Файл: Группа 1420Б2п бражкина А. И. Практическое задание диагностика детскородительских отношений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Группа 1420Б2ПС2. Бражкина А.И.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 4. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каждый студент индивидуально проводит психологическую диагностику ребенка в возрасте от 3-х до 10-ти лет и его родителей. Целью работы является определение особенностей эмоционального отношения ребёнка к членам семьи и восприятия родителями своего ребёнка, а также формирование рекомендаций родителям по воспитанию своего ребёнка.
Родительское отношение представляет установки, чувства, поведенческие стереотипы, сформированные у родителей и практикуемые во взаимодействии с ребёнком, а также особенности восприятия и понимания его личности и поступков.
Предварительно должна быть собрана социологическая информация о ребёнке, других детях в семье и родителях (см. Задание 1).
При проведении исследования используется тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина [1] и проективный рисунок «Моя семья» [2].
По итогам тестирования должны быть разработаны: характеристика эмоционального восприятия ребёнка своей семьи, характеристика детско- родительских отношений, рекомендации родителям по взаимодействию с ребёнком и другими членами семьи. Полученные результаты и рекомендации обсуждаются с родителями.
На практическом занятии студент представляет социологическую информацию о ребёнке и его семье, детский рисунок, описывает процедуру рисования и сообщает ответы ребёнка на заданные вопросы, указывает баллы, набранные родителями в ходе тестирования, формулирует выводы и рекомендации, а также указывает результаты консультирования родителей. Продолжительность презентации составляет 5-7 минут.
Опросник родительского отношения
Цель работы: определить особенности родительского отношения к ребёнку.
Задачи работы:
-
изучить особенности отношения к ребёнку каждого из родителей и описать преобладающий тип отношений, проблемные и перспективные зоны; -
сравнить особенности отношения к ребёнку разных родителей, выявить возможности компенсации одного типа родительского отношения другим; -
разработать рекомендации по развитию и формированию родительских установок по отношению к ребёнку.
Процедура исследования включает заполнение опросника каждым родителем, участвующим в воспитании ребенка, или тем человеком, который замещает родителей (например, бабушка, дедушка, приёмные родители). Перед проведением исследования психолог сообщает, что тестирование поможет выявить проблемные области во взаимоотношениях с ребенком и найти оптимальные стратегии взаимодействия с ним. Для создания атмосферы доверия и позитивного отношения к опросу психолог информирует родителей о том, что по данным, которые будут получены в ходе отчета об исследовании, нельзя будет идентифицировать конкретную семью. Психологу следует узнать, сколько детей воспитывает каждый родитель, и сообщить, что тест заполняется только на одного ребёнка. Перед заполнением теста родитель указывает имя, пол и возраст оцениваемого ребёнка на бланке.
Тест включает 61 утверждение, с каждым из которых испытуемый может согласиться или не согласиться. В тесте используются прямые и обратные вопросы. Если испытуемый затрудняется с выбором ответа, то психологу надо повторить часть инструкции: «Не задумывайтесь долго над ответами. Ваша первая реакция с наибольшей вероятностью будет самым естественным для Вас способом мыслить, чувствовать или действовать. Помните, что правильных или неправильных ответов не бывает». Можно и кратко ответить на сомнения испытуемых: «Выберите тот ответ, с которым Вы бы согласились в большинстве ситуаций». После того, как испытуемый ответит на вопросы, психологу следует убедиться в том, что бланк ответов заполнен полностью.
Время для ответов не ограничено. Средняя продолжительность опроса составляет 5-10 минут.
Инструкция
Вам предлагается ответить на вопросы теста. Результаты небольшого исследования помогут Вам в создании и сохранении комфортной психологической среды для Вашего ребёнка. Если Вы воспитываете двух и более детей, то на каждого ребёнка тест заполняется отдельно.
Выразите свое согласие или несогласие с предложенными утверждениями, сделав заливку жёлтого цвета или поставив галочку в соответствующем столбце. Помните, что правильных или неправильных ответов не бывает.
Бланк ответов
1. Общая информация о ребёнке
Имя ребёнка | Полина | Пол ребёнка | М | Ж | |
Возраст (количество полных лет): | 7 |
2. Моё отношение к ребёнку
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | Я всегда сочувствую своему ребенку | + | |
2 | Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок | + | |
3 | Я уважаю своего ребенка | + | |
4 | Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы | | + |
5 | Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют | | + |
6 | Я испытываю к ребенку чувство расположения | + | |
7 | Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни | + | |
8 | Мой ребенок часто неприятен мне | | + |
9 | Я всегда стараюсь помочь своему ребенку | + | |
10 | Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу | | + |
11 | Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку | | + |
12 | Мой ребенок ничего не добьется в жизни | | + |
13 | Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. | | + |
14 | Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают | | + |
15 | Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. | + | |
16 | Мой ребенок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне | | + |
17 | Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка | | + |
18 | Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании | | + |
19 | Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек | | + |
20 | Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом | + | |
21 | Я принимаю участие в своем ребенке | + | |
22 | К моему ребенку липнет все дурное | | + |
23 | Мой ребенок не добьется успеха в жизни | | + |
24 | Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось | | + |
25 | Я жалею своего ребенка | + | |
26 | Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям | + | |
27 | Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время | + | |
28 | Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким | + | |
29 | Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку | | + |
30 | Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни | + | |
31 | Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него | + | |
32 | Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка | + | |
33 | При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка | + | |
34 | Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка | + | |
35 | В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав | + | |
36 | Дети рано узнают, что родители могут ошибаться | + | |
37 | Я всегда считаюсь с ребенком | + | |
38 | Я испытываю к ребенку дружеские чувства | + | |
39 | Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень | + | |
40 | Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком | | + |
41 | Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство | + | |
42 | Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее | | + |
43 | Я разделяю увлечения своего ребенка | + | |
44 | Мой ребенок может вывести из себя кого угодно | + | |
45 | Я понимаю огорчения своего ребёнка | + | |
46 | Мой ребенок часто раздражает меня | + | |
47 | Воспитание ребёнка — сплошная нервотрёпка | | + |
48 | Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер | | + |
49 | Я не доверяю своему ребенку | + | |
50 | За строгое воспитание дети благодарят потом | | + |
51 | Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка | | + |
52 | В моем ребёнке больше недостатков, чем достоинств | | + |
53 | Я разделяю интересы своего ребенка | + | |
54 | Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так | + | |
55 | Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни | | + |
56 | Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть | + | |
57 | Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка | + | |
58 | Нередко я восхищаюсь своим ребёнком | + | |
59 | Ребенок не должен иметь секретов от родителей | + | |
60 | Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него | | + |
61 | Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям | + | |
3. Общая информация о родителе
Пол | М | Ж |
Возраст (количество полных лет) | 42 | |
Статус по отношению к ребёнку | Мать | |
Род деятельности, которым вы занимаетесь (профессия) | Общественная деятельность |
Дата заполнения: «25» декабря 2022г.
Отец отказался проходить опросник
Порядок обработки полученных данных
Для определения числа полученных баллов сопоставьте ответы испытуемого с ключом следующим образом.
Каждому ответу типа «Да» на утверждение прямой шкалы присваивается 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Каждому ответу типа «Да» на утверждение обратной шкалы присваивается 0 баллов, а за каждый ответ типа «Нет» – 1 балл. Итоговый балл по шкале образуется путём сложения баллов, полученных по прямым и обратным утверждениям, которые совпали с ключом (табл. 5).
Таблица 5. Ключ для определения типа родительского отношения
№ | Наименование шкалы | Тип шкалы | Номера утверждений | Сумма баллов по шкале |
1 | Принятие | Прямая | 3, 5, 6, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56 10 | 26 |
Отвержение | Обратная | 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60 16 | ||
2 | Кооперация | Прямая | 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36 | 7 |
3 | Симбиоз | Прямая | 1, 4, 7, 28, 32,41, 58 | 6 |
4 | Контроль | Прямая | 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59 | 4 |
5 | Отношение к неудачам | Прямая | 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61 | 3 |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1. Принятие/отвержение. Принятие – 10, Отвержение – 16. В сумме 26 – высокий уровень.
Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность,
одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
2. Кооперация – 7 баллов – высокий уровень.
Высокие баллы по этой шкале являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
3. Симбиоз – 6 – высокий уровень.
Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
4. Контроль – 4 – средний уровень.
Баланс между высоким и низким уровнями контроля.
Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки.
Низкие баллы по этой же шкале свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей.
5. Отношениекнеудачам – 3 – среднее, крайне близкое к низкому уровню.
Низкие баллы по этой же шкале свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Выводы и рекомендации
Тип отношения матери к ребёнку – оптимальный тип отношений. Для этого типа отношений характерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. В этом случае личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе) развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается.
Можно сказать, что со стороны матери идет авторитетный стиль воспитания.
Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование.
У отца тип отстранённости. А стиль воспитания авторитарный. При авторитарном стиле воспитания придерживается традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жесткость запретов и требований.
В семье непоследовательный тип семейного воспитания. Здесь отсутствуют четкие требования к ребенку, на почве разногласий между родителями в выборе дозволенного и не дозволенного для ребенка, в выборе воспитательных воздействий между родителями. Это нарушает социально – психологическую дезадаптацию у ребенка. Ребенку сложно маневрировать между требованием родителей, что может способствовать возникновению невротических реакций у ребенка, агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе и формированию социально – психологической дезадаптации. При, таком стиле у ребенка отсутствует стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Нет четких, конкретных ориентиров в оценках и поведении. Такой стиль семейного воспитания формирует неуправляемую, импульсивную, неуверенную в себе, тревожную личность.
Рекомендации родителям при попустительском стиле воспитания.
-
Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. -
Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребёнка. -
Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания. -
Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. -
Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. -
Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни.
Проективный рисунок «Моя семья»
Цель работы — определить особенности эмоционального отношения ребёнка к семье и своему месту в ней.
Задачи работы:
-
провести анализ состава семьи в восприятии ребёнка; -
провести анализ взаимоотношений в семье; -
провести анализ эмоционального отношения ребёнка к каждому члену семьи, включая себя самого; -
разработать рекомендации по сохранению или созданию комфортной психологической атмосферы для ребёнка в семье.