Файл: Разработка модели налоговой оптимизации на малых предприятиях.pdf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90
4 Социальная ответственность
1
Определение целей и задач программы КСО
Программа корпоративной социальной ответственности у
Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Кемеровской области отсутствует, поэтому разработана следующая программа КСО, которая указана в таблице 43
Таблица 43 – Определение целей КСО в Межрайонной инспекции ФНС
России №8 по Кемеровской области
Миссия
Эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.
Стратегия
Обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах
Создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками
(плательщиками страховых взносов), налоговыми агентами налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов)
Снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом
Укрепление и совершенствование кадрового потенциала
Оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление
Формирование системы управления качеством на всех уровнях деятельности ФНС России
Цели КСО
Развитие собственного персонала, которое позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.
Развитие программного обеспечения для совершенствования работы.
Освещение наиболее важных новостей в СМИ
*Примечание: таблица составлена автором
Цели корпоративной социальной ответственности полностью соответствует стратегии.
Для Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Кемеровской области подходит традиционная модель, которая предполагает периодическое участие организации в КСО, в зависимости от существующих возможностей. Если у Межрайонной инспекции ФНС России №8 по
Кемеровской области есть в данный момент потребность в КСО и деньги, то
91 оно ассигнует финансы, если нет – то программа КСО может быть заморожена.
2 Определение стейкхолдеров программы КСО
После определения целей корпоративной социальной ответственности, определим главных стейкхолдеров. Выбор основных стейкхолдеров проводится исходя из целей КСО, указанные в таблице №1. К каждой цели программы следует определить наиболее влиятельных стейкхолдеров.
Стейкхолдерами или заинтересованными лицами называется любое сообщество внутри организации, или вне ее, предъявляющее определенные требования к результатам деятельности организации и характеризующееся определенной скоростью реакции.
Для Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Кемеровской области подойдут стейкхолдеры:
• органы местной власти;
• работники;
• население.
Более наглядное определение стейкхолдеров представлено в таблице 44.
Таблица 44 – Определение стейкхолдеров программ КСО
№
Цели КСО
Стейкхолдеры
1
Развитие собственного персонала, которое позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.
Работники
Органы местной власти
2
Развитие программного обеспечения для совершенствования работы.
Работники
3
Освещение наиболее важных новостей в СМИ
Население
*Примечание: таблица составлена автором
Обоснуем выбор именно этих заинтересованных лиц. Администрация местных органов власти заинтересована в сохранении рабочих мест для населения. Население заинтересовано быть информированы в вопросе
92 пенсионного обеспечения. Работники ожидают удовлетворения их труда в адекватной оплате, возможностей профессионального роста и построение карьеры, здоровой моральной атмосферы, приемлемых условий труда.
3 Определение элементов программы КСО
Следующим этапом разработки программы КСО является определение элементов программы, которые приведены в таблице 45.
Таблица 45 – Определение элементов программы КСО
№
Стейкхолдеры
Описание элемента
Ожидаемый результат
1
Работники
Корпоративное волонтерство – вид деятельности, который подразумевает участие сотрудников компании в работе на благо местных сообществ на добровольной основе.
Среднесрочный
2
Органы местной власти
Социальные инвестиции – вид инвестирования, нацеленный на поддержку социально одобренных проектов, к которым не применяется нормальная рыночная доходность.
Рассматриваются социальные, экологические последствия.
Краткосрочный
Благотворительные пожертвования – форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме
(продукция, административные помещения, транспорт и т.д.).
Краткосрочный
Эквивалентное финансирование – форма адресной помощи, которая заключается в совместном финансировании компаниями, органами государственного управления и некоммерческим сектором социальных программ.
Краткосрочный
3
Население
Благотворительные пожертвования – форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме
(продукция, административные помещения, транспорт и т.д.).
Краткосрочный
*Примечание: таблица составлена автором
93
В таблице
45 освещены корпоративные, социальные, благотворительные и эквивалентные элементы программы КСО, которые имеют среднесрочный и краткосрочный характер.
4
Затраты на программы КСО
Следующим этапом разработки программы КСО является определением затрат на программы КСО.
Затраты на программы КСО могут определяться по остаточному принципу и расходоваться в зависимости от их наличия, а могут стать частью ежемесячных, поквартальных отчислений. В первом случае, компании будет трудно ожидать результатов деятельности программ КСО, поскольку мероприятия будут финансироваться время от времени. Затраты на мероприятия приведены в таблице 46.
Таблица 46 – Затраты на мероприятия КСО
№
Мероприятие
Единица измерения
Цена
Стоимость реализации на планируемый период
1
Корпоративное волонтерство
Руб.
50 000 50 000 2
Социальные инвестиции
Руб.
100 000 100 000 3
Благотворительные пожертвования
Руб.
150 000 150 000 4
Эквивалентное финансирование
Руб.
50 000 50 000
ИТОГО: 350 000 руб.
*Примечание: таблица составлена автором
Средства для реализации программы корпоративной социальной ответственности Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Кемеровской области, может получить от:
•
Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» ФНС России;
•
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования;
94
•
Федерального казенного учреждения «Объеденная дирекция единого заказчика ФНС России»;
•
Межрегиональной инспекции ФНС России по федеральным округам;
•
Управления ФНС России.
Поэтому, предположим, что поступили средства на реализацию программ КСО в размере 350 000 руб.
5 Ожидаемая эффективность программ КСО
Оценка эффективности разработанной программы КСО строится на основе принципов эффективности затрат на мероприятия и ожидаемых от мероприятий результатов.
При этом зачастую эффективность программ КСО оценить сложно.
Это бывает в случае, если проблема социальной ответственности, которое решает предприятие, велика, и предприятию сложно справиться с ней в одиночку, либо эта проблема не имеет немедленного отклика на реализацию мероприятий.
При этом, необходимо помнить, что каждая реализуемая программа
КСО связана с целями деятельности предприятия, ее миссией. Поэтому необходимо определить эффект от реализации программ не только для общества, но и для организации.
Эффект программ КСО по отношению к предприятию может выражаться в:
• снижении текучести кадров;
• повышении морального духа персонала;
• повышении квалификации персонала;
• установление связи с органами местного самоуправления;
• привлечении инвестиций.
Эффект программ КСО по отношению к обществу может выражаться в:
95
• помощи нуждающимся;
• решении социальных проблем;
• локальном
(точечном) эффекте
(возможно от одного благотворительного мероприятия);
• улучшении экологической обстановки в регионе;
• помощи ветеранам;
• обеспечении детского досуга.
Результаты приведены в таблице 47.
Таблица 47 – Оценка эффективности мероприятий КСО
№
Название мероприятия
Затраты, руб.
Эффект для компании
Эффект для общества
1
Корпоративное волонтерство
50 000
Повышении морального духа персонала; повышении квалификации персонала; помощь нуждающимся; решение социальной проблемы; обеспечение детского досуга.
2
Социальные инвестиции
100 000
Совершенствование программных продуктов, повышенный надзор за персональными данными;
Оптимизация расходов воды, бумаги, энергии
Конфиденциальность и безопасность;
Улучшение экологической обстановки
3
Благотворительные пожертвования
150 000
Развитие образования в сфере малого бизнеса; снижении текучести кадров; укрепление и совершенствование кадрового потенциала; внесение средств в фонд поддержки ветеранов ВОВ; внесение средств в фонд поддержки малого предпринимательства; внесение средств в экологический фонд
Прозрачная и комфортная коммерческая деятельность малых предприятий сокращение безработицы; улучшение экологической обстановки в регионе; помощь ветеранам;
4
Эквивалентное финансирование
50 000
Снижении текучести кадров; повышении морального духа персонала; повышении квалификации персонала; установление связи с органами местного самоуправления; развитие малого предпринимательства помощь нуждающимся; эффективная работа налоговых органов; решение социальной проблемы;
*Примечание: таблица составлена автором
96
Соотношение затрат на мероприятие – эффект для компании – эффект для общества, является оптимальным, выбор считается правильным.
97
Заключение
Развитие малого предпринимательство в современных условиях носит актуальных характер. Совершенствование обусловлено формированием и обновлением нормативно-законодательной базы, созданием фондов и центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технопарков и кластеров, осуществлением финансовой и имущественной поддержки и введением льгот и “каникул”. Важную роль в укреплении позиций малого предпринимательства в экономике страны играет фискальная составляющая.
В процессе жизнедеятельности предприятиям важно оптимально согласовывать свои реальные возможности с налоговыми платежами.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка модели налоговой оптимизации для малых предприятий с учетом региональных особенностей.
Для достижения цели выявлены теоретические основы налогового планирования, а именно, сущность, цель, объект, предмет, участники, элементы, подходы, основы, этапы, методы, представлена общая схема, а также рассмотрены компоненты для реализации налогового планирования малых предприятий.
Проведен анализ специальных налоговых режимов с целью выявления эффективности применения систем налогообложения в Кемеровской области, которая сопровождается в следующих тенденциях рост количества предприятий и ИП, сокращение количества наемных работников, занятых в малом предпринимательстве, объем налоговых доходов от применения СНР предприятиями и ИП возрастает. При этом объем поступлений на каждого занятого в малом предпринимательстве носит стабильный характер, что говорит об повышении исполнений обязательств налогоплательщиками, исходя из реальной финансово-хозяйственной деятельности.
98
Для создания модели налоговой оптимизации выявлены параметры, ограничения и функциональные составляющие специальных налоговых режимов УСН, ЕНВД и ПСН.
Особенностью применения УСН состоит в том, что необходимо обращать внимание на объекты налогообложения, так как они могут с одной стороны оказать экономическую эффективность предприятию, с другой повышенную налоговую нагрузку. Выбор объекта налогообложения достигается с помощью нахождения равновесия между доходами и равновесными расходами, которые находятся с помощью разработанной автором таблицы налоговых ставок, при этом если расходы составляют больше равновесного расхода целесообразно выбрать «Доходы, уменьшенные на величину расходов», если же расходы меньше равновесного расхода – «Доходы».
При выборе ЕНВД необходимо обращать внимание на установленные законодательством корректирующие коэффициенты, базовую доходность и физические показатели.
Спецификой ПСН являются срок приобретения патента, величина потенциально возможного к получению ИП дохода и физический показатель, выражающийся численностью наемных работников, количеством транспортных средств и количеством обособленных объектов (площадь).
Разработанная модель налоговой оптимизации содержит три модуля.
Первый модуль учитывает унифицированные данные о предприятии или ИП.
Второй модуль включает алгоритмы выбора специальных налоговых режимов УСН, ЕНВД и ПСН. Третий модуль используется для формирования налогового поля.
99
Список публикаций студента
1.
Акчелова А.О., Митягина П.Е. Налогообложение малого предпринимательства: российские и региональные тенденции последних лет
[Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.RU: Экономика. 2017. №46. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1495725656.
100
Список используемых источников
1.
Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров/ под ред. Г.
Б. Поляка. М.: Издательство Юрайт, 2012. 463 с.
2.
Налоговый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.А. Пименова. М.: Издательство Юрайт, 2016. 305 с.
3.
Кирина Л. С., Горохова Н. А. Налоговый менеджмент в организациях: учебник для магистрантов. М.: Издательство Юрайт,
2014. 279 с.
4.
Евстигнеев Е.Н., Викторова Н. Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: монография. М.: ИНФРА-М,2014. 270 с.
5.
Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение: теория и практикум: учебное пособие. М.: Проспект, 2013. 520 с.
6.
Бараулин С.В., Ерамакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: учебник–М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,
2013.
332 с.
7.
Налоговый менеджмент. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / под ред. Майбурова И.А., Иванова Ю.Б. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2014.
559 с.
8.
Шестакова Е. Налоговое планирование. Теория и практические рекомендации с материалами судебной практики. М.: Юстицинформ 2010.
9.
Е. С. Вылкова Налоговое планирование. В 2 т. Т. 1: учебник для вузов/ 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 222 с.
10.
Ганбарова У.М. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения в организации в налоговом консультировании //
Бенефициар,2017. №17. С. 31–34. (дата обращения: 20.05.2018)
11.
Балацкий А.С., Тарасова В. Ф. Сущность и роль налогового планирования финансово-хозяйственной деятельности в современных экономических условиях // Проблемы современной экономики: сборник
101 материалов ХХXVI Международной научно-практической конференции.
2017. С. 149-153.
12.
Темников Е. Г. Корпоративное налоговое планирование: основные методы и принципы // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей
X Международной научно-практической конференции. 2017. С. 362-365.
13.
В. Ю. Буров, Л.А. Бурова, В.Н. Гонин «Уклонение от уплаты налогов как фактор снижения экономической безопасности малого предпринимательства: монография Чита: ЗабГУ, 2014. 188 с.
14.
Гришин
А.А.
Оптимизация налогообложения малого предприятия в строительной индустрии и ее влияние на финансовый результат // Концепт: Научно-методический электронный журнал. 2016.
Т. 11. С. 3981–3985. URL: http://e-koncept.ru/2016/86835.htm. (дата обращения: 20.05.2018).
15.
Пансков В. Г. Налоговые льготы: теория и практика применения
// Экономика. Налоги. Право, 2016. №1. С. 119–125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-lgoty-teoriya-i-praktika-primeneniya
(дата обращения: 20.05.2018).
16.
Довбий И. П., Дохкильгова Д.М., Довбий Н. С. Налоговые льготы для регионального предпринимательства: необходимость, достаточность, эффективность // Вестник ВолГУ. Серия3. Экономика. Экология, 2017. Т.19.
№4. С. 94–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-lgoty-dlya- regionalnogo-predprinimatelstva-neobhodimost-dostatochnost-effektivnost
(дата обращения: 20.05.2018).
17. 17.
Нестеренко Ю. Н. Налоговые льготы: новые подходы к установлению // Экономический журнал, 2017. С. 36–49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-lgoty-novye-podhody-k-ustanovleniyu
(дата обращения: 20.05.2018).
18.
Чумакова Н. А., Андрейко М. Н. Малый бизнес: применение специальных налоговых режимов // Научный вестник Южного института