секторов экономики преодолена. Изменение денежной массы оказывает, как правило, непосредственное воздействие на объем производимого
ВНП. Таким образом, деньги – это не просто счетные инструменты, они прямо воздействуют на реальный воспроизводственный процесс.
В целом модель IS-LM может быть хорошим ориентиром при планировании и осуществлении макроэкономической политики.
Выводы к теме:
1.
Термином LM обозначают равенство: Liquidity preference = Money supply
(предпочтение ликвидности – предложение денег). Кривая LM – кривая равновесия на денежном рынке. Она фиксирует все комбинации совокупного дохода Y и процентных ставок i, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным банком величине денежного предложения Ms .
2.
Для построения кривой LM необходимо использовать два графика, на одном показать равновесие на денежном рынке (а), на втором – равновесие на рынке благ (б).
3.
Кривая LM является относительно пологой, если чувствительность спроса на деньги на динамику ставки процента высока, а чувствительность спроса на деньги на динамику величины общественного производства не высока.
4.
Точка пересечения кривых IS и LM (∙) Е показывает равновесные значения процентной ставки и величины общественного производства, соответствующие совместному равновесию на обоих рынках – (∙) ie и Ye.
5.
В реальной действительности кривая LM имеет горизонтальную и вертикальную части. Горизонтальная часть отражает тот факт, что процентная ставка не может опуститься ниже своего минимального значения, а вертикальная показывает, что за пределами максимального уровня ставки процента никто не будет держать свои сбережения в денежной форме, а обратит их в ценные бумаги.
6.
Если точка пересечения IS и LM будет находиться на вертикальном отрезке кривой
LM, то рост общественного производства будет полностью заблокирован, хотя ставка

Макроэкономика II Тема 7. Совместное равновесие на рынках благ и денег.
процента может и расти. Эта ситуация в экономической теории получила название инвестиционной ловушки. Максимальный уровень процентной ставки означает, что стимулы к инвестированию подорвны, а поэтому не будет расти величина общественного производства.
7.
Если точка пересечения IS и LM будет находиться на горизонтальном отрезке кривой LM при минимальной ставке процента, то рост предложения денег может не повлиять на величину общественного производства. Этот случай в экономической теории получил название ликвидной ловушки. Сдвиг кривой LM в данном случае не влияет на равновесие. Растущее предложение денег не в состоянии вызвать дальнейшее снижение процентных ставок (они уже минимальные). Происходит замедление инвестиционного процесса, в экономике спад, нет спроса на кредит. Денежный рынок не имеет собственных механизмов выхода из ликвидных ловушек. Для выхода из сложившейся ситуации требуется мощная инвестиционная сила, которую может осуществить правительство.
8.
В целом модель IS-LM может быть хорошим ориентиром при планировании и осуществлении макроэкономической политики.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что представляет собой кривая LM?
2.
Как на графике можно показать процесс формирования кривой LM?
3.
Как на графике можно показать процесс формирования совместного равновесия на рынках благ и денег?
4.
Какие причины вызывают колебания точки совместного равновесия на рынках благ и денег?
5.
В чем причина особой конфигурации кривой LM?
6.
В чем суть инвестиционной ловушки?
7.
О чем свидетельствует инвестиционная ловушка?
8.
Какой случай в экономической теории получил название ликвидной ловушки?
9.
Каковы последствия ликвидной ловушки?
10. Почему для выхода из ликвидной ловушки требуются усилия правительства?


Макроэкономика II Тема 8. Особенности финансовой политики в современных условиях.
ТЕМА 8. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Цель данной темы – исследовать проблемы современной финансовой системы.
Задачи:

рассмотреть структуру финансовой и бюджетной систем государства;

выяснить виды и причины бюджетного дефицита;

понять причины государственного долга, его последствия и возможности уменьшения;

провести анализ налоговой системы.
Оглавление
8.1
Структура финансовой системы................................................................................................1 8.2
Бюджетная система государства..............................................................................................1 8.3
Причины бюджетного дефицита................................................................................................3 8.4
Государственный долг и его последствия................................................................................ 3 8.5
Налоговая система..................................................................................................................... 5
Выводы к теме:....................................................................................................................................... 5
Вопросы для самопроверки:..................................................................................................................6 8.1 Структура финансовой системы
Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием,
распределением и использованием фондов денежных средств.
Финансовая система включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней,
фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства,
денежные доходы предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.
Выделяют финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.
Финансы хозяйствующих субъектов – это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйствующих субъектов.
Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную – все расходы и сбережения.
Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а их ведущим звеном является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.
Денежные фонды образуются и используются под воздействием сложных распределительных отношений, требующих финансового контроля.
Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми,
налоговыми, таможенными и другими органами. Руководство осуществляют Министерство финансов РФ, Государственная налоговая служба России, таможенные органы.


Макроэкономика II Тема 8. Особенности финансовой политики в современных условиях.
Развитие акционерных форм собственности привело к созданию института независимого внешнего финансового контроля – аудита.
8.2 Бюджетная система государства
Бюджетная система представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.
Структура бюджета зависит от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухярусное построение –
государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством
(США, ФРГ, Россия) имеется еще промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик.
Рис. 1. Структура бюджетной системы России
Структурно любой бюджет включает две части: доходы субъекта (государства, территории)
и его расходы.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для выполнения своих функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики (штата)
или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители
Консолидированный бюджет России
Консолидированные
бюджеты субъектов РФ
(территориальные бюджеты)
Федеральный
бюджет
Бюджеты республик, краев,
областей, округов, Петербурга,
Москвы
(региональные бюджеты)
Бюджеты
муниципальных
образований
(местные бюджеты)
Бюджеты
районов
Бюджеты
поселков
Бюджеты
городов
Бюджеты
сел

Макроэкономика II Тема 8. Особенности финансовой политики в современных условиях.
исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп – носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы; по поводу бюджетных расходов на социальные цели. Это также компромисс между государственными и местными интересами,
промышленными и сельскохозяйственными районами в распределении налогов и бюджетных дотаций. Каждый такой компромисс сопровождается политической борьбой.
Расходы бюджета показывают направления и цели бюджетных ассигнований. Доходы складываются из налогов, государственных займов, а также поступлений т.н. внебюджетных и целевых фондов.
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств (профицита), который переводится в доходы бюджета следующего года или используется на покрытие непредвиденных расходов.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается внутренними и внешними государственными займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного) и в порядке получения кредитов у банков.
8.3 Причины бюджетного дефицита
В экономической теории выделяют следующие виды бюджетного дефицита:
Дефициты военного времени, когда резко возрастают затраты на финансирование ВПК.
Дефициты, возникающие в период восстановления народного хозяйства, связанные с необходимостью крупных вложений в развитие промышленности и других отраслей.
Дефициты, обусловленные политическими обстоятельствами.
Дефициты, порожденные неблагоприятным экономическим развитием, а также самостоятельностью экономического механизма финансовой системы.
Особо следует обратить внимание на четвертый вид бюджетного дефицита. Он включает в себя два аспекта. Первый – в качестве своей причины имеет расстройство хозяйства, его низкую доходность и стагнацию. Возможности ликвидации дефицита заключены в тех или иных преобразованиях в самом хозяйстве, в обеспечении его подъема.
Основы второго заложены в плохой работе финансовой системы, неумении найти доходы,
изъять их без нанесения ущерба экономике, удержать расходы на уровне доходов.
Неблагоприятную роль играют здесь попытки необоснованного увеличения заработной платы,
пенсий и других выплат населению. Эти меры обусловлены социальными требованиями, но если это станет стимулом возрастания инфляции, то тогда уже «финансовый» по своему происхождению дефицит станет основным и будет оказывать разрушающее влияние на экономику.
В качестве непосредственных причин бюджетного дефицита выделяются:

спад общественного производства;

рост предельных издержек общественного производства;

массовый выпуск "пустых денег";

неоправданно раздутые социальные программы,

возросшие затраты на финансирование ВПК;

оборот "теневого" капитала в огромных масштабах;

непроизводительные расходы, хищения, приписки.
Бюджетный дефицит может быть покрыт путем дополнительной эмиссии денег.
Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войн, длительных кризисов. Однако следует иметь в виду, что результатом этого является неконтролируемая инфляция.


Макроэкономика II Тема 8. Особенности финансовой политики в современных условиях.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство – таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.
8.4 Государственный долг и его последствия
Сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов составляет государственный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Эта связь проявляется в следующем. С одной стороны, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. С другой – определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита,
невозможно без анализа величины государственного долга.
Накапливающиеся задолженности правительства должны выплачиваться с процентами.
Сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Если из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы,
то правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают ко все новым займам. Покрывая старые долги, они делают все большие новые.
Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочные (до 1
года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) долги. Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги – по ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.
Внутренний долг государства – это долг своему населению, фирмам и учреждениям,
которые являются держателями ценных бумаг государства. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Предметом особого внимания является внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем –
она вынуждена расплачиваться за него национальным богатством, золотым запасом, внешними активами государственного банка.
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:
1.
Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Однако для закоренелых должников это сложно, так как у них эти резервы либо исчерпаны, либо очень ограничены.
2.
Консолидация долга
– превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос платежей на отдаленное будущее. Такая консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам,
которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
3.
Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и
Парижский, объединяющий страны-кредиторы. Оба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а иногда частично списывают долги.
4.
Конверсия – сокращение внешнего долга путем превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале. Такая операция ведет к увеличению иностранного капитала в экономике страны без поступления дополнительных финансовых


Макроэкономика II Тема 8. Особенности финансовой политики в современных условиях.
ресурсов. Это стимулирует новый приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные хозяйственные объекты.
5.
Обращение страны-должника к международным банкам. Такие банки, как правило,
предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают их жесткими требованиями к государственной политике.
Главная опасность государственного долга заключена в возможности банкротства страны.
Чтобы не допустить этого, внутри страны правительство использует либо рефинансирование (т.е.
при наступлении срока погашения облигаций продает новые и использует выручку для выплаты держателям погашенных облигаций), либо выпуск новых денег в обращение.
Рост государственного долга влечет за собой также следующие реальные негативные последствия:
Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как значительная часть государственных облигаций сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Выплаты внутреннего долга приводят к тому, что деньги перекачиваются из карманов менее обеспеченных (через налоги, сокращение социальных программ) к более обеспеченным – через проценты.
Повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства.
Очень серьезные последствия связаны с тем, что правительство переносит экономическое бремя на будущие поколения. Это усугубляется эффектом вытеснения. Когда правительство берет заем на рынке капитала для рефинансирования долга или уплаты процентов по нему при данном предложении денег, это подтолкнет вверх процентную ставку. А это приводит к сокращению частных инвестиций.
8.5 Налоговая система
Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.
Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,
независимо от доходов (например, за тонну нефти или м3 газа).
Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога (доходу или имуществу) без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки – ставка повышается по мере возрастания дохода.
Регрессивные ставки – ставка снижается по мере роста дохода.
Разделяют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – непосредственно платятся субъектом налогообложения, т.е. взимаются с конкретных юридических и физических лиц: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций; поимущественные налоги, налоги на социальное страхование, на фонд заработной платы и т.д.
Косвенные налоги – налоги на определенные товары и услуги. Их взимают через надбавку к цене: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на наследство, на сделки с недвижимостью, ценными бумагами и др.
В большинстве развитых стран два ведущих вида налогов – подоходный, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц по совокупности всех доходов из всех источников как внутри страны, так и за рубежом, и налог на добавленную стоимость (НДС).
Налоговые системы развитых стран широко применяют налоги как средство поддержания и стимулирования предпринимательства. С этой целью используются определенные льготы.
Важнейшие из них: инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр.