Файл: Группа 1420Б2п бражкина А. И. Практическое задание диагностика детскородительских отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Группа 1420Б2ПС2. Бражкина А.И.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 4. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Каждый студент индивидуально проводит психологическую диагностику ребенка в возрасте от 3-х до 10-ти лет и его родителей. Целью работы является определение особенностей эмоционального отношения ребёнка к членам семьи и восприятия родителями своего ребёнка, а также формирование рекомендаций родителям по воспитанию своего ребёнка.

Родительское отношение представляет установки, чувства, поведенческие стереотипы, сформированные у родителей и практикуемые во взаимодействии с ребёнком, а также особенности восприятия и понимания его личности и поступков.

Предварительно должна быть собрана социологическая информация о ребёнке, других детях в семье и родителях (см. Задание 1).

При проведении исследования используется тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина [1] и проективный рисунок «Моя семья» [2].

По итогам тестирования должны быть разработаны: характеристика эмоционального восприятия ребёнка своей семьи, характеристика детско- родительских отношений, рекомендации родителям по взаимодействию с ребёнком и другими членами семьи. Полученные результаты и рекомендации обсуждаются с родителями.

На практическом занятии студент представляет социологическую информацию о ребёнке и его семье, детский рисунок, описывает процедуру рисования и сообщает ответы ребёнка на заданные вопросы, указывает баллы, набранные родителями в ходе тестирования, формулирует выводы и рекомендации, а также указывает результаты консультирования родителей. Продолжительность презентации составляет 5-7 минут.

Опросник родительского отношения

Цель работы: определить особенности родительского отношения к ребёнку.

Задачи работы:

  • изучить особенности отношения к ребёнку каждого из родителей и описать преобладающий тип отношений, проблемные и перспективные зоны;

  • сравнить особенности отношения к ребёнку разных родителей, выявить возможности компенсации одного типа родительского отношения другим;

  • разработать рекомендации по развитию и формированию родительских установок по отношению к ребёнку.

Процедура исследования включает заполнение опросника каждым родителем, участвующим в воспитании ребенка, или тем человеком, который замещает родителей (например, бабушка, дедушка, приёмные родители). Перед проведением исследования психолог сообщает, что тестирование поможет выявить проблемные области во взаимоотношениях с ребенком и найти оптимальные стратегии взаимодействия с ним. Для создания атмосферы доверия и позитивного отношения к опросу психолог информирует родителей о том, что по данным, которые будут получены в ходе отчета об исследовании, нельзя будет идентифицировать конкретную семью. Психологу следует узнать, сколько детей воспитывает каждый родитель, и сообщить, что тест заполняется только на одного ребёнка. Перед заполнением теста родитель указывает имя, пол и возраст оцениваемого ребёнка на бланке.


Тест включает 61 утверждение, с каждым из которых испытуемый может согласиться или не согласиться. В тесте используются прямые и обратные вопросы. Если испытуемый затрудняется с выбором ответа, то психологу надо повторить часть инструкции: «Не задумывайтесь долго над ответами. Ваша первая реакция с наибольшей вероятностью будет самым естественным для Вас способом мыслить, чувствовать или действовать. Помните, что правильных или неправильных ответов не бывает». Можно и кратко ответить на сомнения испытуемых: «Выберите тот ответ, с которым Вы бы согласились в большинстве ситуаций». После того, как испытуемый ответит на вопросы, психологу следует убедиться в том, что бланк ответов заполнен полностью.

Время для ответов не ограничено. Средняя продолжительность опроса составляет 5-10 минут.

Инструкция

Вам предлагается ответить на вопросы теста. Результаты небольшого исследования помогут Вам в создании и сохранении комфортной психологической среды для Вашего ребёнка. Если Вы воспитываете двух и более детей, то на каждого ребёнка тест заполняется отдельно.

Выразите свое согласие или несогласие с предложенными утверждениями, сделав заливку жёлтого цвета или поставив галочку в соответствующем столбце. Помните, что правильных или неправильных ответов не бывает.

Бланк ответов

1. Общая информация о ребёнке

Имя ребёнка

Полина

Пол ребёнка

М

Ж

Возраст (количество полных лет):

7

2. Моё отношение к ребёнку



Утверждение

Да

Нет

1

Я всегда сочувствую своему ребенку

+




2

Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок

+




3

Я уважаю своего ребенка

+




4

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно

отклоняется от нормы




+

5

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных

жизненных проблем, если они его травмируют




+

6

Я испытываю к ребенку чувство расположения

+




7

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни

+




8

Мой ребенок часто неприятен мне




+

9

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку

+




10

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу




+

11

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку




+

12

Мой ребенок ничего не добьется в жизни




+

13

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.




+

14

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают




+

15

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

+




16

Мой ребенок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне




+

17

Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка




+

18

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при

всем старании




+

19

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него

вырастет порядочный человек




+

20

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в

дом

+




21

Я принимаю участие в своем ребенке

+




22

К моему ребенку липнет все дурное




+

23

Мой ребенок не добьется успеха в жизни




+

24

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось




+

25

Я жалею своего ребенка

+




26

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям

+




27

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время

+




28

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким

+




29

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку




+

30

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни

+




31

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него

+




32

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка

+




33

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка

+




34

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка

+




35

В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав

+




36

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться

+




37

Я всегда считаюсь с ребенком

+




38

Я испытываю к ребенку дружеские чувства

+




39

Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень

+




40

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком




+

41

Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство

+




42

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее




+

43

Я разделяю увлечения своего ребенка

+




44

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно

+




45

Я понимаю огорчения своего ребёнка

+




46

Мой ребенок часто раздражает меня

+




47

Воспитание ребёнка — сплошная нервотрёпка




+

48

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер




+

49

Я не доверяю своему ребенку

+




50

За строгое воспитание дети благодарят потом




+

51

Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка




+

52

В моем ребёнке больше недостатков, чем достоинств




+

53

Я разделяю интересы своего ребенка

+




54

Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так

+




55

Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни




+

56

Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть

+




57

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка

+




58

Нередко я восхищаюсь своим ребёнком

+




59

Ребенок не должен иметь секретов от родителей

+




60

Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него




+

61

Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям

+





3. Общая информация о родителе

Пол

М

Ж

Возраст (количество полных лет)

42

Статус по отношению к ребёнку

Мать

Род деятельности, которым вы занимаетесь (профессия)

Общественная деятельность

Дата заполнения: «25» декабря 2022г.

Отец отказался проходить опросник

Порядок обработки полученных данных

Для определения числа полученных баллов сопоставьте ответы испытуемого с ключом следующим образом.

Каждому ответу типа «Да» на утверждение прямой шкалы присваивается 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Каждому ответу типа «Да» на утверждение обратной шкалы присваивается 0 баллов, а за каждый ответ типа «Нет» – 1 балл. Итоговый балл по шкале образуется путём сложения баллов, полученных по прямым и обратным утверждениям, которые совпали с ключом (табл. 5).

Таблица 5. Ключ для определения типа родительского отношения



Наименование шкалы

Тип шкалы

Номера утверждений

Сумма баллов по шкале

1

Принятие

Прямая

3, 5, 6, 20, 27, 37, 38, 43, 45,

53, 56

10

26

Отвержение

Обратная

8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23,

24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46,

47, 49, 51, 52, 55, 60

16

2

Кооперация

Прямая

21, 25, 31, 33, 34, 35, 36

7

3

Симбиоз

Прямая

1, 4, 7, 28, 32,41, 58

6

4

Контроль

Прямая

2, 19, 30, 48, 50, 57, 59

4

5

Отношение к неудачам

Прямая

9, 11, 13, 17, 22, 54, 61

3

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1. Принятие/отвержение. Принятие – 10, Отвержение – 16. В сумме 26 – высокий уровень.

Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность,
одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

2. Кооперация – 7 баллов – высокий уровень.

Высокие баллы по этой шкале являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

3. Симбиоз – 6 – высокий уровень.

Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

4. Контроль – 4 – средний уровень.

Баланс между высоким и низким уровнями контроля.

Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки.

Низкие баллы по этой же шкале свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей.

5. Отношениекнеудачам – 3 – среднее, крайне близкое к низкому уровню.

Низкие баллы по этой же шкале свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Выводы и рекомендации

Тип отношения матери к ребёнку – оптимальный тип отношений. Для этого типа отношений характерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. В этом случае личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе) развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается.

Можно сказать, что со стороны матери идет авторитетный стиль воспитания.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование.


У отца тип отстранённости. А стиль воспитания авторитарный. При авторитарном стиле воспитания придерживается традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жесткость запретов и требований. 

В семье непоследовательный тип семейного воспитания. Здесь отсутствуют четкие требования к ребенку, на почве разногласий между родителями в выборе дозволенного и не дозволенного для ребенка, в выборе воспитательных воздействий между родителями. Это нарушает социально – психологическую дезадаптацию у ребенка. Ребенку сложно маневрировать между требованием родителей, что может способствовать возникновению невротических реакций у ребенка, агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе и формированию социально – психологической дезадаптации. При, таком стиле у ребенка отсутствует стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Нет четких, конкретных ориентиров в оценках и поведении. Такой стиль семейного воспитания формирует неуправляемую, импульсивную, неуверенную в себе, тревожную личность.

Рекомендации родителям при попустительском стиле воспитания.

  1. Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.

  2. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребёнка.

  3. Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.

  4. Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

  5. Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

  6. Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни.



Проективный рисунок «Моя семья»

Цель работы — определить особенности эмоционального отношения ребёнка к семье и своему месту в ней.

Задачи работы:

  • провести анализ состава семьи в восприятии ребёнка;

  • провести анализ взаимоотношений в семье;

  • провести анализ эмоционального отношения ребёнка к каждому члену семьи, включая себя самого;

  • разработать рекомендации по сохранению или созданию комфортной психологической атмосферы для ребёнка в семье.