Файл: Тема исходные основы макроэкономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 651

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Макроэкономика II Тема 9. Государственное регулирование экономики.
Рис. 7. Издержки перелива и чрезмерное выделение ресурсов.
При издержках перелива, показанных на графике (а), мы видим, что более низкие издержки предприятий, представляемые кривой S, не отражают всех издержек, представляемых кривой St.
Соответственно равновесная величина продукта Qe больше эффективной или оптимальной величины Qo. Это чрезмерное выделение ресурсов на данный продукт может быть скорректировано законодательным путем или, как показано на графике (б), обложением особым налогом Т, который увеличивает издержки фирмы и смещает ее кривую предложения с S в положение St.
Итак, государство может применять 2 типа корректирующих мер, трансформируя издержки перелива во внутренние издержки производства. Как показано на графике (рис. 28), государство может ввести особый налог, который близок к издержкам перелива на единицу продукции. Другой тип – законодательные меры: обязать фирмы уничтожить отходы под угрозой судебного преследования. И в данном случае издержки производства фирм увеличиваются до реальных,
кривая S также смещается в положение St, равновесный и оптимальный объемы производства совпадают.
Выгоды перелива
Перелив может принять и форму выгоды – получаемой третьими лицами или обществом в целом и созданной внешними факторами. К примеру, получение образования дает выгоды индивидуальному потребителю – более образованные люди получают более высокие доходы. Но это выгодно и обществу в целом: экономика страны выигрывает от наличия высококвалифицированной рабочей силы; кроме того, меньше преступность, следовательно,
меньше затрат государства на ее предотвращение, на судебную, тюремную систему и т.д.
Выгоды перелива можно иллюстрировать графиками (рис. 8).

Макроэкономика II Тема 9. Государственное регулирование экономики.
Рис. 8. Выгоды перелива и дефицит ресурсов.
Выгоды перелива на графике (а), как показывает кривая Dt, порождают занижение на рыночной кривой спроса D общей величины выгод общества от продукта. В результате равновесная величина продукта Qe оказывается меньше оптимальной его величины Qe. Это можно исправить, как это показано на графике (б), путем предоставления потребителям субсидии,
которая повышает рыночный спрос, перемещая его от D к Dt. Напротив, дефицит ресурсов может быть устранен предоставлением производителям субсидии U, которая увеличивает их предложение, перемещая его кривую от St в положение St.
Если же выгоды перелива чрезвычайно высоки, то правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или даже превратить их в собственность государства.
Общественные блага и услуги
К ним относятся оборона, охрана правопорядка, строительство тоннелей, дамб от наводнений и др. Общественные блага неделимы, состоят из таких крупных единиц, что они не могут быть проданы индивидуальным покупателям. На них не распространяется принцип исключения (отстранения отдельных лиц от пользования их выгодами).
Классический пример – маяк. В связи с этим имеется специальный термин – «едущий бесплатно» (a free rider) – это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его создание, ничего не платя за него.
Подобные товары и услуги называют квазиобщественными благами.
Рыночная экономика не выделяет ресурсов на производство таких благ. Следовательно,
обеспечить их должен государственный сектор, а финансирование их производства должно осуществляться с помощью системы налогов.
Таким образом, и здесь происходит перераспределение ресурсов с помощью правительства.
9.6 Экономические функции государства
В заключение можно коротко сформулировать основные функции государства:

Создание и обеспечение действенности правовой базы для эффективного функционирования экономической системы.

Создание и регулирование единой государственной денежной системы.

Обеспечение макроэкономической стабильности в стране (стимулирование экономического роста, поддержание занятости на эффективном уровне, контроль за инфляцией).

Защита конкуренции (антимонопольное законодательство, регулирование тарифов и цен естественных монополий).


Макроэкономика II Тема 9. Государственное регулирование экономики.

Перераспределение дохода и богатства.

Перераспределение ресурсов.
Выводы к теме:
1.
Рыночная экономика не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы: экономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обостряющаяся конкуренция на мировых рынках.
Все это требовало целенаправленной государственной экономической политики, государственного регулирования экономики.
2.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.
3.
Сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения ВНП и занятости называется дискреционной фискальной политикой. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом. Государство в период спада может увеличивать свои расходы, и хотя при этом создается дефицит бюджета, но стимулируется рост ВНП.
Соответственно, в период подъема государство сокращает расходы, уменьшается совокупный спрос, и рост ВНП притормаживается. Подобно инвестициям, государственные расходы обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а так же приводят к множественному эффекту самих инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов.
4.
Государство может увеличивать налоги. Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно,
уменьшает размер совокупного спроса. Однако располагаемый доход складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления и сбережений (т.е. мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению). Механизм воздействия налогов на объем общественного производства, как и государственных расходов,
может быть использован для того, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню.
5.
Если государственные расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает. В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета (следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).
6.
Однако следует иметь в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет или даже полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики. Кроме того, существуют проблемы времени. Эти проблемы в определенной степени решаются через недискреционную фискальную политику – встроенные стабилизаторы. Однако следует иметь в виду, что встроенные стабилизаторов лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить.
7.
Под встроенными стабилизаторами понимают такие механизмы, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике. Действия этих механизмов уменьшают реакцию ВНП на изменение совокупного спроса, тем самым, помогая стабилизации экономики. Причем эти действия осуществляются автоматически, что устраняет проблему времени. К числу встроенных стабилизаторов относятся изменения в налоговых отчислениях, система индексации доходов,
пособия по безработице и др.


Макроэкономика II Тема 9. Государственное регулирование экономики.
8.
Действие встроенных стабилизаторов приводит к образованию циклического дефицита, либо циклического излишка. Циклический дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. Циклический излишек –
излишек в государственном бюджете, вызванный автоматическим ростом налоговых поступлений и сокращением государственных трансфертов на фоне циклического подъема.
9.
Государство может воздействовать на экономику с помощью кредитно-денежной политики. Основными инструментами такой политики выступают регулирование обязательных резервов, варьирование учетной ставкой процента, операции на открытом рынке. С помощью этих инструментов ЦБ реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).
10.
Правительство может осуществлять также политике перераспределения доходов. В
современных развитых странах существуют различные системы государственного перераспределения доходов. Так, введение прогрессивного характера налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается в процентном отношении большим налогом. К тому же часть полученных налогов государство использует для трансфертных платежей в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам. Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы. Используются государственные социальные программы избирательного типа: государство устанавливает минимальную заработную плату, выделяет средства для многодетных семей, предоставляет бедным продовольственные талоны, снижает плату за жилье,
медицинское обслуживание и др.
11.
В кривых рыночного спроса и предложения отражаются не все издержки или выгоды. Часть их “перемещается” к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Возникают эффекты перелива или побочные эффекты. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды (промышленные стоки в озеро, реку, море, ядовитый дым и др.). В таком случае производители переносят часть своих издержек на население. Правительство может осуществлять перераспределение ресурсов: может ввести особый налог, который близок к издержкам перелива на единицу продукции; либо использовать законодательные меры - обязать фирмы уничтожить отходы под угрозой судебного преследования. Издержки производства фирм увеличиваются до реальных, равновесный и оптимальный объемы производства совпадают.
12.
Перелив может принять и форму выгоды – получаемой третьими лицами или обществом в целом и созданной внешними факторами. К примеру, получение образования дает выгоды индивидуальному потребителю – более образованные люди получают более высокие доходы. Но это выгодно и обществу в целом: экономика страны выигрывает от наличия высококвалифицированной рабочей силы; кроме того, меньше преступность, следовательно,
меньше затрат государства на ее предотвращение, на судебную, тюремную систему и т.д. Выгоды перелива приводят к тому, что равновесная величина продукта оказывается меньше оптимальной.
В таком случае правительство может предоставлять потребителям субсидии, что повышает рыночный спрос. Напротив, дефицит ресурсов может быть устранен предоставлением производителям субсидии, которая увеличивает их предложение. Если же выгоды перелива чрезвычайно высоки, то правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или даже превратить их в собственность государства.
13.
Итак, основные функции государства таковы: создание и обеспечение действенности правовой базы для эффективного функционирования экономической системы;
создание и регулирование единой государственной денежной системы; обеспечение макроэкономической стабильности в стране (стимулирование экономического роста, поддержание занятости на эффективном уровне, контроль за инфляцией); защита конкуренции
(антимонопольное законодательство, регулирование тарифов и цен естественных монополий);
перераспределение дохода и богатства; перераспределение ресурсов.


Макроэкономика II Тема 9. Государственное регулирование экономики.
Вопросы для самопроверки:
1.
Почему в рыночной экономике необходимо государственное регулирование?
2.
Что является объектом государственного регулирования?
3.
Чем различаются административные и экономические средства государственного регулирования экономики?
4.
Какую роль играет государственный сектор в экономике?
5.
Что включается в экономический инструментарий государственного регулирования?
6.
Что включается в понятие «дискреционная фискальная политика» государства?
7.
Каковы последствия в экономике изменений в государственных расходах?
8.
В чем суть мультипликационного эффекта государственных расходов?
9.
Каковы последствия в экономике изменений налоговых отчислений?
10.
Что означает «мультипликатор сбалансированного бюджета»?
11.
Почему мультипликатор налогов меньше мультипликационного эффекта государственных расходов?
12.
Что понимается под встроенными стабилизаторами и как они действуют?
13.
Что включается в понятия «циклический дефицит» и «циклический излишек»?
14.
Устраняют ли встроенные стабилизаторы колебания экономических циклов?
15.
Каковы инструменты кредитно-денежной политики?
16.
Что понимается под обязательными резервами?
17.
К каким результатам в экономике приводят изменения нормы обязательных резервов?
18.
Что понимается под учетной ставкой процента?
19.
К каким результатам в экономике приводят изменения учетной ставки процента?
20.
В чем суть операций на открытом рынке Центрального банка и как они влияют на экономику?
21.
В чем различия гибкой и жесткой монетарной политики?
22.
Как правительство может обеспечивать перераспределение доходов?
23.
Какие существуют аргументы в пользу равенства и в пользу неравенства распределения доходов?
24.
Как считается коэффициент Джини?
25.
Что такое «лук Лоренца»?
26.
Что означают «издержки перелива» и «выгоды перелива» и как правительство может влиять на этот процесс?
27.
Сформулируйте основные функции государства.

Макроэкономика II Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18

ТЕМА 11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ВНЕШНЯЯ
ПОЛИТИКА И ВАЛЮТНЫЙ КУРС.
Цель данного раздела – познакомиться с особенностями экономических процессов на международном уровне, что в последующих учебных курсах (в частности, «Мировая экономика»,
«Международные отношения», «Международные финансы» и др.) будет существенно дополняться и конкретизироваться.
Задачи:

понять сущность мирового хозяйства и этапы его формирования;

проанализировать процесс интеграции и глобализации;

исследовать особенности формирования валютных курсов на современном этапе.
Оглавление
11.1
Сущность мирового хозяйства. Интеграция и интернационализация....................................1 11.2
Внешняя торговля и внешнеторговая политика.......................................................................3 11.3
Мировая валютная система. Валютный курс........................................................................... 5
Выводы к теме........................................................................................................................................ 7
Вопросы для самопроверки...................................................................................................................9 11.1 Сущность мирового хозяйства. Интеграция и интернационализация
Мировая экономика – это объединение национальных экономик стран мира. Однако, это не просто сумма отдельных экономик, а новое качество – система, сложный организм,
функционирующий как результат взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости,
взаимообусловленности в развитии национальных экономик. Эта система основана на преимуществах международного разделения труда, интернационализации, интеграции и глобализации. Как живой, развивающийся организм данная система функционирует в результате развертывания, разрешения и воспроизводства на новой базе противоречий между ее составляющими.
"Сердцем" мировой экономики, обеспечивающим ее жизнеспособность и развитие,
является мировой рынок. Он как бы "предопределяет" роль отдельных стран в системе, "требует"
реструктуризации национальных экономик и, соответственно, необходимых изменений в экономической политике государств.

Макроэкономика II Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс.
Рис. 1. Роль мирового рынка в мировой экономике.
Современное мировое хозяйство явилось результатом длительного и противоречивого исторического развития различных стран и их взаимосвязей, в ходе которого образовались промышленно развитые страны, развивающиеся (в свою очередь, включающие новые индустриальные и слаборазвитые) и страны с переходной экономикой.
Это предопределяет многополярность и неоднородность структуры мировой экономики,
наличие массы противоречий в процессе переплетения, взаимодействия и взаимозависимости между структурными элементами системы, острую конкурентную борьбу, как между ними, так и внутри них.
Независимо от социальных и экономических различий практически все страны участвуют в международном разделении труда, стремятся получить от этого определенные выгоды либо в виде прибыли, либо для того, чтобы занять определенную нишу на мировом рынке.
Международная специализация порождает интернационализацию производства.
Интернационализация производства и хозяйственной жизни связана с развитием устойчивых экономических связей между странами, выходом воспроизводственного процесса за рамки национальных границ; она обусловлена ростом производительных сил, углублением международного разделения труда; лежит в основе усиления взаимозависимости экономик стран,
которая выражается в международном обобществлении самого процесса производства и расширения рынка.
Отражением интернационализации производства в сфере экономических отношений является также и интернационализация капитала, миграция капитала между промышленно развитыми странами. Капитал является воплощением отношений собственности, и его интернационализация ведет к появлению нового явления в мировой экономике

транснационализации. Возникновение транснациональных корпораций еще больше усиливает взаимозависимость национальных экономик, с их появлением происходит размывание прежних экономических границ, появляются разветвленные многоотраслевые комплексы, выходящие за рамки одной национальной экономики. Теперь внутренние и внешние рынки отдельных стран превратились для транснациональных корпораций лишь в отдельные сегменты единого мирового рынка. Но национальные традиции, интересы, законы весьма устойчивы, т.к. складывались столетиями под влиянием национальных факторов. Отсюда конфликтный характер протекания процессов интернационализации.
После второй мировой войны появляется еще один термин, изначально применяемый к процессам объединения в Западной Европе – интеграция. Термин "интеграция" (лат. integratio) –
восстановление, восполнение (от лат integer – целый) означает объединение каких-либо частей в единое целое. В экономической теории интеграция рассматривается как объединение

Макроэкономика II Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс.
материальных, организационных, финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов отдельных стран для совместного решения проблем, связанных с их функционированием и развитием. При этом происходит "сближение" национальных экономик. Это проявляется в росте производственной взаимозависимости международного товарооборота, в движении капиталов и рабочей силы, во взаимном влиянии на важнейшие экономические процессы в странах, в том числе, на уровень цен,
ставки процента и т.д.
Интеграция – это качественно новый этап развития мировой экономики по сравнению с интернационализацией. Это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать различные факторы производства. Международная экономическая интеграция – процесс хозяйственно- политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Следующим качественно новым этапом международной интеграции является глобализация. Глобализация – процесс многогранный, включающий в себя экономику, культуру,
политику, право, демографию, науку, технику и т.д. В основе этих процессов лежат экономические явления, т.е. экономическая глобализация. Глобализация мировой экономики означает процесс формирования единого мирового информационного и делового пространства.
Формируется новая стадия мирохозяйственной системы, характерной чертой которой является и экономическая, и технологическая, и правовая, и информационная взаимозависимость национальных хозяйств различных стран, что приводит к тому, что национальные хозяйства становятся составными элементами единого мирового экономического хозяйства.
Итак, глобализация - это качественно новая стадия развития мирового экономического хозяйства, высшая стадия интеграции, объективный процесс создания единого мирового рынка товаров, услуг, ресурсов, информации. Основными субъектами глобализации выступают такие экономические институты как транснациональные корпорации, транснациональные банки и многонациональные компании, т.е. крупные международные структуры, которые осуществляют свою деятельность по всему миру.
11.2 Внешняя торговля и внешнеторговая политика
Основные тенденции развития мировой торговли таковы:

в современных условиях высокая динамика развития мировой торговли связана с повсеместным распространением международного разделения труда, которое приводит к определенному росту промышленного и сельскохозяйственного производства;

динамика мировой торговли постоянно колеблется: в кризисные годы темпы ее роста резко падают, а после кризиса сокращаются и абсолютные размеры торговли, в годы экономического подъема происходит обратный процесс;

происходит быстрое обновление товарной номенклатуры, связанное с появлением на рынках большого числа принципиально новых товаров – продукции наукоемких отраслей и сферы высоких технологий;

НТР дает новый толчок для международного разделения труда и специализации производства, в результате чего резко возрастает обмен деталями, узлами и компонентами, которые изготавливаются на предприятиях различных стран.
Конечный продукт является результатом кооперации внешней торговли;

развитие мировой торговли на базе НТР привел к снижению энергоемкого и металлоемкого производства, к внедрению более прогрессивных методов обработки первичных материалов, появлению ресурсосберегающих технологий;

основное место в современной мировой торговле занимает торговля услугами,
особенно распространен обмен технологиями;

возросла роль транснациональных корпораций.

Макроэкономика II Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс.
Внешнеторговая политика - целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:

изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;

изменение объемов экспорта и импорта;

изменение структуры внешней торговли;

обеспечение страны необходимыми ресурсами;

изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Существует два основных направления внешнеторговой политики:

политика свободной торговли;

протекционизм.
Политика свободной торговли предполагает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. Положительные политические последствия связаны с усиливающейся взаимозависимостью государств.
Политика свободной торговли дает преимущества более развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.
Протекционизм — государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.
Положительные стороны протекционизма:

ограничение иностранной конкуренции с целью не допустить формирования неэффективной для данной страны экономической структуры;

обеспечение развития определенных отраслей производства, когда в других странах они уже более развиты;

сокращение безработицы.
Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, так как ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
Крайняя форма протекционизма — экономическая автаркия — означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Выделяют несколько форм протекционизма:

селективный — против отдельных стран либо товаров;

коллективный — объединения стран против других государств, в них не входящих;

отраслевой — защита определенных отраслей;

скрытый — осуществляется методами внутренней экономической политики.
Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.
Тарифные методы — методы, основанные на использовании таможенных тарифов.
Нетарифные — все остальные.
Сводный баланс сделок, заключенных в течение данного года отдельными лицами,
фирмами и правительственными ведомствами одной страны с представителями других стран,
называют платежным балансом.
Главная задача государства в области внешней торговли — поддержать экспортеров,
сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.
Международная торговая политика – это согласованная политика государств в целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества.
Главным субъектом либерализации является международная торговая организация
ГАТТ/ВТО.

Макроэкономика II Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс.
Генеральное соглашение но тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947 г. ГАТТ—
международное соглашение по проведению консультаций по вопросам международной торговли;
по сути — это кодекс правил поведения в сфере международной торговли.
ГАТТ/ВТО основывает свою деятельность на четырех основных принципах:

торговля должна быть не дискриминационная (применение РНБ – режим наибольшего благоприятствования);

национальная промышленность должна быть защищена только с помощью таможенных тарифов, использование количественных ограничений не допускается,
все меры количественного ограничения должны трансформироваться в тарифные пошлины;

тарифы должны сокращаться посредством мировых переговоров и не могут быть впоследствии повышены;

страны-участницы при принятии решений должны проводить обязательные консультации между собой, обеспечивая тем самым недопустимость односторонних действий.
С 1 января 1995 г. начала свою деятельность ВТО. Высший руководящий орган ВТО —
конференция министров.
Всемирная торговая организация контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ. Членство в ВТО означает для каждого государства- участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции,
превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей.
Страны, желающие вступить в ВТО, должны:

начать процесс сближения со странами-членами ВТО, что занимает значительный промежуток времени (необходимо несколько этапов);

пойти на торговые уступки;

выполнять уставы ВТО (особенно принцип недискриминации).
В настоящее время активно проводится процесс создания условий для вступления России в ВТО.
11.3 Мировая валютная система. Валютный курс.
Мировая валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.
Мировая валютная система включает в себя ряд конструктивных элементов:

мировой денежный товар — принимается каждой страной в качестве эквивалента вывезенного из нее богатства;

международная ликвидность — возможность стране или группе стран обеспечивать свои краткосрочные внешние обязательства приемлемыми платежными средствами. Она включает в себя следующие компоненты: официальные валютные резервы стран; официальные золотые резервы; резервную позицию в МВФ (право страны-члена получать безусловный кредит в инвалюте в пределах 25% ее квоты в
МВФ; счета в СДР и ЭКЮ);

валютный курс — стоимость денежной единицы одной страны, выраженная в единицах другой;

валютные рынки — мировой валютный рынок включает отдельные рынки,
локализованные в различных регионах мира, центрах международной торговли и валютно-финансовых операций;

международные валютно-финансовые организации;

межгосударственные договоренности
(например, устав
СВИФТ,
ЧИНС,
Единообразный вексельный закон).

Макроэкономика II Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс.
Валютный курс необходим для:

взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов;

сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран;

периодической переоценки счетов фирм и банков в иностранной валюте.
Существует несколько систем валютных курсов: фиксированный, плавающий и смешанный.
Фиксированный валютный курс — курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте.
В свободном плавании находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии,
Швейцарии и ряда других стран. Однако часто Центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом»; или
«грязном», плавании валютных курсов.
Смешанное плавание групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕС.
Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний — для операций внутри
Сообщества, внешний — для операций с другими странами. Между валютами стран ЕС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЕВРО с пределом колебаний ±15%. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей систему ЕС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курсов в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты,
Бахрейн и другие нефтяные страны. ОПЕК «привязали» курсы своих валют к ценам на нефть.
Свободные колебания валютных курсов являются механизмом автоматического уравновешивания платежного баланса. Центральный банк может предотвратить свободные колебания валютного курса, продавая или покупая иностранную валюту из официальных валютных резервов. Дефицит платежного баланса может быть профинансирован за счет сокращения официальных резервов. Активное же сальдо платежного баланса сопровождается ростом этих резервов. Операции с валютными резервами, как правило, используются для поддержания режима фиксированного валютного курса или «управляемого плавания».
Множество валютных курсов можно классифицировать по различным признакам:

Способ фиксации: плавающий, фиксированный, смешанный.

Способ расчета: паритетный, фактический.

Вид сделок: срочных сделок, СПОТ-сделок, СВОП-сделок.

Способ установления: официальный, неофициальный.

Отношение к паритету покупательной способности валют: завышенный,
заниженный, паритетный.

Отношение к участникам сделки: курс покупки, курс продажи, средний курс.

По учету инфляции: реальный, номинальный.

По способу продажи: курс наличной продажи, курс безналичной продажи, оптовый курс обмена валют, банкнотный.
Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.
Номинальный – показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны.
Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные
(действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).
К структурным факторам относятся:

конкурентоспособность товаров данной страны на мировом рынке и ее изменение;

состояние платежного баланса страны;

покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции;

разница процентных ставок в различных странах;

государственное регулирование валютного курса;

Макроэкономика II Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс.

степень открытости экономики.
Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране,
политической обстановкой, слухами и прогнозами, такими как:

деятельность валютных рынков;

спекулятивные валютные операции;

кризисы, войны, стихийные бедствия;

прогнозы;

цикличность деловой активности в стране.
На валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходит в среднем в течение двух лет. Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами.
Под паритетом покупательной способности (ППС) понимается соотношение стоимости одинакового набора товаров на сопоставляемых рынках. К примеру, если стоимость набора товаров в США равна 100 долл., а в России такой же набор стоит 1000 руб., то ППС один доллар стоит 10 руб.
Рыночный курс валюты нередко отклоняется от ППС. Их соотношение можно установить по формуле:
,
где: e – рыночный валютный курс,
Р1 – уровень цен за рубежом,
Р – уровень внутренних цен.
Если рыночный курс доллара стоит 30 руб., то в приведенном примере он завышен относительно ППС в 3 раза, а курс рубля соответственно в той же степени занижен (К = 30 ∙ 100 :
1000 = 3).
Валютные курсы оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю различных стран, выступая инструментом связи между стоимостными показателями национального и мирового рынка, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменение внутриэкономической ситуации, а также изменяя поведение фирм, работающих на экспорт или конкурирующих с импортом.
Снижение валютного курса обусловливает:

сокращение реальной задолженности в национальной валюте;

увеличение тяжести внешних долгов, выраженных в иностранной валюте;

невыгодность вывоза прибыли, процентов, дивидендов, получаемых иностранными инвесторами в валюте страны пребывания.
При увеличении валютного курса складывается следующая ситуация:

внутренние цены становятся менее конкурентоспособными;

падает эффективность экспорта;

сокращается производство как в экспортных, так и в других отраслях;

расширяется импорт;

стимулируется приток в страну иностранных и национальных капиталов;

увеличивается прибыль по иностранным капиталовложениям;

уменьшается реальная сумма внешнего долга, выраженная в обесценившейся валюте.
Большое значение для экономики имеет конвертируемость национальной валюты.
Конвертируемость валюты – это свободный обмен (конверсия) валюты данной страны на валюты других стран в любой форме и во всех видах операций без ограничений.

Макроэкономика II Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс.
Все валюты условно подразделяются на три группы: свободно конвертируемые (СКВ),
частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые).
Конвертируемость валюты может быть внешней и внутренней. Внешняя конвертируемость означает возможность свободного перевода валюты на счета иностранных нерезидентов и свободной обратимости средств в данной валюте.
Внутренняя конвертируемость – свобода обмена национальной валюты внутри страны для обеспечения внешнеэкономических расчетов резидентов страны с нерезидентами.
Выводы к теме
1.
Мировая экономика – это объединение национальных экономик стран мира.
Однако, это не просто сумма отдельных экономик, а новое качество – система, сложный организм,
функционирующий как результат взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости,
взаимообусловленности в развитии национальных экономик. Эта система основана на преимуществах международного разделения труда, интернационализации, интеграции и глобализации. Как живой, развивающийся организм данная система функционирует в результате развертывания, разрешения и воспроизводства на новой базе противоречий между ее составляющими. "Сердцем" мировой экономики, обеспечивающим ее жизнеспособность и развитие, является мировой рынок.
2.
Международная специализация порождает интернационализацию производства.
Интернационализация производства и хозяйственной жизни связана с развитием устойчивых экономических связей между странами, выходом воспроизводственного процесса за рамки национальных границ; она обусловлена ростом производительных сил, углублением международного разделения труда; лежит в основе усиления взаимозависимости экономик стран,
которая выражается в международном обобществлении самого процесса производства и расширения рынка.
3.
Интеграция – это качественно новый этап развития мировой экономики по сравнению с интернационализацией. Это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать различные факторы производства. Международная экономическая интеграция –
процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
4.
Следующим качественно новым этапом международной интеграции является глобализация. Глобализация – процесс многогранный, включающий в себя экономику, культуру,
политику, право, демографию, науку, технику и т.д. В основе этих процессов лежат экономические явления, т.е. экономическая глобализация. Глобализация мировой экономики означает процесс формирования единого мирового информационного и делового пространства. Формируется новая стадия мирохозяйственной системы, характерной чертой которой является и экономическая, и технологическая, и правовая, и информационная взаимозависимость национальных хозяйств различных стран, что приводит к тому, что национальные хозяйства становятся составными элементами единого мирового экономического хозяйства.
5.
Внешнеторговая политика - целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики: изменение степени и способа включения данной страны в МРТ; изменение объемов экспорта и импорта;
изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами;
изменение соотношения экспортных и импортных цен.
6.
Существует два основных направления внешнеторговой политики: политика свободной торговли и протекционизм. Политика свободной торговли предполагает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. Протекционизм —
государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной

Макроэкономика II Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс.
конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.
7.
Международная торговая политика – это согласованная политика государств в целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества. Главным субъектом либерализации является международная торговая организация ГАТТ/ВТО.
8.
Мировая валютная система представляет собой совокупность способов,
инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно- расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.
9.
Валютный курс — стоимость денежной единицы одной страны, выраженная в единицах другой. Существует несколько систем валютных курсов: фиксированный, плавающий и смешанный. Реальный валютный курс - отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте. Номинальный – показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны. Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).
10.
На валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходит в среднем в течение двух лет. Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами.
11.
Валютные курсы оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю различных стран, выступая инструментом связи между стоимостными показателями национального и мирового рынка, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменение внутриэкономической ситуации, а также изменяя поведение фирм,
работающих на экспорт или конкурирующих с импортом. Снижение валютного курса обусловливает: сокращение реальной задолженности в национальной валюте; увеличение тяжести внешних долгов, выраженных в иностранной валюте; невыгодность вывоза прибыли,
процентов, дивидендов, получаемых иностранными инвесторами в валюте страны пребывания.
При увеличении валютного курса складывается следующая ситуация: внутренние цены становятся менее конкурентоспособными; падает эффективность экспорта; сокращается производство как в экспортных, так и в других отраслях; расширяется импорт; стимулируется приток в страну иностранных и национальных капиталов; увеличивается прибыль по иностранным капиталовложениям; уменьшается реальная сумма внешнего долга, выраженная в
обесценившейся валюте.
Вопросы для самопроверки
1.
Что представляет собой мировая экономика?
2.
Какова роль мирового рынка в мировой экономике?
3.
Что понимается под интернационализацией экономики?
4.
Что понимается под экономической интеграцией?
5.
Как можно охарактеризовать глобализацию?
6.
Каковы положительные и отрицательные стороны глобализации?
7.
Каковы основные тенденции в развитии внешней торговли?
8.
Какие цели имеет внешнеторговая политика?
9.
Какие существуют направления внешнеторговой политики?
10.
Что означает политика свободной торговли?
11.
Чем характеризуется политика протекционизма, каковы ее положительные и отрицательные стороны?

Макроэкономика II Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс.
12.
Что такое «экономическая автаркия»?
13.
Какие цели имеет международная торговая политика?
14.
Каковы принципы деятельности ГАТТ/ВТО?
15.
Какие условия необходимы для вступления в ВТО?
16.
Какие проблемы возникают у России при вступлении в ВТО?
17.
Что представляет собой мировая валютная система?
18.
Что включается в понятие «валютный курс»?
19.
Чем отличаются номинальный и реальный валютные курсы?
20.
Для чего необходим валютный курс?
21.
Какие существуют системы валютных курсов?
22.
Какие факторы влияют на валютный курс?
23.
Как влияет на валютный курс инфляция?
24.
Каковы последствия для экономики страны снижения и увеличения валютного курса?

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
МАКРОЭКОНОМИКА
Введение
Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая функционирование экономики как единого целого. Главные задачи данного изучения – понять, что необходимо для обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции в целях повышения уровня жизни в стране.
Первый раздел – «Важнейшие модели макроэкономики» - включает в себя следующие темы: 1. «Введение в макроэкономику», где анализируются: макроэкономика как особый раздел экономической теории, основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП, чистый продукт,
национальный доход, личный располагаемый доход, конечное потребление, национальное богатство, индекс цен, дефлятор ВНП, уровень и темп инфляции, уровень безработицы; потоки и запасы, кругообороты благ и доходов, закрытая и открытая экономика. 2. «Совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD-AS)» – здесь рассматриваются понятия совокупного спроса и совокупного предложения, факторы, на них влияющие, макроэкономическое равновесие, его изменения и делаются выводы о возможности правительства влиять на темпы экономического роста. 3. «Кейнсианская модель макроэкономического равновесия» - включает в себя анализ составляющих совокупный спрос – потребления и инвестиций, исследуется взаимосвязь потребления, инвестиций и ВНП, а также сбережений, инвестиций и ВНП.
Второй раздел – «Проблемы макроэкономического развития» - включает в себя следующие темы: 1. «Экономический рост и его проблемы», где анализируется понятия
«экономический рост» и его типы, «качество экономического роста», факторы, определяющие экономический рост, граница производственных возможностей, проблемы экономического выбора.
2. «Макроэкономическая нестабильность» - здесь исследуются основные формы проявления макроэкономической нестабильности: циклы, безработица, инфляция, а также теории и методы государственного регулирования данных проблем.
Третий раздел – «Роль государства в экономике» - включает в себя следующие темы: 1.
«Кредитно-денежная и финансовая системы», где анализируется структура кредитно-денежной системы, ее структура, денежное обращение, сеньораж, Спрос на деньги и предложение денег,
равновесие на денежном рынке, классическая дихотомия, макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM); далее исследуется структура финансовой системы страны, государственный бюджет, его дефицит и профицит, государственный долг, налоговая система. 2. «Государственное регулирование экономики» - здесь показывается необходимость государственного регулирования и его методы: государственные закупки, налоги, политика перераспределения доходов, компромисс общества между эффективностью и равенством,
политика перераспределения ресурсов: издержки перелива, выгоды перелива; внешние эффекты
(экстерналии), общественные блага и услуги. И как итог - экономические функции государства.
Четвертый раздел – «Экономические основы и тенденции развития мирового хозяйства» - включает в себя тему «Международные экономические отношения. Внешняя торговля и валютный курс». В ней анализируются такие вопросы, как: сущность мирового хозяйства, интеграция и интернационализация, внешняя торговля и внешнеторговая политика, платежный баланс;
валютный курс и проблема конвертируемости валют, фиксированный и плавающий курсы валюты,
паритет покупательной способности.
Каждая тема предлагаемого методического пособия начинается со списка основных вопросов, разбираемых в ней. Тем самым студентам дается представление о содержании материала, который предстоит изучить. Списки составлены достаточно краткими, чтобы сконцентрировать внимание на ключевых моментах изучаемой темы.
При первом появлении в тексте основного понятия оно выделяется жирным шрифтом, и,
кроме того, его определение можно найти в глоссарии. Это должно помочь при изучении и повторении курса.
В хрестоматии даются выдержки из дополнительных источников, учебников, монографий,
статей, что позволяет глубже осознать основные проблемы курса и реальные процессы,
происходящие в современном мире.

После завершения изучения темы студентам предлагаются тесты для самопроверки того,
насколько хорошо освоен пройденный материал. Если студенты не могут ответить на предлагаемые вопросы, они должны вернуться к тексту и повторить материал темы, прежде чем продолжить дальнейшее изучение.
Основная литература:
1.
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник – М.: Маркет ДС, 2009.
2.
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер,
2009.
3.
Селищев А.С. Макроэкономика. 3-е изд. СПб.: Питер. 2005.
4.
Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. М.: Дело, 2002.
5.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА,
2001-2010.
6.
Овчинников Г.П. Макроэкономика. СПб., 1993.
Дополнительная:
1.
Павлова И.П. Электронный учебно-методический комплекс. Макроэкономика. МБИ.
2011.
2.
Павлова И.П. Макроэкономика. Опорный конспект: рабочая тетрадь. МБИ. 2011.
Оглавление
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ..................................................................................................... 1
МАКРОЭКОНОМИКА.................................................................................................................................. 1
Введение................................................................................................................................................. 1
Основная литература:............................................................................................................................2
Дополнительная:.................................................................................................................................... 2
Тема 5. Макроэкономическая нестабильность.........................................................................................2 5.1
Цикличность как всеобщая форма экономической.................................................................. 2 5.1.1.
Типы циклов и их причины................................................................................................. 2 5.1.2.
Основные характеристики экономического цикла деловой активности.........................4 5.2
Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Эффект гистерезиса........ 8 5.3
Инфляция.................................................................................................................................. 12 5.3.1.
Сущность, причины и типы инфляции.............................................................................12 5.3.2.
Теории инфляции..............................................................................................................14 5.3.3.
Антиинфляционная политика...........................................................................................17
Выводы к теме:..................................................................................................................................... 18
Вопросы для самопроверки:................................................................................................................20
Тема 6. Кредитно-денежная система......................................................................................................20 6.1
Кредитная система................................................................................................................... 20 6.2
Банковские операции................................................................................................................21 6.3
Деньги и денежные агрегаты. Спрос на деньги......................................................................22 6.4
Предложение денег. Банковский и денежный мультипликаторы......................................... 24 6.5
Равновесие на денежном рынке..............................................................................................26
Выводы к теме:..................................................................................................................................... 27
Вопросы для самопроверки:................................................................................................................29

Тема 7. Совместное равновесие на рынках благ и денег..................................................................... 29 7.1
Модель IS-LM............................................................................................................................ 29 7.2
Инвестиционная ловушка.........................................................................................................30 7.3
Ликвидная ловушка...................................................................................................................32
Выводы к теме:..................................................................................................................................... 33
Вопросы для самопроверки:................................................................................................................34
Тема 8. Особенности финансовой политики в современных условиях............................................... 34 8.1
Структура финансовой системы..............................................................................................34 8.2
Бюджетная система государства............................................................................................35 8.3
Причины бюджетного дефицита..............................................................................................36 8.4
Государственный долг и его последствия.............................................................................. 37 8.5
Налоговая система................................................................................................................... 38
Выводы к теме:..................................................................................................................................... 39
Вопросы для самопроверки:................................................................................................................40
Тема 9. Государственное регулирование экономики............................................................................ 40 9.1
Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ).................................... 40 9.2
Фискальная политика................................................................................................................42
Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие................................ 42
Влияние налогов на ВНП.................................................................................................................44
Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы....................................... 45 9.3
Монетарная (кредитно-денежная) политика...........................................................................46 9.4
Политика перераспределения доходов.................................................................................. 48 9.5
Политика перераспределения ресурсов.................................................................................50
Издержки перелива..........................................................................................................................50
Выгоды перелива............................................................................................................................. 51
Общественные блага и услуги........................................................................................................ 51 9.6
Экономические функции государства..................................................................................... 52
Выводы к теме:..................................................................................................................................... 52
Вопросы для самопроверки:................................................................................................................54
Тема 10. Переходная экономика............................................................................................................. 55 10.1
Объективная необходимость трансформации российской экономики............................ 55 10.2
Основы теории переходной экономики...............................................................................55 10.3
Итоги экономических реформ в России. Либерализация цен. Приватизация собственности. Структурная перестройка экономики....................................................................... 57 10.4
Пути дальнейшего развития реформ. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики..................................................................................................................... 58
Выводы к теме...................................................................................................................................... 61
Вопросы для самопроверки.................................................................................................................62
Тема 11. Международные экономические отношения. Внешняя политика и валютный курс............63 11.1
Сущность мирового хозяйства. Интеграция и интернационализация..............................63 11.2
Внешняя торговля и внешнеторговая политика................................................................. 65 11.3
Мировая валютная система. Валютный курс..................................................................... 67
Выводы к теме...................................................................................................................................... 69
Вопросы для самопроверки.................................................................................................................71

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18