Файл: Тема исходные основы макроэкономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 649

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Макроэкономика II Тема 8. Особенности финансовой политики в современных условиях.
Выводы к теме:
1.
Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием,
распределением и использованием фондов денежных средств.
Финансовая система включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные доходы предприятий,
организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды. Выделяют финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.
2.
Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а их ведущим звеном является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.
3.
Бюджетная система представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.
Структура бюджета зависит от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство,
бюджетная система имеет как бы двухярусное построение – государственный и местные бюджеты.
В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ, Россия) имеется еще промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик.
4.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов,
которым располагает правительство страны для выполнения своих функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики (штата)
или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП.
5.
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств (профицита), который переводится в доходы бюджета следующего года или используется на покрытие непредвиденных расходов. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается внутренними и внешними государственными займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного) и в порядке получения кредитов у банков.
Бюджетный дефицит может быть покрыт путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войн, длительных кризисов. Однако следует иметь в виду, что результатом этого является неконтролируемая инфляция.
6.
Сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов составляет государственный долг. Внутренний долг государства – это долг своему населению, фирмам и учреждениям, которые являются держателями ценных бумаг государства. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны. Предметом особого внимания является внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем –
она вынуждена расплачиваться за него национальным богатством, золотым запасом, внешними активами государственного банка.
7.
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников. Для этого возможно несколько путей:
традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов; консолидация долга –
превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос платежей на отдаленное будущее; конверсия – сокращение внешнего долга путем превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции; обращение страны-должника к международным банкам.


Макроэкономика II Тема 8. Особенности финансовой политики в современных условиях.
Вопросы для самопроверки:
1.
Какова структура финансовой системы?
2.
Какие задачи выполняют государственные финансы?
3.
Какова структура бюджетной системы страны?
4.
Что означает профицит бюджета?
5.
Что означает дефицит бюджета?
6.
Какие существуют виды бюджетного дефицита?
7.
Каковы причины бюджетного дефицита?
8.
Что вкладывается в понятие «государственный долг»?
9.
Из чего складывается государственный долг?
10.
Чем определяется внутренний государственный долг?
11.
Чем определяется внешний государственный долг?
12.
Какие существуют пути погашения государственного долга?

Макроэкономика II Тема 9. Государственное регулирование экономики.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Цель данной темы – выяснить возможности государства по регулированию экономики.
Задачи:

понять, почему необходимо государственное регулирование экономики;

знать инструменты и методы государственного регулирования;

рассмотреть влияние фискальной политики правительства на ВНП;

понять суть мультипликатора сбалансированного бюджета;

разобраться в понятии «встроенные стабилизаторы»;

исследовать инструменты кредитно-денежной политики правительства;

проанализировать возможности государства в перераспределении доходов и ресурсов.
Оглавление
9.1
Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)...................................... 1 9.2
Фискальная политика..................................................................................................................2
Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие.................................. 3
Влияние налогов на ВНП...................................................................................................................4
Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы......................................... 6 9.3
Монетарная (кредитно-денежная) политика.............................................................................6 9.4
Политика перераспределения доходов.................................................................................... 8 9.5
Политика перераспределения ресурсов.................................................................................10
Издержки перелива..........................................................................................................................10
Выгоды перелива............................................................................................................................. 11
Общественные блага и услуги........................................................................................................ 11 9.6
Экономические функции государства..................................................................................... 12
Выводы к теме:..................................................................................................................................... 12
Вопросы для самопроверки:................................................................................................................14 9.1 Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)
Рыночная экономика не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы: экономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении,
обостряющаяся конкуренция на мировых рынках. Все это требовало целенаправленной государственной экономической политики, государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.
Объекты ГРЭ:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

Макроэкономика II Тема 9. Государственное регулирование экономики.

условия накопления капитала;

занятость;

денежное обращение;

платежный баланс;

цены;

НИОКР;

условия конкуренции;

социальные отношения;

подготовка и переподготовка кадров;

окружающая среда;

внешнеэкономические отношения.
Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические.
Экономический инструментарий ГРЭ:
1.
В бюджетной политике:

регулирование государственных расходов;

осуществление государственных закупок;

регулирование налогового обложения;

выпуск государственных внутренних займов;
поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
2.
В кредитной политике:

нормирование банковских резервов;

варьирование учетной ставки банковского процента;

проведение операций на открытом рынке.
3.
В социальной политике:

регулирование минимальных ставок оплаты труда;

регулирование размеров пенсий, пособий.
4.
Во внешнеэкономической деятельности:

законодательное установление ставок таможенных пошлин;

законодательное установление обменных курсов валют;

использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Целесообразно проанализировать следующую схему методов ГРЭ (см. рис. 1).

Макроэкономика II Тема 9. Государственное регулирование экономики.
Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики.
9.2
Фискальная политика
Фискальная политика – это воздействие государства на экономику посредством государственных расходов и налогов. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом.
Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие
Проанализируем графически воздействие государственных расходов на совокупный спрос.
Совокупные расходы или совокупный спрос (AD) состоят из расходов населения на потребление
(С), расходов предприятий на инвестиции (Inv) и расходов государства (G) – их откладываем на оси ординат. По оси абсцисс – объем ВНП (Y). Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т.е. будет равна их расходам,
графически отражается в виде прямой OF, идущей к оси абсцисс под углом 45 градусов.


Макроэкономика II Тема 9. Государственное регулирование экономики.
Рис. 2. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие.
В (∙)А расходы населения (AD1) равны его доходам. Приобретение фирмами дополнительных факторов производства увеличивает совокупный спрос на величину инвестиций до AD2, что стимулирует рост ВНП до Yb. В результате осуществления закупок государства (G)
совокупный спрос возрастает до AD3 и соответственно ВНП до Ye. В (∙) Е – равновесный уровень
ВНП.
Таким образом, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем общественного производства и занятость. Следовательно, государство в период спада может увеличивать свои расходы, и хотя при этом создается дефицит бюджета, но стимулируется рост
ВНП. Соответственно, в период подъема государство сокращает расходы, уменьшается совокупный спрос и рост ВНП притормаживается.
Однако следует иметь в виду, что более высокий уровень общественного производства увеличивает спрос на деньги, что приводит к росту ставки процента, а, следовательно, уменьшает планируемые инвестиции. На графике – линия (C+Inv1) смещается вниз в положение (C+Inv2).
Соответственно общая величина совокупного спроса составит AD*3, линия (C+Inv1+G) также смещается вниз в положение (C+Inv2+G). Точка равновесия – (∙) E*, равновесный объем ВНП
составит Ye*.
Таким образом, государственные расходы воздействуют сначала на товарные рынки,
затем – на денежный и снова – на товарные. В (∙) E* и товарный и денежный рынки находятся в равновесии (см. рис. 3).
Фискальная политика

Макроэкономика II Тема 9. Государственное регулирование экономики.
Рис. 3. Результаты регулирования государственных расходов.
Подобно инвестициям, государственные расходы обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а так же приводят к множественному эффекту самих инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов (Кmg) показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов:
или
Влияние налогов на ВНП
Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса. Однако располагаемый доход складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления и сбережений (т.е.
мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению).
Предположим, государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20
тыс. руб., который остается неизменным при любом уровне ВНП. При предельной склонности к потреблению МРС = 1\2 и потребление и сбережения сократятся на 10 тыс. руб.
Рассмотрим это на графике (рис. 40). В приведенном примере введение государством единовременно выплачиваемого налога в 20 тыс. руб. сдвигает линию AD1 вниз в положение AD2 - на 10 тыс. руб., поскольку предполагается, что ½ уменьшения дохода приходится на потребление и ½ - на сбережения.