Файл: Христианство является самой значительной мировой религией нашего времени, в которой различают два главных направления католицизм и православие, а также многочисленные более мелкие разновидности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Христианство является самой значительной мировой религией нашего времени, в которой различают два главных направления: католицизм и православие, а также многочисленные более мелкие разновидности. Главным объектом почитания христиан есть Иисус Христос, которого большинство христианских религий считает одновременно и Богом, и человеком, некоторые - только Богом или только божественным посланником.

Христианство возникло во второй половине И ст. в одном из восточных районов Римской империи - Палестине. Главной социальной причиной возникновение христианства было бессилия угнетенных в борьбе с угнетателями.

Христианство возникло как ответвление иудаизма, у которого оно унаследовало, прежде всего, признание Ветхого завета - древнейшей части Библии. Античное христианство в своем развитии прошло три главных периода: первобытное христианство (от середины И ст. внутри II ст.), раннее христианство (от середины II ст. до начала IV вв.) и позднее христианство (от начала IV вв. до конца V века).

Этап античного христианства изменился этапом феодального христианства (VI - XV вв.) когда произошел раскол церкви на православие и католицизм. Разграничение между православием и католицизмом в христианстве начало проявляться после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г). Основной причиной этого стало соперничество между константинопольским и римским патриархом, что называл себя папой, за главенство в христианском мире. По мере усиления экономической мощи римских пап в Западной Европе росли и их претензии на роль главы Всемирной Церкви, что другой Церковью, естественно, было признано Все христиане делятся на три основных конфессии, так сказать формы служения Богу — православие, католицизм и протестантизм.

Формальное разделение христианской Церкви на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) произошел в 1054 г., когда посланец папы римского в Византии кардинал Гумберт после безрезультатных переговоров с патриархом оставил в храме Св. Софии в Константинополе письмо, что отлучает от церкви патриарха и его последователей. Патриарх в свою очередь наложил запрет на кардинала Гумберта.

Окончательно разделение Церквей завершился после захвата в 1204 г. Константинополя крестоносцами. Дело в том, что в XI - XII вв. католическая церковь практически возглавила торгово-колонизационный движение европейцев на Восток под предлогом, якобы, освобождения Иерусалима и его святынь от арабов-мусульман. Однако Четвертый Крестовый поход отправлялся уже не в Малую Азию, а в Константинополь. Крестоносцы взяли город, разграбили его, осквернили святыни православных храмов и образовали в Константинополе Латинскую империю, которая просуществовала более 50 лет. С тех пор православная и католическая Церкви продолжали жить и развиваться отдельно друг от друга.


Объектом данного реферата, является католицизм. одна из конфессий христианства

Предмет: Церковь святого Либория

Задачи:

Характерные черты католицизма

Католицизм является одним из направлений в христианстве, который возник в результате первого крупного раскола в христианстве в 1054 г. Католицизм распространен преимущественно в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе в подавляющем большинстве стран Южной Америки; его исповедует почти половина верующих Северной Америки. В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначителен.

Католицизм имеет много общего с православием и одновременно отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своеобразными средствами приспособления к стремительной смены социальной деятельности и нового религиозного сознания. Католицизм дополнил "Символ веры" новыми догматами. Католицизму присущи догматы христианства, но он имеет и специфические черты, особенности, которых не знает православная церковь. Что это за особенности?

Основным догматом католической церкви, что отличает ее от других течений в христианстве есть догмат о непогрешимости папы Римского. Он заключается в том, что папа Римский, который выступает с амвона по тем или иным вопросам веры и морали, является непогрешимым. Принятие этого догмата папство добивалось на протяжении столетий, но добилось только в 1870 г., когда его было принято католическим Вселенским Собором в Ватикане.

Ведя борьбу за духовную и светскую власть, папы шли на многочисленные союзы с королями, пользовались опекой могущественных феодалов, неустанно приумножали свои богатства и усиливали политическое влияние.

Следующий догмат католицизма - догмат о "чистилище", принятый в 1439 г. на Флорентийском соборе. Учение о "чистилище" заключается в том, что душа человека после смерти попадает в "чистилище" - место между адом и раем, имеет возможность очиститься от грехов и в дальнейшем переходить в ад или рай. Очистка душ осуществляется путем различных испытаний. Родные и близкие покойного с помощью молитв и взносов в пользу церкви могут облегчить испытание души, что находится в "чистилище". Судьба души определялась, таким образом, не только поведением человека в земной жизни, а и материальными возможностями близких покойного. Очень важным положением католицизма является тезис об особой роли духовенства, что человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства, которое имеет значительные преимущества перед мирянами и должно иметь чрезвычайные права и привилегии. В частности, католическое вероучение запрещает верующим читать Библию, поскольку это является исключительным правом духовенства. Католицизм считает канонической только Библию, которая написана на латинском языке, которым не владеет подавляющая часть верующих.



Католическая догматика устанавливает необходимость систематической исповеди верующих перед духовенством. Каждый католик должен иметь своего духовника и регулярно отчитываться ему о свои мысли и поступки; без систематической исповеди спасение невозможно. Благодаря этому требованию католическое духовенство проникает в личную жизнь верующих, каждый шаг которых находится под контролем ксендза или монаха. Систематическая исповедь, таким образом, позволяет католической церкви иметь значительное влияние на общество, особенно на женщин.

Среди религиозных положений католической церкви есть и такое: словно Христос, Богоматерь и святые имеют такое большое количество заслуг, что их хватит для обеспечения потустороннего блаженства всему существующему и будущему человечеству. Весь этот запас "добрых" дел Бог предоставил в распоряжение католической церкви; она по своему усмотрению может выделить определенную часть этих "добрых" дел " верующим для искупления грехов и личного спасения, но за это верующие должны платить церкви. Продажей Божественной благодати "ведал" специальный трибунал при папе. Там за деньги можно было получить индульгенцию - папскую грамоту, которая давала верующим отпущение грехов или определяла время, в течение которого можно было грешить.

Много своеобразного и в католическом культе. Широко используются средства эмоционального воздействия на чувства верующих. Великолепие и торжественность присущи католическому культу, богослужение сопровождается органной музыкой, сольными и хоровым пением. Богослужения в католическом культе ведется на латинском языке, непонятной большинству верующих. Чрезвычайно большую роль в католичестве играет культ Богородицы, или Мадонны. Христианство позаимствовало этот культ в более древних религий, где Богородица почиталась как Богиня-мать, Богиня плодородия. В христианской религии Богородица была преобразована в мифическую деву Марию, которая родила от "святого Духа" ребенка - Иисуса, сына Божьего. В католичестве почитание Богородицы возвышенно к догмата, а ее культ в определенной степени даже отодвинул на второй план культ Бога-отца и самого Христа. Культ Мадонны помогает католичеству влиять на миллионы верующих женщин. Католическая церковь внушает женщинам, что в деве Марии они имеют свою заместительницу перед Богом, что Мадонна может помочь им во всех жизненных трудностях.


Значительное распространение в католицизме, наряду с чествованием Богородицы, приобретает культ святых, поклонение реликвиям и мощам. За время существования католической церкви было провозглашено около 20 тыс. "святых" и почти 200 тыс. "блаженных". Папа Пий XI объявил за 17 лет своего понтификата 34 "святых" и 496 "блаженных", а Пий XII провозгласил каждого года в среднем по 5 "святых" и 40 "блаженных".

В отличие от других направлений в христианстве, католицизм международный центр управления - Ватикан и главу католической церкви - папу Римского, что избирается пожизненно. Еще в 756 г. на небольшой территории современной Италии возникла церковное государство - папская область. Она просуществовала до 1870 г., когда в процессе объединение Италии было включено до Итальянского государства. После первой мировой войны папство вступило в союз с существующим в Италии режимом. Пий XI (1922 - 1939) в 1929 г. заключил с правительством Муссолини Латеранские соглашения, согласно которым возрождалась папское государство - Ватикан.

Ватикан - самостоятельное государство на территории Италии, расположена на Ватиканском холме, где находится собор святого Павла, два папских дворцы, резиденция папы, и замок "святого ангела" (церковная тюрьма). Глава государства Ватикан избирается из кардиналов - высших представителей духовенства - на коллегии (конклаве) кардиналов. Папа отказывается от своего имени и принимает новое. Собрание кардиналов происходят в чрезвычайных случаях, в основном для выборов нового папы.

Иерархия католической церкви опирается на строгую централизацию и безусловную подчиненность низших церковных органов высшим. Возглавляется католическая иерархия "Священной коллегией кардиналов". Кардинал - это высшее духовное лицо после папы. Кардиналов назначает папа. Постоянным учреждением Ватикана является государственный секретариат. Он ведает дипломатическими отношениями со странами, с которыми Ватикан имеет отношения.

Ордена монахов имеют особые уставы. Созданы для усиления влияния католической церкви, они имеют строго централизованную структуру. Ордена возглавляют "генералы", "генеральные магистры", которым подчиняются "провинциалы" (провинциальные приоры), "магистры", а в последнее - аббаты и концептуальные приоры. Над этими лицами - генеральный капитул, то есть собрание руководителей разных рангов, что собирается раз в несколько лет. Ордена подчиняются непосредственно папе Римскому. Одним из первых католических орденов является орден бенедиктинцев, основанный в Италии в VI в.. Бенедиктом Неримским. Особым влиянием орден пользовался в Х-ХІ веках. Сегодня бенедиктинцы существуют в ряде стран Европы и Америки, имеют свои школы и университеты, периодические издания. В XI-XIII вв. появляется много орденов.


Среди монашеских орденов важное место принадлежит так называемым нищенским орденам: францисканском, основанном в XVIII веке. святым Франциском; Доминиканском. Ордена кармелитов, Августинов должны отказаться от личного имущества и жить на подаяние. Основанный Франциском Ассизским орден францисканцев получил ряд привилегий от папы - право проповеди и совершения таинств, свободного изложения в университетах. Орден доминиканцев, или "братьев проповедников", основанный в 1215 г. Домиником был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев - участников еретического движения XII-XIII вв. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономическом и духовной жизни средневекового города.

В 1534. возник орден иезуитов (общество Иисуса), основанный Игнатием Лойолой (1491-1556) для борьбы с Реформацией, который является одной из воинствующих организаций католической церкви. Орден осуществлял непримиримую борьбу против ересей, преследовал ученых, боролся с вольнодумством, составлял индекс запрещенных книг, активно способствовал закреплению неограниченной папской власти.

Формы католицизма

Протестантизм - наиболее гибкая и изящная форма христианства. Особенности идеологии и ориентации современного протестантизма обусловлены историей его возникновения и последующего развития.

Христианство никогда не было однородным, в нем постоянно возникали враждебные друг другу церкви, группы. Происходило это потому, что христианские идеи неодинаково проникали в различные социальные слои, выступая как идеологическое оформление их классовых и политических позиций. Начиная с XVI века. мелкие проявления оппозиций церкви слились в мощный поток, который охватил Европу, что обусловило появление нового направления христианства - протестантизма.

Это было в XVI веке. - эпоху Реформации, эпоху, когда на арену борьбы выходит новый класс буржуазии, для которого рамки феодального строя стали слишком тесными. В то время римско-католическая церковь была крупным центром феодальной системы, догматы которой играли роль священного феодализма, феодальных производственных отношений. Католическая церковь была и самым богатым землевладельцем, ей принадлежало не менее трех частей всех земельных владений в католических странах. Буржуазия, поднимаясь на борьбу против феодализма неизбежно должна была выступить и против католической церкви. Первый акт буржуазной революции было разыграно в форме религиозной войны, поскольку чувства и сознание масс были в целом выкормленные духовной пищей, которую им предлагала церковь. И поэтому историческое движение, содержанием которого был переход от феодализма к капитализму, должен был вступить в религиозную окраску. Именно в этот период развилась „протестантская ересь" в противоположность феодальному католицизму.