Файл: Христианство является самой значительной мировой религией нашего времени, в которой различают два главных направления католицизм и православие, а также многочисленные более мелкие разновидности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выступающие против церкви как неотъемлемого института феодализма, идеологи протестантизма отрицали богослужебную практику католической церкви, те догматические положения, на которых она основывалась. Свои же реформы протестанты обосновали „действительным прочтением священного писания" (Библии), которое они объявили единственным авторитетом в вопросах веры.
Человек для протестантизма-уже не является звеном в цепи личной общности, как это было в средневековом христианстве. Индивидуализация, характерная для буржуазной эпохи, выдвигает на повестку дня такую перестройку религиозных представлений, в которой человек со своей индивидуальной своеобразием смогла бы включиться в ситуацию религиозного переживания. Например, если православие и католицизм регламентирующих систему постов, то протестантизм предлагает каждому решать этот вопрос, исходя из собственных вкусов, пристрастий, привычек.
Претерпела изменений в протестантизме и сама идея Бога. С точки зрения протестантской идеологии, Бог существует потому, что он нужен человеку, который в него верит. „Во что веришь, то и имеешь” - вот формула протестантов. В разных странах Западной Европы протестантизм вступает в особых, специфических форм. Наиболее значительными направлениями в протестантизме, что возникли в XVI в., были лютеранство и кальвинизм.
Лютеранство. Одним с первых шагов реформаторского движения был выступление в 1517. немецкого монаха Мартина Лютера (1483-1546) против власти римских пап и торговли индульгенциями. Одним из центральных догматов протестантизма стало учение Лютера о спасении души. Лютер утверждал, что человек может спасти душу только благодаря личной вере, которая непосредственно даруется ей Богом. Таким образом, он выступал против претензии католического духовенства относительно контроля веры и совести на правах посредника между людьми и Богом. Было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, римской курии, т. е. всей иерархии, которая дорого стоит. Было открыто и авторитет папских декретов и посланий, уровень соборов. Единственным авторитетом в вопросах веры было признано „священное писания”, право толковать которое придавалось каждому верующему.
Кальвинизм. В начале XVI века. возник еще один разновидность реформаторского движения - кальвинизм. Жан Кальвин, который выступил против католицизма, возглавил реформаторское движение. Главные идеи своего учение он изложил в трудах „Наставление в христианской вере” и „Церковные установления”. Одним из главных догматов кальвинизма является учение об „абсолютном предопределении”: еще до „сотворения мира" Бог якобы предопределил судьбы людей, одним - рай, другим - ад, и никакие усилия людей, никакие „добрые дела” не смогут изменить того приговора. Хотя начертание Бога людям неизвестны, они могут догадываться о своей судьбе с того, как складывается их земную жизнь: профессиональная деятельность каждого есть „Божье предопределение” и большие успехи в ней является признаком избранности для спасения.
Кальвинизм, стоя на позициях консерватизма, в решении коренных социально-политических проблем современности, подчеркивает всемогущество Бога и ничтожность человека. Учение радикальное провело реформирование христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа - иконы, свечи и тому подобное - было отменено, основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящая роль в общинах отводилась пресвитерам - старшинам и проповедникам, которые и направили религиозную жизнь общины.
Догматика. Библия - основное средство, с помощью которого Бог якобы добивается спасения людей. Как вместилище божественного сознания, Библия противопоставляется человеческому знанию. Главное внимание отводится Новому завету, но практически - его толкованию той или иной сектой. Это касается и современного баптизма, который толкует Евангелие в своих собственных интересах. Человек получает спасение и оправдание от Бога не собственными делами - утверждают баптисты, а через веру в жертву, принесенную Христом на Голгофском кресте. Но спасает только Бог, ибо без Божьей помощи не может появиться вера в сердцах людей.
Баптизм привлекает людей своими моральными нормами, учитывает то, что для верующих религия всегда выступала, как наука жизни, как истолкование их жизненного опыта. В морали баптистов можно выделить вопрос о смысле жизни, нормы нравственности, правила поведения. Проповедуется идея богоданности морали и аморальности безбожников. Баптисты поддерживают учение о триедином боге, верят в соблазнительную миссию Христа, его второе пришествие, в страшный суд. Баптисты считают, что за все их грехи перед Богом и людьми уже понес наказание Христос. А им остается только верить в него и таким образом „очиститься”.
Несколько раз в неделю, обязательно в воскресенье, баптисты собираются в молитвенных домах, где провозглашаются коллективные молитвы, звучат религиозные гимны, нередко в сопровождении музыкальных инструментов. Раз в месяц, в первое воскресенье, происходит причащение всех членов общины (хлебопереломления), или ужин любви. Обряд крещения отправляется над взрослыми после соответствующей религиозной подготовки и символизирует „духовное возрождение" и принятия в общину. Баптисты отрицают крещение младенцев, считая, что те не веры, у взрослого ведь есть вера и свобода выбора. Он сознательно выбирает религию. Не считаются таинствами крещение и хлебопереломления.
Смысл жизни баптисты считают в спасении и достижении блаженства в раю. Баптисты отмечают все христианские праздники, связанные с именем Христа, а также свадьбы, похороны, дни рождения членов общины. Человек, попавший в баптистскую общину, постепенно теряет связь с внешним миром. Все, что происходит вне общиной, считается греховным. Жизнь баптиста четко регламентировано. Все свободное время он посвящает пропаганде Библии, баптистским собранию. Он отдает на пользу общин значительную часть своего заработка, ему не рекомендуется вступать в брак с людьми другой веры, а тем более - с неверующими.
Адвентисты делятся на несколько группировок. Самыми многочисленными среди них есть последователи „пророчицы” Елены Уайт, которые признают еженедельные праздник субботы. В наше время около половины членов всех общин адвентистов проживают в Украине, в основном в Черновицкой, Черкасской, Винницкой областях.
Пятидесятники верят в возможность восхождения к них святого духа и непосредственно общение с Богом, с надеждой получить от него, так называемые, дары святого духа: способности к изучению других языков, пророчества, исцеления. Собрание пятидесятников сопровождаются явлениями массового религиозного экстаза, наносят вреда здоровью. Общины пятидесятников сейчас существуют в Украине, в Белоруссии, Молдове, Казахстане, различных областях России.
Иеговисты определяют единого бога Иегову и готовятся к армагедона - конца света. Это одна из крайних форм секстанства. В 1931 г. секта зарегистрировалась под названием „Общество свидетелей Иеговы”. „Свидетели Иеговы” действуют, главным образом, на Украине, в Молдавии, на Северном Кавказе и в США.
Церковь Святого Либория
Церковь святого Либория — католический храм в городе Краснодар, Россия. Административно относится к Краснодарскому деканату епархии святого Климента с центром в Саратове, возглавляемой епископом Клеменсом Пиккелем. Церковь названа в честь католического святого Либория.
Екатеринодар (сегодня — Краснодар) был основан в конце XVIII в. (1793 году) в качестве столицы Кубанского казачьего войска на южных рубежах России. Известно, что уже в 1860 году в казачьих подразделениях служили офицеры и рядовые католического вероисповедания.
С 1863 года на Кубани действовало Екатеринодарское католическое военное капелланство (с временной часовней). Первым капелланом был священник Антоний Юзеф Ходоровский. С возникновением постоянного католического поселения в городе и округе военный капеллан одновременно стал настоятелем прихода.
К Екатеринодарскому приходу были приписаны католики Темрюка и Майкопа (с филиальным храмом Святого Антония Падуанского), станиц Крымская и Тихорецкая, а также католики, проживавшие в станицах Кубанской области. Кроме храма в Екатеринодаре, на территории нынешнего Краснодарского края действовали католическая филиальная церковь в Новороссийске, часовня в Армавире, церкви немецких колоний Семёновка и Новониколаевка.
С 1907 года в Екатеринодар назначались особые викарные священники для католиков армянского обряда. В 1910 году Екатеринодар стал центром Екатеринодарской армяно-католической курации, в пастырском попечении которой находились армяно-католики всего Северного Кавказа, Астрахани, Воронежа, Пензы, Ростова-на-Дону, Саратова, Самары и Царицына. Армяно-католики г.Крымска имели собственную часовню, также входившую в состав Екатеринодарской курации.
В 1936 году, во время сталинских гонений на церковь, был арестован и сослан священник армянского обряда Карапет Дилургян, который являлся викарием апостольского администратора для верующих армяно-католиков на территории всего СССР и был настоятелем краснодарской армяно-католической общины.
В 1937 году арестован и приговорен к смертной казни священник Акоп Термажера-Тихоян.
Католический Храм был закрыт в конце 1937 года, по другим сведениям в 1938 году. После войны здание церкви было перестроено, разделено на два этажа и отдано под жильё. Этот ныне жилой дом, сохранился до наших дней и находится по адресу: ул. Советская, 30. В постсоветское время римско-католическая община безрезультатно пыталась вернуть здание бывшего храма.
Возрождение Прихода
Возрождение католической общины в Краснодаре началось в 1992 году. Из Польши в 1992 году приехал о. Анджей Моравский, ставший настоятелем прихода Св. Михаила на хуторе Семёновском, он сумел разыскать католиков и в областном центре. 6 декабря 1993 года состоялось учредительное собрание католического прихода, согласно решения которого 27 декабря 1993 года в отделе юстиции Краснодарского края было зарегистрировано римско-католическое религиозное объединение церкви Розария Пресвятой Девы Марии и святой Варвары. С этого периода о. Анджей стал раз в месяц совершать мессу в помещении фирмы «СЕАБ». В 1994 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич отозвал о. Анджея в Москву: где он был назначен настоятелем прихода свв. Петра и Павла. Служение в Краснодаре продолжил его преемник, настоятель прихода на хуторе Семеновском, о. Януш Бляут. К этому времени мессы стали совершаться в Доме национальных культур.
Церковь Святого Либория
В 1996 году посетивший Россию священник из Германии о. Пауль Кайзер изъявил желание оказать материальную помощь в строительстве храмов в Краснодаре и Анапе. Единственным условием было посвящение их в будущем святому Либорию — покровителю диоцеза Падерборн (родной епархии о. Пауля).
В 1996 г. о. Анджей Моравский возвратился в Краснодар. В этом же году администрацией города был выделен участок под строительство площадью 0,4 га по адресу: ул. Пустовойта, 10/113 (сегодня ул 40-летия Победы, д.172). На тот момент этот район города являлся отдаленной окраиной и был заселен слабо, но план перспективного развития Краснодара предусматривал здесь в будущем строительство жилых районов.
16 сентября 1996 года Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский освятил строительную площадку храма св. Либория. С этого времени началось освоение участка и возведение временной часовни. 16 марта 1997 г. архиепископ Джон Буковский освятил временную часовню, представляющую собой небольшое помещение типового торгового павильона. В июне того же года началось строительство жилого дома для священника и помещений для катехизации. 17 августа 1997 г. Апостольский администратор европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич в присутствии Генерального викария епархии Падерборн о. Бруно Крессинга и о. Пауля Кайзера освятил краеугольный камень будущего храма, строительство которого началось в сентябре. Новый храм, к которому прилегают вспомогательные помещения, выделенные в двухэтажное строение, имеет вид массивного здания с плоской крышей и вытянутыми по горизонтали узкими оконными проемами. Торжественное освящение храма совершил 14 ноября 1999 года Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский в присутствии епископа Клеменса Пиккеля, епископа И.И. Дегенхардта и священников юга России.
2 сентября 2000 г. Апостольский администратор юга России епископ Клеменс Пиккель в присутствии архиепископа Йоганнеса Йоахима Дегенгардта из Падерборна и представителя Катовицкого митрополита о. Юзефа Крентоша освятил сразу два храма – святого Либория в Краснодаре и святых Ядвиги Силезской и Либория в Анапе. В том же 2000 г. временная часовня, представляющая собой типовой сборно-разборный торговый павильон, была перевезена из Краснодара в Нальчик.
После возрождения прихода настоятелями были:
С 1993 по 1994 год - о. Анджей Моравский
С 1994 по 1996 год - о. Януш Бляут
С 1996 по 2001 год - о. Анджей Моравский