ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 373
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГБОУ ШКОЛА № 691 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "НЕВСКАЯ ШКОЛА"
Теоретический материал для подготовки к ВПР в 5 классе по биологии в схемах и таблицах
Автор-составитель:
Учитель химии и биологии 1-ой категории
Казакова Диана Михайловна
2022 г.
Задания 1.1- 1.3
Данный блок заданий направлен на выявление умений определять, сравнивать объекты, выявлять их различия, а также на выявление у объектов, отсутствующих признаков. Для успешного решения данного блока заданий учащимся необходимо знать основные царства живого, их основные характеристики, особенного строения, а также основных представителей данных царств.
Царства живой природы
Царства живой природы | Особенности строение и основные характеристики | Представители |
Вирусы | - неклеточные формы жизни - находятся обособленно, являются паразитами и поселяются внутри живой клетки; - паразитические формы состоят из молекул ДНК, РНК, покрытые мембраной; - вирусы не могут самостоятельно синтезировать белок; |
|
Бактерии | - в основном состоят из одной клетки; - прокариоты (отсутствует оформленное ядро); - клеточная оболочка состоит из муреина - размножаются путем простого деления клетки - при неблагоприятных условиях образуют споры - по типам питания: гетеротрофы: питаются готовыми органическими веществами- (сапрофиты- мёртвой органикой) и паразиты- живым организмом хозяина; - по форме клетки: 1) шарообразной формы – кокки, диплококки, стрептококки и стафилококки 2) палочкообразной – бациллы 3) винтообразно-изогнутой - спириллы с подтипами: вибриона , спириллы и спирохеты |
|
Растения | - автотрофный тип питания - имеют неограниченный рост; - есть пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты), обеспечивающие фотосинтез (автотрофы по типу питания), окраску плодов, цветов - клетки имеют в своем строении клеточную стенку; - есть вакуоль с клеточным соком |
|
Грибы | признаки растений: - прикрепленный образ жизни; - неограниченный рост в течение жизни верхушечной частью; - размножение спорами; - наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов); - способны синтезировать витамины и гормоны; признаки животных: - наличие хитина в клеточных стенках; - наличие мочевины в качестве промежуточного продукта обмена веществ; - лишены хлорофилла, поэтому они гетеротрофы; - запасающее вещество в клетках – гликоген; признаки грибов: - тело состоит из гифов, образующих мицелий (грибницу); |
|
Животные | - активно перемещаются в пространстве; - гетеротрофный тип питания; - имеют ограниченный рост; - клетки не имеют в своем строении клеточную стенку; - пластиды и вакуоли отсутствуют; - запасающее вещество в клетках -гликоген |
|
P.S. Очень часто в заданиях данного блока можно встретить лишайники. Лишайники на данный момент относят к царству грибов. Стоит помнить, что лишайники- это группа симбиотических организмов. Тело лишайника — слоевище — состоит из грибов и микроскопических водорослей или цианобактерий. Гифы гриба плотно оплетают водоросли. А в некоторых местах гифы прорастают внутрь клетки водоросли. И гриб, и водоросль получают от совместного существования пользу.
Пример заданий этого блока
1.1 Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.
Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: вирусы, растения, животные
Ответ: А-вирусы, Б-растения, В-животные
1.2 Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Пояснение: растения, животные состоят из клеток, а вирусы — неклеточная форма жизни
Ответ: вирусы, т.к. это неклеточная форма жизни
1.3 В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Неограниченный рост, активный образ жизни, клеточное строение, автотрофное питание
Ответ:
1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: активный образ жизни;
2) объяснение: растение имеет прикреплённый образ жизни.
Задания 2.1- 2.2
Данный блок заданий направлен на выявление умений определять процесс по описанию биологического явления, а также определять роль описанного процесса в жизнедеятельности организмов. Для верного решения заданий этого блока учащимся необходимо знать основные биологические процессы и их роли в жизнедеятельности живых существ.
Основные биологические процессы и их роли в жизнедеятельности организмов
Процесс | Определение | Пример | Роль процесса |
Цветение | Процесс появления соцветий | У растения зимой появляются соцветия | Цветы — органы размножения растений. Оплодотворение происходит после опыления, в результате чего образуются плоды с семенами, из которых разовьются новые растения. Таким образом, основная роль цветения- это размножение растений; |
Плодоношение | Процесс развития плодов у растений | У смородины летом появляются ягоды | В плодах развиваются семена, прорастая из них появляется новое растение. Таким образом, основная роль цветения- это размножение растений; |
Дыхание | Процесс поглощения организмом кислорода и выделения углекислого газа | В организме домашней собаки происходит процесс, при котором в воздух выделяется углекислый газ; В клетках листа яблони ночью происходит процесс, при котором в воздух выделяется углекислый газ; В организме морской свинки происходит процесс, при котором в воздух выделяется углекислый газ | При дыхании окисляются органические вещества и запасается энергия. Основная роль дыхания- получение энергии; |
Питание | Поглощение живым организмом питательных веществ, необходимых для его жизнедеятельности | Минеральные вещества и углекислый газ попадает в клетки растения; Одуванчик корням всасывает из почвы воду с растворёнными минеральными веществами; Паук всасывает полупереваренные соки жертвы, попавшейся в паутину | Процесс питания необходим для получения и построения необходимых организму веществ. Основная роль питания- получение питательных веществ; |
Фотосинтез | Синтез питательных веществ (сахара) из углекислого газа, воды и в присутствии солнечного света | Возникновение в листьях капусты сахаров в результате поглощения углекислого газа из воздуха и воды из почвы под действием света; В клетках листьев клёна днём происходит процесс, во время которого из воздуха поглощается углекислый газ | В результате фотосинтеза из неорганических веществ (углекислого газа и воды), под действием солнечного света в хлоропластах растениях синтезируются органические вещества (глюкоза). Таким образом, основная роль фотосинтеза- образование органических (питательных) веществ; |
Испарение | Процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразного | Переход воды из жидкого состояния в парообразное на листьях растения | Основная роль- транспорт воды и минеральных веществ, а также охлаждение организма; |
Опыление | Процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика | Перенос пыльцы пчелой с одного цветка гороха на другой | В результате опыление происходит оплодотворение и размножение растений. Таким образом, основная роль опыления- размножение или оплодотворение растения; |
Созревание | Процесс развития плода растения, как правило, сопровождающийся изменением цвета плода с зеленого на другой | Смена цвета плода с зеленого на красный | Процесс изменения с зелёного на красный — сигнал о созревании семян плода и готовности к их распространению. Таким образом, основная роль созревания- сигнал животным о готовности семян к размножению растений; |
Рост | Линейное увеличение размера организма или его отдельных частей | Появление у растения побега из семени; Проникновение корней растения в течение жизни глубже в почву; У смородины ранней весной распускаются почки; У крапивы ранней весной из-под земли появляются молодые побеги с листьями, которые быстро начинают вытягиваться вверх; Высота мальчика к шести годам увеличилась до 122 см | Основная роль- увеличение размеров организма; |
Транспорт | Процесс переноса веществ по организму | Движение воды и минеральных веществ от корня к листьям растения; Кровеносная система человека доставляет лекарственные препараты от кишечника к больным органам | В результате транспорта веществ растения получают необходимые вещества для построения органических веществ. Таким образом, основная роль транспорта- питание организма; |
Распространение | | Распространение семян (пример: Крылатки клёна слетают с дерева) | Распространение растений является составляющей процесса размножения, позволяет попадать растениям на новые незанятые территории, избегать конкуренции. Таким образом, основная роль распространения- размножение организма; |
Выделение | Процесс избавления организма от излишка влаги и продуктов обмена веществ; | Появление капель на листьях растений; Во время длительной пробежки в медленном темпе у подростка на поверхности кожи появляются капли пота | Выделение воды необходимо для регуляции количества жидкости внутри тела. Таким образом, основная роль выделения- удаление излишка влаги и продуктов обмена веществ; |
Запасание | Накопление питательных веществ в различных частях живого организма | Накопление крахмала в клубне картофеля; Накопление сахаров в листьях лука; | Основная роль-создание запаса питательных веществ; |
Размножение | Процесс увеличение количества особей | В пестике цветка яблони происходит образование зародыша; У одного растения осины во время плодоношения созревает более тысячи семян, которые распространяются ветром; | Основная роль-появление потомства или увеличение количества особей определенного вида; |
Движение | Процесс перемещения организма или его частей в пространстве | Во время дыхания у человека поднимается и опускается грудная клетка; Новорождённый ребёнок способен открывать и закрывать глаза; | |
Развитие | Качественное изменение (усложнение или упрощение строения) особи с момента зарождения до конца жизни | У комнатной орхидеи появились цветки; Глаза у котят домашней кошки раскрываются на 5–10-й день | Развитие органа/организма приводит к возникновению у него новых свойств. Таким образом, основная роль развития-появление нового свойства у органа/организма или качественного развитие органа/организма; |
Раздражимость | Ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней сред оррганизма | Человек поворачивает голову в сторону резкого громкого звука | Свойство раздражимости необходимо для защиты, таким образом человек приспосабливается к условиям среды. Таким образом, основная роль раздражимости- защита или приспособление к условиям среды; |
Пример заданий этого блока
2.1 При встрече хозяина собака активно виляет хвостом. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Рост, развитие, движение, размножение.
Пояснение: виляние хвостом- это движение
Ответ: движение
2.2 В чём заключается значение этого процесса для животного?
Пояснение: собака виляет хвостом для привлечения внимания
Ответ: приспособление к условиям среды или привлечение внимания
Задания 3.1- 3.2
Данный блок заданий направлен на выявление умений правильно выбирать биологические методы и оборудования для проведения определенных исследований, а также на выявление знаний биологических наук и объектов их изучения.
Редко встречающееся биологическое оборудование
-
Термометр- оборудование для измерения температуры; -
Кольцевание птиц - метод мечения, используемый в орнитологии для изучения биологии диких птиц. Кольцевание происходит путём отлова птицы и надевания на её лапку кольца с номером; -
Трекер (положения)- оборудование для отслеживания положения птиц, чаще всего используется для изучения миграции птиц; -
Фотоловушка- разновидность цифрового или плёночного фотоаппарата, предназначенная для съёмки без участия человека с автоматическим запуском от датчика движения; -
Секатор- специальный инструмент для обрезки различных частей растений; -
Высотомер- прибор, предназначенный для измерения высоты; -
Чашка Петри- неглубокая прозрачная чаша с крышкой, которую биологи используют для хранения питательной среды, в которой можно культивировать клетки, первоначально клетки бактерий, грибов и мелких мхов. Контейнер назван в честь его изобретателя, немецкого бактериолога Юлиуса Рихарда Петри;
Основные биологические науки и объекты их изучения
Наука | Определение | Пример |
Орнитология | Наука, занимающаяся изучением птиц |
|
Териология | Наука, занимающаяся изучением млекопитающих |
|
Энтомология | Наука, занимающаяся изучением насекомых |
|
Ихтиология | Наука, занимающаяся изучением рыб |
|
Арахнология | Наука, занимающаяся изучением пауков |
|
Этология | Наука, занимающаяся изучением поведения животных |
|
Палеонтология | Наука, занимающаяся изучением ископаемых организмов |
|
Микробиология | Наука, занимающаяся изучением бактерий |
|
Микология | Наука, занимающаяся изучением грибов |
|
Анатомия | Наука, занимающаяся изучением внутреннего строения организма |
|
Физиология | Наука, занимающаяся изучением процессов, происходящий в живом организме |
|
Морфолология | Наука, занимающаяся изучением внешнего строения организма |
|
Цитология | Наука, занимающаяся изучением клеток |
|
Экология | Наука, занимающаяся изучением взаимодействия организма с окружающей средой (в том числе при её изменениях) и организмов между собой |
|