ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 373

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГБОУ ШКОЛА № 691 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "НЕВСКАЯ ШКОЛА"

Теоретический материал для подготовки к ВПР в 5 классе по биологии в схемах и таблицах


Автор-составитель:

Учитель химии и биологии 1-ой категории

Казакова Диана Михайловна


2022 г.

Задания 1.1- 1.3

Данный блок заданий направлен на выявление умений определять, сравнивать объекты, выявлять их различия, а также на выявление у объектов, отсутствующих признаков. Для успешного решения данного блока заданий учащимся необходимо знать основные царства живого, их основные характеристики, особенного строения, а также основных представителей данных царств.

Царства живой природы

Царства живой природы

Особенности строение и основные характеристики

Представители

Вирусы

- неклеточные формы жизни

- находятся обособленно, являются паразитами и поселяются внутри живой клетки;

- паразитические формы состоят из молекул ДНК, РНК, покрытые мембраной;

- вирусы не могут самостоятельно синтезировать белок;

  • ВИЧ

  • СПИД

  • Оспа

  • Вирус табачной мозаики

  • ГРИПП

  • Корь

  • Covid-19

Бактерии

- в основном состоят из одной клетки;

- прокариоты (отсутствует оформленное ядро);

- клеточная оболочка состоит из муреина

- размножаются путем простого деления клетки

- при неблагоприятных условиях образуют споры

- по типам питания: гетеротрофы: питаются готовыми органическими веществами- (сапрофиты- мёртвой органикой) и паразиты- живым организмом хозяина;

- по форме клетки:

1) шарообразной формы – кокки, диплококки, стрептококки и стафилококки

2) палочкообразной – бациллы

3) винтообразно-изогнутой - спириллы с подтипами: вибриона , спириллы и спирохеты

  • Кишечная палочка

  • Сальмонелла

  • Стафилококки

  • Стрептококки

  • Цианобактерии

  • Синегнойная палочка

  • Пневмококки

  • Сенная палочка

  • Бациллы

Растения

- автотрофный тип питания

- имеют неограниченный рост;

- есть пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты), обеспечивающие фотосинтез (автотрофы по типу питания), окраску плодов, цветов

- клетки имеют в своем строении клеточную стенку;

- есть вакуоль с клеточным соком

  • Повилика

  • Саксаул

  • Полынь

  • Верблюжья колючка

  • Мятлик

  • Морошка

Грибы

признаки растений:

- прикрепленный образ жизни;

- неограниченный рост в течение жизни верхушечной частью;

- размножение спорами;

- наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов);

- способны синтезировать витамины и гормоны;

признаки животных:

- наличие хитина в клеточных стенках;

- наличие мочевины в качестве промежуточного продукта обмена веществ;

- лишены хлорофилла, поэтому они гетеротрофы;

- запасающее вещество в клетках – гликоген;

признаки грибов:

- тело состоит из гифов, образующих мицелий (грибницу);

  • Дрожжи

  • Пеницилл

  • Мукор

  • Все шляпочные грибы

  • Сумчатые грибы (трюфель)

  • Трутовик

Животные

- активно перемещаются в пространстве;

- гетеротрофный тип питания;

- имеют ограниченный рост;

- клетки не имеют в своем строении клеточную стенку;

- пластиды и вакуоли отсутствуют;

- запасающее вещество в клетках -гликоген

  • Белая куропатка

  • Тушканчик

  • Соболь

  • Лемминг

  • Дрофа

  • Сайгак

  • Полевка



P.S. Очень часто в заданиях данного блока можно встретить лишайники. Лишайники на данный момент относят к царству грибов. Стоит помнить, что лишайники- это группа симбиотических организмов. Тело лишайника — слоевище — состоит из грибов и микроскопических водорослей или цианобактерий. Гифы гриба плотно оплетают водоросли. А в некоторых местах гифы прорастают внутрь клетки водоросли. И гриб, и водоросль получают от совместного существования пользу.


Пример заданий этого блока

1.1 Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.

Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: вирусы, растения, животные



Ответ: А-вирусы, Б-растения, В-животные

1.2 Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Пояснение: растения, животные состоят из клеток, а вирусы — неклеточная форма жизни

Ответ: вирусы, т.к. это неклеточная форма жизни

1.3 В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Неограниченный рост, активный образ жизни, клеточное строение, автотрофное питание

Ответ:

1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: активный образ жизни;

2) объяснение: растение имеет прикреплённый образ жизни.


Задания 2.1- 2.2

Данный блок заданий направлен на выявление умений определять процесс по описанию биологического явления, а также определять роль описанного процесса в жизнедеятельности организмов. Для верного решения заданий этого блока учащимся необходимо знать основные биологические процессы и их роли в жизнедеятельности живых существ.
Основные биологические процессы и их роли в жизнедеятельности организмов




Процесс

Определение

Пример

Роль процесса

Цветение

Процесс появления соцветий

У растения зимой появляются соцветия

Цветы — органы размножения растений. Оплодотворение происходит после опыления, в результате чего образуются плоды с семенами, из которых разовьются новые растения. Таким образом, основная роль цветения- это размножение растений;

Плодоношение

Процесс развития плодов у растений

У смородины летом появляются ягоды

В плодах развиваются семена, прорастая из них появляется новое растение. Таким образом, основная роль цветения- это размножение растений;

Дыхание

Процесс поглощения организмом кислорода и выделения углекислого газа

В организме домашней собаки происходит процесс, при котором в воздух выделяется углекислый газ; В клетках листа яблони ночью происходит процесс, при котором в воздух выделяется углекислый газ; В организме морской свинки происходит процесс, при котором в воздух выделяется углекислый газ

При дыхании окисляются органические вещества и запасается энергия. Основная роль дыхания- получение энергии;

Питание

Поглощение живым организмом питательных веществ, необходимых для его жизнедеятельности

Минеральные вещества и углекислый газ попадает в клетки растения; Одуванчик корням всасывает из почвы воду с растворёнными минеральными веществами; Паук всасывает полупереваренные соки жертвы, попавшейся в паутину

Процесс питания необходим для получения и построения необходимых организму веществ. Основная роль питания- получение питательных веществ;

Фотосинтез

Синтез питательных веществ (сахара) из углекислого газа, воды и в присутствии солнечного света


Возникновение в листьях капусты сахаров в результате поглощения углекислого газа из воздуха и воды из почвы под действием света; В клетках листьев клёна днём происходит процесс, во время которого из воздуха поглощается углекислый газ

В результате фотосинтеза из неорганических веществ (углекислого газа и воды), под действием солнечного света в хлоропластах растениях синтезируются органические вещества (глюкоза). Таким образом, основная роль фотосинтеза- образование органических (питательных) веществ;

Испарение

Процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразного

Переход воды из жидкого состояния в парообразное на листьях растения

Основная роль- транспорт воды и минеральных веществ, а также охлаждение организма;

Опыление

Процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

Перенос пыльцы пчелой с одного цветка гороха на другой

В результате опыление происходит оплодотворение и размножение растений. Таким образом, основная роль опыления- размножение или оплодотворение растения;

Созревание

Процесс развития плода растения, как правило, сопровождающийся изменением цвета плода с зеленого на другой 

Смена цвета плода с зеленого на красный

Процесс изменения с зелёного на красный — сигнал о созревании семян плода и готовности к их распространению. Таким образом, основная роль созревания- сигнал животным о готовности семян к размножению растений;

Рост

Линейное увеличение размера организма или его отдельных частей

Появление у растения побега из семени; Проникновение корней растения в течение жизни глубже в почву; У смородины ранней весной распускаются почки; У крапивы ранней весной из-под земли появляются молодые побеги с листьями, которые быстро начинают вытягиваться вверх; Высота мальчика к шести годам увеличилась до 122 см

Основная роль- увеличение размеров организма;

Транспорт

Процесс переноса веществ по организму

Движение воды и минеральных веществ от корня к листьям растения; Кровеносная система человека доставляет лекарственные препараты от кишечника к больным органам

В результате транспорта веществ растения получают необходимые вещества для построения органических веществ. Таким образом, основная роль транспорта- питание организма;

Распространение




Распространение семян (пример: Крылатки клёна слетают с дерева)

Распространение растений является составляющей процесса размножения, позволяет попадать растениям на новые незанятые территории, избегать конкуренции. Таким образом, основная роль распространения- размножение организма;

Выделение

Процесс избавления организма от излишка влаги и продуктов обмена веществ;

Появление капель на листьях растений; Во время длительной пробежки в медленном темпе у подростка на поверхности кожи появляются капли пота

Выделение воды необходимо для регуляции количества жидкости внутри тела. Таким образом, основная роль выделения- удаление излишка влаги и продуктов обмена веществ;

Запасание

Накопление питательных веществ в различных частях живого организма

Накопление крахмала в клубне картофеля; Накопление сахаров в листьях лука;

Основная роль-создание запаса питательных веществ;

Размножение

Процесс увеличение количества особей

В пестике цветка яблони происходит образование зародыша; У одного растения осины во время плодоношения созревает более тысячи семян, которые распространяются ветром;

Основная роль-появление потомства или увеличение количества особей определенного вида;

Движение

Процесс перемещения организма или его частей в пространстве

Во время дыхания у человека поднимается и опускается грудная клетка; Новорождённый ребёнок способен открывать и закрывать глаза;




Развитие

Качественное изменение (усложнение или упрощение строения) особи с момента зарождения до конца жизни

У комнатной орхидеи появились цветки; Глаза у котят домашней кошки раскрываются на 5–10-й день

Развитие органа/организма приводит к возникновению у него новых свойств. Таким образом, основная роль развития-появление нового свойства у органа/организма или качественного развитие органа/организма;


Раздражимость

Ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней сред оррганизма

Человек поворачивает голову в сторону резкого громкого звука

Свойство раздражимости необходимо для защиты, таким образом человек приспосабливается к условиям среды. Таким образом, основная роль раздражимости- защита или приспособление к условиям среды;



Пример заданий этого блока

2.1 При встрече хозяина собака активно виляет хвостом. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.

Рост, развитие, движение, размножение.

Пояснение: виляние хвостом- это движение

Ответ: движение

2.2 В чём заключается значение этого процесса для животного?

Пояснение: собака виляет хвостом для привлечения внимания

Ответ: приспособление к условиям среды или привлечение внимания



Задания 3.1- 3.2

Данный блок заданий направлен на выявление умений правильно выбирать биологические методы и оборудования для проведения определенных исследований, а также на выявление знаний биологических наук и объектов их изучения.
Редко встречающееся биологическое оборудование


  • Термометр- оборудование для измерения температуры;

  • Кольцевание птиц - метод мечения, используемый в орнитологии для изучения биологии диких птиц. Кольцевание происходит путём отлова птицы и надевания на её лапку кольца с номером;

  • Трекер (положения)- оборудование для отслеживания положения птиц, чаще всего используется для изучения миграции птиц;

  • Фотоловушка- разновидность цифрового или плёночного фотоаппарата, предназначенная для съёмки без участия человека с автоматическим запуском от датчика движения;

  • Секатор- специальный инструмент для обрезки различных частей растений;

  • Высотомер-  прибор, предназначенный для измерения высоты;

  • Чашка Петри-  неглубокая прозрачная чаша с крышкой, которую биологи используют для хранения питательной среды, в которой можно культивировать клетки, первоначально клетки бактерий, грибов и мелких мхов. Контейнер назван в честь его изобретателя, немецкого бактериолога Юлиуса Рихарда Петри;





Основные биологические науки и объекты их изучения


Наука

Определение

Пример

Орнитология

Наука, занимающаяся изучением птиц

  • наблюдение за стаей лебедей в природе

Териология

Наука, занимающаяся изучением млекопитающих

  • наблюдение за касатками в природе

Энтомология

Наука, занимающаяся изучением насекомых

  • исследование насекомых в лабораторных условиях

Ихтиология

Наука, занимающаяся изучением рыб

  • создание комфортных условий жизни для тропических рыбок в аквариуме с целью их дальнейшего обучения

Арахнология

Наука, занимающаяся изучением пауков

  • исследование пауков в лабораторных условиях

Этология

Наука, занимающаяся изучением поведения животных

  • Наблюдение за брачными ритуалами птиц

  • Наблюдение за перемещениями зайцев−русаков в природе

Палеонтология

Наука, занимающаяся изучением ископаемых организмов

  • Исследование ископаемых останков/ поиск ископаемых останков

Микробиология

Наука, занимающаяся изучением бактерий

  • Исследование бактерий в лабораторных условиях

Микология

Наука, занимающаяся изучением грибов

  • Создание условий для брожения дрожжей

  • Исследование многообразия грибов на определенной территории

Анатомия

Наука, занимающаяся изучением внутреннего строения организма

  • Строение корня растения

  • Строение сердца человека

Физиология

Наука, занимающаяся изучением процессов, происходящий в живом организме

  • Изучение процесса фотосинтеза

  • Изучение процесса образования мочи у человека

Морфолология

Наука, занимающаяся изучением внешнего строения организма

  • Исследование внешнего строения конечностей домашней пчелы в лаборатории

Цитология

Наука, занимающаяся изучением клеток

  • Исследование клеток чешуи лука в лаборатории

Экология

Наука, занимающаяся изучением взаимодействия организма с окружающей средой (в том числе при её изменениях) и организмов между собой

  • Наблюдение за осенними изменениями осины обыкновенной в городе